Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:48, шпаргалка

Краткое описание

1.Исторические условия возникновения государств Древнего Востока
2. Государственный и общественный строй Древнего Востока.
3. формы государств Др. Востока.
4. Особенности права в странах Др. Востока.
5. Законник Хаммурапи

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС - зимняя сессия, шпоры.docx

— 185.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. особенности  абсолютной монархии. Англия.становление абсолютизма в Англии. С конца 14 в. Под развитием товарно-денежных отношений быстрыми темпами преобразуется феодальное землевладение в капиталистическое: отмена барщины,  падает феодальная рента, барская земля сдается в аренду крестьянам за умеренную плату, отмена крепостного права. Крупное феод земледелие в теч 15 века приходит в упадок. Развитие товорно-денежныз отношений соответствовало накоплению капитала и возникновению первых мануфактур в шерстяной промышленности. К концу15-нач 16 изменился состав английского дворянства: старая феод знать практически истреблена в  междоусобной войне Алой и Белой Роз. Из средних слоев дворянства сложилось «новое дворянство». . имущественное расслоение крестьянства: фермеров -фригольдеров-зажиточной верхушке крестьянства, использ наемный труд; копигольдеров - малоземельных арендаторов. Начало абсолютизма 15 в - период правления династии Тюдоров. Принципы абсолютизма: сохранение парламента, ставшего орудием сильной королевской власти, отсутствие сильного и развитого бюрократического гос аппарата, сохранение органов местного самоуправления,  отс постоянной армии. Центральные органы власти: король -в руках вся реальная власть; тайный совет- управлял заморскими колониями, регулир внеш торговлю; двухпалатный парламент (палата лордов - наследственные пэры, палата общин - представители дворянства и гор верхушки). Церковь, возглавляемая королем, превратилась в часть гос аппарата. Возросло зависимость системы местных органов управления от центральных органов управления. В груфствах – лорда-лейтенанта, назнач королем, фун-ии руководство местным ополчением, деят мировых судей и полиции. Церковный приход низкая админ-тер еденица, компетенция: вопросы местного церковного и тер управления. Собрание прихожан- вопросы о ремонте дорог, мостов, распред налогов и т.д, а также избирало должностных лиц прихода. Оформилась структура и юрисдикция центр Вестминстерских судов, в том числе суда канцлера и высшего суда администрации. Созданы чрезвычайные суд. Расширилась компетенция мировых судей. Се угол дела разъедными и мировыми судьями предписывалось рассматривать только после утверждения обвинительного акта большим жюри. В состав угол суда входили присяжные заседатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Феодальное  право Англии. У англосаксов в донорманнскую эпоху (V–IX вв.) основным правовым источником были записи обычного права – так называемые «англосаксонские законы» или «правды». англосаксонские правды были записаны на древнеанг языке и носили имена королей. Большинство положений ранних англосаксонских правд посвящено установлению композиционных штрафов за различные проступки. Множество положений англосаксонских правд относится к судопроизводству, Порядок судопроизводства был единым и в гражданских, и в уголовных делах. Местный суд был в основном племенным собранием старейшин, «мудрых». Процесс был состязательным: потерпевший сам вызывал ответчика на суд, но злостное уклонение от явки могло повлечь за собой королевские санкции. Суд, как правило, лишь наблюдал за состязанием сторон и устанавливал, кем выигран спор, поэтому явка обоих тяжущихся предполагалась. В ранних кентских «Законах Этельберта» (начало VII в.) содержится детальная шкала мат возмещений (композиций) за различные повреждения (за четыре передних зуба, за различные пальцы и ногти, синяки на внешних местах и под одеждой и т.