Шпаргалка по «Истории государства и права зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «История государства и права зарубежных стран»

Вложенные файлы: 1 файл

IGP_z_s_Otvety_na_ekzamen_I_semestr.docx

— 124.66 Кб (Скачать файл)

1.Задачи науки  «История государства и права  зарубежных стран». ИГПЗС – это общественная историко-правовая наука о гос-ве и праве зарубежных стран в процессе возникновения и развитии в хронологической последовательности, а также в конкретной обстановке на основе появления исторических закономерностей. Данная дисциплина явл-ся исторической, т.к. рассматривает историю возникновения и эволюцию гос-венных организаций правовых систем и явл-ся правовой, т.к. рассматривает такие правовые явления, как гос-во и право. В отличие от общей истории ИГПЗС исследует общ-во не в целом, а изучает исторические процессы. ИГПЗС ставит целью выявление исторических закономерностей развития гос-ва и права. Чтобы понять современное гос-во и право, необходимо знать, как они возникли, какие основные этапы прошли, какие причины влияли на их форму и содержание. Предмет ИГПЗС определяется тем, для чего, с какой целью мы изучаем материал. Предмет учебной дисциплины ИГПЗС составляют следующие элементы: 1. Понятие учебной дисциплины уже, чем наука, ибо в рамках учебной дисциплины мы изучаем на всемирную историю гос-ва и права, а лишь ту часть, кот. освещает преимущественно историю тех гос-в, где процессы развития гос-венности и права отмечают особенностями, спецификой, закономерностями, либо оставили заметный след в истории. 2. Данная дисциплина – средство дать панорамную картину видения движения государственно-правовых институтов. 3. Данная дисциплина изучает механизмы возникновения и развития прав чел-ка и гражданина, федерализма и т.д. Др. словами, данная дисциплина дает возможность учитывать достижения прошлого и учиться не совершать подобных ошибок. 4. ИГПЗС освещает те стороны гос-ва и права, кот. рассматриваются через такое понятие, как общ-ный строй. При освещении общ-ного строя основное внимание уделяется социальной структуре общ-ва на разных исторических этапах. Рассмотрение гос-венного строя связано с причинами возникновения гос-ва, формами правления, структурой, порядком формирования и функционирования.

2.Периодизация ИГПЗС. В качестве научного критерия периодизации ИГПЗС принят тип цивилизации, господствующий в наше время, определяемый уровнем развития духовной и материальной культур. 1 период ИГПЗС – История гос-ва и права Древнего мира. (4 в. до н.э. – 5 в н.э.) Главным в содержании этого периода явл-ся образование и развитие гос-в Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай), развитие античных гос-в (древняя Греция, Спарта, Древний Рим). 2. История гос-ва и права Средних веков. (5 в. – 17-18 вв.). Связан с возникновением и развитием феодальных гос-в и феодального права (Гос-во франков, Англия, Франция, Германия, Византия, Сербия, Арабский халифат, Китай, Индия, Япония). 3. История гос-ва и права нового времени. (17-18 – начало 20 в.) Эпоха буржуазных революций в странах Европы (в 17 в. – Англия, в 18 в. – Франция). Образование США, Японии, Китая. Складывается и развивается буржуазное гос-во и право. 4. Гос-во и право новейшего времени. (начало 20 в. – до настоящего времени). Характеризуется крушением колониальной системы и образованием множества независимых национальных гос-в. Происходит перерастание капитализма за национальные рамки, в самих национальных границах прослеживается отход от принципов свободной конкуренции к принципам гос-венного регулирования экономики. НТР ускоряет темпы развития.

3.Предмет и метод  ИГПЗС. Под предметом учебной дисциплины ИГПЗС понимаются вопросы возникновения, развития, функционирования гос-ва и права стран, которые в определенную эпоху воплотили наиболее характерные черты государственности данных исторических времени и региона. Анализирует содержание государственно-правовых процессов, происходящих в определенных времени и пространстве, раскрывает присущие им причинно-следственные связи, а также наиболее типичные ее особенности, которые проявились в различных странах в различные времена. Методы ИГПЗС – совокупность познавательных путей, приемов, способов, позволяющих выявлять содержание знаний о процессах возникновения и эволюции государственно-правовых явлений у различных народов в конкретное время. По универсальности различают следующие группы методов: 1.Общенаучные. Системный метод - все государственно-правовые явления имеют структуру. Статистический метод выявляет важные стороны политико-правовых изменений и закономерность каких-либо процессов. Исторический метод предусматривает конкретное историческое исследование возникновения и развития гос-ва и права. Социологический метод. Логический метод - исследуемые явления рассматриваются на высшей стадии их развития. Культурологический метод предполагает обособленное изучение права и закона. Сравнительный метод – позволяет выявить сходства и различия в политико-правовом развитии гос-ва, позволяет более глубоко понять логику развития гос-ва и права. 2.Общелогические: Принципы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция) – руководящие идеи, которые лежат в основе любой научно-познавательной деят-ти, направленной на исследование процессов возникновения и эволюции (?).ИГПЗС стремится к постижению истины, объективному отражению государственно-правовой действительности. Все составляет принцип объективности. Принцип плюрализма позволяет формировать всестороннее представление о государственно-правовых явлениях, создавать оптимальную систему суждений. ИГПЗС строит свои выводы с учетом тех факторов, условий, в которых находятся гос-во и право в конкретный момент – пр-п конкретности. Пр-п историзма предполагает, что причины, по которым они приняли тот или иной вид у народа, всецело связаны с историей данного народа. 3.Специально юридические. Данные методы выражают особенности познания правовых явлений. Выделяют: метод правового моделирования; формально юридический метод.

4.Деликты в римском  праве. Деликты (delicta, maleficia) – это противоправные действия, правонарушения, посредством которых был причинен вред отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица. Деликты делились на публичные (delicta publica) и частные (delicta privata) в зависимости от последствий правонарушения. Публичные деликты – это уголовные деяния, противоправные действия, представляющие собой общественную опасность и влекущие физическое наказание или денежный штраф в пользу гос-ва. Дела об этих преступлениях рассматривались в особых судах по особым правилам судопроизводства. Частные деликты это уголовные деяния, направленные против частных лиц, иски по которым предъявлялись частными лицами и штрафы поступали в распоряжение этих частных лиц. По delicta privata взыскание могло присуждаться как однократно, так и многократно, исходя из конкретного правонарушения. Частные деликты прошли несколько этапов в своем развитии: месть по принципу талиона – «око за око, зуб за зуб»; договор о примирении, заключался всей агнатической семьей нарушителя. Согласно договору, представители потерпевшего отказывались от мести, а представители нарушителя обещали откупиться от мести, предоставив какое-либо возмещение; композиции – установленные гос-вом штрафы за определенные правонарушения.

5.Гос-венный строй  Древнего Рима в период республики. В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения гос-ва. Высшими гос-венными органами являлись народные собрания, сенат и магистратуры. 3 вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание должностных лиц республики, объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с 3 в. до н.э. они получили и право принятия законов. Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии – ликторов. Важную роль играл сенат. Сенаторы не избирались. Специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших высшие гос-ые должности. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Сенат контролировал законодательную деят-ть центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Также сенат разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. В чрезвычайных обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры. Магистратурами в Риме именовались гос-венные должности. В Риме сложились определенные принципы замещения магистратур: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Власть магистратов подразделялась на высшую и общую. Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Преторы появились в середине 4 в. до н.э. в качестве помощников консулов. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры.

6.Общая характеристика  Законов ХII таблиц. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 г. до н.э.) первых писаных римских законов – Законов ХII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децемвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами. Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Законы ХII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме – центре политической жизни республиканского Рима. Значение этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан. По своей сути Законы ХII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Они отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Законы регулировали семейные и наследственные отношения, содержали нормы уголовного права. Начиная с 3 в. до н.э. они стали корректироваться преторскими эдиктами и другими источниками права.

7.Каноническое  право. Особое место занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились 2 самостоятельные ветви канонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое право под влиянием «папской революции» получило большое развитие и превратилось в самостоятельную систему средневекового права. Каноническое право разрабатывалось и поддерживалось римско-католической церковью и папством. Его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Также оно отличалось широтой регулируемых отношений. Его отличают традиционность и глубокие исторические корни. Источники канонического права восходят к раннехристианской литературе (священные писания). К.право развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее название декреталий и сводившихся в особые сборники. В XI –XII вв. заканчивается процесс складывания кан. права в качестве самост. правов. системы. Главенствующим источником становятся папские конституции. Кан. право регламентировало организацию церковной власти, а также отношения церкви со светской властью, статус церк. собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви. В кан. праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем содержались нормы, относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследованию и особенно к брачно-семейным отношениям.

8.Источники римского  права (древнейший, классический  и постклассический период). Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей (leges regiae). Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе решения чрезвычайной комиссии децемвиров были изданы, например, Законы XII таблиц. В III в. до н.э. – III в. н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в VI в. н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). На новом этапе истории римского права его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: «преторское право» и «право народов». Таким образом, в Риме возникла сложная система источников права. В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, поскольку это деление в едином императорском законодательстве утрачивает свой смысл, создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ.

9.Право собственности  по римскому праву. Собственность наделяла лицо правом наиболее полного господства над вещью. Римскими юристами право собственности не было разработано до конца. Употреблялись два термина: 1)dominium охватывал не только собственнические правомочия, которыми обладал pater familias, но и личные права на супругу и подвластных лиц; 2)proprietas – юридический термин, обозначавший само право собственности – т.е. право на принадлежность вещи конкретному лицу, а не кому-то другому. Собственник мог: (1) пользоваться вещью, (2) распоряжаться вещью, (3) извлекать доходы от пользования или распоряжения вещью. Объектом частной собственности могла быть любая движимая или недвижимая вещь, находящаяся в обороте. Различалось несколько видов права собственности: 1)квиритская собственность – это собственность, регулируемая правом jus civile; 2)провинциальная собственность возникла и получила широкое распространение с развитием Рима и увеличением его территорий; 3)бонитарная (преторская) собственность развилась из деления вещей на манципируеые и неманципируемые; 4)перегринская собственность – это собственность не граждан Рима (перегринов и латинов). Они подчинялись своему собственному праву. Постепенно перегринская собственность слилась с преторской.

10.Основные этапы  развития римского права. 1.Древнейший  период (VI – середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов. 2.Классический период ( середина III в. до н.э. – конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа.3.Постклассический период (IV – VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии). Многие ученые вслед за архаическим периодом выделяют в качестве особого этапа истории римского права предклассический период (III – I вв.).

11)Римско-католическая  церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологией Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь выработала и своё право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в ХVI веке. Кроме того, источниками канонического права были нар мотивные акты римских пап, носивших название конституцией, булл и энциклик.Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с «грехом». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоежёнство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество. Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.

Информация о работе Шпаргалка по «Истории государства и права зарубежных стран»