Управления товарной политикой предприятия (на материалах ООО «Исток»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 23:34, дипломная работа

Краткое описание

Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений. В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики.

Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность и роль товарной политики предприятия в условиях рынка
1.2. Принципы формирования товарной политики предприятия и методы ее построения
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКОЙ ООО «ИСТОК»
2.1. Общая характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.2. Оценка управления товарной политикой предприятия.

ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКОЙ ООО «ИСТОК»
3.1. Формирование новой товарной политики предприятия
3.2. Экономический эффект от внедрения предложенной политики

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_01.docx

— 222.79 Кб (Скачать файл)

*Примечание: средние цены приобретения 2011 г – табл. 2.7.

 

Как видно из таблицы 3.12. совокупные затраты связанные с приобретением сельскохозяйственных культур в результате перераспределения объемов закупки составили 1111971 тыс. руб., что больше фактических на 966129,5 тыс. руб. В целом это отрицательный эффект, однако для полной картины необходимо рассчитать доходы от реализации предложено структуры товаров.

Аналогично имея данные средним ценам продажи (табл. 2.7) определим доходы, связанные со сбытом сельскохозяйственных культур, при этом используя предложенную структуру сбыта (табл. 3.13.).

Таблица 3.13

Доходы от реализации сельскохозяйственных культур для ООО «Исток», тыс. руб.

№ п/п

Структура товаров

Первичные данные

совокупные доходы, тыс. руб.

совокупные доходы, тыс. руб. (факт, 2011 г.)

Сравнение, тыс. руб.

Объем закупки, тонн

цена продажи*, руб./ за тонну

1

ячмень

2563,719

5735

14702,93

25177,05

-10474,1

2

зерно фуражное

2563,719

5220

13382,61

33585,01

-20202,4

3

зерно продовольственное

11077,83

5096

56452,62

40778,85

15673,77

4

семена подсолнечника

4273,72

5271

22526,78

2153,572

20373,21

Продолжение табл. 3.9

5

просо

2594,48

4010

1040388

14242,04

1026146

6

рожь

2563,719

11614

29775,03

33110,12

-3335,09

Итого

25637,19

-

1177228

149046,6

1028181


*Примечание: средние цены продажи 2011 г – табл. 2.7

 

Как видно из таблицы 3.13. совокупные доходы от реализации сельскохозяйственных культур в результате перераспределения объемов закупки составят 1177228 тыс. руб., что больше фактических доходов на 1028181 тыс. руб.

Для определения экономического эффекта от предложенных мероприятий необходимо рассчитать рентабельность продаж:

РП = (1177228– 1111971) / 1177228* 100% = 5,54%

Для сравнения рентабельность продаж 2011 года составила 2 % (данные табл. 2.5.)

Таким образом, мы получили наиболее оптимальную структуру сбыта сельскохозяйственных культур для ООО «Исток», позволяющая увеличить значения общей рентабельности продаж с 2% до 5.5%.

Подводя итоги Главы 3, необходимо отметить, что главной задачей управления товарной политикой в ООО «Исток» является формирование оптимальной структуры товарного ассортимента – минимизация (возможно исключение) тех товарных групп, которые являются низко-рентабельными, и соответственно, увеличении доли товарных групп с высоким значением рентабельности. В целях выработки практических предложений по совершенствованию товарной политики в ООО «Исток» использовался АВС - и XYZ-метод управления товарным ассортиментом, который позволил выявить оптимальную структуру товарооборота с точки зрения увеличения рентабельности продаж. Распределение товарного ассортимента сводится к совокупности следующих мер :

  • сократить объемы товарооборота по товарной группе «Ячмень» с 4390,07 тонн/год до 2563,72 тонн/год;
  • сократить объемы товарооборота по товарной группе «Зерно фуражное» с 6433,91 тонн/год до 2563,72 тонн/год;
  • увеличить объемы товарооборота по товарной группе «Зерно продовольственное» с 8002,13 тонн/год до 11077,83 тонн/год;
  • увеличить объемы товарооборота по товарной группе «Семена подсолнечника» с 408,57 тонн/год до 4273,72 тонн/год;
  • сократить объемы товарооборота по товарной группе «Просо» с 3551,63 тонн/год до 2594,48 тонн/год;
  • сократить объемы товарооборота по товарной группе «Рожь» с 2850,88 тонн/год до 2563,72 тонн/год;

Предложенные мероприятия по совершенствованию товарной политики в ООО «Исток» имеют положительный экономический эффект, заключающийся в повышении рентабельности продаж с 2% до 5,54%.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.

Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений. В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики.

Сущность товарной политики и ее места в деятельности предприятия заключается в следующем:

  • в широком смысле, товарная политика представляет собой совокупность целей, задач и основных направлений, определяемых высшим руководством организации, в отношении наиболее значимых характеристик товара и направленных на стимулирование сбыта для достижения целей организации
  • в узком смысле, товарная политика представляет собой деятельность предприятия (фирмы) в области формирования товарного ассортимента, присвоения марочных названий, разработки упаковки и организации сервисного обслуживания.

Вопросам формирования товарной политики посвящено немало отечественных и зарубежных исследований, которые ориентированы в основном на изучение влияния маркетинговых и производственных факторов на процесс разработки комплексной товарной политики.

Товарная политика реализуется по следующим направлениям:

  • разработка ассортимента;
  • поддержание конкурентоспособности товаров;
  • позиционирование товара;
  • упаковка, маркировка;
  • сервисное обслуживание.

Полнота реализации данных направлений зависит от выбора и соблюдения основных принципов формирования товарной политики предприятия.

При этом вопросы методологического обеспечения процесса формирования товарной политики на предприятиях связаны с определением последовательности действий в отношении продвижения товара на рынок.

В работе рассмотрена авторская методика формирования товарной политики (Наянзин Н.Г.), которая, в сущности, представляет собой системную модель последовательного преобразования исходной информации в процессе формирования товарной политики предприятия с учетом влияния множества внешних и внутренних факторов.

Целью создания ООО «Исток» является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли. ООО «Исток» ориентировано на получение максимальной прибыли.

Основным видом деятельности общества является закупка и реализация зерновых и масличных культур. ООО «Исток» имеет многолетний опыт работы в области крупных поставок сельскохозяйственной продукции – зерновые культуры и семена подсолнечника – заводам, хлебоприемным предприятиям, птицефабрикам.

Финансово-экономический анализ ООО «Исток» показал, что имущество за 2009-2011 гг. уменьшилось на 2844 тыс. руб. за счет снижения оборотных активов на 2962 тыс. руб. Анализ источников средств ООО «Исток» показал, что источники имущества за 2009-2011 гг. уменьшилось на 2844 тыс. руб. за счет снижения краткосрочных обязательств на 4440 тыс. руб. Выручка от продажи за 2009-2011 гг. увеличилась на 17622 тыс. руб. Доля себестоимости при этом снизилась с 92,56% до 94,38%. В связи со значительным увеличением управленческих расходов чистая прибыль снизилась на 2664 тыс. руб. Наиболее ликвидные активы покрывают наиболее срочные обязательства в 2009-2011 гг. и перекрывают их на 4322, 3326 и 2126 тыс. руб., соответственно. Организация способна расплатиться по платежам в отдаленной перспективе и собственного капитала организации достаточно для покрытия труднореализуемых активов. Доля прибыли, приходящаяся на 1 рубль товарооборота в 2009-2011 гг. была равна, соответственно, 6, 1 и 2 коп. Ее уменьшение свидетельствует о снижении эффективности товарного обращения. Снижение в 2010 и 2011 гг. рентабельности всего капитала свидетельствует о падающем спросе на товар фирмы.

В 2011 году общий объем товарооборота составил 136746,8 тыс. руб., что на 17622,5 тыс. руб. (или 14,79%) больше значения 2009 года. При этом относительно 2010 года оно сократилось на 28393 тыс. руб. или 17,19%.

В целом проведенный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Исток» показал, что предприятие имеет негативный тренд развития, характеризующийся уменьшением основных показателей – ликвидности, деловой активности и рентабельности и товарооборота.

Товарная политика предприятия сводится, в первую очередь, к управлению ассортиментом товаров. Другими словами, она призвана акцентировать деятельность предприятия на формировании оптимального товарного ассортимента с точки зрения максимизации рентабельности продаж.

Рентабельности товарооборота (продаж) в ООО «Исток» в период 2009-2011 гг. сократилась с 6% до 2% (табл. 2.5.). Это свидетельствует о неэффективной товарной политике проводимой предприятием.

Поэтому главной задачей управления товарной политикой в ООО «Исток» является формирование оптимальной структуры товарного ассортимента – минимизация (возможно исключение) тех товарных групп, которые являются низко-рентабельными, и соответственно, увеличении доли товарных групп с высоким значением рентабельности.

В целях выработки практических предложений по совершенствованию товарной политики в ООО «Исток» используем АВС - и XYZ-метод управления товарным ассортиментом.

Проведенный ABC-анализ показывает, что основную долю товарооборота сельскохозяйственных культур в ООО «Исток» обеспечивают такие товарные группы, как «зерно продовольственное», «зерно фуражное», «ячмень». Все остальные товарные группы относятся к группе «С», нуждаются в развитии и требуют дополнительных акций по стимулированию сбыта, например в виде снижения цен или предложения дополнительных услуг.

Проведенный XYZ – анализ показал, что регулярным и постоянным спросом обладают лишь следующие товарные группы: «зерно продовольственное», «семена подсолнечника». Большая часть сельскохозяйственных культур относится к нестабильным товарам. Это связано с сезонным характером данного вида сельскохозяйственных товаров.

Таким образом, предложенное распределение товарных групп сельскохозяйственных культур показывает, что большей части данных товаров свойственен нестабильный спрос (группа CZ, CY), соответственно их доля в общем товарообороте ООО «Исток» должна быть незначительна.

Исходя из применения АВС(XYZ)-метода управления товарооборотом (сельскохозяйственными культурами) в ООО «Исток», можно выделить несколько проблем его развития и функционирования.

Основная проблема заключается в том, что на конец года по некоторым видам товаров на складе скапливается определенное количество неликвидных запасов, при этом наблюдается дефицит по другим номенклатурным позициям. Основная причина такого дисбаланса состоит в то, что заказ товара ведется на основании предварительных планов продаж, исходя из информации предыдущих периодов. Таким образом, фирма терпит убытка, как связанные с содержанием складских помещений, так и с уменьшением оборачиваемости товаров.

Отсюда следует, что успеха в конкурентной борьбе может достигнуть тот, кто наиболее рациональным образом построил систему прогнозирования товарооборота и нахождения его оптимального уровня. Это позволит фирме вовремя сбывать поставляемые партии товаров, и не хранить неликвидную часть.

Распределение товаров ООО «Исток» на 5 групп в результате проведенного АВС(XYZ)-анализа позволяет выработать точную ассортиментную политику и за счет этого повысить общую эффективность управления товарооборотом предприятия.

Нами предлагается совокупность следующих мероприятий относительно формирования товарного ассортимента в ООО «Исток»:

  • сократить объемы товарооборота по товарной группе «Ячмень» с 4390,07 тонн/год до 2563,72 тонн/год;
  • сократить объемы товарооборота по товарной группе «Зерно фуражное» с 6433,91 тонн/год до 2563,72 тонн/год;
  • увеличить объемы товарооборота по товарной группе «Зерно продовольственное» с 8002,13 тонн/год до 11077,83 тонн/год;
  • увеличить объемы товарооборота по товарной группе «Семена подсолнечника» с 408,57 тонн/год до 4273,72 тонн/год;
  • сократить объемы товарооборота по товарной группе «Просо» с 3551,63 тонн/год до 2594,48 тонн/год;
  • сократить объемы товарооборота по товарной группе «Рожь» с 2850,88 тонн/год до 2563,72 тонн/год;

Информация о работе Управления товарной политикой предприятия (на материалах ООО «Исток»)