п.). В поздних англосаксонских правдах, включая «Правду Альфреда» (конец IX в.) и «Законы Кнута» (XI век), римское влияние оставалось слабым и в основном проявлялось через канонические установления зато сохранялось влияние племенного скандинавского права. Влияние церкви сказывалось в основном на призывах к справедливости и гуманности. Во втором периоде после нормандского завоевания сначала продолжали действовать старые англосаксонские обычаи. Между тем с нормандским завоеванием общинно-племенная эпоха кончилась: в Англии установился феодализм, требовавший нового права. Зарождалось общее право постепенно. Большую роль в его становлении сыграл институт разъездных судей, получивший импульс к развитию после реформ Генриха II Плантагенента. При рассмотрении споров на местах разъездные королевские судьи руководствовались не только закон актами королей, но и местными обычаями и практикой местных судов. Возвращаясь в свою резиденцию, они в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы права, которыми руководствовались королевские судьи при рассмотрении дел, как в центре, так и во время выездов на места. Так постепенно из практики королевских судов сложились единообразные нормы права, применявшиеся по всей стране, так называемое «общее право». Начиная с XIII века, в королевских судах стали составлять протоколы, отражавшие ход судебного заседания и решения суда. Эти протоколы назывались «свитками тяжб». С середины XIII века до середины XVI века отчеты о наиболее важных судебных делах печатались в «ежегодниках», затем их сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип общего права: решение вышестоящего суда, записанное в «свитки тяжб», является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же судом или нижестоящим судом. Позже принцип получил название судебного прецедента. С XIV века в Англии начинается новый этап развития правовой системы - формируется так называемое «право справедливости». В тех случаях, когда то или иное лицо не находило защиты своих прав в судах общего права, оно обращалось к королю «за милостью» разрешить дело «по совести». Дела рассматривал помощник короля, лорд-канцлер. С возрастанием количества таких дел был учрежден суд канцлера («суд справедливости»). В отличие от королевских судов «общего права» суд канцлера рассматривал дела без издания предварительного приказа и без участия присяжных. Ответчик должен был явиться на суд канцлера под страхом уплаты штрафа. В случае невыполнения решения суда он мог быть заключен в тюрьму. Формально канцлер не был обязан руководствоваться законами и прецедентами (лишь своей совестью, т.е. внутренним убеждением). Но вместе с тем при вынесении решений канцлеры использовали и прецеденты, и принципы римского и канонического права. Источником английского феодального права явились так же статуты – законодательные акты центральной власти. Статуты стали высшим правом страны, способным изменять и дополнять общее право, однако суды, в свою очередь, имели право толкования этих законов. Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название «статутного права». Вестминстерский статут 1290 года разрешил держателям феода продавать землю, вместе с которой к покупателю переходили и повинности, которые он обязан был выполнять точно так же, как и прежний держатель феода. Вестминстерский статут 1330 года учреждал не реже 3 раз в год (допускалось и чаще) проводить ассизы во всех графствах. Требовалось присылать людей из других графств, которые бы с участием присяжных беспристрастно рассматривали иски. Этот же статут узаконивал сбор парламента ежегодно один раз, а по необходимости и чаще.

 

 

 

 

 

37.Государственный  и общественный строй Византии. 395 г. – начало империи. Характерна медленная феодализация, вплоть до 11-12 века существовали бесправные рабы, немного выше находились крестьяне. Среди них на первом этапе византийской гос-сти (4-6 в) выделялись колоны – земельные арендаторы по срочным контрактам (лично свободные или приписанные к земле), Элевтеры – формально свободные крестьяне, впоследствии заполняли прекарные грамоты и становились крепостными. Апоры – обедневшие общинники – жили за счет сдачи в аренду своей земли более зажиточным. Мортины брали в аренду землю, выплачивая десятину с выращенного урожая. С третьего этапа развития византийской государственности (10 в) начинают преобладать парики – крепостные, которых относили к казенным или частным. их кол-во увеличилось, когда в 11 веке в Византии появилась прония – условное земельное держание, дававшееся феодалу за службу. Примерно на одном уровне с крестьянами находился городской плебс, который не обладал полной правоспособностью в отличие от знатных и почетных горожан. Привилегированный слой общества составляли сборщики налогов – куриалы, но сами они налоги платили. Динаты – «могущественные» обладали полным налоговым иммунитетом, не несли никаких трудовых повинностей в пользу государства. Духовенство не платило никаких налогов и это давало церкви ощутимые экономические привилегии. Сенаторское сословие подразделялось на 18 разрядов, каждый из них – крупный землевладелец, пользовавшийся полной имущественной правоспособностью, свободный от налогов, имеет свой военный отряд, систему штрафов к крепостным,  занимает высшие гос должности.Во главе государства находился император., но его статус менялся на всех этапах развития страны. На первом этапе он выбирался сенатом, армией и народом, а потом был в праве выбирать себе соправителя-преемника.  С 9 века формируется наследственная легитимная монархия, где император уже является василевсом. На первом этапе византийской государственности Сенат еще играл важную роль, но впоследствии он эту роль утрачивает и ему на смену приходит синклит (совет) при василевсе, состоявший из высших госх чинов: квестора, возглавлявшего синклит и выполнявшего функции министра юстиции,   префекта столицы, двух префекта претория. Насчитывалось около 60 министерств – «секретов», рангов чиновников было столько же, процветала коррупция. Местное управление. В 4-7 веках сохранялась позднеримская адм-тер система, когда во главе двух префектур стояли префекты, входившие по должности в синклит, префектуры подразделялись на 7 диоцез во главе с викариями. Диоцезы подразделялись на 50 с лишним провинций, самым низшим звеном были округа, возглавляемые окружной администрацией. В 7 веке в связи с необходимостью защиты от арабов возник фемный строй (фема – военно-административный округ), глава фемы – стратиг – был наделен военными, судебными и др полномочиями. Все судебные учереждения подразделялись на светские и церковные. Суд не был вполне отделен от администрации. Высшим светским судом был суд императора, императорский синклит. Дела с участием придворных находились в ведении протовестиария. Главы отдельных секретов рассматривали дела, касавшиеся их отрасли. Церковные суды были централизованны. На местном уровне судебную деятельность осуществляли главы административных единиц.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38   Источники  византийского права.  Византия – страна единого кодифицированного законодательства. В 6 веке император Юстиниан кодифицировал римское зак-во. Свод Юстиниана вплоть до 8 века оставался ведущим источником права в восточной римской империи. Он состоял из 4 частей: кодекса (основных установлений действующего римского права), дигест (собрания правовых положений и казусов), институций (краткого руководства по вопросам применения и юридической технике) и новелл (новых правовых актов, изданных Юстинианом). В 726 году по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского была создана Эклога – сокращенный, исправленный, переработанный с учетом времени Свод Юстиниана. Она состояла из 18 титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражд, угол, брачно-семейного, процес, канонич права. В приложение в Эклоге были включены 4 самостоятельных закона: Земледельческий (регулировал сельскохозяйственную сферу), Военный (уголовно-правовые нормы, относ к правонарушениям военнослужащих), Морской (частная компиляция обычного морского права), Моисеев (морально-религиозные предписания, заимствованных из Ветхого Завета; нравственный кодекс).  