Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка методических основ эффективного
формирования технологического мышления учащихся.
В соответствии с целью исследования была сформулирована гипотеза исследования согласно которой, эффективность формирования технологического мышления школьников возможна при условии если будет:
- уточнено содержание технологического умения;
- продумана педагогическая деятельность по развитию технологического мышления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования технологического мышления учащихся 5-7 классов…………………………………………………………..6
1.1 Технологическое мышление в структуре трудовой подготовки школьников………………………………………………………………………6
1.2 Формирование технологического мышления у школьников на уроках и во внеурочное время……………………………………………………………….24
1.3 Формирование технологического умения как результат развития мышления учащихся 5-7 классов в структуре трудовой подготовки……………………………………………………………………….36
2. Методические основы формирования технологического мышления учащихся (экспериментальное исследование)………………………………60
2.1 Содержание деятельности учащихся 5-7 классов при формировании
технологического мышления…………………………………………………...60
2.2 Эффективное формирование технологического мышления школьников……………………………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..85
Список использованных источников…………………………………………89

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл. Разумной.docx

— 168.70 Кб (Скачать файл)

1. Умения по разработке и планированию технологического процесса;

2. Умения анализировать и выбирать наиболее рациональные для данной цели технологии обработки материалов;

3. Умения применять выбранные технологии в процессе изготовления изделия.

Технологические умения и трудовые умения, как это уже ранее отмечалось, находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. По своему содержанию технологические умения входят как составной компонент в трудовые умения, и, следовательно, уже, чем трудовые умения. В связи с этим, методы направленные на формирование трудовых умений будут распространяться и на формирование технологических умений как составной части трудовых умений.

Однако для  эффективного формирования технологических умений необходимо определить и то специфическое содержание и методы организации деятельности школьников на уроке и во внеурочное время. Это в совокупности и определит методические основы эффективного формирования технологических умений учащихся 5-7 классов.

Так как технологические  умения входят по своей структуре в умения трудовые, следовательно, для эффективного формирования технологических умений главным моментом будет оптимальный способ организации самостоятельной деятельности школьников. При этом в формировании технологических умений необходимо использование учителем не системы упражнений по выработке навыков, а проблемных методов, направленных на руководство самостоятельной деятельности школьников. Такая деятельность связана:

С мотивацией учебной и практической деятельности школьников. С тем, что технологические умения являются умениями интеллектуального характера связанные с работой над мысленными образами, поэтому особенно важно использование проблемных методов обучения, направленных на образное мышление.

Таким образом, для эффективного формирования необходимо четко определить методические основы, под которыми понимаются содержание, формы и методы учебной и практической деятельности учащихся, повышающие эффективность формирования их технологических умений.

 

1.3 Формирование  технологического умения как  результат развития мышления  учащихся 5-7 классов в структуре трудовой подготовки

Для разработки методических основ эффективного формирования технологических умений учащихся 5-7 классов, в структуре трудовой подготовки важным моментом будет сопоставление понятий трудового обучения и технологической подготовки, в процессе которой формируются соответственно технологические умения учащихся как один из ее компонентов.

Под методическими  основами ученые-педагоги П.Р. Атутов, В.А. Поляков, В.М. Казакевич и др. понимают совокупность содержания, форм, методов обеспечивающих учебную и практическую деятельность учащихся [2,64]. Принимая их позицию, мы рассматриваем выделенные ими компоненты с точки зрения повышения эффективности формирования технологических умений учащихся.

При разработке содержания образовательной области «Технология» в школах России использован многолетний опыт обучения технологии в зарубежных странах, таких как Великобритания, Швеция, Франция [86,149, 151,152].

Анализ зарубежных программ по технологии позволяет отметить следующие принципиальные подходы к содержанию технологической деятельности учащихся [152]: Обучение только через конкретную деятельность, как умственную так и физическую. Основное внимание уделять не формированию отдельных умений по обработке материалов, а рассматривать в контексте изучения технологии принципы и способы преобразования всего окружающего мира вокруг нас.

Анализ окружающего  мира, выявление сферы приложения технологической деятельности, то есть создание жесткой мотивации деятельности по типу: «найди потребность и удовлетвори ее».

