Форма государста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Основные понятия, термины, цели и задачи различных форм правления.
Тема данной работы звучит «Форма государства». Цель работы в том, чтобы изучить основные понятия, термины, разновидности форм правления и т.д; познакомится с основной научной литературой по данной теме; сделать выводы.
Актуальность данной темы состоит в том, что наше государство находится на завершающем этапе становления своей независимости, поэтому вопрос о форме правления и организации верховной власти очень актуален в наше время.
Правление в нашем государстве делится на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих властей контролируют друг друга. Президент в нашем государстве избирается сроком на пять лет. Современному человеку просто необходимо знать политическое устройство стран.
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Содержание

Введение.
Формы правления в государстве.
1.1 Монархия.
1.2 Абсолютная монархия.
1.3 Ограниченная монархия.
1.4 Парламентская (конституционная) монархия.
1.5 Дуалистическая монархия.
1.6 Нетрадиционные монархии.
1.7 Республика.
1.8 Президентская республика.
1.9 Парламентская республика.
1.10 Смешанная республика.
1.11 Нетрадиционные республики.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
2.1 Унитарное государство.
2.2 Федерация.
2.3 Территориальная федерация.
2.4 Национальная федерация.
2.5 Смешанная федерация.
2.6 Симметричная федерация.
2.8 Нетрадиционные федерации.
2.9 Конфедерация.
2.10 Содружество.
2.11 Сообщество.
2.12 Союз.
2.13 Автономия.
3.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.
Деспотический режим.
3.2Тиранический режим.
3.3Тоталитарный режим.
3.4Фашистский режим.
3.5 Авторитарный режим.
3.6Либерально-демократический режим.
Либеральный режим.
4.РОССИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Форма гос-ва.docx

— 66.30 Кб (Скачать файл)

     Можно выделить следующие основные признаки республики:

     - существование единоличного или коллегиального главы государства;

     - выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

     - осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

     - юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

     - обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

     - преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства;

     - имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

     На  ряду с монархической формой правления  республиканская также зародилась очень давно. Одна из первых республик  сформировалась в Афинском государстве  в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой.  
 
 
 

2.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 

     История существования государства свидетельствует  о том, что во всех века разные государства  отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные  единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной  власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Это уясняется под  термином форма государственного устройства, под которой понимается территориальная  организация государственной власти, соотношение государства как  целого с его составными частями.

     При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди  них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но она встречается  намного реже по сравнению с двумя  первыми.

     Также нужно добавить, что форма государственного устройства делится на две группы: внутренние и межгосударственное устройства. К внутренним нужно отнести унитарную  и федеративную форму государственного устройства, а к межгосударственным - конфедерацию. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового  характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство. 

2.1 Унитарное государство

     Термин "унитарное государство" происходит от латинского слова "унус", что значит один, единственный. Унитарное государство - это единое государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящее, как правило, из административно-территориальных единиц (районов, губерний, областей, провинций и т.д.). Лишь некоторые очень мелкие государства, преимущественно острова в Океании, Карибском бассейне, не делятся на административно-территориальные единицы (Науру в Океании, Бахрейн в Азии, Мальта в Средиземном море, Аруба в Карибском бассейне, Монако в Европе и др.). Унитарное государство, как правило, более централизованная форма государственного устройства по сравнению с федерацией, где государственной властью обладают и ее субъекты.

     Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство  состоит только из административно-территориальных  единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, Вануату и др.), сложное имеет  в своем составе одно или несколько  автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа и др.). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

     Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она  характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные  единицы имеют одинаковый юридический  статус и равное положение по отношению  к центральным органам. Они могут  иметь в своей основе юридические  акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы  не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

     Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие  административно-территориальные образования  собственного гражданства не имеют  и не могут иметь.

     Для унитарного государства характерной  является единая система права. Ее базу образует единая конституция - основной закон, нормы которого применяются  на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений.

     Также, действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных  образований нормами материального  и процессуального права. Судебные органы, как впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

     В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в  центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный  контроль над местными органами.

2.2 Федерация

     Федерация (лат. foederatio - объединение, союз) есть союзное  государство, состоящее из государственных  образований юридической и политической самостоятельностью. В современном  мире существуют 25 федерации, их число  выросло втрое после окончания  Второй мировой войны. Обычно это  крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия - в Европе, Индия и  Пакистан - в Азии, Нигерия и Эфиопия - в Африке, США и Бразилия - в  Америке, Австралия в Океании  и др. Среди них есть небольшие  высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская  Федеративная Республика Коморских  Островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис  в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).

     Федеративные  государства возникли по-разному. Некоторые  из них образовались на основе объединения  ранее самостоятельных государств, ставших членами (субъектами) федерации (США в 1787 г., Танзания в результате объединения Танганьики и Занзибара в 1964 г., Объединенные Арабские Эмираты в 1971 г.). Также был образован и СССР в 1922 г. Элементы объединительного процесса имели место в Малайзии. Многие федерации были, однако, созданы при принятии конституций или специальными законами (Индия, Пакистан и др.), другие - сочетали те или иные способы (Россия).

     Любая федерация - это сложное государство, состоящее из государств-членов или  государственных образований. Это  отличает федерацию от унитарного государства  с одной или несколькими автономиями, занимающими обычно незначительную часть страны (исключение - Китай). Территориальные  образования в федерации называются субъекты, которые имеют равноправные функции. Они называются по-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны  и т.д. Иногда в одном и том  же государстве субъекты имеют разные названия (республики, края, области  и т.д. в России).

     Существует  ряд признаков, по которым можно  отличить федерацию от других форм государственного устройства:

     - существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне;

     - наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это закрепляется конституциями государств;

     - функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов), где конституция и федеральные законы стоят на верхней позиции;

     - высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам - федеральному президенту, правительству парламента, судам;

     - субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая модуль для построения судебной системы в субъектах федерации;

     - используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общую казну, а потом распределяются по субъектам;

     - наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности, таможни, подчиняющихся центральному аппарату.

     Так вот, можно сделать вывод, что  при федеративном государственном  устройстве субъекты федерации имели  свою суверенность, но при ограничении  федеральных органов.

     Существуют  несколько разновидностей федеративных государств: основанные на национально-территориальном  признаке, и иные (территориальные  и национальные) федерации; федерации  симметричные и асимметричные; договорные и конститутивные (конституционные).

2.3 Конфедерация

     Конфедеративная форма государственного устройства - это объединение государств, как  правило, на договорной основе, для  достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и  др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут  носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду  постоянных: обеспечение наиболее благоприятных  условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации - это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование, объединение.

     Для достижения поставленных целей в  конфедерации создаются необходимые  органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих  дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.

     Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в  нее государствами и основан  на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может  производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

     Исторический  опыт показывает, что конфедеративные  объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются  весьма быстро, либо преобразуются  в федерации. Например, штаты в  Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось  интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась. Все это происходит потому что, у субъектов конфедерации существует право сецессии (односторонний свободный выход субъекта из состава конфедерации) и право нуллификации (не подчиняться решениям союзных властей).

     Субъекты  конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного  объединения. Только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы  могут также стать предметом  нормоустановительной деятельности конфедеративных  органов.

Информация о работе Форма государста