Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:48, шпаргалка

Краткое описание

1.Исторические условия возникновения государств Древнего Востока
2. Государственный и общественный строй Древнего Востока.
3. формы государств Др. Востока.
4. Особенности права в странах Др. Востока.
5. Законник Хаммурапи

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС - зимняя сессия, шпоры.docx

— 185.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

27.Специфика сословно-представительной  монархии Германии. Рейхстаг и  ландтаги. В XIII— XIV вв. территориальная раздробленность страны нарастала. Князья превращались в фактически независимых государей. В некоторых княжествах в XIV в. сформировались собрания земских чинов, состоявших из духовенства, рыцарей, горожан, — ландтаги (несколько ограничевали власть князя внутри княжества, в больш случ не польз решающим голосом при решении областных или гос вопросов). Одновременно завершается оформление системы сословий и сословного представительства. В связи с возвышением роли князей из них выделилась немногочисленная группа светских и духовных аристократов, которые оказывали решающее влияние на государственную власть. Их называли курфюрстами — князьями- избирателями, так как именно им принадлежало право избрания короля. Германское средневековое общество составляли следующие сословные группы: имперские сословия — имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов; земские сословия (в княжествах) — дворяне и духовенство; горожане. Духовенство условно подразделялось на две категории: высшее — епископы, аббаты и низшее — сельские и городские священники. В германских городах имущественная дифференциация привела к образованию трех групп: патрициата — городской верхушки, которая держала в своих руках все городские должности; бюргерства, состоявшего из населения среднего достатка, полноправных мастеров (находилось в оппозиции к патрициату); городского плебса, также оппозиционно настроенного по отношению к патрициату (это были подмастерья, поденщики, неимущие горожане). В Германии в рассматриваемый период кроме императора и коллегии князей действовали и сословно-представительные органы. Высший сословно-представительный общегерманский орган — рейхстаг — состоял из трех коллегий: курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ, представителей имперских (по некоторым данным и вольных) городов. Компетенция рейхстага не была четко определена. Император испрашивал его согласия по военным, международным и финансовым вопросам. Акты рейхстага, не обладая обязательной силой, имели рекомендательный характер. Система судоустройства: феодальные суды, церковные суды, городские суды. Города: имперские, княжеские, вольныеЗаконодательная власть в городах – городской совет. Исполнительная власть – магистратом во главе с одним или несколькими бургомистрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Княжеский абсолютизм  Германия. Общественный и гос. строй в итоге реформации. крестьяне снова попали под власть феодалов. Все крестьянские повинности вернулись + контрибуции. Зажиточные средние крестьяне разорились, зависимые крестьяне перешли в состояние крепостных. Обширные площади общинных земель были захвачены феодалами. Большая часть крестьян лишилась собственности и оказалась обречённой на бродяжничество и вошла в ряды городского плебейства. Духовенство тоже пострадало. Церковные владения были конфискованы, некоторые сожжены, драгоценности разграблены и пущены на продажу за границей. Часть влиятельного дворянства разорилось и было вынуждено поступить на службу к князьям. Княжеские города были обложены тяжёлыми контрибуциями, лишились своих привилегий и попали в зависимость князей. В итоге в плюсе остались только князья. Конфискации проходили в их пользу, разорившееся духовенство подчинилось их верховной власти, также они обогатились за счёт контрибуция, возложенных на города и крестьянство. По Вестфальскому миру за князьями признавалась суверенное право заключать между собой союзы и вступать в соглашения с другими гос-ами. Они не были подсудны императорскому суду. они стали взимать налоги и собирать войско без согласия земских чинов, не обращая внимание на протесты ландтагов. Дворянство в ряде княжеств превратилось в придворную знать, жило за счёт подачек от князей и находилось в полной зависимости от них. Местные ландтаги либо не собирались, либо созывался только для видимости. Рейхстаг после Вестфальского мира не имел почти никакого значения. Императорский суд был совершенно обессилен распадом империи и его стал вытеснять императорский надворный суд. Для Пруссии характерно создание абсол. Монархии на местном уровне. Особенности: долгое время сохранение политической раздробленности, сформировалась военно-политическая монархия с авторитарным режимом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Источники права феодальной Германии. Консерват хар-р и медлен утвер феодализма-длительное сохр пережитков обыч право (пр). Почти в каждой части страны действ свои прав обыч - господст сосл старалось закрепить свои привилегии. Партикуляризм-хар-ная черта герм права. Попытки общегерманской кодифик пр начались в 15-16 в. Источники пр: прав обыч и их сборники, рецепированное римское пр, гор пр Герм, канонич пр. Долго - обыч пр (пр феодалов, крестьянское, гор пр). Возрождение интереса герм юристов к римс праву-в нач 13в, конц 15 свод римского права-источник гражд права. Шеффены - важная роль в правотворчестве; обязанность: выяснения фактич стороны дела, осознание и оценка док-ва, при необх «отыскание права» (использ свои знания для решения дела, считались с интересами феодала). 132-нач13 в.- время феод войн, междуцарствия: писаные законы актуальны, чем решения шеффенов. Частные записи права: Саксонское и Швабское зерцала (13в). Источники: обычное и канонич право, заимствования из Кодиф Юстиниана. Саксонское зерцало - отразил особен развит прав мысли германии, традиц институты герм вещевого, обязат, наслесдств, процесс права до начала рецепции римского права. 2части (земского и ленного пр), подробно рассматр инст земское (шире по регул правоотношениям, источ нормы обыч пр, указы короля, преписания князей) и ленного пр. Дает представ о слож струк гер об-ва нач 13в, строгое деление жителей на свобод и завис, полусвобод  и выполн различ повинности, разделяет все население по сословиям: рыц сословие, податное сословие-крестьянсво. Наход прав регламентацию различ виды феод землепользования: свобод держание, рацарское держание, различ виды крестьянского держания. Реглам различ виды договоров.  Рассматр вопросы преступлений и наказаний. Имеются нормы конст права (избрание короля и коронация). Магдебургское право - сбор норм гор пр нач 14 в. (более детально решламетирует товарно-денж отн). Гор пр –важн признак гор самоуравл и свободы граждан, пр гор общин выбирать собственно властные учрежд, издавать законы, осущ суд над жителями, поддерживать порядок с помощью собст полиции и ополчения. Важным признаком гор самоупр-получ от сеньеоров налоговых льгот и вольностей. Источники гор права-местные обычаи и вольности, законы, статуты гор властей, реш гор судов, реципир рим пр, ленное канонич пр, торог, морск, вексельное, цеховое. Ганза – гор торговый союз, предназначенный для защиты интересов купцов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Каролина. Каролина-создание угол-процес свода было вызвано импер суд реф, попытка изжить старые феодальные обычаи. Основой Каролины - Домовой судебный устав. Подразделялось на две книги.1-общий порядок судопроизводства, возбуждение угол обвинений, жестко огрнич основания, по которым можно возбуждать конкретные обвинения. 2-классификация преступления (тяжкие к наименее тяжким) и наказания, были отмеч обст-ва отягощения, смягчения или исключение угол отв. Сделана попытка ввести угол репрессии. Наиболее опасыми – прямые и злостные нарушения «королевского мира»: посягательство на церковь и религ порядок, измена, нарушение общест порядка, прест против правосудия, тяжкие злостные повторные посягательства на личность или имущество. Менее опасные прест: неумышленное посяг на личность или имущ. Злостными и особо опасными -в зависимости от его направленности и размера причен или возмож ущерба. Различные виды пособничества: помощь в подготовке соверш преступления, прямое соучастие, укрывательство. Осн вид наказ: смертная казнь, членовредительские наказания, позорящие наказания, изгнание, тюремное заключение, возмещение вреда и штраф. Выбор наказания по усмотрению судьи, влияло не только содержание преступения, но и соц положение преступника. Об-ва смягчающие отв: неловкость, легкомыслие, малолетство, состояние «прямой голодной нужды», при необходимой самообороне. Суд процесс по угол делам сторого регламентирован и формализован. Угол дел начиналось: жалоба истца, судом в инквизиционном порядке – по «сведениям», по подозрениям. За недосказанное следствия обвинения истца ждало наказание. Возбуждения дела судьей могло караться только будучи заведомо незаконным. Разбор дела: следствие - факт преступл, виновность конкр лица; суд-приговор (обвинит, оправдат ). Осн видом док-ва – показания 2-3 свидетелей. При совпадении показаний допускалось выносить приговор, при косвенных док-вах можно было начинать следствие, но нельзя выносить обвинит приговор (в это случае допрос под пыткой проводился). По недостаткам улик - пытку нельзя применять. Показ получ под пыткой должны быть повторены, и содержать проверяемые факты. Уложение предписывало суду позволять обвиняемому рассказывать самому о случившемся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Англосаксонское  гос-во и право. Возник раннефеод гос-ти - завоеванием герм племенами. С I-V в. н.э. Британия была одной из окраинных провинций Рим имп. Затем началось завоевание Британии англосаксонами оттеснивших коренное кельтское население на окраины острова. В V—VI вв. племена англов, саксов, ютов образовали семь варварских королевств. Местное кельтское население, избежавшее уничтожения после ухода римских легионов, было ассимилировано завоевателями. К к. VI в. на тер Британии образовалось 7 раннефеодальных королевств. На протяж след веков между этими королевствами шла борьба за верховенство. Их примирению и объед страны содействовало христианство (с 600 г). В IX в. под главенством Уэссекса 7 раннефеодальных королевств объединились - гос-во  Англию. Гос строй: долгое время сохранял черты военной демократии. До IX в. король- племенного вождя: полномочия его ограничивались органами местного самоуправления — нар собр округов. Округа объединялись в сотни, а сотни составляли графства. Единое англосаксонское гос-во было раннефеодальным. Король - носителя государственности с наследственной властью, верховным собственником всех земель, обладал монопольным правом чеканки монеты, взимания налогов и судебных штрафов, от его имени вершилось правосудие. К X в. полицейские и судебные полномочия получил личный представитель короля — герефа, надзиравший за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов. Высшим госорганом был — «советом мудрых». В него входили члены королевской семьи, высшее духовенство, вассалы короля. Совет утверждал порядок наследования престола, избирал высший суд, назначал должностных лиц, скреплял грамоты о земельных пожалованиях, решал военные и дипломатические вопросы. К IX в. руководителей народных собраний из числа родовой знати вытеснили королевские представители в графствах — шерифы. Во главе графств были поставлены должностные лица (олдермены). Олдермены осуществляли адм управл и судопроизв при участии знати. Графства делились на сотни, а низшее тер-адм звено- община. Особенность становления феодализма - длительное сохранении свободной сельской общины. В первое столетие после завоевания основу общества составляли свободные крестьяне-общинники (керлы) и знатные люди (эрлы). Родовая знать занимала привилегированное положение, но была оттеснена дружинниками- тэнами, на которых опирался король, раздавая им бокленды — общинные земли вместе с крестьянами. Крестьяне несли повинности в пользу собственников и были лично зависимыми от своих господ. Те же из крестьян, которые оставались свободными, выполняли повинности в пользу гос-ва. По мере роста соц неравенства эрлы превращались в крупных землевладельцев — лэндлордов. К концу XIв поощряется развитие феод собстви на землю и закабаление крестьян. Королевский двор к концу XI в. - центр управления страной, а королевские приближенные — должностными лицами гос-тва. 1035—1037 гг. Англия благодаря завоеванию датчанами превратилась в государство Кнута Датского.  Англосаксонские варварские законы (АВЗ)— это записи правовых обычаев англосаксов. К ним относят Закон Этельберта, Законы датского короля Кнута и многие другие. АВЗ получали имя того короля, в правление которого они были составлены. В остальном же различия между континентальными и АВЗ не имеют принципиального характера. И в тех, и в других большинство санкций за совершенные правонарушения, преступления — это композиции (штрафы), порой чрезвычайно высокие .И в тех, и в других «правдах» к нормам обычного права были добавлены казусы — случаи из юр практики. Поэтому нормы во всех варварских законах имеют конкретный, а не абстрактный характер. В АВЗ по приказам королей вносились изменения, что позволяло гибко применять их на местном уровне достаточно продолжительное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Государственный и общ строй  после нормандского завоевания. Англосаксонская знать истреблена, а земли у англосакс лордов отобраны. Вильгельм установил, что подданные королевства могут получать замлю только от короны и только во владение, король-собственник земли, остальные земли переданы норм баронам и рыцарям. Поместья сохр только мелкие феодалы, ставшее вассалами норм баронов. В 1086 году была проведена всеобщая поземельная перепись ("Книга Страшного суда"). Перепись предоставила королю сведения о размерах владений и доходах его вассалов – основание для обеспечения потребности военной службы и установление налогообложения, ускорила феодализацию: единицей учета – феод вотчина, а крестьяне записаны как вилланы(зависимые держатели земли на усл выплаты ренты и барщины), немногие крестьяне сохр стат личносвободные, вилланы подсудны - феодальным куриям. Норм завоев укреп гос-во и королевскую власть. 1086 свободные держатели земель принесли присягу на верность - нести военную службу и выплачивать денежные взносы королю. Управление адм-тер округами - норм сеньоры, нац церковь - норм прелатам. Гос власть осущ вместе с королевской курией (собрание проводились по треб короля, рассмотр значит гос дел, решения рекоменд хар-тер, фактич король не мог уклониться от их реализ), малая курия (занималась текущими адм, финн, суд делами). Управл графствами-шерифам (королевские чиновники, выполняли адм обязанности). Низшими суд-адм един были сотни (глава-бейлифами) – сельские общины. Право верх собст короля на землю - верховеснтва королевского правосудия (по отн к судам феодалов). Король сюзерен всех феодалов и церкви, священнослужители подсудны анг церки, верхов рим пап над светской власть не признавалось. Реформ Генриха II Плантагенета (1154–1189 гг.) укрепились военные судебные, и финансовые полномочия королевской власти,  важный этап формир центр власти. Судебная реформа: расшир компетенцию королевского суда в ущерб сеньориальным (не рассматри тяжкие угол преступления), Фин реформа: увеличение денежных поступлений в королевскую казну-вводился налог с города и налог на движ имущество. Усиление централизации страны. Особое значение приобрели разъездные судьи – специальные комиссии судей, которые разъезжали по стране и контролировали осуществление правосудия, сбор налогов в графствах. Королевские суды - обращение апелляций в выше стоящую инстанцию-королевскую курию. Суд королевкой скамьи-постоянно находился при короле и рассматривал угол дела и апелляции на приговоры низших судов. Суд общих тяжб - рассматривал иске о земельных владениях, координировал работу судебных органов. Военной сфере реорганиз феод войска, осн на вассально-ленных отн, военная повин-заменена выплатой «щитовых денег» - преврат в позеельный налог, возраждалось народное ополчение (свободных граждан не рыц происхождения). Конец 12 в - завер процесс феодализации. Усиление монархии - рост городов (центры ремесла и торговли, городов право на самоуправление и ежегодно выплачивали королю денеж сумму). Под воздействием товарно-денеж отн и укрепления рыноч связей подати и повинности приобретали денежный хар-р. Рыцари обяз сюзерену воен службой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Великая Хартия  вольностей 1215г.    Вели́кая ха́ртия во́льностей (ВХВ)— грамота, подписанная английским королем Иоанном Безземельным 15 июня 1215 года и ставшая в последующем одним из основополагающих конституционных актов Англии.    Правовыми источниками: феодальные обычаи, а также издаваемые при вступлении на престол хартии вольностей прежних английских королей. Формально, до подписания Великой хартии вольностей она представляла собой петицию с изложением требований баронов и называлась «Баронские статьи». Подписание ВХВ стало результатом поражения короля в борьбе с восстанием баронов, которые были недовольны усилением королевской власти. В восстании участвовали и другие слои общества: рыцари и горожане, выступавшие в основном против увеличения налогового бремени, притеснений со стороны чиновников и неудачной внешней политики, проводимой королём.    По сути, ВХВ представляла собой договор короля с оппозицией (в основном церковно-баронской), которой гарантировалось соблюдение определённых прав и привилегий свободных сословий: церкви, баронов и купцов. ВХВ также содержала положения о единстве мер и весов, о свободном въезде и выезде из королевства, о запрещении взыскивать произвольные судебные пошлины, запрещении чиновникам привлекать кого-либо к ответственности лишь по устному заявлению без свидетелей, заслуживающих доверия, запрещались неправосудные аресты и задержания и других гарантиях правосудия. Кроме закрепления соблюдения королём установленных обычаев, хартия запрещала взимать с феодалов безвозмездные отчисления в пользу короны без их согласия (щитовые деньги), ликвидировала права короля на вмешательство в деятельность феодальных курий и, создавала комитет из 25 баронов, которые в случае нарушения ВХВ королём имели право начать против него войну. Содержалась норма фиксировавшие порядок гражданского правосудия (суды заседают в опред месте и что в разборе общих тяжб первенствуют суды графств, это гарантировала мест дворянству невмешательство короны в их дела и закрепляло ленные судебные права баронов и магнатов). В отношении свободных людей закреплялось правило соразмерности штрафа  и содеянных преступлений. Приговоры должны быть вынесены строго. Часть статей – огранич полицейского верховенства короны. Закреплено правило в отношении короны, что сословия могут выдвигать санкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. История формирования  сословно-представительной монархии  в Англии. переход к сословно-представительной монархии осущ в результате гражданской войны 1263-1267.  С конца 12 в. Королевская власть стала носить ущербный хар-р: проводилась конфискация земель, притеснение крупных земельных собственников, вводились новые денежные поборы и повинности. Страна ответила на это рядом оппозиционных выступлений, и в начале 13 века, после восстания баронов, поддержанного рыцарями и горожанами, король Иоанна Безземельного подписать ВХВ, первый конституционный акт Англии. После нового политич конфликта (1258) Генрих 3 утвердил Оксфордские провизии, устанавливавшие режим баронской олигархии. В ответ недовольные рыцари при поддержки горожан и некоторых обделенных привилегиями баронов потребовали от короля подписания Вестминстерских провизий, защищавших рыцарство и свободных крестьян от произвола крупных феодалов в королевской админ. Гражданской войны 1263-1267,  итог: создание первого анг парламента, окончательно утвердившегося при Эдуарде1 изначально однопалатный, с 1352 двухпалатный (верхняя палата-палата лордов, нижняя палата - палата общин). Первоначально парламент определял размеры налогов на недвижимость и подавал коллективные петиции на имя короля, но постепенно закрепил др компетенцию: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу госказны, право контроля над высшими должностными лицами,  право на выступление в качестве выш суд органа. Управление на метах – шериф с помощь бейлифов. Полицейскими и судебными полномочиями наделялись назнач королем мировые судьи. Высшая суд власть: суд королевской скамьи, суд общих тяжб, суд казначейства, суд канцлера.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"