Технология  рассматривается как интегрирующий  предмет, позволяющий актуализировать и использовать теоретические знания по общеобразовательным предметам. В программах нет абстрактных теоретических сведений, содержатся только конкретные виды деятельности. Обучение начинается с создания мотивации деятельности ученика

Таким образом, в содержании технологической деятельности учащихся, необходимо учитывать такие важные моменты, как мотивация (в самом широком смысле этого слова - «найди потребность и удовлетвори ее»), обучение школьников конкретным видам деятельности (как умственной, так и физической) и основное внимание уделять изучению различных технологий, в контексте принципов и способов преобразования всего окружающего мира вокруг нас. Это можно наблюдать при более детальном рассмотрении зарубежных программ по «Технологии».

В Великобритании, например, предмет «Технология» рассматривается не как сфера обучения ремеслам с использованием традиционных материалов, а как предмет, средствами которого можно развить у учащихся практические способности к конструированию, созданию и оценке артефактов и систем, помочь понимать искусственно созданный мир. В содержание курсов технологии включены обработка не только древесины, металла и пластмасс, но также текстильных материалов, продуктов питания, электронные и гидравлические управляющие системы и информационная технология.

В Швеции при  разработке концепции и направлений  национальной программы по технологии идет ориентация на большую свободу и ответственность местных школ и их учителей во всем, что касается выбора содержания и методов обучения [146]. Поэтому новые предметные программы устанавливают, в своей структуре, цели двух различных типов:

«открытые» цели - цели, не устанавливавшие конечного результата, а только описывающие, в каком направлении должны продвигаться учащиеся; цели второго типа устанавливают минимальный уровень, который должен быть достигнут в каждой школе, и каждый ученик должен достигнуть определенного минимального уровня, и это, в результате, является критерием оценки эффективности работы школы.

Технология, в концепциях шведских национальных программах рассматривается как область знания, имеющие свои права и в то же время связанная с другими предметами, и включает в себя следующие аспекты:

Общекультурные (задачи, ценности, этические нормы, вера в прогресс, понимание и творчество). Практическая технология. Организационные (экономическая и промьш1ленная деятельность, пользователи и покупатели, профсоюзы).

Технические (знания, умения и методы, инструменты, оборудование, техника безопасности, продукция, отходы и т.д.).

Ограниченная  интерпретация технологии – непосредственные технологические процессы в Швеции, таким образом, под технологическим образованием понимается образование, отражающее проблемно-разрешающий характер технологии, который проявляется в систематическом движении от выявления потребности или проблемы к выработке и оценке ее решения. Чтобы понять технологию и технологические принципы, учащиеся должны иметь дело с различными технологиями и технологическими проблемами [146].

Во Франции  в программах по технологии тоже отмечается важность технологической подготовки учащихся [86]. Наряду с получением общих знаний о работе предприятия, включающих анализ типа предприятия и выполняемой им работы; знакомство с деятельностью по его управлению необходимо формировать умения учащихся определять различные этапы производства в рамках предложенного проекта, использовать текущие коммерческие документы, составлять в печатной форме обращение, анализировать проблемы, определяя конечны результаты. Обучение в основе своей строится на выполнении школьниками технических проектов, которые должны удовлетворять требованию соответствия реальным сферам человеческой деятельности.

Несмотря  на то, что во многих странах технология является обязательным предметом, до сих пор в зарубежной педагогике нет однозначной трактовки содержания обучения в этой образовательной области. Это подтвердила и состоявшаяся в январе 1996 г. в Иерусалиме международная конференция по естественно-научному и технологическому образованию, в которой участвовали более 750 представителей из 84 стран мира. По материалам докладов можно сделать 47 краткий обзор подходов к трактовке содержания и целей обучения технологии в различных странах:

- подход, основанный на формировании преимущественно технических умений;

- ремесленный подход, при котором во главу угла поставлено ознакомление с культурными и этническими ценностями;

- преимущественное ознакомление с современным массовым производством;

- «инженерное ученичество», при котором основная цель - подготовка будущих инженеров;

- ознакомление с самыми современными технологиями, нацеленное на подготовку к работе в следующем столетии;

- подход, основанный на взаимосвязи технологии с естественными

науками;

- конструкторский подход, при котором основное внимание уделено конструированию как наиболее важному в теоретическом и практическом овладении технологией;

- проблемно-разрешающий подход, при котором основное внимание уделяется междисциплинарным связям;

- подход, основанный на развитии практических способностей, при котором основное внимание направлено на активную деятельность каждого обучающегося;

- подход, основанный на рассмотрении технологических инноваций как главной движущей силы социальных перемен.

На  основании анализа основных подходов к содержанию изучения предмета «Технология» в зарубежных странах можно сделать вывод, что несмотря на различные подходы к этому предмету содержание в целом направлено на организацию практической активной деятельности учащихся на занятиях, выраженной в изучении и ознакомлении с различными технологиями и на их взаимосвязи с естественными науками.

Следует отметить, что подход к целям и  содержанию образовательной

области «Технология» в России значительно шире, чем за рубежом: Мы рассматриваем «Технологию» не как отдельный предмет, в общей структуре школьного обучения, а как образовательную область.

В российских экспериментальных программах по образовательной области «Технология» в содержание включаются не конкретные виды деятельности, как за рубежом, а общие сведения о разнообразных технологиях на основе формирования в сознании школьников цельной технологической картины мира.

Введение  образовательной области «Технология» в Базовый учебный план школ России является одним из средств решения проблемы технологической подготовки школьников.

В связи с этим необходимо рассмотреть концепции технологической подготовки школьников, разработанные отечественными учеными и проанализировать различные подходы к разработке стандартов данной образовательной области. Атутов П. Р. отмечает, что образовательная область «Технология» предусматривает «...необходимость того, чтобы идея технологической подготовки пронизывала всю систему учебной трудовой деятельности школьников» [7].

Саму  суть технологической подготовки учащихся Атутов П.Р. выражает следующим образом: «...это развитие творческого мышления у школьников, готовящихся к практической деятельности на основе формирования в их сознании цельной технологической картины мира, где системообразующим центром является человек» [7].

Хотунцев  Ю.Л. и Симоненко В.Д. [115] наиболее важными для технологической подготовки считают следующие положения: Политехническое развитие учащихся, их знакомство с современными перспективными технологиями преобразования материи, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги.

Творческое  и эстетическое развитие учащихся в  процессе выполнения проектов, художественной обработки материалов, технического или художественно-декоративного творчества.

Овладение жизненно необходимыми умениями и навыками, включая культуру отношений и бесконфликтного общения. Мы согласны с Хотунцевым Ю.Л. и Симоненко В.Д. в том, что при всей важности информационных технологий, технологии обработки материалов и преобразования энергии занимают ведущее место.

Изотов  М.И. считает важным при разработке стандарта образовательной области «Технология» использовать такой подход, который позволил бы при организации технологической подготовки школьников формировать умения учащихся самостоятельно приобретать новые знания и освоить новые виды деятельности, то есть умения самообразования [113].

В связи с этим, Изотов М.И. предлагает следующий подход к построению стандарта образовательной области «Технология». Стандарт состоит из набора практических заданий, часть из которых по собственному выбору должен выполнить учащийся. Задания могут быть разбиты на блоки (например: принадлежность к той или иной технологии), задания выполняемые учащимися должны принадлежать к разным блокам.

Соответствие  уровня подготовки учащегося стандарту устанавливается через измеряемые величины: рациональность разработанной конструкции, технологичность, правильность применяемых приемов работы, наличие и эффективность самоконтроля, точность изготовления изделия.

Казакевич В.М., наряду с решением задач технологической подготовки учащихся общеобразовательных учебных заведений, в рамках образовательной области «Технология», для развития предприимчивости, самостоятельности учащихся, формированию у школьников профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности, созданию условий для овладения современными экономическими знаниями и т. д. считает важным: Создание условий для развития личности каждого учащегося путем вовлечения в различные виды труда.

Подготовку  к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда [65]. Казакевич В.М. отмечает необходимость в качестве базиса стандартизации образовательной области «Технология» использовать труд и рассматривать его «...не с позиций каких-либо отраслевых технологий, а как целесообразную деятельность человека и как товар, который он может продать» [65] .

Таким образом, все авторы подчеркивают важность технологической подготовки школьников в рамках образовательной области «Технология» через труд в «...процессе научения школьников создавать потребительские стоимости» [65] . При этом не следует бездумно отказываться от того, что уже наработано педагогическим опытом и, особенно, опытом трудовой подготовки трудового обучения учащихся.

Информация о работе Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии