Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:48, шпаргалка

Краткое описание

1.Исторические условия возникновения государств Древнего Востока
2. Государственный и общественный строй Древнего Востока.
3. формы государств Др. Востока.
4. Особенности права в странах Др. Востока.
5. Законник Хаммурапи

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС - зимняя сессия, шпоры.docx

— 185.92 Кб (Скачать файл)

1.Исторические условия возникновения гос-в Др. востока. Прич.возник: благопр климат условия, коллективное освоение земель опред не только хоз деятельность, но и полит организ. 4-3 тыс до н.э – обр протогосударств (группы общинных поселений объед вокруг царско-храмовых хоз-в). Адм ф-ции –жрецы, либо племенные вожди. Мощные военные завоевания. Совершен системы гос управл, акт завоев пол-ка- империи. Отсутствие частной собственности. главный собственник – правитель. 2тыс до н э – вторжение индояриев- начало двревнеиндийской цивилизации.  Рано централиз гос.вл. – «восточ деспотия» - неогр монарх. Разная степень деспотии: Егип,Кит,Вавил(хаммурапи)-наиб.деспот; Месоп(круп гор-гос), Инд(огранич деспотии –система варн и автономность общин). Вост десп-теократич монарх (правит- потом бога). Егип-фар-сын бог Ра, личн свящ,имя-нельзя произн,строи пирам-важн обяз нас; Инд-царь мог реализ св обожествл начала,но мог и уклон от св обяз и привес нар к гибели; Кит- «мандата неба»- титул «сын неба».С появ конфуц-царь-отец гос-ва. Опора деспот - воен-бюррократ аппа (регулир и координ ф-ции). Админ- строго организ, поделена на ранги (в соотв с ур управл: центр, регион, мест). Отсутств разгранич между –гос обяз и личными поруч деспота. Хар-ными методами бюрократии – назнач прав чиновников (по родству, по рекомендации). Период Китая: гос-во Шань-Инь(14-11 в до н э), гос-во Чжоу (11-3в до н э); эпоха правл дин Хань (3в до н э-3в нэ). Египет: Раннего царства (31-28 в до нэ), Древнего царства (28-22 в до нэ), Среднего царства (21-18 в до нэ), Нового цартсва (16-11 в до нэ). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Гос и общ  строй Др Востока. Еще в период Раннего царства (XXX–XXVII вв. до н.э.) в Древнем Египте начинает формироваться гос аппарат. Во главе гос-ва - царь, окружал многочисленный двор.  Царство – племенной союз, сложилось классовое рабовладельческое об-во.В Древнего царства (XXVII–XXII вв. до н.э.) заключается в усилении централизации управления. Все ветви власти и важные дела сосредоточивалась в руках фараона. После царя главным лицом в гос аппарате был верховный сановник – визирь (компетенцию: управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, управление частью областей и государственными хранилищами).  Хозяйство на высоком уровне. Крестьяне-общинники – основа рабочей силы, крупная рабовлад знать – обладала большими земельными наделами. Существует рынок рабов, но рабов мало.  основное положение занимают жрецы (опора царской власти, обожествляя и прославляя фараонов). Среднего царства (XXI–XVIII вв. до н.э.) неограниченной властью местных правителей – номархов. Рост рабов. расслоение сельских общин, выделение мелких собственников – неджесов. Период Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.) становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа на области – номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визирь. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ.  Рабовладельческие отношения охватили все общество. Социально-экономическое возвышение жречества. Древневавилонское царство во II тыс. до н.э. было также централизованным государством. Ветви власти находились в руках царя. Большими городами управляли наместники царя. В Вавилонии три города занимали привилегированное положение: Вавилон, Ниппур, Сиппар (льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права отправлять в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств). К высшим сановникам государства относились: визирь, дворецкий, казначей, кравчий, главный военачальник. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть. Низший общ строй – рабы-вардумы. Рабы: царские, храмовые, частновладельческие. Население: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Магадхо-маурийского периода в Древней Индии (вторая половина I тыс. до н.э.) характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления. Главой государства там являлся царь. Важное место при дворе занимал царский жрец. При царе советы: паришад, тайный совет, личный царский совет. В эпоху Маурьев (IV–II вв. до н.э) древнеиндийское государство имело следующее административно-территориальное деление: главные провинции; обычные провинции; области; округа; деревни. Общество делится на 4 варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Образ жизни определен законоустройствами – дхармами. С нач 1 тыс н э варны преобразуются в катсы-профессионально замкнутые корпорации. Рабство отличалось неразвитостью и крайней патриархальностью. Древнекитайское государство Шан (Инь) во II тыс. до н.э. на раннем этапе сохранялись черты родоплеменной военной демократии. В дальнейшем же  наблюдается переход всей полноты власти к царю – вану, возглавлявшему государственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники, а более мелкие должности – профессиональные чиновники (писцы), сборщики налогов, судьи и т. п. В период Западного Чжоу (1122–742 гг. до н. э.) в Китае укрепляется строй рабовладельческого государства, усложняется его система правления. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а большей частью страны управляли владетельные князья. Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных, личных слуг вана и доверенных рабов. В этот период в Древнем Китае собственником земли формально считался царь, однако рабовладельческая аристократия могла вполне свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей окончательно заменяется правом собственности на землю.

 

3. формы гос-в  Др. Востока. В странах древнего Востока. Была особ форма государства -восточная деспотия -неограниченная монархия со специфич системой админ и правовых отношений. Вся полнота  власти принадлежала -наследственному монарху. Разная степень деспотии: Егип,Кит,Вавил(хаммурапи)-наиб.деспот; Месоп ( крупные  города –гос-ва имевшие льготные грамоты), Инд (ограниченность монархии с системой варн и автономностью общин)-огранич деспотии; Вост десп-теократич монархии, правитель - стал потомком от бог. Египет - фар-сын бог Ра; Индия - царь мог реализ свое обожествл начало, но мог и уклон от своих  обязанностей и привес нар к гибели; Китай- принцип  «мандата неба»-верх божес небо дало право правит поднебесной, титул «сын неба».с появ конфуцианства -царь-отец мать, патриархальная теория. Опора деспотии - воен-бюррократ аппар. Администрация строго организованна, делится на ранги (центральный, региональный, местный), чиновников - назначает царь своих  родственников, по рекомендациям знати. Обязанность чиновников  предостерегать  правителя от ошибок, в случае провала коллег донос на них. Таким образом, коллективные формы производства, незыблемость соц структуры, огромная роль религии предопределили традиционность древних обществ, а также особое положение общин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности права в странах Др. Востока.  Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правонарушение - это одновременное нарушение нормы религии и морали. Основным источником права обычаи, Ссылки на древних мудрецов можно найти почти во всех памятниках. Обычай, наполняемый новым социальным содержанием, главным источником права и тогда, когда появились письменные судебники, брахманские компиляции и пр. Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную практику. В правовых системах, нашли отражение нормы старого родового строя, например, предусматривающие коллективную ответственность членов семьи или даже всех членов соседской общины за проступки, совершенные одним из них, кровную месть, самосуд, талион. традиционные черты древневосточного права определялись существованием общины, большой патриархальной семьи. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного и наследственного права прослеживаются,  традиционные черты, как подчиненное приниженное положение женщин, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами. В древневосточном праве нельзя обнаружить представления об отраслях права.,в Древнем Египте не было создано условий даже для общих представлений о правоспособности, правовом статусе личности. В древнем конфуцианском Китае религия и право изначально отвергали идею равенства людей, исходили из признания различий между членами китайского общества в зависимости от пола, возраста, места в системе родственных отношений и социальной иерархии. Здесь исключалось создание предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, субъективных прав и свобод, но и частного права. Все стороны жизни в древнеиндийском обществе регулировались строжайше разработанными этико-кастовыми нормами, традиционными правилами поведения, различными для разных социальных групп и ашрам (стадия жизни человека), выполнение которых приносило религиозную заслугу, нарушение же вело к религиозной и социальной деградации. В древнеиндийском обществе особую ценность в связи с этим имел ученый брахман, выполняющий функции воспитания людей в духе неукоснительного следования дхарме, правилам поведения религиозного индуса, кастовым нормам и ритуалу. Этим во многом объясняется как специфика источников права в Древней Индии, среди которых особое место занимали брахманские поучительные произведения - дхармашастры, так и другие особенности традиционного права индусов, пережившего века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Законник Хаммурапи. 1901-раскопки франц археологами др города Сузы. Впервые прочитал и перевел франц уч-Шейль. З. Хамураппи (Др.Вавилон) написаны в 18 в до нэ, состоят из преамбулы, 282 (сохр247). Норма права формируется изходя из конкретного решения по судебному делу. Источники: обычаи, судебная практика, религия, законы сформулир в Месопотамии. При систиматизации норм права: имущественные преступления, сем-брачные отн, наслед отн, защита личности, проведение процесса. Др. Вав. Преобладает общинная собственность, частной собственности не было, влад храм и дворц хоз-в- царь, отдельно выделяются собств земли общины. Развита система договорного закрепления права собственности на землю. Семейное право (70 ст) разрешение брака между свободными и рабами, дети свободные; брак договор между отцом и мужем, дочери - приданое (переходило детям или возвращ родителям или возм при утрате мужем), муж-неогранич права в браке. Наследование по закону и завещанию: по закону: все наслед сыновьям, дочери –приданое=наслдеству сына, дети рабыни получали приданое=признанны отцом семейства при жизни, отец- лишить наслде сына, при тяжком грехе к отн к нему. По завещан: назод в зачаточном состоянии, сост договор-дарения в письм форме, после смерти мужа-«вдовья доля», если при жизни муж не опред долю-часть из общего наследства. Суд и процесс: суд не отд от админ, судья чиновник, высший судья – царь, суд публично, в больших городах- профес суды (преобладал обвин-созтяз процесс, не было разгранич между угол и гражд делами, суд исслед свид показ сторон, вел себя пассивно, формально оценивал док-ва, решения суда- письменно, док-ва - ордалии «суды божьи» (в случ женщины измене мужу и обвин в чародействе). Решения о смерт казни или членовред наказ приводилос в испол немедленно и публично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Законы Ману. Обычаи, посвященные религией, постепенно трансформировались в правовые нормы. Все известные нам древне источники права Индии представляют собой запись правил поведения человека – дхармы. Этому понятию древние индусы нередко придавали порой гораздо большее значение, чем просто правовая норма или закон. Это и норма поведения, и свод правил для каждого правоверного индуса и религиозная добродетель, и мораль. Законы Ману были созданы примерно в период с 2 в до н.э. до 2 в. н. э. Написаны они на санскрите, подразделяются на 12 глав. Ученые-индологи считают, что законы написаны жрецами барханами. Особое внимание уделяется в них варнам. Варны создал Бог. Из уст своих он создал брахманов, из рук – кшатриев, из бедер – вайшьев, а из своих стоп – шудр. Брахманы имели право толковать закон. Кшатрии были воинами, вайшьи занимались торговлей, ремеслом и земледелием, шудры были батраками. Рабы и неприкасаемые вообще не включались в варны. Имущественные правоотношения, все земли составляли собственность царя, но допускалось и общинное землевладение. Законные способы приобретения имущества: по наследству, получение в дар, завоевание. ростовщичество, исполнение работ, получение милостыни. Вор никогда не признавался собственником имущества. При обладании спорной вещью было необходимо указать ее происхождение. Законы Ману установили правило недействительности сделки, совершенной с пьяным, малолетним, стариком, безумным. Обязательным условием законности любого договора была его публичность. Дееспособность женщин и несамостоятельных членов семьи была ограничена. Неправомерные сделки назывались штрафом. Для семейного права обеспечение господства мужчины. Брак заключался по воле родителей, но после смерти мужа вдова обычно становилась женой деверя, муж умершей жены вступал в брак с ее сестрой. Для жены развод был невозможен. Муж мог оставить жену в ряде случаев: если она сварлива, ненавидит мужа, длительное время не рожает. Наследство делилось между сыновьями поровну. Дочерям выделялась доля наследования. Но только в виде приданного. В уголовном праве различались понятия умысел и неосторожность. тяжкое и легкое преступление. Преступления: государственные, преступления простив личности, имущественные, должностные преступления и религиозные преступления; не содержат исчерпывающего перечня наказаний. Царь же применял следующие: смертная казнь, заключение, заковывание в цепи, все виды телесных наказаний, штраф, замечание, выговор. Смертная казнь могла быть заменена крупным штрафом, причем к брахманам она не применялась, а заменялась исключением из варны и изгнанием. Судебный процесс был публичным, носил обвинительный характер как по уголовным, так и по гражданским делам, и начинался с подачи искового заявления. В случае уклонения истца или ответчика от суда они признавались виновными. Свидетели должны быть равны по своему социальному статусу. Но при отсутствии таковых суд все же принимал свидетельские показания других свидетелей. Широко использовались в суде ордалии, испытания огнем, водой и ядом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Становление греческих полисов. Во 2 тыс до нэ греческие племена заселили юг Балканского пол-ва. Каждое племя имело свое народное собрание, совет старейшин, выборного вождя - базилевса. К нач 1 тыс у греков сложилось рабовладение. Первобытное об-во превращается в политич об-во, которое принято называть военной демократией, усиливается переход к производящей экономике, развивается товарообмен, увелич и все более разнообразнее становится население. Все это явилось предпосылкой для возникновения гос-ти как новой, высшей ступени развития об-ва. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Др. Греции наступил полисный этап- время формирования и расцвета полисов, городов-государств, где на смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полис хар-ся небольшой замкнутой территорией; сравнительно малой числ населения; наличие института гражданства, дающего право на земельный участок в черте полиса; во всех полисах дейст самоуправление - народное собрание и выборные магистратуры. Полисный этап древнегреческой гос-ти принято делить: гомеровский (11-9 в до нэ), архаический (8-6 в до нэ), классический (5-4 в до нэ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Возникновение государства в Др.Афинах, его эволюция. Реформы  Тесея, Солона, Клисфена.

   В теч 10-8 в до  нэ в Аттике вырос город  Афины.  Образование гударства  началось с реформы Тесея. При  нем произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах. Все свободные граждане Афин были разделены на 3 группы - евпатриды (знать), геоморы (земледельцы), демиурги (ремесленники). Эвпатридывсе высшие должности. Совет старейшин превратился в аристократическое собрание ареопаг (законодательные функции, контролировал действия должностных лиц, осущ высший суд, из его состава выбирались 9 старейшин-архонтов на 1 год). Афины стали аристократической республикой. К 6 в до нэ произошло соц расслоение населения. Господствовала земельная аристократия. Поля разделяли закладные камни. Восходит такая форма залога-ипотека (земля в пользу арендатора, при просрочке платежа – переходила к кредитору). В 594г. Солон был избран архонтом и провел реформы Солона. Отменялась долговая кабала, ликвидировались все прежние долги, политическое равенство, убрал закладные камни с полей. Цензовая реформа (разложения населения по богатству, не в денежном выражении, а по родовому производству масла, вина, зерна). Создан совет 400 (булэ) и расширены ф-ции народного собрания - они оттеснили от власти ареопаг и архонтов. Гелиэю  может избираться любой гражданин независемо от имущественного положения.    Клисфен своими реформами продолжил дело Солона. Разделил Аттику на 3 зоны и вместо 4 племенных фил ввел 10 территориальных. Совет 400 стал советом 500 (по 50 ч. От каждой филы). Создана коллегия стратегов (1 ч. От филы, всего 10), ввел остракизм (изгнание из страны за ролитисеское инакомыслие, обычно сроком на 10) и суд “черпаков”. Реформы Клисфена завершили формирование афинского полиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Социальная структура Др. Афинах в V в. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.     В 462 г.до н.э.по инициативе стратега Эфиальту был принят Закон о лишении ареопага основных политических функций. За ареопагом сохранялась лишь ограниченная уголовно-судебная компетенция.     По закону о гражданстве выдающегося стратега Перикла всей совокупностью прав и привилегий пользовались только мужчины, родители которых были полноправными гражданами Афин.    Гражданство с 18 лет. В течении двух лет юноши проходили военную службу и основались военнообязанными до 60 лет.    Гражданская правоспособность с 18 лет. Основные права гражданина: свободу и личную независимость, земельный участок, экономическую помощь от гос, ношения оружия и службу в ополчении, почитание и  защиту отечественных богов.    Афинские граждане были обязаны: беречь своё имущество и трудиться на земельном участке, защищать полис от врагов с оружием в руках, принимать активное участие в общественной жизни, почитать богов.    Богатые граждане несли также повинность в пользу гос – литургию. Между полноправными гражданами и рабами – метеки, неграждане Афин, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. К метекам относились чужеземцы, постоянно проживающие в Афинах. С метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, исполяли и др повинности.    Рабский труд широко использовался в работах по дому, в сельском хозяйстве, строительстве. Раб был живой вещью, которую можно купить, продать, но убивать закон запрещал. Раб не мог иметь никакого имущества. Рабы: частные (не могли иметь собственность) и государственные(признавалось ограниченное право приобретать собственность и распоряжаться ею).    Социальное положение женщин всех слоёв населения в Афинах тоже было незавидным: они не имели политических прав и были сильно ограничены в правах гражданских.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Органы народовластия и магистратуры в Др. Афинах. В период расцвета (5 в до нэ) афинское гос-во по форме правления- демократическая республика. Основными органами власти: народное собрание (эклессия), совет пятисот,, гелиэя. Верховный орган власти –народное собрание обладало широкой компетенцией: принимало законы, постановления, решало вопросы о войне и мире, избирало должностных лиц, обладало конт фун-ми и тд. Совет пятисот входило по 50 человек от каждой из 10 фил. Совет решал текущие вопросы управления. Высшим судебным органом – гелиэя, состояла из 5000 судей и 1000 запасных. Члены суда избирались по жребию на один год из граждан, достиг 30 лет. Гелиэя разделена на 10 коллегий и 500 судей, которые призывались к исполнению обязанностей жеребьевкой в день суда, чтобы избедать возможных злоупотреблений. Стратеги и архонты были главными должностными лицами гос-ва. Коллегия стратегов сост из 10 членов, избир народным собранием. Стратеги распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организ сбор чрезвычайных налогов, принимали капитуляцию противника, заключали перемирия и тд. С ростом полномочий стратегов снизилось политич значение 9 архонтов. Со 2 века до нэ Афины превратились в одну из провинций Римской державы. Особ афин демокр:все должностные лица(магистраты) жестко подчин орг народовласт, не облад собст властью. Деят магистрат опред след принц:-выборность- избир нар собр,-коллегиальность-магистрат мог б неск,-срочность-магистр избир на опред срок,-безвозмездность-за исполн гос обяз им не плат жалов;-подотчетность-магистраты по окончан ср полном дол б отчитаться компетентным орг власти. Магистрат  разд на 3 катег:1)архонты-исполн поруч Сов500 по поддерж гос поряд. 2)эпимелеты-разн обяз, финн чинов. 3)подчиненные(ипереты)-писцы,суд. Исполнители и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"