Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:48, шпаргалка

Краткое описание

1.Исторические условия возникновения государств Древнего Востока
2. Государственный и общественный строй Древнего Востока.
3. формы государств Др. Востока.
4. Особенности права в странах Др. Востока.
5. Законник Хаммурапи

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС - зимняя сессия, шпоры.docx

— 185.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

41. Арабский халифат сложился в результате объединения племен, расселившихся на Аравийском пол-ве. В 5-6 веках арабы находились в стадии первобытнообщинных отн. Все население аравии состояло из племен. Глава племени – сейид – осущ внутреннее и внешнее руководство, разбирал споры между соплеменниками и тд. В 7 веке началось разложение родоплеменных отн, лучшие земли захватили шейхи и племенные старейшины. Объединению арабов способствовало возникновение в 7 веке ислама. Новая религия содержала сильнейшее средство для объединения – завет священной войны – джихада (религиозное оправдание набегов). После смерти Мухаммеда объединение арабских племен продолжалась. Власть в стране была передана духовному наследнику пророка – халифу, которого избир из ближ родственников или сподвижников, затем знать стала наследственной. Историю Арабского халифата условно подразделяют на 2 периода: Дамасский (династия Омейядов, 661-750) и Багдадский (династия Аббасидов, 750-1258). Однако уже в 8-9 веках халифат распался на отдельные независимые гос-ва – эмираты и султанаты. Для Халифата как формы правления характерна централизация государственного аппарата. Халифу принадлежала высшая неделимая духовная (имамат) и светская (эмират) власть. Центр органами управления являлись ведомства (диваны) – внутренних, военных, почтовых дел и тд. Халиф назначал всех высших чиновников, в т.ч. и главного из них – визиря. Халифат был разделен на провинции, которыми управляли эмиры. Помощников называли нибами. Судопроизводство было отделено от администрации. Суд вершили знатоки шариата, которые сост группу проф судей – кади. Общ строй формир при явном доминировании гос собственности. Индив собственность – мульк, не получила широкого распространения. Зато широко практиковались земельные пожалования на условии несения военной службы – икта. Широко применялся рабский труд. Крестьяне платили ренту-налог. Мусульманское право представлено сводом религиозно-этических и правовых учений. Шариат включает нормы гос, гражд, угол, процесс права и опирается в первую очередь на– Коран и Сунну. Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юр установлений, молитв, рассказов и притч. Его предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок. Сунна – сборники преданий о поступках и изречениях Мухаммеда. Содержит предписания относительно семейного, наследств и процесс права.  Иджма – единодушное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по религ-правовым и бытовым вопросам. По каждому важному правовому вопросу является обязательным получение фетвы – юр заключения высших религ авторитетов о соответствии того или иного действия или явления нормам Корана и шариата. Доп источником права признан кийас. По мере распространения ислама появились и другие источники права – кануны (законы), указы и распоряжения халифов (фирманы), местные обычаи, не противоречащие исламу.  Шариату известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характериз индивид признаками и не имеющие таковых. Особую категорию сост вещи, которые не могут или не должны находиться в собственности – воздух, море, пустыня. Не признается собственность на «нечистые» вещи (вино, свинину, книги). Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность. Права женщины ограничиваются. Наследственное право – по закону (сначала покрывались расходы на похороны, потом долги, а далее имущество переходило к законным наследникам; женщины получали в два раза меньше) и по завещанию (не могло сост в пользу законных наследников, не могло затрагивать более трети имущества, составление завещания требовало присутствие 2 свидетелей). Преступл: 1)против основ религии и гос-ва, 2) преступления против отдельных лиц, 3) преступления, наказания по которым строго не установлены. Наказания: смертная казнь, членовредительские и телесные, лишение свободы (тюрма, дом арест, помещение в мечеть), имущественные санкции, ссылка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Каноническое право (КП) в средневековой Европе. Его источники. Инквизиционный судебный процесс. КП возникает вместе с христианской церковью, но оформление получает не сразу. В VI – X вв. оформляется общая богословская доктрина христианской церкви, распорядок службы и нормы церковной дисциплины. В этот период каноны отождествляются с постановлениями соборов и синодов, декретами и решениями отдельных епископов, текстами о наказаниях в Библии. В 1075-1122 – важная внутрицерковная реформа, инициированная папой Григорием VII, в рез-те была разработана особая церковная система права – новое(католическое) право. КП – право, содержащееся в церковных канонах – законах изданных духовной и санкционированных светской властью. Момент зарождения КП – издание сборника правил Никейского собора при имп. Константине. Время наивысшего расцвета КП – средневековье. Влияние на КП оказало римское и обычное право. Вошли многие библейские примеры и метафоры. Первые кодификации КП – частные собрания канонов (Собрание 74 титулов 1050г., собрание всех норм). В это время Григорий VII объявляет о полномочии Папы создавать декреталии (новые законы в соответствии с нуждами времени). В 1140г. – декрет Грациана «Согласование разрозненного». Это была обработка КП с включение библейских текстов и папских декреталий. После этого стали различать «старое право»(старые соборные законы) и «Новое»(декреталии). КП регулирует правоотношения (гражданско-правовые, процессуальн., угол-правов.) с участие духовных лиц; религиозные преступления; преступления, связанные с грехом; саму церковную власть; взаимоотношения церковной и светской власти; преступления общего вида; брачно-семейные правоотношения. Источники КП – Библия(особенно Новый завет); каноны вселенский церковных соборов; постановления поместных соборов Западной Европы; послания, декреты, буллы, энциклики Пап Римских. Наиб. Важный источник – Свод КП - полное собрание всех известных в то время истчников КП. В Свод вошли: Декрет Грациана (содержит учение о лицах и источниках КП, основы церковной юрисдикции и обрядности), папские постановления с XII в, каноны вселенских соборов XII-XIII, в XVI в по инициативе папы Павла V был приобщен учебник КП – институции Лансело. Свод КП многократно переиздавался, в наши дни он остается источником не только заподноевропейского церковного, но и международного, процесуальн, конституц, гражд. В XII в католическая церковь достигла расцвета. Именно тогда нормативное закрепление и распространение получает деятельность «святой инквизиции», призванной бороться с ересью. Главой заподноевропеской инквизиции был папа римский. Он назначал инквизиторов из нищенствующих монашеских орденов (не младше 40). Лишь папа мог отлучить от церкви инквизиторов имевших неограниченные полномочия. В XII-XIV в Зап Европе наводила устрашение должность ген инквизитора с советом при нем. Обвинение в ереси инквизиторы возбуждали согласно третьему канону IV Латеранского вселенского собора 1215 и постановлению Тулузского поместного собора 1229 по доносам и показаниям подследственных. Доносчиками официально могли быть девушки (с 12 лет) и юноши (с 14л), но использовались и свидетельства малолетних. Их имена хранились в тайне. С XIV в помощь инквизиторам церковь назначала юристов-экспертов из числа духовных лиц. В ходе следствия присутствовали понятые, прокурор, врач, могли быть нотариус и палач. В начале следствия требовалось формальное соглашение квалификатора на предъявления обвинения в ереси. По таким делам привлекались, как правило, лишь свидетели обвинения, поскольку выступать свидетелями защиты было слишком рискованно. Следствие сроками не ограничивалось. Обвиняемого ждали арест и заточение сразу после предъявления обвинения, в ходе допросов широко использовались пытки. Наказания были возможны самые разнообразные: епитимьи (молитвы либо ношение позорящих знаков отличия) – самые легкие, тюремные заключения – простое (без кандалов), строгое (кандалы на ногах), заключении в каторжную тюрьму, ссылка на галеры, публичное бичевание, «отлучение от церкви и передача виновного светской власти для осуществления наказания без пролития крови» - светские власти проводили публичное богослужение – аутодафе, где выносили приговор ведьмам, колдунам, еретикам и сжигали на костре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Восточные славяне, их происхождение и древнейшая история. Вопрос о происхождении славян и первоначальном очаге их расселения на территории Европы  - один из важнейших в истории славянской государственности. Он имеет не только историческое, но политическое значение. В политическую плоскость его перевели германские ученые XIX в, утверждавшие что славяне не относятся к числу древнейших европейских народов и не в праве претендовать на создание государственности на территории Европы. Так зародилась славистика – отрасль научного знания, в которой была доказана принадлежность славян к европейским народам. В II-I тысячелетии до н э индоевропейские племена, среди которых были и предки славян, расселились по зоне европейских лесов и степей. Большинство исследователей вероятной прародиной славян считают территория между Одером и Вислой либо более обширный ареал от Одера до Среднего Днепра. Это находит подтверждение в письменных источниках: в произведениях римских авторов Плиния Старшего, Тацита, готского историка Иордана. Римляне упоминали о проживавших в бассейне Вислы общности венедов, которая по Иордану, позже распалась на 2  военно-политических союза – склавинов и антов. Ряд ученых считает, что вендов, склавинов и антов следует отождествлять со славянами. В конце Vв в ходе великого переселения народов, склавины и анты начали движение на юг – в балканские провинции Византийской империи. Большое значение имели и другие направления славянской колонизации. В итоге расселения, смешения с другими народами этническая и языковая общность славян начали разрушаться, что привело к формированию существующих и в наши дни – 3 языковых групп (западные, южные и восточные славяне). На догосударственной стадии развития основными ячейками славянского общества были род и община. Распространенное подсечное земледелие требовало коллективных усилий по обработке земли, что обуславливало прочность общинных институтов, составляло экономическую основу первобытного равенства и коллективизма. Общины объединялись в племена, которые возглавляли выборные вожди и старейшины. Все мужчины-войны племени собирались на вече, на котором решали наиболее важные вопросы. Такую форму общественных отношений, предшествующих возникновению государственности принято именовать военной демократией. Большие изменения в жизни славян связаны с переходом от подсечного к пашенному земледелию. Более высокая производительность труда способствовала увеличению урожая, укреплению хозяйства некоторых семей. Прогрессирует имущественное расслоение, выделяются зажиточные слои населения. Племенная знать стала образовывать наследственные группы «старших» и «лучших» людей. В своих хозяйствах вожди и племенная знать начинают использовать труд рабов, захваченных во время военных походов. Именно рабовладение явилось причиной социального неравенства у славян, но оно не стало основой производственных отношений. Рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функции (патриархальное рабство). Начался процесс преобразования органов родоплеменного самоуправления в публичные органы власти. Усиливается власть вождей, появляется тенденция к превращению вождей из выборных военных предводителей в наследственных правителей. Формируются племенные княжения, в которых институт княжеской власти еще во многом зависел от племенных обычаев и традиций, а степень подчинения населения власти была сравнительно невелика. Тем не менее эти княжества уже можно рассматривать как первые очень примитивные государственные образования.

 

44. Возникновение Древнерусского (Киевского) государства. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства, ее сущность. Впервые вопрос о происхождении Древнерусского государства был поставлен в «Повести временных лет» - летописном своде конца XI- начала XIIв. Составителем, которого считается монах Нестор. Летописец сообщает о 14 племенных союзах у восточных славян, сформировавшихся не позднее VIII в. Союзы возглавляли князья и родоплеменная знать. Племенные союзы в целях совместного ведения боевых действий, захвата добычи, обороны, контроля за важнейшими торговыми путями объединились в так называемые «союзы союзов». В 882 г. под властью Киева и племенного союза полян объеденились 2 крупнейших политических центра – Киев и Новгород. В рез-те появилось Древнерусское гос-во – Киевская Русь. Первым великим князем единого государства стал князь Олег. В исторической и историко-правовой литературе ведется длительная полемика между сторонниками и противниками так называемой норманнской теории происхождения древнерусского государства. Сторонники утверждают, что государство у восточных славян было создано норманнами – скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами. Основанием для этой теории в первую очередь является содержащийся в Повести временных лет летописных рассказ о призвании на княжение в Новгород и другие центры варяжских князей. Норманнская теория: основатель первой княжеской династии у восточных славян Рюрик выходец из варягов (норманнов); - слово Русь имеет скандинавское (варяжское) происхождение.  Следовательно в образовании древнерусского государства главную роль сыграли варяги (норманны), пришельцы. Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых русских ученых, среди которых был и М.В. Ломоносов. - Рюрик – славянин; - слово Русь происходит от названия реки Рось и названия славянского племени росичей, живших на берегах этой реки. Главным опровержением норманнской теории, по мнению Ломоносова и его последователей, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX веке. Государство не может организовать один человек – в данном случае Рюрик. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Таким образом в образовании древнерусского государства никакого внешнего влияния не было, а ведущую роль сыграли внутренние причины и предпосылки.  Ломоносов основатель антинорманизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Структура и  правовое положение населения  Древнерусского гос-ва. К IX в. у восточных славян установилась феод собственность на землю и сложились классы – феодалы –землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне. В господ класс феодалов входили: великий киевский князь, удельные и местные князья, общинная знать(бояре), верхушка служилых людей, дружины князей. Киевские князья объявили себя верховными собственниками всех земель, ранее принадлежавших крестьянам-общинникам. На основе этого они начали собирать дань с крестьян. Крупными феодалами были удельные и местные князья, которые передавали свой престол по наследству. Бояре были крупными землевладельцами. Их земельное владение называлось вотчиной и передавалось по наследству. Появляется и другая категория феодалов – дворцовые слуги, служилые люди, получавшие землю за службу и на ее время. Все группы феодалов находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном был великий князь, его вассалами – местные и удельные князья. Вассалы несли военную службу-получали земельные владения и так называемые иммунитеты (право иметь дружину, судить зависимое население, собирать подати). По Русской Правде господ класс имел ряд привилегий: повышение наказания за убийство феодала или причинения ему имущ ущерба, более широкие права по передаче имущества по наследству (в т ч дочерям). К классу феодалов примыкало духовенство. Его правовое положение оформилось с принятие в 988 г христианства, которое стало важным фактором укрепления гос-ти. Оно принесло с собой учение о божественном происхождении верховной гос власти и необходимости смиренного к ней отн. Князья стали широко практиковать раздачу землю церкви. Церковь получила право взимать десятину с крестьян на свое содержание. Со временем она была исключена из княжеской юрисдикции и сама стала судить своих иерархов, а так всех кто проживал на ее землях. Во главе церковной организации митрополит. В своей епархии епископы управляли церковными делами совместно с коллегией из местных священников – клиросом. Процесс феодализации - свободных крестьян-общинников почти не осталось. Основное крестьянское население попало под ту или иную форму зависимости. Осн группой крестьян были смерды, жившие общиной, имевшие свой дом, хоз-во, участок земли в пользовании. Их зависимость выражалась в том, что они должны были платить феодалу дань, нести повинности. Их имущество после смерти переходило в собственность господина. Правда, незамужние дочери получали часть отцовского имущества. Смерды подлежали суду князя, его вассалов, церкви. Другая категория зависимого населения – закупы. Они брали в долг у феодала какое-то и имущество и гарантировали возвращение самозакладом. Закуп работал в хозяйстве феодала и не мог его покинуть пока не вернул долг (иначе превращался в холопа, как и в случае побега). Были и другие категории феодально-зависимого населения: изгои – люди вышедши из общины, прощенники – попавшие под покровительство церкви или светских феодалов и обязанные за это работать в их хозяйстве. Господ классы эксплуатировали и рабов (холопов, челядь). Осн источниками рабства являлись плен, рождение от рабыни, самопродажа, брак с рабыней, банкротство, наказание за преступление. Холопы - наиболее бесправной категрией населения. Они рассматр как объект права, т е вещь. Однако рабы не стали осн рабочей силой: содержание раба обходилось слишком дорого, зимой его занять было нечем, существовали развитые общинные связи, возможность получения урожая трудом свободных общинников. С развитием ремесел и торговли начинается рост городов, увеличивается численность гор населения, отн к слою свобод людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Государственный  строй Древней Руси (ДР). Органы  власти и управления в Древней  Руси. По форме правления ДР  было раннефеодальной монархией. Киевская русь не была центр гос-вом. Великий князь стоял во главе гос-ва. На раннем этапе функции князя заключались главным образом в организации вооруженных сил, командовании ими, сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась – все большее значение приобретали функции управления: назначение местной администрации, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними отношениями. Доходы князя складывались из феодальных повинностей его собственных земель, судебных пошлин, уголовных штрафов. Престол передавался по наследству. В своей деят князь опирался на дружины-отряды проф воинов. Дружинники обеспечивали сбор дани, получали содержание за счет дани. Страшие дружинники составляли Совет при князе и вместе с князем участвовали в законотворчестве. За счет представления дружинникам адм фун-ций возникла десятичная система управления, которую заменила дворцово-вотчинная система управления, осн на феод собственности на землю. Дружинники превращались в землепользователей и получали иммунитет-право осущ властные полномочия на территории своих земельных владений без вмешательства княжеской администрации.

Совет при  князе, юридически никак не оформленный, но имевший большое влияние на князя. Он решал вопросы управления, внешней политики, принимал законы, осуществлял судебные функции. После укрепления местных феодальных княжеств для решения вопросов касавшихся всех русских земель созывались феодальные съезды, в которых участвовали крупные феодалы, верхушка духовенства. Съезды решали межкняжеские споры, вопросы войны и мира. Существовало вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно высока его роль была в Новгороде. В работе его могли принимать свободные мужчины, имеющие собственное хозяйство. При дворце великого князя существовали различные должности: дворецкий, воевода, конюши и др со временем князья стали поручать им вести отдельные дела в масштабе всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями. Местные органы управления возглавляли посадники – в городах, волостители – в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе и сельской местности: собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Жалованья за службу они не получали, а кормились за счет местного населения. Так сложилась система кормления. Органом местного самоуправления оставалась тер община (вервь), которая использовалась в полиц и фискальных целях. Судебных органов как особых учереждений не существовало. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах. Суд не был отделен от  администрации. Судили князья, посадники, волостители, крупные феодалы. Существовали и общинные суды для крестьян. Оформлялась церковная юрисдикция. Вооруженные силы состояли из дружины великого князя, дружин местных князей, феодального ополчения. Во время войн создавалось народное ополчение. Киевские князья нередко прибегали к услугам наемников.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"