Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка методических основ эффективного
формирования технологического мышления учащихся.
В соответствии с целью исследования была сформулирована гипотеза исследования согласно которой, эффективность формирования технологического мышления школьников возможна при условии если будет:
- уточнено содержание технологического умения;
- продумана педагогическая деятельность по развитию технологического мышления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования технологического мышления учащихся 5-7 классов…………………………………………………………..6
1.1 Технологическое мышление в структуре трудовой подготовки школьников………………………………………………………………………6
1.2 Формирование технологического мышления у школьников на уроках и во внеурочное время……………………………………………………………….24
1.3 Формирование технологического умения как результат развития мышления учащихся 5-7 классов в структуре трудовой подготовки……………………………………………………………………….36
2. Методические основы формирования технологического мышления учащихся (экспериментальное исследование)………………………………60
2.1 Содержание деятельности учащихся 5-7 классов при формировании
технологического мышления…………………………………………………...60
2.2 Эффективное формирование технологического мышления школьников……………………………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..85
Список использованных источников…………………………………………89

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл. Разумной.docx

— 168.70 Кб (Скачать файл)

Важным  моментом, в технологической подготовке, все вышеназванные авторы отмечают мотивацию, которая и определяет направление практической деятельности учащихся. Следовательно, трудовое обучение является одним из средств осуществления технологической подготовки школьников, для осуществления которой необходимо творческое использование накопленного опыта в трудовом обучении, а не категорический отказ от него.

На  основе сравнительного анализа общих  подходов к выбору содержания и целям технологического образования за рубежом и современных концептуальных подходов к построению стандартов образовательной области «Технология» у нас в стране можно сделать вывод о том, что наиболее существенным в содержании деятельности школьников необходимо включать практическое освоение разнообразных технологий обработки материалов.

Формы и методы учения и обучения должны быть направлены на активизацию самостоятельной деятельности учеников по типу: «найди потребность и удовлетвори ее», т. е. жесткая мотивация деятельности школьника в процессе формирования цельной технологической картины мира, где системообразующим центром является человек.

  В процессе технологической подготовки учащихся, которая предусматривает ознакомление школьников с различными технологиями обработки материалов, будут формироваться и умения сопоставлять вариативные технологии, связанные, например, с выбором оптимальных способов обработки материалов, что в свою очередь связано с эколого-экономическими аспектами реализации разнообразных технологий в практической деятельности школьников.

Одним из важных моментов в процессе технологической подготовки можно отметить и умения учащихся применять на практике различные технологии. Таким образом, нужно выделить эти умения, в структуре и содержании которых будут включаться вышеперечисленные компоненты.

Такие умения мы будем называть технологическими, структуру которых необходимо уточнить с учетом современной концепции технологической подготовки. Что же можно и нужно взять из богатого содержанием и методами трудового обучения и что нового необходимо влить в это содержание для обеспечения технологической подготовки учащихся? На эти вопросы необходимо ответить, чтобы эффективней организовать технологическую подготовку

школьников.

Трудовую  подготовку школьников можно рассматривать «...как интегральный процесс и результат воспитания трудолюбия и политехнического образования при изучении основ наук, осуществления на политехнической основе трудового обучения, трудового воспитания» [64].

Под трудовым обучением понимается процесс умственных и физических действий, которые совершают учащиеся под руководством учителя, и в результате этой деятельности учащиеся приобретают знания о предметах, средствах и процессах труда, а также практические умения и навыки, необходимые для выполнения производительного труда в определенной его области, развивают свое мышление и качества личности, способствующие сознательному выбору профессии и скорейшему включению в трудовую деятельность на благо общества [64].

В соответствии с целями и задачами трудовой подготовки в содержании программ по трудовому обучению преобладающее место занимают практические работы учащихся (от 70 до 80 % всего отведенного учебного времени).

Содержание  трудового обучения можно представить как совокупность следующих элементов:

- общее понятие о структуре народного хозяйства и взаимосвязи его отраслей; понятие о трудовом процессе;

- общетехнические знания о предметах и средствах труда;

- общетрудовые и общепроизводственные умения;

- знания о массовых профессиях; понятие о структуре, организации и экономике современного производственного предприятия;

- понятие о производственном процессе;

- специальные знания о предметах, средствах и процессах отдельных видов труда, иначе говоря, технологическая подготовка учащихся;

- специальные трудовые умения и навыки, необходимые для производительного труда в определенной его области; понятие об основных направлениях научно-техническом прогрессе на производстве [64].

