Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:48, шпаргалка

Краткое описание

1.Исторические условия возникновения государств Древнего Востока
2. Государственный и общественный строй Древнего Востока.
3. формы государств Др. Востока.
4. Особенности права в странах Др. Востока.
5. Законник Хаммурапи

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС - зимняя сессия, шпоры.docx

— 185.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Возникновение гос-ва у салических франков. В 5 в н.э. Галлия-захват  различными племенами. Сильные – салические франки, 510 властитель земель Хлодвиг, повелит королевства. По типу правления-раннефеодальная монархия. В ист гос франков:1)монарх Меровингов(с к 5-8 в.) ,2)монархия Каролингов(с 8-9в). В 1 пер у франк зарожд феод отнош, сохранение родовых связей, эксплуатируемый труд не используется. Соц. Группы: служилая знать, свободные франки, полусвободные, рабы. 5-6 в.-усиливается влияние христ церкви, переплетение свецкой власти и религ. 8 в -складывается феодальная вотчина (государственная и крестьянская). Рост крупного землевлад-расприи между землевладельцами. Королевский земельный фонд уменьшается(раздача земель приблеженным феодалам). Гос власть-знать. Майордом - выш гос должность, назнач королем и возглав дворцовое управление, в 8 веке полномочия расширяются - фактически глава государства. 7-8 в становится достоянием -дин Каролингов. Повергнута в 751г. Формы феод зависимости:1)прекария- наличие у крестьяна земли мена с феодалом. 2)Коммендация – покровительство феодала над крестьянином, крестьянин утрачивает личную свободу. Сам тяж формой самозакабаление, путем подписи кабальной грамоты - подпис крест-долж, он фактич попад в раб к кредит. Так был сдел реш шаг на пути закрепощ крест. А власть в гос-ве сосредоточена в рук знати. Монарх -выш судебная власть. Королевский совет- наиболее опасные преступления. Суды сотни- осн суд учреждения. Нородные собрания сотен - военные, административные и др вопросы, избирали рахинбургов. На судебном заседании присутствовали все свободные и полноправные жители сотни. Государственные военные сборы народного ополчения крестьян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Эволюция государства  у салических франков. Реформа Карла Мартелла: покончено с дарен земель, конфискация земель – передача слугам короля в условное пользование-бенефиций. Обраование системы вассалитета. содействовала укреплению феод землевлад, закабаление крест. Рост феод землед, отдельные сеньоры, крупные собственники –иммунитеты-привилегии, заключ в облажании правами военной, судебной, финансовой власти над крестьянами, жившими на их землях. Христинская церковь- крупным земельным собственником. Центр орг гос управления: министериалы-высш долж лица фактически возглавили гос управление и суд:-майордом (платный мэр)-управ кор дворца, затем королевской администрации,-пфальцграф (дворцовый граф)- сначала наблюдал за королескими слугами, затем испол суд ф-ции. -тезаурарий-казначей, рук-л учетом мат ценностей. -маршал-нач конного войска,-архикапелан-дух наставник короля, глава дворцового духавенства, член королевского совета. Мест орг упр:  округа(паги)-осн адм-тер единица, возглавлял граф, имел военный отряд коман ополчение паги.- cотни-общины(марки). Герцогства(на границ страны, герцоги-коандиры местного ополчения, оборона границ). Монарх - выш судебная власть. Королевский совет-наиболее опастные преступления. Суды сотни- осн суд учреждения. Нородные собрания сотен - военные, административные и др вопросы, избирали рахинбургов. Суд под руководством выборного председателя тунгина. Общие суд собрания заменены коллегиями присяжных. Судебная власть со временем-у феодлов. Постепенно уполномоченные короля председатели судов, вытесняя тунгинов. Государственные военные сборы народного ополчения крестьян заменена ежегодными смотрами феодального рыцарского ополчения. Ограничивалось участие в ополчении рядовых свободных людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Законы варваров  как источники раннефеод права  Зап. Европы. Варварские правды: Салическая, Рипуатская, Аллеманская...    Создание «Салической правды» относится к периоду правления франкского короля Хлодвига. В неё вошло более 60 титулов.   Ей присущ казуический характер, а также отсутствие общих абстрактных понятий. В ней содерджится перечень правонарушений и соответствующих им наказаний, главным образом штрафов в форме композиции, когда одна часть идёт на уплату судебной пошлины, а другая – на компенсацию потерпевшему. Основное сожердание составляют нормы, относящиеся к процессу и опрделяющие штрафы за правонарушения. Правовое положение вольноотпущенников и литов было примерно одинаковым. Они имели собственность, вступали в сделки, но в тоже время исполняли службу своему господину и платили оброк. Рабы занимали самое низкое положение. Брачно-семейные отношения описывает в самых общих чертах. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: наличие законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровавого родства, несвободное состояние человека.    Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.    Определение преступления она не даёт. Но из смысла статей, посвящённых правонарушениям и преступлениям, вытекает, что в эти понятия включались причинение вреда личности или нарушение королевского мира. Виды преступлений: против личности, против собственности, против порядка правления, нарушение предписаний короля.    Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Цель наказания возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Известны понятия: подстрекательство, отягчающие обстоятельства.  Судебный процесс «Салическая правда» объявляла самостоятельным. Процесс был устным, гласным, отличался строгим судебным реализмом.  Уголовные и гражданские дела судопроизводства по форме осуществлялись одинаково.   В качестве доказательства преступления на судебном процессе «Салическая правда» признаёт: письменные доказательства, свидетельства очевидцев, соприсяжничество, ордалии, клятвы на святых мощах, на Евангелии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Гос строй и соц структура во Франции. Реформа Людовика 9. О.С. Осн. группами феодально - завис. крестьян являлись сервы и вилланы. Феод .повинности виллана не были связаны с его личностью. Виллан мог передать или продать свою парцеллу др.лицу. Это освобождало его от сеньориальных повинностей, которые переходили на нового владельца. при условии выполнения всех феод. повинностей сеньор не имел права отнять у виллана его надел, который в таком случае переходил к наследникам виллана. Тяжелее было положение сервов. они находились в личной наследственной зависимости от своего господина. в его ипользу они выполняли ряд повинностей, выплачивали различные подати и платежи. Г.С.Номинально верховным собственником всей земли в гос-ве был король. однако большая часть этой земли находилась у крупных феод. в качестве феода. они были вассалами короля а он их сеньоров. ОММАЖ - присяга на верность сеньору. Отношения вассалитета были охвачены всеми представителями господствующего класса. Вассалы короля, оставляя себе домен передавали значительную часть своих владений в качестве феодов нижестоящей группе феодалов (виконтам, баронам и др.). ОРГ.ГОС. ВЛАСТИ. король: его власть была выборной. после смерти главы гос-ва новый король выбирался его вассалами и высшими иерархами фр. церкви. королевская курия (великий совет): был единственным общегосударст. орг., имевшим возможность оказывать влияние на положение дел в стране. Совет представлял собой съезд крупнейших феод. страны. собирался под председательством короля. рассматривал вопросы внутр. и внеш. политики. ОРГ.ГОС.УПР. суд: каждый свободный гражданин должен был судиться "судом равных". Подсудность определенного лица зависела от ступени иерархии, на которой оно находилось. Вассал короля мог быть судим только ему равными - вассалами короля. Несвобод. насел. судились сеньорами или их должност. лицами. Судебная власть не была отделена от администрации. СУдеб. орг. не сложились в обособленную сис-му. Большими правомочиями в области была наделена церковь. реформы людовика Святого в 13в. были направлены на усиление королевской власти. они преследовали 3 цели: создание единой судебной, финанс. и военной сис-мы страны. В судеб. сфере был создан Парижский парламент - высшая судебная инстанция ФР, куда поступали апелляции даже на решения сеньоров, вынесенные ими в своих владениях (парл. рассматривал наиб. важные уголов. и гражд. дела, мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов). на службу в парл. привлекались легисты - лица незнат. происхожд. получившие профессиональную юрид. подготовку в европ. универс. В фин. обл. введена в обращение единая золотая королевская монета. В воен. обл. король предусмотрел возможность замены воинской службы своих вассалов денежным выкупом, также он вел запрет на распространение в то время междоусобные войны в своем домене, в других регионах король ввел правило о 40 днях. В течение этого срока конфликт нельзя было разрешать на поединке под угрозой уплаты высокого штрафа, а следовала обращаться за разрешением спора к королю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. сословно-представительная  монархи Франция. Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишали их права собирать налоги на политические цели.  У феодалов отняли право чеканить монету.  Короли лишили феодалов и их традиционной привилегии – вести частные войны. Постепенно исчезло сеньориальное законодательство. В 14 в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Они отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции. Легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Именно к началу 14 в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. (Первым сословием во Франции считалось духовенство, вторым – дворянство, третьим – городское население и крестьяне, всё остальное население кроме крестьян).  Политическим выражением этого союза стали особые сословно-представительные учреждения – Генеральные штаты и провинциальные штаты. При Короле создаётся совещательный орган – нотабилет. Территория делилась на балижи (округа). Управляли ими бали. Балижи делились на преватажи. Сельскими округами управляли старосты. Городами  - мер. Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым  имел конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения имело закономерный характер. В 1302 году создаются Генеральные штаты. Данный орган состоял из трёх палат:  * духовенство, * дворянство, * третье сословие. Ген. штаты созывались по инициативе Короля.  Основная причины созыва – установление дополнительного налога.  При голосовании каждая палата обладала 1 голосом. В 1357 году был принят Великой мартовской ордонанс. Генеральные штаты получили право собираться два раза в год, не ожидая королевского соизволения, назначать королевских советников и по своей воле разрешать налоги или отказываться в них.  Ген штаты приобрела право решать вопросы войны и  мира, контролировать расходы гос. казны, определять налоги. После утверждения единых налдогов, Правительство Франции сделало всё, чтобы не созывать Ген. Штаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Право феодальной  Фр. Кутюмы и их сборники. на севере – неписаное право, юг – писаное римское право. Основной источник – обычай (кутюмы). В Нормандии был составлен сборник обычного права- Большой кутюм Нормандии. Источники права: каноническое право, городское, законодательные акты короля и судебная практика парламента.   к концу X века на территории Фр. утратили свое значение, как Салический з-н, так и з-ны династии Каролингов. Юридич. опыт основывался на местных традициях, обычаях: во Фр. они носили название «кутюмов» и составили основу партикулярного права страны. Наряду с общими обычаями провинций функционировали мест. обычаи отдельных районов, городов, поселков и даже общин. Особенно значимой была роль кутюмов на севере Фр., которую в этой связи даже называли «страной неписаного права». В конце X в начали формирование «Правила обычаев и прав монастырских» (977 г.), содержание которых отражало особенности феод. юстиции отдельной местности, и значение их не выходило за пределы сеньорий. Одним из древнейших считается частное собрание под названием «Советы другу» , в кот. важное место занимали нормы римск. права. Немалое знач приобрел Большой кутюм Фр короля Карла VI, где в качестве образца были изложены феод права и обычаи королевского домена. В середине XIII века в Нормандии был составлен полный сборник норм обычного права – Большой кутюм Нормандии. Постепенно стали появляться и частные записи обычаев. Наибольшую известность получили Кутюмы Бовези, автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Они были обнародованы в 1285 г и вобрали в себя все сферы права, подчинив систематизацию практическим нуждам разбора дел. Этот знаменит. сборник состоял из пролога и 70 глав, включающих судопроизводство, правовой статус различных категорий населения, поземельные отношения и многое другое. Кутюмы Бовези подтверждали принцип обязательности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для королев. власти; так, король должен был соблюдать обычаи, известные с незапамят. времен. За кутюмами Бовези, разработанными в начале 80-х годов, последовали кутюмы Тулузы, Др кутюм Бретани, Большой кутюм Фр. Большое распространение приобрели изданные в конце XIII в. «Книга правосудия и жалоб» и «Установления Св. Людовика» (авторы неизвестны). Однако даже после появления кутюмов по-прежнему в судах возникали многочисленные дебаты относительно легитимности той или иной нормы права. Тогда судьи вынуждены были опрашивать не менее десяти знатоков местного права о том, существовал ли такой кутюм и насколько он древен. Кутюмы к XV в основным и наиболее популярным источн. права Фр. Однако хаотичность собраний вызывала большие трудности в их использовании. В рамках общей реформы судопроизводства по приказу Карла VII в бальяжи направлялись комиссары, которые вместе с нотаблями должны были установить местные обычаи. На протяжении 1498–1530 г. во Фр были составлены новые полуофициальные собрания кутюмов – около 60 кутюмов общего и до 300 местного значения. Постепенно на юге Фр важнейшим источником регулирования правоотношений становится реципированное римское право. Его влияние в Галлии имело глубокие исторические корни и восходило еще к временам завоевательных походов Цезаря. Постепенно реципированное римское право трансформировалось в право галло-римское. Последнее опиралось не на византийскую кодификацию Юстиниана, а на упрощенную версию зак-ва Феодосия и на раннефеод правду, составл вестготским королем Аларихом. Французск. профессора-глоссаторы комментировали Дигесты Юстиниана, вписывая в них текст пояснения (глоссы), кот. также изучались и обобщались. Таким образом, римское право во Фр выступало как право ученых и оставалось далеким от практики королевских судов. Отн же королев. власти к римскому праву было двойственным. С одной стороны, власть ссылалась на многие формулы римского публич. права в целях укрепления своих полит позиций. А, с др – франц монархи не могли допустить чрезмерное влияние римского права, так как это означало бы признание верховенства римско-герм. императора. Поэтому Людовик Св (XIII в.) постановил, что это право не является обязательным в королевстве Фр, а Филипп Август еще ранее запретил преподавание римск. права в Парижском ун-те. Эта санкция была отменена только в 1679 году в правление Людовика XIV. Также к числу правовых источников, действовавших на территории всей страны, относились нормы канонич права, ресцвет в ХII–ХШ в, когда значительно расширилась компетенция церковных трибуналов, распространивших свою юрисдикцию не только на клир, но и на светское население. В послед века в ходе упорной борьбы королевской власти за расширение своих судебных полномочий сфера канонического права начинает сужаться: королевский ордонанс 1539 года запретил церковным судам разбирать дела, касавшиеся светских лиц. Большое значение во Фр в период Средневековья приобрело и город право, источн: городс хартии, имевшие нормативный характер, отражали компромисс городск. населения с королевской властью или отдельными сеньорами. Хартии предусматривали меры по поддержанию мира и внутреннего порядка, регламентировали права и свободы граждан, регулир. торгово-ремесленную деят. Город право отличалось демократизмом, но было сословно и корпоративно. 25. Абсолютная монархия во Франции. К нач 16 века самое больш по числ насел и тер гос-ва Европы.  Начиная с Франциска 1 король главой государства, носителем верховной власти, все остальные подданных.  Короли при издание законов ссылались «такова наша воля», легисты «что угодно государю, имеет силу закона». Французская монархия уже не опиралась на представительные учреждения, сохр сословную природу. Составляло третье сословие подавляющую массу населения, два сословия – духовенство и дворянство – сохраняли свое привилегированное положение. Духовенство неоднородна: между верхуш цервки и приходскими священ усил противоречия. Третье сословие – неоднородно: нижние-крестьяне, чернарабочие, безработные, верхние - формировали класс буржуазии: торговцы, финансисты, нотариусы, адвокаты.  Особенностью короля обладал всей полнотой закон, испол, воен и суд власти. Жители -  поданные короля.  Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась. С начала XVI века светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью. Наивысшего расцвета абсолютизм достиг при Людовике XIV. Центр органы гос управл: учреждения должности, где продавались; учр в которых долж не продав. Гос совет- высший совещ орган при короле. Тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш – возгл генер контролер финансов и 4госсекретаря. Большую роль - гос кредиторы.   Мест упр, ликвид вольности некоторых городов. Отменены выборные должности горуправления. Король возгл суд сист, сущ: королевские, церковные, сеньориальные суды и др. Заверш процесс формир пост армии., сущ провинциальное ополчение (несение гарнизонной службы). Больш роль - полиц, надзор за частной и общ жизнью. Положит роль в борьбе против феод раздроблен, способ сильному центр государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Сеньориальная  монархия Германия. О.с 2 сословия: военное рыцарство и податное крестьянство. Крестьяне делились на свободных и несвободны: наиболее зависимые- подвластные,полусвободные чиншевики арендаторы. И лично свободные аллодисты, и крестьяне- жители марок. Горожане обладали личной свободой и собственностью. Купцы входили в гильдии, а ремесленники образовывали цехи. Феодалы –светские и духовные князья, являющиеся вассалами императора., средние и мелкие феодалы –рыцари. все феодалы владели ленном, полученном от сюзерена, и обязвнв были служить на сюзерена. 
Г.с. самым крупным феодалом собственником был император (выборный)-представлял Германию вовне и обладал правом объявлять войну и закл мир., командовал армией и высшей судебной властью фактически власть императора была ограничена в результате привилегий , которые были выдадены светским и духовным князьям. Духовенство было опорой Оттона 1 в борьбе против герцогов, получило от него привилегии, повлиявшие на создание духовных княжеств. Политическая самостоятельность феодалов получает дальнейшее расширение при Фридрихе2. Феодалы стали политически и экономически независимы от центральной власти. Канцлер ведал всеми делами государства. Фактически управление страной осуществляла коллегия курфюрстов. Рейхстаг состоял из Курии курфюрстов, курии прочих князей и курий императорских городов, которые созывались императором нерегулярно. В отдельных землях действовали собрания местных чинов (ландтаги)-сословные представительства дворянства, горожан и духовенства. Лантаг считался верховным судом земли и ограничивал власть императора. Магистрату во главе с бургомистратом принадлежала исполнительная власть в городах. Судебная власть императоров ограничивается. Высшая юрисдикция сосредотачивается в руках светских и духовных князей. Возникают сословные суды и утверждается принцип судиться с себе равными. Судебную власть над крестьянами осуществляет феодал. В городах существовали судебные органы, рассматривающие дела горожан на основе норм городского права(городские статуты). Армия- состояла из рыцарей , крестьяне были освобождены от военной повинности, но в случае войны их могли призвать к ополчению. Вскоре эта повинность была заменена налогом, а на эти средства формировались отряды наёмников для армии. Особенности: Непрерывное ведение войны, очень медленная феодализация, долгое время сохранение марки .ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ В 13 столетия (период раздробленности) четко вырисовывается сословие. 1) дворянство (рыцарское сословие) 2) духовенство. 3) горожане (зажиточные). В это время духовенство делится на 2 группы: высшее и низшее духовенство. Города делятся на три категории: 1) имперские города (подчинялись императору, королю); 2) вольные города (большинство получило Магдебургское право- были освобождены от всяких налогов, мужчины были освобождены от воинских повинностей); 3) земские города, которые подчинялись местным феодалам. Население городов делилось на 3 категории: 1) патрициат- наиболее состоятельные горожане, которые передавали власть по наследству; 2) бюргеры; 3) плебс. В этот период, в период относительных цивилизаций король по прежнему являлся носителем государственной власти. Он выполнял важнейшие государственные функции внутри страны и на международной арене. Но не один вопрос внутренней и внешней политики король не мог решить без ведома и согласия духовных и светских феодалов. Император фактически считался первым среди равных. Короля на данном этапе стали избирать 7 феодалов: 4 светских и 3 духовных феодала. Ежегодно собирался съезд этих 7 человек, которые избирали императора. Они разрабатывали для императора определенные условия, которые он обязан был выполнять. В 1356г. был составлен этими семью человеками документ под названием «Золотая булла». В этом документе были изложены важнейшие требования, которые должны были исполнять императоры. Данный документ юридически закрепил распад государства на отдельные княжества. При патовой ситуации решающее слово принадлежало архиепископу майнцкому. Кроме королевской власти и кроме этих 7 человек в Германии было 2 высших органа рейхстаг, формально он являлся законодательным органом. Все законы, решения должны формально должны им утверждаться, но фактически рейхстаг имел лишь право рекомендовать, и все решения носили рекомендательный характер. В 14 веке представители данных сословий начали проводить общие собрания, на которых решались местные вопросы. Такие собрания получили название ландтаги. в 14 в. принцип избрания на престол по воле собрания высшей знати стал абсолютным, это было закреплено в золотой буле 1356г. Согласно этому док-ту император избирался особой коллегией из 7 князей-избирателей - курфюрстов, причем это право князей признавалось наследственным.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"