Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:48, шпаргалка

Краткое описание

1.Исторические условия возникновения государств Древнего Востока
2. Государственный и общественный строй Древнего Востока.
3. формы государств Др. Востока.
4. Особенности права в странах Др. Востока.
5. Законник Хаммурапи

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС - зимняя сессия, шпоры.docx

— 185.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Государственный и социальный строй Др.Спарты    Спартанское государство возникло в IX веке до н. э. в результате завоевания обширной территории Леконики, где проживали архейские племена, дорийцами. Установление  общественных  порядков   и   государственного   строя   Спарты связывается с именем Ликурга. Общественный строй Спарты  сохранял  пережитки первобытнообщинного строя и был построен  на  военной организации.  Законы Спарты были направлены  на  недопущения образования резкой  имущественной дифференциации среди “спартанцев”. Было  три слоя  населения:  спартиаты, периеки и илоты. Спартиаты пользовались  политическими правами,  были обеспечены  земельными  наделами.      Пэриеки могли иметь собственность,   в отношениях обладали правоспособностью, были ограничены лишь  в политических правах. Илоты же  имели статус  государственных рабов,  они не  обладали правоспособостью,  но  могли иметь право собственности на  свои  орудия производства и свое хозяйство.  Илоты представляли  собой побежденные племена. Спарта  была примером рабовладельческой аристократии.  Основным  органом в Спарте  была герусия – совет старейшин,  возглавлявший все государственное управление.    Герусия состояла из 28 виднейших представителей спартиатов,  и двух  царей. Состоящие в данном органе лица именовались геронтами. Геронтов  избирали  из наиболее  известных граждан,  достигших 60-ти  лет,  пожизненно   народным собранием,   которому   они   были   бесподконтрольны.   Герусия    готовила внешнеполитические решения и руководила деятельностью должностных лиц.  Она обсуждала предварительно  дела,  которые должны  были  рассматриваться   в народном собрании,  располагала неограниченной  компетенцией,  она заседала ежедневно и руководила всеми делами, судебным  органом. Судебной  власти  герусии подлежали даже  цари.  Сама  герусия   считалась неответственной за свои решения.    Народное собрание (апелла) решающую роль в политической жизни страны не играло. Созывалось оно от  случая  к случаю. Собрание   было   только пассивным властным  органом.  К ведению народного   собрания   относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае  возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти  в поход в случае  войны.  Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира.     Во главе государства стояли  два царя,  которые выполняли функцию военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную  власть.  Коллегия эфоров занимали исключительное положение в государстве, было пятеро, в их руках целиком находились внешние отношения,  внутреннее  управление  страной. Они осуществляли строгий надзор за  нравами и за  соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно  проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. Одной из  функций эфоров был контроль за деятельностью царей с целью не допустить усиления  их власти. Эфоры имели право привлекать   царей   к суду  герусии.  В своей деятельности эфоры давали отчет только  своим преемникам.  Бесконтрольность эфоров,  невозможность привлечения к судебной  ответственности   породила злоупотребление ими своей властью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. возникновение  государства в Др. Риме. Гос строй  Др. Рима. Реформы Туллия.В царский период правили 7 рексов (гражданский правитель и военачальник, судья, верховный администратор). Царь должен был консультироваться с сенатом (внешняя политика, заключение мира, избрание царя, финансовые дела). Царь избирался на куриатных комициях (народных собраниях), где участвовали только патриции. Они обладали землёй и не несли тяжёлых повинностей. Плебеи были свободными, но несли военные повинности. Поэтому между ними часто происходили конфликты (причина реформ сервия тулия).  Патриции владели клиентами - обедневшие жители, но лично свободные, ущемлённые в правах.  Курии образовывали общее Народное собрание римской общины, решающее вопросы смертной казни, объявления войны. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - Сената. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю. Были острые конфликты, касающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства. Реформа: 1. Деление всего свободного мужского населения на центурии (деление зависело от земельного надела и имущества). Было создано 6 центурий, 193 курии. В первую входило 80 человек, отдельно выделяли всадников-18. Таким образом, это составляло большинство (98) и значит они фактически всё и решали. 2. Деление населения по территориальному признаку. Были созданы трибы: 4 городские, 17 сельских. Жители триб подчинялись старосте, который вводил и собирал налоги. Итог: реформа позволила обрести плебеям право участвовать в центуриатных и трибутных народных собраниях. Способствовала консолидации свободных граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. правовой статус  социальных групп в Др. Риме.  Полной правоспособностью в республиканский период обладало лицо имевшее три статуса: свобода гражданство, семья. По статусу свободы все население Рима: свободные и рабы. Свободные подразделялись: состоятельную верхушку рабовладельцев (земледельцев, торговцев), мелких производителей (земледельцев и ремесленников) к последним примыкала беднота. Рабы: государственные и частные. В период республики рабы – основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства-военный плен. Власть хозяина была неограниченной. По статусу гражданство свободное население делилось на граждан Рима и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники  также причислялись к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. Полную правосубъектность могли иметь только сбоднорожденные римские граждане. К перегринам относились свободные жители внешних провинций, свободные жители всех иностранных государств. Перегрины исполняли налоговые повинности. В конце 3-2 в до нэ возникают привилегированные сословия – нобили и всадники. Высшее сословие нобилей образовалось слияние самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой – крупное землевладение. Сословие всадников пополнялось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Статус семьи обеспечивал полную политич и граж правоспособность только главе римских семей – домовладыке. Остальные члены находились под властью домовладыки. Публичное прав (правоспособность) – участвовать в народном собрании и заниматься гос должности; частное право-разрешение вступать в законные римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.государственный  строй Др. Рима в республиканский  период. Становление республики проходило в борьбе между плебсом и патрициями. Чтоб добиться равных прав плебеи объявляли об своем уходе из страны (проведено несколько сецессий), в результате первой сецессии добились, что на трибутных нар собраниях, который мог защищать их интересы, налагать вето на решения должностных лиц и даже постановления Сената, а след успешный шаг-закрепление равных прав с патрициями в Законах 12 таблиц. Вследствии этого сложилась единая гражданская община. В Риме царскую власть сменил консулат. Вместо царя стали выбирать двух консулов. Органами центральной государственной власти: сенат, народное собрание, магистраты. Сенаторов назначали особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием, - цензоры. Сената постоянно действующий орган власти. Срок полномочий сенатора пожизненный, но каждые 5 лет чистка сената цензорами. Ф-ции: находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; устанавливал налоги; внешние связи; военное дело, включая назначение командующих; издавал общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной безопасности; ведал постройкой храмов, назначением религиозных церемоний, допущением культа новых богов и т. п. Сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Заседания Сената созывал высший магистрат. Народные собрания. а) Куриатные собрания - служил целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти б) Центуриатные собрания - утверждали законы и избирали всех основных начальников республики: консулов, цензоров и др в) Трибутные собрания - собрания граждан по территориальным округ. Избирали плебейских должностных лиц, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. Народные собрания созывались магистратом. В руках магистратов сосредоточивались функции управления, военная и административная власть. Пределы власти магистратов не были точно очерчены законом, и магистраты были свободны в своих действиях, но по существу находились в зависимости от сената. Полномочия магистратов: а) командование войском и заключение перемирий, б) право собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них, в) право суда и наложения наказаний, г) право издавать приказы и принуждать к их исполнению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. императорский  Рим. Государственный строй в  период принципата и домината.  В 27 г до нэ  Сенат вручил Октавиану Агусту верзовную власть над Римом и провинциями. С этого времени установился гос строй, который имен принципатом. Император-принцепс соеденил в своих руках полномочия всех главных магистратур: консула, диктатора, претора, народного трибунала. При этом формально сохранялась видимость республики с правлением Сената, что превратило принципс в своеобразную диархию. Правда, принцепс уже пытается противопоставить Сенату новый коллегиальный орган – совет принцепса, в который входят близкие главе государства лица.  Народные собрания при принципате продолжают собираться, однако утрачивают свою былую роль и влияние. Новые должности в гос аппарате приобретают реальный вес и значение. Армия с этого времени постоянная и наемная. В 3 в нэ в Риме устанавливается доминат-режим неограниченной монархии. Управление государством осуществляют чиновники, назначаемые императором. Из органов управления: государственный совет при императоре, финансовое и военное ведомства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. реформы Диоклетиана  и Константина. Реф Диоклетиана:1)админ. 2)воен,3)поддат,4)финансовая. Правление Диоклетиана (284-305 г. Нэ) -учреждена тетрархия, когда в кажой из двух частей империи управлял одной-август и его соправитель-цезарь. Армия разделена / две части: на границе, внутри гос-ва, увелич состава армии, введен рекрутский набор. Новое админ-тер деление провинций (100). Ввел прямой налог в натуральном виде, уст max зарплаты для различ слоев населения. Создание цент бюрократ аппарата управления. 3-4 сбор средств для содержания армии и бюр аппарта управления Реф.Константина (285-337 нэ): отменил правление тетрархии, заверши админ-тер преобраз страны, запретил переход прежде всего свободного земельного арендатора-колоа из одного имения в другое, разрешил христианам свободное вероисповед. Профессия воина становилась наследственной. Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам - двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Периодизация римского права - выделение в развитии римского права опред этапов. 1. Период древнего права (8-3 в до нэ)-период формирования римского права, право сущ в рамках патриархальной общины, неразрывно связанно с юридической практикой жрецов-понтификов, в этот период формир осн институты права. В 5 в до нэ-первая кодификация римского права-Законы12 табл. Система права-примитивна и не всегда выделяла осн институты. Римское право-привелиг право-цивильное право-предназнач только для римских граждан. 2. Период предклассический (2-1в до нэ)- хар-тся соц унификац римской общины, стирание границ между патрициями и плебеями, сохраняется цивильное права - наряду формир преторское право. Развитие институтов:наследственное право, серветуты, деликты. Процесс преобраз в формулярный (требование истца-возражение ответчика-приказ претора-судьи) претор- рук-тель и наставник судьи. 3. Классический период (1в до нэ-3в нэ) формир принципов публичного права, склад уголовного права с самост объектами прав охраны и принципами применения, сформулир общ прав стат свободного гражданина, основной источник -конституции, ответы юристов, сенатусконсульт, появлен экстраординарного процесса, расцвет римского права (связ с деят Цицирона). 4. Постклассический (4-5 в нэ)-развитие императорского законодательства, преобладание закона, судебный процесс неразрывно связан с гос админ. Кодификация права-кодификация им Юстиниана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Закон 12 таблиц. Первая римская кодификация права середине V столетия до н.э. ≪Законов XII таблиц≫. В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного. Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Законы XII таблиц были записью обычного права. Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов - Цицерона, Ульпиана, Гай и др.    Было четко проведено разделение вещей на две категории. первой земля, рабы, рабочий скот. Ко второй – все остальные вещи.     Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась манципация. Определялась так называемая античная собственность. Это ≪совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации≫. В статьях римского права имела место и государственная собственность, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением. Долговое рабство, узаконенное Таблицами, отмечалось крайней суровостью. Семейные отношения по характеризуются прежде всего неограниченной властью главы фамилии. Жена и другие домочадцы были во власти мужа. Существовало две формы брака: в форме манципации и брак, устанавливаемый фактом сожительства. Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередко много позже политической - не ранее смерти отца. Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным. По отношению к своей семье он делался когнатом, лишенным, как и замужняя дочь, права наследования. Разрешено наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий. Уголовно-правовые постановления отличаются суровостью,  не упоминали об умышленных убийствах, объясняется тем, что меры наказания, следуемые за них, не вызывали сомнений (смертная казнь). Во избежание произвола за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к Народному собранию, решение которого было окончательным. Предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магистрау. Ответчик вызывался самим истцом. Если ответчик не являлся, то он попадал во власть истца, который мог ≪наложить на него руки≫, т. е. Поступить с ним, как с неоплатным должником≫. Рассматриваемое дело состояло из нескольких стадий. На первой стадии истец в официальной форме заявлял свои претензии к ответчику. На второй стадии допускались к участию в процессе представители сторон и защитники (адвокаты). Судьи знакомились с доказательствами, выслушивали речи сторон и их защитников. Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало. В уголовных делах магистрат, который вел дело, использовал инквизиционную процедуру. В спорах между иностранцами нормы таблиц были неприменимы.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"