Формирование гибкости мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 12:32, реферат

Краткое описание

Гибкость мышления – способность изменять аспекты рассмотрения предметов, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.
В настоящее время исследования мышления является одной из первостепенных задач поставленной психологами. Это обусловлено изначальным постулированием единства сознания и связей между отдельными его связями. Изначально изучение мышления приписывалось больше философам и другим, взаимодействующим, так или иначе, с ней наукам. Мышление стояло в разряде некого идеального, так и материального.

Содержание

Введение…………………………………………………..3
Формирование гибкости мышления у дошкольников…3
Основы оперирования отношениями противоположности..5
Преимущества гибкости, проявление гибкости в повседневной жизни……………………………………………………….7
Как достичь гибкости………………………………………8
Основные виды мышления…………………………………9
Заключение…………………………………………………12
Литература………………………………………………......13

Вложенные файлы: 1 файл

реферат педагогика.docx

— 29.06 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………..3

Формирование гибкости мышления у дошкольников…3

Основы оперирования отношениями противоположности..5

Преимущества гибкости, проявление гибкости в повседневной жизни……………………………………………………….7

Как достичь гибкости………………………………………8

Основные виды мышления…………………………………9

Заключение…………………………………………………12

Литература………………………………………………......13

 

 

 

 

 

 

Введение

Гибкость мышления – способность изменять аспекты рассмотрения предметов, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

В настоящее время исследования мышления является одной из первостепенных задач поставленной психологами. Это обусловлено изначальным постулированием единства сознания и связей между отдельными его связями. Изначально изучение мышления приписывалось больше философам и другим, взаимодействующим, так или иначе, с ней наукам. Мышление стояло в разряде некого идеального, так и материального. Но расставляя границы, психология поставила изучение процесса мышления как материального. Психология стала рассматривать мышление не как появление духа, а как протекание сначала развернутой деятельности используя систему языка, и лишь затем приобретение определенных свернутых форм, обретая при всём этом характер внутренних умственных действий. Считают, что на данный момент исследование мышления требует более глубокого изучения и анализа, это объясняется развитием всех отраслей существования человечества и еще более скорым развитием в будущем. Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи, проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности и еще очень много неизвестного, не совсем ясного, скрытого. Это требует глубокого познания мира открытия новых процессов, свойств и взаимоотношений человека и всего окружающего его. «Тем не менее, каждый человек что-то о себе думает. Но как он может убедиться в правильности своих мыслей. Наверное, он должен сравнить свое представление о себе с самим собой. Но человеку известно только его мысли, а не он сам по себе».

 

 

Формирование гибкости мышления у дошкольников

Зарубежные психологи, исследуя продуктивные и творческое мышление, выделяют гибкость как один из его факторов, а в качестве основного критерия гибкости мышления выдвигают такой показатель, как целесообразное варьирование способов действий. Д. Гилфорд описывает гибкость как способность к переосмыслению функций объекта, использованию его в новом качестве. В типичном тесте на гибкость испытуемого предлагается перечислить все возможные способы использования обычного кирпича. При этом, если испытуемый скажет, что «с помощью кирпича можно: придержать дверь, сделать груз для бумаги, заколотить гвоздь, сделать красную пудру», он получает высокий балл по гибкости мышления.

Результаты зарубежных исследований свидетельствуют, что гибкость мышления является таким психологическим феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет субъекта выявлять ранее не анализировавшиеся признаки объекта и, переосмысливая их, решать проблему.

В отечественной психологии наиболее полным можно считать понятие гибкости мышления, введенное Н.А. Менчинской. Она считает, что гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому.

Наше понимание гибкости мышления связано со сменой интерпретации свойств объекта, с качественным преобразованием объекта в ситуации решения мыслительной задачи. Основу гибкости мышления, по нашему мнению, составляет механизм опосредствования. В отечественной психологии развитие опосредствования рассматривается как становление знаковой функции сознания.

Если в работах Л.С. Выготского в качестве универсального средства рассматривалось слово (знак), то в дальнейшем были изучены не только понятийные, но и образные средства. Овладение ими в дошкольном возрасте дает возможность ребенку решать мыслительные задачи, требующие отражения довольно сложных скрытых связей и отношений между объектами.

 

 

Основы оперирования отношениями противоположности

В работах Н.Е. Вераксы обозначен подход к пониманию гибкости детского мышления как психологическому феномену, с помощью которого субъект может отражать различные свойства объекта, в том числе и противоречивые. Механизм диалектического мыщления дошкольников характеризуется единством диалектических мыслительных действий и средств. Система диалектических действий составляет основу оперирования отношениями противоположности. Автор выделяет:

  • Действие диалектического превращения, цель которого заключается в рассмотрении объекта как противоположного самому себе;
  • Действие диалектического опосредствования, направленное на поиск таких целостностей, которые характеризуются наличием определенных заранее противоположностей;
  • Действие диалектического объединения, направленное на установление в анализируемой целостности отношений противоречивости, на утверждение правомерности обоих взаимоисключающих отношений при характеристике объекта;
  • Действие диалектического обращения, которое позволяет перейти от исходного отношения между объектами к противоположному;
  • Действие смены альтернативы, позволяющее выйти за контекст данной ситуации, рассмотреть предмет или явление под новым, часто противоречивым углом зрения.

Главная функция средств диалектического мышления состоит в отражении отношений противоположности. В их качестве могут выступать те образы и понятия, с помощью которых субъект может передавать отношения противоположности. В исследованиях Н.Е. Вераксы установлено, что механизм диалектического мышления начинает складываться уже в дошкольном возрасте.

 

 

 

 

Преимущества гибкости

  • Гибкость позволяет достигать поставленных целей в любых сложившихся обстоятельствах.
  • Гибкость мышления помогает справиться с трудностями и находить альтернативные пути развития.
  • Благодаря гибкости мы можем становиться на позиции различных точек зрения, рассматривая ситуации под разным углом.
  • Гибкость помогает адаптироваться в самых разных коллективах и обстоятельствах.

 

 

Проявление гибкости в повседневной жизни

  • Конфликтные ситуации. Противоречия, которые зачастую возникают между людьми, способны перерасти в конфликтные ситуации. Гибкость и дипломатичность способствуют настраиванию оппонементов на миролюбивый лад.
  • Переговоры. Отстаивание интересов способно перерасти в открытую конфронтацию между переговорщиками. В любой спорной ситуации для сохранения дальнейших отношений необходимо проявить гибкость, а иногда и сговорчивость.
  • Процесс обучения. Накапливая новые знания, мы становимся обладателями широкого кругозора и благодаря этому приобретаем возможность вариативного мышления. Чем более гибким становится наше отношение к жизни, тем более объективно мы можем оценивать ситуацию.
  • Исследовательская деятельность. Самые великие научные и технические достижения были бы немыслимы, если бы люди действовали исключительно по правилам. Именно благодаря мобильности, гибкости и неординарному мышлению открывается все новое.

 

 

Как достичь гибкости

  • Воспользуйтесь различными методами активизации мыслительных возможностей. Например, такими, как «Метод фокальных объектов», «Метод контрольных вопросов» и другими.
  • Ставя пред собой определенные задачи, старайтесь как можно чаще задаваться вопросами такого плана: «Какие есть дополнительные пути реализации?», «Можно ли рассмотреть проблему с другой стороны?», «Как можно оптимизировать процесс для достижения наилучшего результата?», «Внесение каких изменений, будет безболезненным для процесса ввиду сложившихся обстоятельств?».
  • Для того чтобы развить гибкость, необходимо тренировать быстроту реакции, внимательность и хорошую память. Структурированное мышление позволяет рассматривать вопрос с различных сторон и выбирать наиболее приемлемый вариант из множества возможных.
  • Обратитесь к учениям йоги. Добиваясь параллельно пластичности тела и гибкости мышления (они взаимосвязаны напрямую), вы сможете достичь гармоничного состояния.

 

Основные виды мышления

В основном выделяют три вида мышления: наглядно-действенное (конкретно-наглядное), образное и абстрактно логическое (теоретическое). Два первых вида объединяют названием практического мышления.

Наглядно-действенное мышление реализуется преимущественно во внешних действиях, а не в словесных формах, которые вплетаются в него лишь в качестве отдельных элементов. Наглядно-действенное мышление, как правило, приковано к конкретной ситуации и в значительной степени опирается на деятельность первой сигнальной системы, хотя его связь со второй сигнальной системой несомненна. Однако её сигналы – слова – здесь лишь констатируют, а не планируют. Наглядно-действенное мышление, представляет собой и филогенетически, и онтогенетический начальный этап логического мышления, предполагает дальнейшее развитие и переход к образному мышлению.

Образное мышление – «мышление через представление». При этой форме у человека (обычно это дети младшего школьного возраста) в уме выстроен ряд образов – последовательных этапов предстоящей деятельности. План решения мыслительной задачи выработан заранее, известно, как приступать к работе, что делать в дальнейшем. В построении плана решения задачи обязательно участвует и логика, хотя еще и не достигшая совершенства. Образное мышление имеет непосредственную связь с речью, причем ее грамматические формы выполняют планирующую роль.

Абстрактно-логическое мышление оперируется с понятиями, суждениями, символическими и иными отвлеченными категориями. Значение понятий особенно четко проступает на примере мышления глухонемых. В настоящее время экспериментально установлено, что глухонемые от рождения обычно не поднимаются до уровня понятийного мышления. Они ограничиваются отражением преимущественно наглядно данных признаков, т.е. пользуются средствами наглядно-действенного мышления. Лишь при условии овладением речи, т.е. с того времени, когда возникают понятия и у глухонемых появляется возможность ими оперировать, их мышление становится понятийным - абстрактно-логическим.

Абстрактно-логическое мышление является наиболее глубоким и эффективным, но предполагает наличие достаточных знаний и навыков. Абстрактно-логическое мышление свойственно взрослому человеку и имеет в основе деятельность второй сигнальной системы.

Характеризуя отдельные виды и весь процесс мышления человека в целом, следует подчеркнуть, что если наиболее простая форма – наглядно-действенное мышление – уступает в дальнейшем место образному, а оно в свою очередь – абстрактно-логическому, то каждый из этих трех видов принципиально отличается от других и характеризуется своими собственными особенностями. Все три вида связаны генетически и с диалектической точки зрения представляют собой степени перехода количества в новое качество.

Работа хирурга стала бы, вероятно, невозможной, не обладай он способностью наглядно-действенного, а в равной степени и образного мышления. Только совместная работа всех видов мышления к действительному познанию целей и задач операционного вмешательства. Четко представляя себе взаиморасположение органов и возможные патологические изменения в определенном месте, хирург намечает план предстоящей работы, руководствуясь при этом своими знаниями и опытом прошлой операционной деятельности. Мысленно все проследив, в чем ему помогает память, в которой всплывают различные ситуации из прошлого, т.е. активно использовав возможности всех видов мышления, хирург начинает выполнять операцию. В ходе операции различные виды мышления переплетаются еще более тесно, взаимно друг друга обусловливая, причем вопросы практического порядка, возникающие во время операции , иногда носят столь сложный характер, что далеко превосходят по своей важности многие конкретные теоретические задачи, стоящие перед хирургом.

Таким образом, успешные результаты нашей деятельности, возможны лишь при участии всех трех видов мышления и при условии достаточно развитых практических навыков. Другими словами, содержание, характер и успех выполнения мыслительной, а следовательно, и практической задачи зависят от уровня развития человека, степени его практической подготовки и характера течения процессов мышления. Все это находит свое конкретное выражение в различных соотношениях ощущений, восприятий, представлений, понятий и слов, внешних и внутренних действий, имеющих место в ходе решения поставленной задачи.

Заключение

Зарубежные психологи, исследуя продуктивные и творческое мышление, выделяют гибкость как один из его факторов, а в качестве основного критерия гибкости мышления выдвигают такой показатель, как целесообразное варьирование способов действий. Д. Гилфорд описывает гибкость как способность к переосмыслению функций объекта, использованию его в новом качестве. В отечественной психологии наиболее полным можно считать понятие гибкости мышления, введенное Н.А. Менчинской. Она считает, что гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому. Наше понимание гибкости мышления связано со сменой интерпретации свойств объекта, с качественным преобразованием объекта в ситуации решения мыслительной задачи. Основу гибкости мышления, по нашему мнению, составляет механизм опосредствования.

По моему мнению, гибкое мышление не может быть линейным. Люди с гибким мышлением по-другому смотрят на традиционные понятия. Умение быть не категоричным и открытость к новым направлениям, новым знаниям, ко всему новому, умение принимать всё новое и, создавать новое. Думаю, что без гибкости мышления, человек с трудом сможет что-то почувствовать на интуитивном уровне, его будут заглушать общепринятые мнения и понятия обо всём. И ещё без гибкого мышления, человек не станет творческим, не сможет создавать новое в искусстве, и в науке.

Информация о работе Формирование гибкости мышления