Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка методических основ эффективного
формирования технологического мышления учащихся.
В соответствии с целью исследования была сформулирована гипотеза исследования согласно которой, эффективность формирования технологического мышления школьников возможна при условии если будет:
- уточнено содержание технологического умения;
- продумана педагогическая деятельность по развитию технологического мышления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования технологического мышления учащихся 5-7 классов…………………………………………………………..6
1.1 Технологическое мышление в структуре трудовой подготовки школьников………………………………………………………………………6
1.2 Формирование технологического мышления у школьников на уроках и во внеурочное время……………………………………………………………….24
1.3 Формирование технологического умения как результат развития мышления учащихся 5-7 классов в структуре трудовой подготовки……………………………………………………………………….36
2. Методические основы формирования технологического мышления учащихся (экспериментальное исследование)………………………………60
2.1 Содержание деятельности учащихся 5-7 классов при формировании
технологического мышления…………………………………………………...60
2.2 Эффективное формирование технологического мышления школьников……………………………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..85
Список использованных источников…………………………………………89

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл. Разумной.docx

— 168.70 Кб (Скачать файл)

Например, школьники не работают с муфельной печью или не используют сварочный аппарат для сборки металлических конструкций и деталей. В таких случаях важен процесс выбора учащимся рациональной для конкретного случая технологии, а практически реализовать предложенную учеником технологию, может и учитель. При этом, такой методический прием способствует единству учебной деятельности ученика и обучающей деятельности учителя. В данном случае, по заданию или заказу со стороны ученика, учитель выступает в роли исполнителя заказа, а ученик - в роли заказчика или работодателя. При таком подходе к практической деятельности и использовании совокупности выявленных содержания, форм, методов и методических приемам на уроке и во внеурочное время, будет повышена эффективность формирования технологических умений учащихся 5-7 классов.

При подведении итогов экспериментальной  работы мы измеряли те компоненты в содержании технологических умений, которые отличают их от трудовых умений - умения по анализу и выбору разнообразных технологий обработки материалов для каждого конкретного практического задания, умение применить ее в процессе изготовления изделий.

 

2.2 Эффективное формирование технологического  мышления школьников 

Экспериментальное исследование, как мы уже обозначили выше, проводилось в средних общеобразовательных школах г. Краснодара № 61 и №70. В школе № 61, на базе 5-7 классов, проводился практический эксперимент. В нем принимали участие 32 учащихся экспериментальных классов и 32 учащихся контрольных классов. Всего 64 респондента (мальчика).

  Основными требованиями, которыми мы руководствовались при подборе школы, были: материально-техническая база школьных учебных мастерских должна была полностью соответствовать нормативным требованиям.

На  протяжении 2012/2013 учебного года во всех группах, согласно программе трудового обучения проводились занятия. Разнообразные технологии обработки материалов изучались как в экспериментальных, так и в контрольных группах. Исследование проводилось на примере изучения учащимися раздела программы «Обработка металлов» - в котором, как нам

видится, более широко можно показать применение различных технологий обработки материалов.

В экспериментальной группе учебные  занятия строились в соответствии с выдвинутыми на этапе теоретического исследования положениями. Опора делалась на самостоятельную деятельность ученика, в содержании учебного материала использовался широкий спектр технологий, организация практической деятельности школьников осуществлялась в бригадной форме в сочетании с индивидуальным подходом, методы и методические приемы учителя инициировали интерес и направляли учащихся на поиск альтернативных технологий и способов изготовления изделий.

В контрольных группах занятия проводились с сохранением традиционной явно ведущей роли учителя, ставящего ученикам задачи и определяющего пути их решения. На завершающем этапе эксперимента проводился контрольный срез в форме технологической олимпиады. Такая

форма была обусловлена тем, что она привычна для учащихся контрольных и экспериментальной групп и позволяет всесторонне оценить подготовку учащихся по выбранным нами показателям.

Экспериментальные задания для технологической  олимпиады были разработаны таким образом, что заранее предусматривали альтернативные решения, с точки зрения технологического разнообразия, в изготовлении предлагаемых объектов труда, т. е. при технологическом решении предложенных заданий, заранее предусматривалось как минимум две технологии изготовления изделия (например: механическим резанием и давлением). Необходимо учесть, что в разработанных заданиях, объекты труда учащихся использовались типовые.

Перечень  заданий технологической олимпиады, проведенной для проверки формированности технологических умений учащихся 5-7 классов, предлагается ниже. Задания предлагались учащимся в словесной и графической форме, строились на основе освоенного содержании контрольными и экспериментальными группами.

