Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка методических основ эффективного
формирования технологического мышления учащихся.
В соответствии с целью исследования была сформулирована гипотеза исследования согласно которой, эффективность формирования технологического мышления школьников возможна при условии если будет:
- уточнено содержание технологического умения;
- продумана педагогическая деятельность по развитию технологического мышления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования технологического мышления учащихся 5-7 классов…………………………………………………………..6
1.1 Технологическое мышление в структуре трудовой подготовки школьников………………………………………………………………………6
1.2 Формирование технологического мышления у школьников на уроках и во внеурочное время……………………………………………………………….24
1.3 Формирование технологического умения как результат развития мышления учащихся 5-7 классов в структуре трудовой подготовки……………………………………………………………………….36
2. Методические основы формирования технологического мышления учащихся (экспериментальное исследование)………………………………60
2.1 Содержание деятельности учащихся 5-7 классов при формировании
технологического мышления…………………………………………………...60
2.2 Эффективное формирование технологического мышления школьников……………………………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..85
Список использованных источников…………………………………………89

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл. Разумной.docx

— 168.70 Кб (Скачать файл)

В экспериментальной группе в примерном равновесии, исходя из ответов учащихся, находятся технологии – механическое резание, обработка давлением и литье, причем литье, как возможная технология изготовления изделий, несколько преобладает над механическим резанием и обработкой давлением. Поэтому необходимо отметить, что не одна, а несколько разнообразных технологий преобладает в равной мере в ответах учеников.

Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что в экспериментальных классах, по сравнению с контрольными, у учащихся по основным показателям наблюдается более высокий уровень сформированности технологических умений, что может говорить в пользу предложенных методических основ для эффективного формирования технологических умений учащихся 5-7 классов.

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новые условия  жизни ставят новые задачи и перед  педагогикой. Анализ отечественного и зарубежного опыта по вопросам подготовки учащихся к труду показал, что сегодня в системе общего образования особую актуальность и важность приобретает технологическая подготовка учащихся.

В ходе проведенного исследования выявлено, что полноценное общее образование включает в себя технологическую подготовку, в ходе которой необходимо осуществлять формирование технологических умений.

В связи с  этим была определена цель исследования, а именно, разработка методических основ эффективного формирования технологического мышления учащихся.

Подход к  решению этой проблемы был осуществлен на основе анализа задач, содержания, форм и методов формирования технологических умений в школе с привлечением исследований по психологии труда.

Сущность  подхода состоит в том, что для определения методических основ формирования технологических умений были проанализированы научные работы по психологическим и педагогическим проблемам формирования умений, определено место технологических умений в общей структуре, уточнен их состав и само понятие.

Мы  определили, что технологические  умения представляют собой систему взаимосвязанных умений самостоятельно планировать технологический процесс, анализировать и выбирать рациональные технологии обработки материалов, самостоятельно применять выбранные технологии в процессе изготовления изделий.

  Принципиально важным является  то, что технологические умения рассматриваются нами как система, как единство взаимовлияющих друг на друга компонентов.

Эффективность формирования технологических умений зависит от методических основ, на которых строится этот процесс. Эти основы позволил определить теоретический анализ и экспериментальное исследование.

Оценка эффективности формирования технологических умений проводилась по индивидуальным и групповым показателям, в число которых

вошли показатели рациональности применяемых  технологий обработки материалов, соответствия их условиям труда, спектр и эффективность разрабатываемых технологий, качество и время выполнения технологических заданий.

Отметим, что было проведено специальное сравнение однородности состава контрольных и экспериментальных групп, равенства общих условий образования и жизни детей.

Принципиально важным результатом исследования явилось положение о необходимости практической деятельности для формирования полноценных технологических умений, причем завершаться эта деятельность должна изготовлением изделия по разработанной учеником технологии с применением выбранных им технологий обработки материалов.

В процессе исследования выявилось, что в содержание обучения школьников необходимо включать изучение разнообразных технологии и предоставлять ученикам возможность свободного выбора из них в процессе изготовления изделий.

Необходимо  отметить эффективность бригадной формы проведения практической работы в сочетании с индивидуальным подходом, когда каждый ученик имеет свою собственную задачу по разработке технологии и изготовлению изделия, подчиненную общей цели бригады.

Среди методов  обучения надо выделить метод проектов выполняемых школьниками в течение всего учебного года, причем в ходе их выполнения акцентируется этап изучения технологий обработки материалов.

Исследование  подтвердило полезность использование учителем на уроках и во внеурочное  время специальных методических приемов: краткого

рассказа  о технологиях, показа учителем альтернативных способов изготовления изделия, взаимообучения учащихся внутри группы, включения в учебные занятия ролевой игры; дискуссии о различных технологических решениях между учащимися, свободный обмен информацией в ходе выполнения проектов.

Результаты  проведенного нами дипломного исследования позволяют утверждать, что выдвинутая гипотеза о путях повышения эффективности формирования технологических умений учащихся 5-7 классов подтвердилась.

В ходе исследования мы уточнили содержание технологических умений, в структуре которых выделили такие умения как: умения осуществлять деятельность по разработке и планированию технологического процесса, умения анализировать и выбирать рациональные технологии обработки материалов, умения практически применять выбранные технологии обработки материалов в процессе изготовления изделия.

В результате анализа тематической литературы мы, подтвердили  тот факт, что понятие «технологическое умений» является системным, входящие в него компоненты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Мы также  обосновали требования к содержанию практической деятельности учащихся 5-7 классов, необходимые для эффективного формирования технологических умений на уроках и во внеурочное время. По нашему мнению оно должно позволять смещение акцента труда учащихся 5-7 классов с объекта труда на способы обработки материалов и допускать возможность свободного выбора учеником способов изготовления изделия.

Определены  формы организации практической деятельности учащихся на занятиях: бригадная форма работы в сочетании с индивидуализацией трудовой задачи для каждого учащегося.

Выявлены  эффективные методические приемы для  формирования технологических умений учащихся: показ учителем альтернативных способов изготовления изделия; краткие рассказы учителя о технологиях обработки материалов, включаемые в урок как фрагмент; взаимообучение учащихся внутри группы; организация коротких технологических дискуссий, позволяющих школьникам за небольшое время познакомиться с несколькими технологиями; включение в учебные занятия ролевой игры, с совместным участием учеников и учителя, когда учащиеся выступают в роли заказчиков, а учитель - в роли исполнителя работы.

По нашему мнению разработанные методические основы эффективного формирования технологических умений учащихся 5-7 классов могут применяться на уроках и во внеурочное время в общеобразовательной школе, на кружковых занятиях в клубах по интересам, домах творчества и в других детских организациях.

Результаты  исследования показывают, что педагогический аспект проблемы эффективности формирования технологических умений учащихся 5-7 классов не исчерпан и дальнейшего изучения и детальной проработки требуют вопросы эффективности усвоения учащимися знаний о технологиях обработки материалов, взаимосвязи технологических, экономических и экологических знаний и умений, вопросы системного подхода к технологической подготовке школьников экономических и экологических знаний и умений в общей структуре технологических умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андрианов П. Н. Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся городских школ. М. 2010 г.

2. Атутов П. Р. Политехническое образование школьников в современных условиях. М. 1985 г.

3. Атутов П. Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М. 2003 г.

4. Атутов П. Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М. 1976 г. 80 с.

5. Атутов П. Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М. 2005 г. 128 с.

6. Атутов П. Р., Бабкин И. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. М. 2013 г.

7. Атутов П. Р. Технология и современное производство. Журнал «Педагогика», № 2, 1996 г.  стр. 11-14.

8. Атутов П. Р., Поляков В. А. Ускорение НТП и новые требования к трудовой подготовке школьников. Журнал «Школа и производство», №11, 1985 г.,  стр. 3-6.

9. Атутов П. Р. Формирование у школьников политехнических знании и умении в процессе обучения основам наук. М. 1966 г.

10. Бабкин Н. И. Реализация задач  политехнического образования. Методические рекомендации. М. 1985 г.

11. Бабанский Ю. К. Как оптимизировать  процесс обучения. М. 1978 г., 48 с.

12. Бабанский Ю. К., Поташник М.  М. Оптимизация педагогического процесса. М. 2004 г. 287 с.

13. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения  эффективности педагогических исследований. М. 2012 г. 192 с.

14. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. М. 1981 г.  96 с.

15. Бака И.  И. Теоретические основы подготовки  школьников к творческому труду в сфере материального производства. Учебное пособие. М. 1985 г.

16. Батышев С. Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. М. 1980 г.

17. Батышев С. Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М. 2008 г.

18. Батышев С. Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. М. 1993 г.

19. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников. М. 1981г. 192 с.

20. Беляева А. П. Дидактические  принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М. 1991 г. 207 с.

21. Беляева А. П. и др. Основы  методики комплексного подхода к содержанию образования в средних профтехучилищах. М. 2009 г.

22. Бернштеин  Н. А. О ловкости и ее развитии. М. 2010 г. 287 с.

23. Бернштеин  И. А. Физиология движений и активность. М. 2012 г. 494 с.

24. Беспалько  В. П. О преподавании машиноведения  в средней школе. М. 2012 г.  95 с.

25. Беспалько  В. П. Слагаемые педагогических  технологий. М. 2009 г.

26. Бешенков  А. К. Дидактические основы  трудового обучения учащихся 1 - 7 классов (технический труд). Автореферат диссертации на соискание звания доктора пед. наук в форме научного доклада. М. 2010 г.

27. Бешенков  А. К. Оборудование школьных мастерских. М. 1967 г.

28. Бешенков  А. К., Казакевич В. М., Капралова В. С., Маркуцкая С. Э. Примерная программа трудового обучения (5-7 классы). Журнал « Школа и производство» № 3, 2006 г. стр. 10-16.

29. Бешенков  А. К. Трудовое обучение. Пробное учебное пособие для 4 кл. М. 2011г.

30. Бешенков  А. К. Трудовое обучение. Пробное  учебное пособие для 5 кл. М. 1988 г.

31. Бешенков  А. К. Трудовое обучение. Пробное учебное пособие для 6 кл. М. 1988 г.

32. Бешенков  А. К. Трудовое обучение в школьных мастерских. М. 2003 г.

33. Бойко Е.  И. Еще раз об умениях и навыках. «Вопросы психологии». М. 2012 г., №1.

34. Бойко Е.  И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии. "Советская педагогика". М. 1955г., № 1.

35. Бойко Е. И. Мозг и психика (физиология, психология, кибернетика). М. 2009 г.  188 с.

36. Бойко Е.  И. Механизмы умственной деятельности. М. 2006 г. 248с.

37. Болотина  Л. А. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений у учащихся 9-10 классов в процессе трудового обучения (на примере машиностроительного черчения). Автореферат диссертации на соискание ученого звания кандидата педагогических наук. М.2007 г.

38. Боркова  Т. Н. О формировании у школьников организации в труде. (В сб. Вопросы психологии обучения труду). М. 2002 г.

39. Боркова  Т. Н. Обучение школьников технологическому планированию. В кн. "Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания". Ярославль. 1967 г.

40. Вопросы  методов педагогических исследований  под ред. Скаткина М. Н. М. 1973 г.

41. Гастев  А. К. Как надо работать. М. 1972 г.  487 с.

42. Гастев  А. К. Трудовые установки. М. 1973 г. 343 с.

  43. Голдин И. И. О формировании в процессе проблемного обучения рациональных способов решения задач. В кн. «Проблемное и программированное обучение». М. 2010 г.

44. Гришин  В. К. Статистические методы  анализа и планирования экспериментов. Учебное пособие для студентов физических специальностей вузов. М. 2008 г.

45. Гробарь  М. И. Применение методов статистики  в педагогических

исследованиях. М. 2009 г.

46. Гурова  Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж. 1976 г.

47. Дубов А.  Г. Вопросы методики трудового  обучения. М. 1970 г.

48. Дубов А.  Г. Занятия по техническому труду в школьных мастерских (4-6 кл.). М. 2011 г.

49. Дубов А.Г., Бешенков А.К. Конструирование  на занятиях

в школьных мастерских. М. 2009 г.

50. Думченко Н. И. Содержание подготовки  квалифицированных рабочих кадров в средних профтехучилищах. М. 2005г.

51. Евграфов  В. Ф. Исследование методов обучения учащихся 5 - 8 классов техническому труду по новым разделам программы (литье, сварка, гальванические покрытия. М. 1970 г.

52. Елесин  А. М. Дидактические основы обеспечения технологической подготовки учащихся 5-7 классов (на примере трудового обучения и черчения). Автореферат диссертации на соискание ученого звания кандидата педагогических наук. М. 2005 г.

53. Ельников  Д. П. Воспитание школьников в процессе трудового обучения. М. 1979 г. 112 с.

54. Жиделев  М. А. Методы обучения трудовым действиям. М. 2002 г.

55. Жиделев  М. А. Современные методы обучения. М. 1985 г.

56. Журба А.  Ф. Формирование технологических знаний и умений при подготовке учащихся 7 - 8 классов к производительному труду. Автореферат диссертации на соискание ученого звания кандидата пед. наук . М. 1986 г.

57. Зеер П.Ф.  Комплексные технологические задания как средство повышения эффективности трудовой подготовки учащихся 4-6 классов. Диссертация на соискание ученого звания кандидата пед.наук. М. 1982 г.

Информация о работе Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии