Управления товарной политикой предприятия (на материалах ООО «Исток»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 23:34, дипломная работа

Краткое описание

Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений. В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики.

Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность и роль товарной политики предприятия в условиях рынка
1.2. Принципы формирования товарной политики предприятия и методы ее построения
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКОЙ ООО «ИСТОК»
2.1. Общая характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.2. Оценка управления товарной политикой предприятия.

ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКОЙ ООО «ИСТОК»
3.1. Формирование новой товарной политики предприятия
3.2. Экономический эффект от внедрения предложенной политики

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_01.docx

— 222.79 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из табл. 2.7. цены закупки и реализации также в течение рассматриваемого периода изменялись – в 2010 году произошло их снижение относительно 2009 года (из-за высокого урожая) и, соответственно, рост в 2011 году (неурожай).

Очевидно, что ООО «Исток» является посредником между сельхозпроизводителями и предприятиями пищевой промышленности (птицефабрики, хлебзаводы и др.). При этом финансовый результат ООО «Исток» напрямую связан с уровнем наценки. В течение рассматриваемого периода средний уровень наценки сделанной ООО «Исток» составил 4,7%. Для каждой товарной группы данный показатель имеет различное значение.

Имея данные по объему сбыта в натуральном выражении и средние цены продажи можем рассчитать товарооборот ООО «Исток» за 2009-2011 годы. Результаты представим в табл. 2.8.

 

 

 

 

 

Таблица 2.8

Динамика товарооборота в ООО «Исток» за 2009-2011 гг., тыс. руб.

№ п/п

Товарная группа

2009 год

2010 год

2011 год

тыс. руб.

уд. вес %

тыс. руб.

уд. вес %

тыс. руб.

уд. вес %

1

ячмень

18631,04

15,64%

18347,10

11,11%

22371,78

16,36%

2

зерно фуражное

26874,44

22,56%

43481,47

26,33%

33585,01

24,56%

3

зерно продовольственное

43027,70

36,12%

57056,01

34,55%

45892,23

33,56%

4

семена подсолнечника

4252,74

3,57%

8967,12

5,43%

4745,11

3,47%

5

просо

16546,37

13,89%

16745,24

10,14%

18720,64

13,69%

6

рожь

9792,02

8,22%

20543,47

12,44%

11432,03

8,36%

Итого:

119124,3

100%

165140,4

100%

136746,8

100%


 

В силу различных причин (не перечислены денежные средства) товарооборот имеет нерегулярный, неритмичный характер. Данные, приведенные в таблице 2.8., явно показывают нестабильность объемов продаж товаров на данном предприятии (необходимо отметить, что практически по всей номенклатуре предлагаемых предприятием товаров объем сбыта напрямую зависит от объемов заказов на тот или иной месяц).

В структуре товарооборота ООО «Исток» основное место занимает продажа зерновых культур – порядка 45-50%. Незначительную долю в товарообороте занимает семена подсолнечника, так как предприятие впервые занялось их реализацией в 2009 году.

В 2011 году общий объем товарооборота составил 136746,8 тыс. руб., что на 17622,5 тыс. руб. (или 14,79%) больше значения 2009 года. При этом относительно 2010 года он сократился на 28393 тыс. руб. или 17,19%.

Кроме анализа «количественных» показателей управления товарной политикой предприятия могут быть рассчитаны различные коэффициенты («качественные» показатели), характеризующие эффективность управления товарной политикой. Основными из них являются показатели времени обращения и скорости товарооборота.

Время обращения (В) показывает число дней, за которые был реализован средний товарный запас в прошедшем периоде, и вычисляется по формуле:

(2.1)


где

Z - средний товарный запас, руб.;

Т - фактический однодневный товарооборот этого же периода, руб.

Однодневный товарооборот определяется путем деления общего объема товарооборота на число дней в периоде:

(2.2)


где

О – объем товарооборота за рассматриваемый период, руб.

t – число дней в периоде.

Скорость товарооборота (С) показывает число оборотов среднего товарного запаса и определяется по формуле:

(2.3)


Вычисления показателей оборачиваемости производят с учетом наличия запасов на складе, включая продажу со склада. В таблице 2.9. представлены значения товарных запасов (Z) в ООО «Исток» за 2009-2011 гг.

Таблица 2.9

Запасы товаров (Z) в ООО «Исток» за 2009-2011 гг., тыс. руб.

№ п/п

Товарная группа

2009 г.

2010 г.

2011 г.

тыс. руб.

уд. вес %

тыс. руб.

уд. вес %

тыс. руб.

уд. вес %

1

зерно продовольственное (Z1)

1582,57

22,77%

1442,51

27,99%

667,36

21,21%

2

зерно фуражное (Z2)

1874,74

26,97%

1259,46

24,44%

569,30

18,10%

3

ячмень (Z3)

1376,12

19,80%

937,21

18,18%

664,56

21,12%

4

просо (Z4)

850,19

12,23%

548,08

10,63%

561,67

17,85%

5

рожь (Z5)

928,52

13,36%

757,33

14,69%

444,22

14,12%

6

семена подсолнечника (Z6)

337,85

4,86%

209,41

4,06%

238,90

7,59%

Итого:

6950

100%

5154

100%

3146

100%


 

Произведем вычисления показателей оборачиваемости по вышеуказанным формулам. Для начала определим однодневный фактический товарооборот (Т) по каждой товарной группе, на основании таблицы 2.8 и формула 2.2. Результаты представим в табл. 2.10.

Таблица 2.10

Однодневный товарооборот (Т) ООО «Исток» за 2009-2011 гг., тыс. руб.

№ п/п

Товарная группа

2009 г.

2010 г.

2011 г.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

1

зерно продовольственное (Т1)

119,52

158,49

127,48

2

зерно фуражное (Т2)

74,65

120,78

93,29

3

ячмень (Т3)

51,75

50,96

62,14

4

просо (Т4)

45,96

46,51

52,00

5

рожь (Т5)

27,20

57,07

31,76

6

семена подсолнечника (Т6)

11,81

24,91

13,18

среднее годовое значение Т:

330,90

458,72

379,85


 

Определим время обращения товарных запасов (В) по каждой номенклатурной группе с использованием данных табл. 2.9. и 2.10 и формула 2.1. Результаты представим в табл. 2.11

Таблица 2.11

Время обращения товарных запасов (В) ООО «Исток» за 2009-2011 гг., дни

№ п/п

Товарная группа

2009 г.

2010 г.

2011 г.

дни

дни

дни

1

зерно продовольственное (В1)

13,2

9,1

5,2

2

зерно фуражное (В2)

25,1

10,4

6,1

3

ячмень (В3)

26,6

18,4

10,7

4

просо (В4)

18,5

11,8

10,8

5

рожь (В5)

34,1

13,3

14,0

6

семена подсолнечника (В6)

28,6

8,4

18,1

среднее годовое значение В:

21,0

11,2

8,3


 

Наконец, определим скорость обращения товаров (С) по каждой номенклатурной группе используя данные табл. 2.8 2.9. и формула 2.3. Результаты представим в табл. 2.12

Таблица 2.12

Время обращения товарных запасов (В) ООО «Исток» за 2009-2011гг, число обор.

№ п/п

Товарная группа

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1

зерно продовольственное (С1)

27,19

39,55

68,77

2

зерно фуражное (С2)

14,34

34,52

58,99

Продолжение табл. 2.12

3

ячмень (С3)

13,54

19,58

33,66

4

просо (С4)

19,46

30,55

33,33

5

рожь (С5)

10,55

27,13

25,74

6

семена подсолнечника (С6)

12,59

42,82

19,86

среднее годовое значение С:

17,14

32,04

43,47


 

Динамику показателей оборачиваемости товаров – (Т), (В), (С) – представим в табл. 2.13.

Таблица 2.13

Показатели оборачиваемости товарных запасов ООО «Исток» 2009-2011 гг.

Наименование показателя

Обозначение показателя

(среднегодовое значение)

2009 г.

2010 г.

2011 г.

значение

Отклонение

значение

отклонение

значение

отклонение

абс.

отн.

абс.

отн.

абс.

отн.

Однодневный товарооборот, тыс. руб.

Т

330,90

-

-

458,72

127,8

138,63%

379,85

48,95

114,79%

Время обращения, дней

В

21,0

   

11,2

-9,8

53,33%

8,3

-13

39,52%

Скорость обращения, число оборотов

С

17,14

   

32,04

14,9

186,93%

43,47

26,3

253,62%


 

Время обращения среднего товарного запаса в ООО «Исток» с каждым годом сокращается, при этом увеличивается его скорость обращения. В целом это можно охарактеризовать как положительную динамику развития товарной, сбытовой и складской политики.

Таким образом, проведенный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности и товарной политики ООО «Исток» показал, что предприятие имеет ряд проблем. Выявленные проблемы заключаются в следующем:

  • сокращение товарооборота. В 2011 году общий объем товарооборота ООО «Исток» по сравнению с 2010 годом сократился на 17,19% и составил 136746,8 тыс. руб., что на 28393 тыс. руб.
  • снижение эффективности товарного обращения. Кроме изменения абсолютных показателей, характеризующих товарную политику предприятия, ухудшились значения ряда относительных показателей. Так доля прибыли, приходящаяся на 1 рубль товарооборота в 2009-2011 гг. была равна, соответственно, 6, 1 и 2 коп.
  • наличие свободных складских помещений, длительное время находящихся в простое. В результате увеличения оборачиваемости товарных запасов и сокращении общего объема товарооборота ООО «Исток» имеет нерентабельное имущество в виде складских помещений.
  • потеря конкурентных позиций предприятия. Постоянно возрастающее конкурентное давление приводит к сокращению текущей клиентской базы ООО «Исток». С 2009 года ООО «Исток» не заключило ни одного нового договора поставки продукции сельскохозяйственного назначения.

Все это свидетельствует о неэффективной товарной политике проводимой предприятием.

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКОЙ ООО «ИСТОК»

 

3.1. Предложения  по совершенствованию товарной политики ООО «Исток»

 

Товарная политика предприятия сводится, в первую очередь, к управлению ассортиментом товаров. Другими словами, она призвана акцентировать деятельность предприятия на формировании оптимального товарного ассортимента с точки зрения максимизации рентабельности продаж.

Рентабельность товарооборота (продаж) в ООО «Исток» в период 2009-2011 гг. сократилась с 6% до 2% (табл. 2.5.). Это свидетельствует о неэффективной товарной политике проводимой предприятием.

Поэтому главной задачей управления товарной политикой в ООО «Исток» является формирование оптимальной структуры товарного ассортимента – минимизация (возможно исключение) тех товарных групп, которые являются низко-рентабельными, и соответственно, увеличении доли товарных групп с высоким значением рентабельности.

Информация о работе Управления товарной политикой предприятия (на материалах ООО «Исток»)