Формы и методы трудового обучения имеют  следующие особенности:

- трудовая деятельность учащихся связана не только с усвоением знаний, приобретением практических умений и навыков, но и созданием материальных ценностей;

- среди источников знаний важное место занимают производственные объекты (орудия и предметы труда), трудовые и технологические процессы;

- занятия с учащимися проводятся не только в классах и кабинетах, но и в учебно-производственных условиях (мастерская, учебный цех и др.) [64].

На  сегодняшний день основной целью  трудового обучения является «...формирование личности, ориентированной на труд в новых экономических условиях; изучение общих основ технологической деятельности и направлений ее совершенствования» [28] .

Задачи  и содержание трудового обучения решались системой методов, которая достаточно хорошо отработана учителями-практиками. Поэтому необходимо рассмотреть, что на наш взгляд можно использовать из арсенала методов трудового обучения для эффективной организации технологической

подготовки  учащихся.

Проанализировав сущность, содержание и задачи технологической

и трудовой подготовки школьников можно отметить различие в том, что технологическая подготовка шире трудового обучения, так как направлена на формирование цельной технологической картины мира. Трудовое обучение

направлено  на политехническое образование школьников, подготовке их к трудовой деятельности в сфере материального производства и осознанному выбору профессии.

Однако  наряду с этим существенным различием, существуют и общие черты. Например, и технологическая подготовка и трудовое обучение предполагают развитие мышления учащихся в процессе их практической деятельности и в данное время трудовое обучение выступает средством реализации технологической подготовки школьников.

Следовательно, используя общие черты трудового обучения и технологической подготовки необходимо выделить методы трудового обучения, которые эффективны для формирования трудовых умений и определив содержание технологических умений заимствовать те методы трудового обучения, которые будут эффективны при формировании умений в процессе технологической подготовки.

В производственном процессе, как одного из компонента содержания трудового обучения, можно выделить следующие компоненты - это технология, технологический процесс и сам труд.

Под технологией понимается совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемые в процессе производства продукции. Задача технологии как науки - выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов [145, стр. 134].

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда включает: Собственно труд. Предметы труда.

Средства  труда (средства производства) [143]. Технологический процесс - последовательность выполнения действий по изготовлению продукции (изделий). При рассмотрении этих компонентов производственного процесса можно отметить, что технологические умения, которые тесно связаны с выбором разнообразных технологий обработки материалов и планированием технологического процесса изготовления изделий (объектов трудовой деятельности школьников) непосредственно будут относится к технологическому процессу.

Безусловно, эти компоненты производственного процесса тоже имеют место в трудовой деятельности учащихся в ходе разработки и изготовлении различных объектов труда, поэтому важным моментом, в разработке методических основ эффективного формирования технологических умений школьников будет определение тех эффективных форм, методов и содержания, которые наработаны теорией и практикой трудового обучения.

Необходимо  четко выделить, что можно прямо заимствовать из методики трудового обучения для эффективной организации технологической подготовки и формирования технологических умений учащихся, а какие методы специфичны и характерны только для технологической подготовки школьников. Поэтому возникает необходимость показать, как соотносятся между собой трудовые и технологические умения и на основании этого сделать вывод о переносе методов трудового обучения на процесс формирования технологических умений школьников.

Таким образом, на основе анализа зарубежных программ, концепции технологической подготовки школьников в нашей стране и анализа основных подходов к выбору содержания, форм, методов и средств, в практике трудового обучения, можно сделать вывод о том, что для эффективного формирования технологических умений учащихся необходимы следующие подходы к организации практической деятельности школьников:

- в содержании практической деятельности необходимо расширение спектра осваиваемых школьниками разнообразных технологий;

- формы и методы учения и обучения должны быть направлены на активизацию самостоятельной деятельности учеников по типу: «найди потребность и удовлетвори ее», т. е. жесткая мотивация деятельности школьника в процессе формирования цельной технологической картины мира, где системообразующим центром является человек.

Следовательно, разработка методических основ эффективного формирования технологических умений должна проводиться на базе тех положений, которые лежат в основе методики трудового и профессионального обучения, так как технологические умения, как отмечалось ранее, являются составным компонентом умений трудовых.

Необходимо  разграничить основное содержание практической деятельности школьников, в процессе которой формируются технологические умения. Применение традиционных форм трудового обучения нецелесообразно, наиболее эффективной формой организации трудовой деятельности учащихся 5-7 классов будет использование учителем на занятии совокупности бригадной формы с индивидуальным подходом.

Проблематизация процесса обучения осуществляется при использовании проблемных методов, среди которых можно отметить использование учителем метода проектов, причем в ходе разработки учащимися проектов по собственному замыслу акцентироваться должен способ изготовления изделия.

В 5-ом классе внимание учащихся, в процессе технологической деятельности, в основном направляется на формирование таких компонентов в содержании технологических умений, как умение разрабатывать и планировать технологический процесс и умение анализировать и выбирать наиболее рациональные для данной цели технологии обработки материалов.

В процессе выполнения учащимися проектов по собственному замыслу учитель с помощью специальных методических приемов акцентирует внимание на рациональности выбранной технологии и возможности использования альтернативного способа изготовления изделия. Это достаточно хорошо реализуется на типовых объектах труда, предлагаемых программами по трудовому обучению, в разделе «Технология обработки

металлов».

Например, такое изделие как сувенирный топорик, который традиционно изготавливают из жести технологией резания. Однако возможен и другой способ, технологией литья в форму. Материалом, в данном случае может служить алюминий (температура плавления которого 650 градусов) или свинец (температура плавления 180 градусов). В 6-ом классе идет процесс углубления знаний учащихся по разнообразным технологиям обработки материалов, используются такие методические приемы, как рассказ учителя о различных технологиях, как фрагмент урока, показ альтернативного технологического решения поставленной практической

задачи.

При этом задача выбора темы проекта может  быть решена при использовании учащимися созданного учителем банка различных проектов, что определенным образом повышает интерес учащихся.

В 7-ом классе деятельность ученика по выбору темы проекта носит самостоятельный характер и направлена на изготовление различного рода приспособлений к типовому школьному оборудованию, учитель только корректирует тему проекта с учетом возможностей школьных мастерских.

Таким образом, в содержании практической деятельности учащиеся осваивают наряду с традиционной для трудового обучения технологией резания и другие технологии обработки материалов, такие как литье, обработка давлением. Можно выделить ряд методов, влияющих на эффективность формирования технологических умений учащихся 5-7 классов. Рассмотрим эти методы. Решение различного вида задач (технических, технологических и т. д.).

Формирование  такого компонента в содержании технологических умений, как умения анализировать и выбирать наиболее рациональные для данной цели технологии обработки материалов, в общей структуре технологических умений осуществляется при помощи решения различного рода задач.

Решение различного рода задач, в практике трудового обучения, достаточно широко применяется. Такие задачи, по-разному классифицируются в педагогической литературе. Например, Федорова О.Ф. [129, стр. 9] выделяет следующие типы задач:

- задачи технико-конструктивные (определение устройства, принципов действия, эксплуатационных свойств технических объектов; задачи на конструирование;

- диагностика-определение и устранение дефектов в работе машин, механизмов, схем);

- задачи технологические (их решение связано с выбором рационального технологического процесса выполнения отдельных видов работ, изготовления продукции, сборка узлов механизмов и машин, сборка электро- и радиотехнических схем и т. д., диагностика причин брака при изготовлении объектов и выполнении отдельных видов работ).

Атутов  П.Р. [6] отмечает тот факт, что большое место в системе трудового обучения занимают технические задачи, которые он подразделяет на:

- графические задачи, которые требуют выполнения технических рисунков, чертежей и эскизов;

- качественные задачи, позволяющие установить особенности изучаемых явлений;

- свойств отдельных материалов;

- изменений, происходящих с различными материалами под действием разного рода факторов;

- расчетные задачи, требующие выполнения расчетов, с предварительным качественным анализом;

- технологические задачи, связанные с планированием последовательности выполнения работ;

- выбором материала, заготовки, инструментов, способов и режимов обработки;

Информация о работе Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии