Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка методических основ эффективного
формирования технологического мышления учащихся.
В соответствии с целью исследования была сформулирована гипотеза исследования согласно которой, эффективность формирования технологического мышления школьников возможна при условии если будет:
- уточнено содержание технологического умения;
- продумана педагогическая деятельность по развитию технологического мышления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования технологического мышления учащихся 5-7 классов…………………………………………………………..6
1.1 Технологическое мышление в структуре трудовой подготовки школьников………………………………………………………………………6
1.2 Формирование технологического мышления у школьников на уроках и во внеурочное время……………………………………………………………….24
1.3 Формирование технологического умения как результат развития мышления учащихся 5-7 классов в структуре трудовой подготовки……………………………………………………………………….36
2. Методические основы формирования технологического мышления учащихся (экспериментальное исследование)………………………………60
2.1 Содержание деятельности учащихся 5-7 классов при формировании
технологического мышления…………………………………………………...60
2.2 Эффективное формирование технологического мышления школьников……………………………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..85
Список использованных источников…………………………………………89

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл. Разумной.docx

— 168.70 Кб (Скачать файл)

- умственная операция;

- умственное действие;

- приём умственной деятельности;

- способ умственной деятельности; вид мышления.

Эта концепция  очень удобна для организации  развития определённого вида предметно-специфического мышления, поскольку позволяет распределить содержание, методы и этапы обучения от простых интеллектуальных операций до видов предметно-специфического мышления.

Умственная  операция – из определённого набора таких действий формируются умственные предметно-специфические действия. Обычно эти операции лежат в основе инструкции к операции, например: посмотри, сосредоточься на…, вспомни, различи, сравни, проанализируй и т.д.

Умственное  действие – это набор умственных операций, обеспечивающих некоторое  логически завершённое действие. Обычно умственное действие отражено в инструкции к действию. Такая инструкция предполагает выполнение нескольких умственных операций одновременно, укрупняя их в действие, например: посчитай сколько…?, Установи, какого размера…?, Опиши из чего состоит…?, Упорядочить по критерию, переместить.

Приём умственной деятельности – это комплекс умственных действий, позволяющий выполнять  учебную задачу как промежуточный  результат обучения, необходимый  для выполнения технологического задания. Приём основан на чёткой последовательности применения включённых в него умственных действий, т.е. жестком алгоритме  действий, позволяющих выполнить  поставленную инструкцией задачу, например: сопоставь; определи совпадения и различия; объясни смысл…, что является причиной того, что…?, найти общее из предложенного, преобразовать объект одного вида в  другой и т.д.

Способ умственной деятельности - это так же алгоритмизированный  комплекс приёмов умственной деятельности, позволяющий выполнить как сложную  учебную задачу, так и технологическое  задание.

Способ умственной деятельности, как правило, состоит  из нескольких приёмов умственной деятельности, применение которых в заданном алгоритме  гарантирует успешность выполнения технологического задания. Например: создание модели, оценивание эффективности деятельности, планирование деятельности, выбор оптимального варианта из предложенных, дать прогноз  преобразовательной деятельности и  т.д.

Вид мышления – в нашем понимании – это продуктивно ориентированная интеллектуальная деятельность, заключающаяся в системе разнообразных способов умственной деятельности, объединённым универсальным алгоритмом применения, позволяющим осмысливать и выполнять сложные виды конкретной специфической деятельности, например математическую деятельность, техническую деятельность, технологическую деятельность и т.д.

В связи с  этим, нами выделены основные умения, соответственные  технологическому виду мышления:

- умение моделировать (создание информационных моделей технологических процессов и явлений, обоснование их разнообразных вариантов на основе правила получения конечного результата деятельности «рационально-оптимально») технологические процессы;

- умение переносить знания из одной предметной области в другую с целью их применения для целостного описания технологических ситуаций разного вида;

- умение строить причинно-следственные связи, переходить с одного уровня обобщения на другой при решении технологических задач;

- умение находить общие основания для интеграции различных предметных областей и получать обобщённые представления о технологическом мире;

- умения добывать и преобразовывать информацию (пользоваться различного рода источниками информации для решения различных технологических задач);

- умение оценивать собственную деятельность и её результаты на основе рефлексии;

- умение проводить конструкторский анализ и синтез объекта преобразования при решении задачи;

- умение определять уровень готовности человека, общества, природы к преобразовательной деятельности;

- умение принимать технологически обоснованные решения и реализовывать их на практике;

- умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массива альтернативных с учётом их последствий для человека, общества и природы;

- умение планировать преобразовательную деятельность, прогнозировать её результаты, оценивать эффективность этой деятельности с точки зрения экономики, политики, экологии, этики, психологии, педагогики, социальной сферы жизни человека и общества и др., т.е. изменение окружающей действительности в интересах человека, общества, природы с целевой установкой на поиск ответа на вопрос «что преобразовать?» и «как преобразовать?».

Рассматривая  особенности предметно специфического вида мышления, можно отметить, что  их структура состоит из последовательно  укрупняющихся компонентов от простых  умственных операций до способов умственных действий, а так же алгоритмов их применения. Поэтому предметно специфические  виды мышления в образовании становятся содержанием обучения.

Технология  обучения технологическому мышлению основана на последовательном освоении всего  арсенала операций, действий, приёмов  и способов умственных действий, а  так же алгоритмов их использования  при выполнении как отдельных учебных задач, так и технологических заданий в целом.

Под технологическими умениями мы будем понимать систему, включающую в себя умения по разработке и планированию технологического процесса, умения анализировать и выбирать наиболее рациональные технологии обработки материалов, самостоятельно применять выбранные технологии в процессе изготовления изделий.

Таким образом, под технологическими умениями мы понимаем группу умений, которая выделяется по такому признаку как их общность по отношению к видам работ целью которых является построение технологического процесса. Умения, входящие в содержание технологических умений находятся в системной взаимосвязи друг с другом и являются умениями интеллектуального характера связанные с работой над мысленными образами.

Якиманская  И.С. [146] отмечает, что интеллектуальные умения нельзя сводить ни к знаниям, ни к практическим навыкам, т. к. эти умения – особенные в связи с тем, что технологические умения непосредственно связаны с технологическим процессом, то в их структуру должны войти умения планирования и построения технологического процесса.

Технологические умения тесно взаимосвязаны с  умениями оценивать экономические и экологические компоненты процессов. Мы не включили эти компоненты в содержание технологических умений, тем не менее, эти компоненты неизбежно входят в состав умений по выбору рациональных технологий обработки материалов, т. к. в современных условиях технологическая подготовка учащихся, как в целом, так и в отдельных ее частях должна учитывать экологические и экономические аспекты.

Содержание  технологических умений уточняется на основе современных концепций технологической подготовки школьников в рамках образовательной области «Технология», поэтому необходимо рассмотрение сути технологической подготовки. Технологическая подготовка по своей сути выражается как «...развитие творческого мышления у школьников, готовящихся к практической деятельности на основе формирования в их сознании цельной технологической картины мира, где системообразующим центром является человек» [7,стр.12] .

Так как технология рассматривается как интегративный предмет, так и технологические умения - интегративные, включающие в себя целый ряд умений.

Таким образом, можно сказать, что технологические умения являются важным компонентом трудовых умений и имеют свое содержание, которое уточняется с учетом современных концепций технологической подготовки.

Технологические умения в свое содержание включают следующие виды умений:

- умения по разработке и планированию технологического процесса;

- умения анализировать и выбирать наиболее рациональные для данной цели технологии обработки материалов;

- умения применять выбранные технологии в процессе изготовления

изделия.

Такой набор  умений, включенных в содержание технологических умений, определен исходя из концепции технологической подготовки школьников, которая устанавливает для учебного процесса приоритет способа над результатом и важное место занимает вариативная технология что в свою очередь связано с эколого-экономическими аспектами реализации разнообразных технологий в практической деятельности школьников.

Следует соотнести  трудовые умения и технологические. Технологические умения по своей структуре уже трудовых умений, хотя и имеют свои специфические компоненты (например: умения по выбору рациональной технологии обработки материалов).

Под трудовыми  умениями понимается более широкий спектр умений, связанный с осуществлением деятельности в широком смысле этого слова, поэтому технологические умения, связанные непосредственно с технологическим процессом (подбор технологий обработки, планирование технологического процесса и т. д.) входят как составной компонент в структуру трудовых умений.

Основой формирования различных видов умений ученые-педагоги выделяют знания. Например, в трудовом обучении в качестве изучаемых фактов обычно выступают конкретные примеры, отражающие изучаемую действительность - объекты техники, технологические процессы, технико-технологическая документация и т. д.

Таким образом, технологические умения имеют место в структуре трудовой подготовки школьников и в своем содержании предполагают наличие таких умений, как умения анализировать и выбирать наиболее рациональных для данной цели технологий обработки материалов, умения по разработке и планированию технологического процесса, умения применять выбранные технологии в процессе изготовления изделия.

 Основой для формирования технологических умений можно выделить такие знания, как знания о разнообразных технологиях обработки материалов, знания о технико-технологической документации, знания экономического характера, экологические знания и др.

 

1.2 Формирование  технологического мышления у  школьников на уроках и во  внеурочное время

Наряду с  уточнением содержания технологических умений, важное значение имеет вопрос об их формировании у учащихся. Необходимо определить методы учения и обучения, с помощью которых будет успешно происходить формирование технологического мышления, способствующее формированию технологического умения. В связи с тем, что технологические умения являются важным компонентом трудовых умений, следовательно, необходим сравнительный анализ методов трудового обучения, и выявить те из них, которые являются наиболее эффективными для формирования трудовых умений. В психолого-педагогической литературе авторы по-разному подходят к вопросу о формировании трудовых умений.

Под формированием умений Кальней В.А., Капралова B.C., Поляков В.А. понимают процесс подготовки учащихся к быстрому, точному и осмысленному выполнению определенного действия или совокупности действий. Процесс формирования умений включает в себя также и активную деятельность самих школьников, которая осуществляется такими методами учения как: наблюдение, упражнение, самоконтроль и т. д.; и направляется учителем с помощью объяснений, показом, исправлением ошибок и т. д. [66, стр. 27].

Чебышыева В.В. [139,стр.46] отмечает, что в результате психологических исследований и обобщения практического опыта обучения трудовым умениям и навыкам установлены основные условия успешного их формирования, общие для всех видов. К ним относятся:

- положительная мотивация и интерес учащихся к изучаемой профессии и учебным занятиям;

- учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся;

- учебно-методический уровень учебной работы;

- соответствие методов обучения особенностям разных видов навыков и умений;

- наличие у учащихся необходимых знаний и умения применять

их  на практике;

- эффективность инструктажа, достаточное количество и высокий методический уровень упражнений;

- своевременность и объективность оценок деятельности учащихся;

- активный характер деятельности учащихся.

Далее автор  отмечает решающее значение для формирования умений и навыков активного поиска учащимися способов совершенствования своих действий. Поэтому необходимо применять методы и приемы обучения, повивающие мыслительную активность учащихся, в частности, методы проблемного обучения [138,стр.47].

Бойко Е.И. о  процессе формирования умений отмечал, что умение приобретается в опыте человека через усвоение знаний двоякого рода: Знания, относящиеся к объектам действий (знания в традиционном смысле этого слова). Знания об обстоятельствах и способах действия (оперативные знания) [33,34] .

Милерян Е.А. отмечает что «главной целью как  школьного, так и профессионального обучения является вооружение учащихся различного рода умениями» [93, стр.53], и формирование умений наиболее эффективно в проблемных ситуациях, когда учащиеся самостоятельно приобретают новые знания.

Платонов  К.К. отмечал, что «умение - это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением» [108,стр.102].

Якиманская  И.С. под формированием умений понимает «... овладение сложной системой действий по выявлению и переработке информации, содержащейся в знаниях, по сопоставлению (отбору, соотнесение) этой информации с конкретной ситуацией, в которой их необходимо применить» [146,стр.48] .

Эти формулировки отвечали своему времени и на сегодняшний день главная цель школьного образования сместилась на другой уровень, однако, хотя «...конечной целью любого обучения, в том числе формирования умений, является овладение определенными видами деятельности...» [98,стр.10] , современное понимание целей образования полностью включает в себе и прежнее содержание понятия. Если умения рассматриваются «...как способность осуществлять составные компоненты деятельности - действия - или, в широком понимании... - как способность к деятельности в целом... » [93,стр.20], то нельзя отрицать важности формирования умений как составных компонентов деятельности.

Информация о работе Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии