Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Краткое описание

Форма государства — это способ организации и реализации государственной власти.
В состав формы государства входят:
1) форма государственного правления,
2) форма государственного устройства,
3) форма государственного (политического) режима.

Вложенные файлы: 1 файл

Форма государства.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Форма государства — это способ организации и реализации государственной власти.

В состав формы государства входят:

1) форма  государственного правления,

2) форма  государственного устройства,

3) форма  государственного (политического) режима.

Форма государственного правления — это способ организации высшей государственной власти, проявляющийся в определенной структуре ее органов, порядке их образования, характере их взаимоотношения между собой (распределение между ними компетенции) и с населением (степень участия населения в их формировании) Ядро «правящих» органов составляют: глава государства (олицетворяющий единство государственной власти), парламент (законодательный орган), правительство (центр системы исполнительных управленческих органов). Форма государственного правления по существу выражает структуру распределения государственной власти «по горизонтали». Этот элемент является ведущим в форме государства.

По форме  государственного правления государства  подразделяются на монархии и республики

В монархии высшая государственная власть, обычно передаваемая по наследству, осуществляется полностью (абсолютная монархия) или частично (ограниченная монархия) одним лицом.

В ограниченной («конституционной») монархии власть монарха  ограничена парламентом. Это ограничение закреплено утверждаемой парламентом конституцией, которую монарх не в праве изменить 

Основные  признаки современного Российского государства

С принятием  новой Конституции в 1993 г. завершился советский этап в развитии страны, был провозглашен курс на создание правового демократического государства. В этой связи в соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация - Россия - является демократическим, республиканским, федеративным правовым (ст. 1) и социальным государством (ст. 7), которое строится на принципе разделения властей (ст. 10). 

По  форме правления  Россия - Президентская республика, с элементами парламентской республики. В гл. 4 Конституции содержится значительный перечень полномочий Президента РФ как главы государства. Элементы парламентской республики нашли свое выражение в праве Государственной Думы выразить недоверие Правительству РФ. Вместе с тем вопрос об отставке Правительства решает Президент РФ.

Высшим  представительным (законодательным) органом  является Федеральное Собрание, которое  состоит из двух палат: Совета Федерации (верхней) и Государственной Думы (нижней).

По форме  государственного устройства Россия - федерация договорно-конституционная, асимметричная, построенная по национальному (республики) и территориальному (края и области) признакам. 

Возникновение и развитие идеи правового  государства

 Представления  о государстве как организации,  осуществляющей свою деятельность  на основе закона, начали формироваться  уже на ранних этапах развития  человеческой цивилизации. С идеей  правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

 Государственная  власть, признающая право и одновременно  ограниченная им, по мнению древних  мыслителей, считается справедливой  государственностью. «Там, где отсутствует  власть закона, - писал Аристотель, - нет места и (какой-либо) форме  государственного строя».1 Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые институты Древней Греции и Рима оказали

 заметное  влияние на становление и развитие  более поздних прогрессивных  учений о правовом государстве.

 Рост  производительных сил, изменение  социальных и политических отношений  в обществе в эпоху перехода  от феодализма к капитализму  порождают новые подходы к  государству и пониманию его  роли в организации общественных  дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

     Признаки  правового и социального государства

Одним из главных признаков является отсутствия в обществе властных структур, стоящих  вне и над органами государственной  власти. Все государственно-властные полномочия должны принадлежать и осуществляться только публичными органами государства. Какие другие органы и организации не могут быть наделены правом осуществлять публичную политическую власть.

Кроме того, организация, порядок формирования и полномочия всех государственных  органов должны быть урегулированы  Конституцией и законодательством.

Не может  считаться правовым государство, в  котором высшим по отношению ков  сем государственным органом  является, например, партия или религиозные  формирования. Так, в условиях Советской  власти в СССР руководящей и направляющей силой была КПСС. Решения ее органов – съездов, Центрального Комитета, Политбюро являлись определяющими для всех государственных органов, которые были обязаны их выполнять. При этом партийные органы не несли юридической ответственности за свои решения.

Аналогичное положение существовало и существует в некоторых странах, например мусульманских, где действительными руководителями государства являются служители религии.

Второй  характерной чертой правового государства  является разделение властей. Оно представляет собой средство взаимного контроля за законностью деятельности различных ветвей власти и недопустимости узурпации одной ветвью всей полноты власти в государстве.

Данный  признак правового государства  имеет очень важное значение. Он формировался в теории и на практике на протяжении длительного времени.

     Современное понимание социального  государства

     Понятие "социальное государство" возникло после второй мировой войны, когда  возник лагерь социализма, а идеи социалистического  переустройства общества были достаточно популярны. В этих условиях ученые и политики капиталистических стран высказывались о том, что богатые должны поделиться частью своего богатства с бедными в противном случае они могут потерять все.

     Следует отметить, что для высказывания этих идей имелись достаточно веские основания, поскольку государство нередко действовало в интересах богатых людей, создаваемых ими экономических структур, в первую очередь, могущественных промышленных и финансовых корпораций, оказывавшие сильно влияние на государственные органы, правительство, которые нередко становились их слугой и выполняли их волю. В результате роль государства, как органа всего общества, призванного выражать и защищать его интересы, значительно снижалась. В результате государство нередко противостояло основной массе населения, вызывая с его стороны негативное отношение, что приводило к конфронтации, классовой борьбе и стремлению народа разрушить такое коррумпированное государство.

     В настоящее время сложилось представление  о социальном государстве как об определенном виде государства, имеющем свои специфические черты. Оно характеризуется как демократическое государство с устойчивой развитой экономикой, позволяющей ему решать основные социальные вопросы жизни общества.

     Как видно из изложенного выше, любое государство выполняет в той или иной степени социальные функции и имеет определенные социальные черты. Термин "социальное государство" предназначен для того, чтобы подчеркнуть способность современного государства осуществлять социальную политику, то есть обеспечить максимальную трудовую занятость населения, создать систему здравоохранения, в том числе бесплатную, систему образования, нормальные материальные условия жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, малообеспеченных семей, малоимущих, вести борьбу с преступностью и т.д.

     Правовое  государство и  гражданское общество

     Правовое  государство представляет собой  такую форму организации деятельности государственной власти, при которой  само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

     Принципы  правового государства:

     1) создание законодательной системы,  соответствующей объективности  права;

     2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;

     3) разделение власти на законодательную,  исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями;

     4) верховенство закона, на основе  и во исполнение которого создаются  и реализуются все подзаконные  акты;

     5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

     В правовом государстве четко и  точно определены формы, пути и механизмы  деятельности государства, пределы  свободы граждан, гарантируемые  правом.

     Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

     соответствие  законодательства важнейшим интересам  всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономи-ческого  развития и морально-психологической  ситуации в обществе;

     ограниченное  вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;

     строгое соответствие текущего законодательства конституционному;

     практическое  обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным  актам;

     диалектическое  сочетание стабильности и динамизма  законодательства;

     наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом  процессе;

     учет  общественного мнения;

     наличие совершенного юридического механизма  разрешения спорных и конфликтных  ситуаций между субъектами права  на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;

     высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

     Итак, правовое государство обеспечивает:

     1) верховенство права и закона;

     2) максимальную гарантию прав и  свобод человека;

     3) равенство всех перед законом  и судом.

     Эффективное функционирование правового государства  предполагает наличие у него равноправного  партнера, каким выступает гражданское  общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных  лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

     Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ

       Т. Гоббс в своих трудах «О  гражданине» и «Левиафан» изложил  цельную концепцию гражданского  общества, возникающего в процессе  перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями.

Информация о работе Форма государства