В качестве преступлений византийское право особо выделяло религиозные преступления (нарушение святости алтаря, вероотступничество), хищение, прелюбодеяние. Наказания – смертная казнь, битье плетьми, отсечение конечностей, денежный штраф. В семейном праве получила распространение такая форма, как обручение. Стороны в браке имели равные имущественный права. Было огромным влияние канонического (церковного) права в период с 4-11 век в Византии интенсивно составлялись номоканоны – сборники светского и канонического права. В 691 году вселенский собор ввел в действие корпус источников канонического права, который считался исчерпывающим. В 879 году юристы Македонской династии создали Прохирон, «исправленную» Эклогу, который оказался неудачным сборником был заменен Эпанагогой. Своеобразным венцом творения тогдашних законодателей явились сопоставленные к 888 году Василики (Базилики) – царские законы, своеобразная энциклопедия права Византии из 60 книг. Существовали частные нормативные источники права Византии: Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие привилегии отдельным лицам либо монастырям; Книга Эпарха (10век) – нормы о ремесленно-торговом укладе византийских городов; Шестикнижие Арменопула (14век) – частный сборник норм гражданского и уголовного права, который действовал как признанный источник права в Бессарабии вплоть до начала 20 века.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Государство и право Китая. В первых веках н.э. в Китае феод отн стали господствующими. С 280 года по указу императора Сым Яня каждый землевладелец получил право на полный надел земли, с которого он 40% урожая отдавал гос-ву.  Император - единым сюзереном, олицетворявшим гос-во, сын Неба. Управление страной осуществлялось 3 палатами: одна руководила исполнит властью, две другие готовили и обнародовали  указы императора. Империя была разделена на провинции, округа, уезды, в которых правили назначаемые из центра чиновники. Лишь в деревнях имелся выборный староста. Во 2 пол 6 века полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 объединила север и юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия, усиление центр власти сопровождалось притеснением древних общинных деревенских организаций, закрепощением крестьян, ростом гос расходов, увелич поборов.  Такая политика стала причиной народных восстаний, руководители которых в 618г возвели на престол династию Тан. Танские императоры ввели систему гос экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к гос службе. Создался хорошо налаженный бюрократический аппарат управления. Гл гос-ва был император, при нем действовал гос совет (должности- назначались члены императорского дома и влиятельные сановники). Совет возглавляли два канцлера (левый и правый), зачастую самостоятельно решавшие гос дела. В их подчинении находилось 6 ведомств (министерств). Управление осущ 3 палатами. Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Страна делилась на 10 провинций, которые подразделялись на области и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра. В провинции действовали 3 управленческие службы: админ– учет населения и земель, сбор налогов, наблюд за строит работами и распредел воды; военная; надзорно-контрольная – контрол весь местный управленческий аппарат, борьба с коррупцией. Деятельность этого органа способствовала центр гос аппарата.  Суд дела решались в уездных управах, в областях и провинциях действовали особые суд-правит органы, кот. рассматр. дела, связанные с тяжкими преступлениями. Если дело не было решено, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган.  В соц структуре выделялись: благородные люди (светская и духовная власть, воен и гражд чиновничество) – привилегированные, освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, некоторые и от налогов; добрый народ (мелкие земледельцы и ремесленники) – основное бремя налоговых выплат; дешевый народ или подлые люди (неполноправные свободные и рабы). Каждой сословной группе был присущ определ образ жизни, строго соблюдались правила поведения, тип одежды. Гражд право не развито. Характерно проявление династических сводов законов. Самыми разработанными кодификациями начального период средневековья оказались законы династии Тан и Сун. Первым крупным сводом законов стал Танский уголовный кодекс (уголовные нормы, процессуальные номы) с комментариями и разъяснениями. Составление танского кодекса было завершено  к 653, а его обнародование состоялось только в 737. Кодекс династии Сун «Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов» (сост в 959 году, опубликован в 963). 14 век – Законы великой династии Мин – 460 статей, в 30 главах, традиционно подразделяются по шести ведомствам, названия которых указывают на отраслевой характер права (чинов, финансов, военное, ведомтво наказаний, общественных работ, ритуалов). Ведомственным разделам предосланно вступление из 47 статей – пандектная система. В 17 веке маньчжурской династией был опубликован «Татзин Лю Ли», сожержавший более 450 норм Лю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Государство и право Японии. основные стадии развития: 1) 7-12 век - раннее средневековье, зарожд феод отн; 2) 13-17 век – развитое средневековье: сложилась феод сеньор-вассальная структура со всевластием сегуна; 3) 18-19 века – феод отн сёгуната переживают кризис. К 7 в родовой строй - упадок, уступив место феодализму. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно центр гос-во в форме монархии. Основатель династии – крупный племенной союз Ямато. Легальное утверждение раннефеодальной монархии произошло в результате крупных реформ – «Манифест Тайка» - почти все обществ земли стали гос собственностью, население – подданными императора, его вассалами, население – свободных и подлых. Создается Министерство императорского двора. К концу 11 в возникают 3 центра политич притяжения: императ двор, домоуправл правящего клана, буддийские монастыри. По достижении совершеннолетия император принудительно подстригался в монахи, а на престол-малолетний наследник, так складывалось двоевластие . Высшая гос власть принадлежала Большому гос совету, разрабат. общие направления гос политики. Возглавлял гос совет канцлер или старший министр. Непосредственные функции управления осуществляли два высших министра – левый и правый, которые опирались на старших и младших советников. Гос совету подчинялись 8 министерств, которые были тесно связаны с императорским домом. Палата цензоров с огромным штатом разъездных цензоров-контролеров следила за чистотой обычаев и нравов. Кардинальные перемены в 12 веке, когда к власти приходят сёгуны. Сёгун – это военный диктатор, ставший наследственным должностым лицом, который доминировал над всеми властными структурами с 1192-1867 год. Три сёгуната. На протяжении нескольких веков статус императора был номинальным, вся админ и суд власть под контролем сегуна. Первый сёгунат Миномото стремился ликвидир раздробленность, подавить распри, укрепить государство и власть. Черты военно-административного режима сегунат приобретает к 17 веку(3 сегунат Токугава), когда ужесточаются методы правления военно-самурайской верхушки и создается разветленный полицейский аппарат. С этих пор полит воля императора вообще перестала учитываться, а в императорской столице (Киото) была введена должность намесника сегуна, который следил за настроениями придворного окружения. В 1635 году вводится система заложничества. Сегунат Тогукава ввел должности старших советников, входивших в гос совет сегуна. И контролир одну из 5 коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранную, военную, военно-морскую, финансовую. Младшие советники правительства ведали гвардией сёгуна, охраной его дворца, полицейским аппаратом, осуществляли слежку за вассалами. Суд не был отделен от администрации, наиболее тяжелые дела направлялись в гос совет, высшей апелляционной инстанцией выступал император. Общ структура приобретает четкие очертания к 12 веку, когда феодалы условно на две основные группы: гокенин – непосредственные вассалы сёгуна; хигокенин – иные вассалы, принадлежавшие другим сеньорам. Ко времени развитого средневековья(15 век) в Японии выделяются влиятельные князья (даймё), владельцы крупных феодальных хозяйств. К 17 веку они подразделяются на две категории: непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в гос-ве и «внешние» даймё, не участвующие в делах управления, но сохранившие титулы и привилегии. В 1615 издается Закон 18 статей, который регламентирует правовые статусы 4 основных сословий: самураев, крестьян, ремесленников, торговцев. Вне этого деления находилась аристократия – кугэ, исключались из общества социальные изгои. Крестьяне-общинники фактически находились в поземельной кабале, холопы фактически были рабами.  Первые памятники японского права относятся еще к ранней эпохе Тайка (конституция Сётоку-тайси 604г.). но право в то время еще не было отделено от сферы религиозных и этических норм. Нормы поведения, близкие к конфуцианским назывались гири (гири отца и сына, мужа и жены и тд). Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному праву (букэ-хо). В 1232г был составлен Сборник обычаев военной касты, содерж нормы угол права и «кодекс чести» самураев. Карательные нормы обозначались термином «рицу», административно-приминительные – термином «рё». Из наиболее известных правовых сборников – Тайхо-рё (701) – регулирование земельных отношений; Ёро рицу-рё (718) – посвящен уголовным и административным предписаниям. В эпоху Тогукава выделяется Закон 18 статей, регламентир статус императора и даймё, четырех основных сословий. Кодекс 100 статей, принятый в 1742, имел главной заслугой обобщение основного содержания признанных законов .

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"