Задания для 5-го класса

Задание 1. У некоторых инструментов (например: напильники, отвертки и т.д.) ручки изготовлены из древесины. Чтобы при насаживании на инструмент ручка не раскололась, на нее надевают специальное кольцо с бортиками. Как бы вы изготовили такое кольцо?

Задание 2.

Сувенирный топорик.

На рисунке  изображен сувенирный топорик. Как  бы вы его изготовили?

Задание 3

Номерок.

Для школьной раздевалки понадобились номерки. Предложите свои способы их изготовления

Задания для6-го класса

Задание 1.

Зажим роликовый.

Вам хорошо известен роликовый зажим  для закрепления таблиц и плакатов на классной доске. Каким образом изготовить ролик?

Задание 2

Чашка звонка.

Для сборки действующей модели электрического звонка нужна чашка звонка, изготовленная из металла. Как бы вы ее изготовили? Предложите возможные варианты.

Задание 3.

Молоток.

Для изготовления молотка берется четырехгранник. Предложите возможные варианты изготовления скосов молотка.

Задание 4.

Номерок дверной.

На  дверь своей квартиры вы решили повесить номерок рельефной формы (выпуклый или вогнутый). Предложите возможные способы изготовления такого номерка из металла

Задания для 7-го класса

Задание 1.

Отвес строительный.

При строительстве различных сооружений, домов для получения

прямых  стен строители (каменщики, монтажники) пользуются таким инструментом как отвес. Вам предлагается разработать технологический процесс изготовления отвеса.

Задание 2.

Болт  крепежный.

Для крепления узлов машин и механизмов используются различные крепежные изделия (болты, винты и т. д.). Как бы вы изготовили болт для крепления слесарных тисков на верстаке? Составьте технологию изготовления болта в свободной форме.

Задание 3.

Струбцина.

Для склеивания деталей или для  их закрепления применяют различные струбцины. Предложите свои варианты изготовления фасонных струбцин.

Задание 4.

При выполнении сборочных работ очень  часто пользуются отвертками. Предложите свои варианты изготовления отвертки с ручкой. Составьте отчет в свободной форме.

Задание 5.

Ручка-кнопка.

Для ящиков письменного стола понадобились ручки (вид ручки предлагается рисунком). Как бы вы изготовили такую ручку? Предложите свои варианты. Составьте отчет в свободной форме. По итогам выполнения этих заданий проводилась статистическая обработка, и, в результате, подводились итоги экспериментальной работы по теме диссертационного исследования. Прежде, чем прейти непосредственно к анализу данных, и полученных в результате экспериментальной работы, мы обоснуем выбор тех или иных шкал и критерий измерений применяемых в ходе обработки экспериментальных данных.

Как известно, существуют инструментальные способы измерения различных процессов и получения первичных данных с помощью приборов. Процессы, происходящие со школьником в результате его учебной деятельности очень сложны и многогранны.

Поэтому, для того чтобы экспериментально доказать правильность наших теоретических выкладок по проблеме эффективности формирования технологических умений, мы будем пользоваться шкалами измерений, которые достаточно хорошо освещены в работах Кыверялга А.А. [80], Новикова A.M. [96], Урбаха В.Ю.[133], Уткина В.Л. [134] и др. Этими шкалами пользуются в своих диссертационных работах многие исследователи. Шкала измерений - последовательность значений одноименных величин различного размера. Это инструмент, посредством

которого  устанавливается соответствие между характеристиками изучаемых объектов и числами[134, стр.10] .Существует несколько разновидностей шкал измерений это:

- Шкала  наименований (в шкале наименований числа и буквы (или другие условные обозначения) выполняют роль ярлыков и служат для обнаружения и различения изучаемых объектов).

- Шкала порядка (возникает в том случае, когда составляющие шкалу числа упорядочены по рангам, но интервалы между рангами нельзя точно измерить. Позволяет не только устанавливать факт равенства или неравенства измеряемых объектов, но и определить характер неравенства в качественных понятиях (больше - меньше; лучше - хуже; чаще-реже и т. п.) Такими шкалами можно измерить знания, умственные способности и т. д.)

- Шкала интервалов (это такая шкала, в которой числа не только упорядочены по рангам, но и разделены определенными интервалами. В отличие от предыдущих шкал позволяет оценивать измеряемую величину количественно, сравнивая ее с каким-то эталоном. Нулевая точка в шкале выбирается произвольно).

- Шкала отношений (самая мощная шкала, позволяющая оценивать во сколько раз один измеряемый объект больше или меньше другого объекта. Строго определено положение нулевой точки. Никаких ограничений на математический аппарат, используемый для обработки результатов измерений. При статистической обработке полученных экспериментальных

данных  мы старались идти путем обобщения – получение средних величин, так как средние величины обладают большей устойчивостью в отличие от индивидуальных показателей, и способностью характеризовать группу однородных единиц одним (средним) числом[134, стр.34]).

Таким образом, обобщая индивидуальные показатели контрольных

и экспериментальной групп, мы плавно переходили от одной шкалы измерений к другой, от шкалы наименований - к шкале интервалов, или шкале отношений. Это обусловлено тем, что шкалы интервалов и отношений, позволяют производить гораздо большее количество математических действий над их составляющими, в отличие от более слабых шкал - наименований и порядка.

Так например, в шкале наименований числа, которыми мы обозначали различия в ответах учащихся на экспериментальные задания, выглядели следующим образом, например: количество технологий предложенных учеником по отдельным заданиям эксперимента обозначались как 1,2,3,..., а использование правильной терминологии при описании различных технологических процессов внутри одной из предложенных технологий обозначались цифрами 1 - т.е. «да» - использовалась и 0 - т.е. «нет» - не использовалась.

Наиболее  приемлемый формой группировки экспериментальных данных являются статистические таблицы. Поэтому при составлении таблиц первичных индивидуальных результатов выполнения олимпиадных заданий учащимися 5 - 7 классов контрольных и экспериментальной групп мы фиксировали следующие индивидуальные показатели:

- состав предложенных учащимися технологий обработки материалов;

- правильность планирования технологического процесса;

- реализуемость предложенных технологий в школьных мастерских;

- ориентация предложенных технологий на единичное или массовое производство;

- использование учащимися правильной терминологии;

- время выполнения заданий.

Такой набор индивидуальных показателей  обусловлен тем фактом, что наряду со временем выполнения заданий, мы хотели более подробно отразить наиболее значимые моменты в ответах учащихся при решении предлагаемых технологических заданий, с точки зрения содержания технологических умений.

Время выполнения всех заданий (для 5-го класса – 3 задания, для 6-го класса - 4 задания и для 7-го класса - 5 заданий) мы фиксировали в минутах.

Мы  не стали фиксировать время выполнения каждого отдельного задания, т.к. обычно это время распределяется крайне неравномерно (на первое задание тратится времени больше чем на последующие).

При наименовании предложенных технологий, мы учитывали количественный состав, т, е. сколько технологий предложил каждый ученик по каждому отдельному заданию (например: задание 1,5 класс - механическое резание, давление и литье - суммарный показатель - 3, и т.д.) Также мы учитывали, как ученик правильно называет ту или иную технологию с точки зрения технической терминологии. Если в своем ответе ученик отмечал, что для изготовления данной детали, он будет использовать технологию давления, то мы считали, в данном случае, правильное использование технического термина и ставили балл - 1, в других случаях - 0.

Под правильностью планирования технологического процесса, мы понимали количественный показатель, отражающий правильность разработки учащимся, с точки зрения операционного подхода, процесса обработки внутри каждой из предложенных технологий.

  Этот показатель мы обозначали цифрами 1,2,3...п, т.е. сколько способов было разработано правильно. Если учащиеся просто называли ту или иную технологию, но не расписывали ее операционный состав, ставили - 0.

Под реализуемостью в школьных мастерских мы понимали качественный показатель, который оценивал реализуемость предложенной учеником технологии в учебных мастерских с учетом материально-технической базы. Этот показатель, в конечном счете говорит о том насколько серьезно ученик подошел к ответу на предложенные задания, если предлагаемые технологии реализуемы, то это демонстрирует сформированность у учащегося технологического мышления (отвечает на вопрос: Как сделать?), т.е. ученик реально задумывается о том, как изготовить данное в задании изделие в школьных мастерских. Если предлагаемая технология реализуема в школьных учебных мастерских, то это оценивалось цифрой 1, если нет, то - 0.

Под ориентацией предлагаемых технологий мы понимали такой показатель, который бы оценивал насколько ориентирована предлагаемая школьником технология на массовое или единичное производство. В связи с этим, мы разграничили этот показатель на две части: массовое производство и единичное производство.

  Таким образом, если предлагаемая технология была ориентирована исключительно на массовое производство, мы ставили цифру 1 в графе «Массовое производство», а в графе «Единичное производство» - 0, и наоборот, если предлагаемая технология была ориентирована исключительно на единичное производство, то в графе «Единичное производство» мы ставили 1, а в графе «Массовое производство» - 0.

Информация о работе Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии