Формы государсв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы раскрыть характерные черты форм государственного устройства и проанализировать значимость этих форм.

Для написания работы была использована учебная литература по курсу «Теория государства и права». Можно отметить, таких авторов учебников как: Чиркин В.Е.[1], Кузнецов И. А.[2], Мальцев Г.В.[3], Четвернин В.А.[4], Алексеев С.С.[5].

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие формы государства…………………………………………………..4

2. Формы правления……………………………………………..………………..7

2.1. Монархические формы правления …………………………….…………7

2.2. Республиканские формы правления……………………………..……….9

3. Форма государственного устройства. …………………………...………….13

3.1.Унитарное…………………………………………………..……….…….13

3.2. Федеративное……………………………………………………....….…16

3.3. Конфедеративное………………………………………………….…..…19

4. Форма политического режима. ……………………………..………….……22

4.1. Демократический………………………………………………….….…22

4.2 Тоталитарный…………………………………………………..…….…25

4.3 Авторитарный……………………………………………………..…….25

Заключение. ………………………………………………………………..…....27

Список используемой литературы. …………………………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

Формы гос-ва_1.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)


28

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие формы государства…………………………………………………..4

2. Формы правления……………………………………………..………………..7

    2.1. Монархические формы правления …………………………….…………7

    2.2. Республиканские формы правления……………………………..……….9

3. Форма государственного устройства. …………………………...………….13

     3.1.Унитарное…………………………………………………..……….…….13

     3.2. Федеративное……………………………………………………....….…16

     3.3. Конфедеративное………………………………………………….…..…19

4. Форма политического режима. ……………………………..………….……22

      4.1. Демократический………………………………………………….….…22

      4.2  Тоталитарный…………………………………………………..…….…25

      4.3  Авторитарный……………………………………………………..…….25

Заключение. ………………………………………………………………..…....27

Список используемой литературы. …………………………………………....29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства.

Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

Изучая формы государственного устройства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия “ устройство государства” в теории государства и права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве - как форме правления, об устройстве - как территориальной организации. Система территориальных составных частей (единиц) образу­ет территориальное деление государства. Оно представляет собой географическую основу территориального устройства.

Проблема территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

Разумеется, государство - это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может.

Цель данной курсовой работы  раскрыть характерные черты форм государственного устройства и проанализировать  значимость этих форм.

Для написания работы была использована учебная литература по курсу «Теория государства и права». Можно отметить, таких  авторов учебников  как: Чиркин В.Е.[1], Кузнецов И. А.[2], Мальцев Г.В.[3], Четвернин В.А.[4], Алексеев С.С.[5].

1. Понятие формы государства.

Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.

Форма государства — это его устройство, выражающееся в ха­рактере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в про­цессе управления ими, в способах организации высших орга­нов государственной власти и в административно-территори­альном делении государства[6].

Форма государства — это организация государственной влас­ти, методы ее осуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения, т. е. форма государст­ва никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установ­ленной, неизменной. Под влиянием множества факторов (эко­номических, социальных, политических, идеологических) она всегда развивается и изменяется[7].

За всю историю развития государства и права были высказа­ны десятки различных суждений по вопросу о формах государ­ства. Предлагались самые различные подходы к решению этой проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали самые различные, порою весьма противоречивые мнения по поводу того, что следует понимать под формой госу­дарства, какие формы государства существуют и чем они друг от друга отличаются.

Один из величайших мыслителей античности, древнегречес­кий философ Платон (427—347 г. до н.э.) исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как го­сударства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» — аристократия. Кроме того, им выделялась и рас­сматривалась «законная монархия» — царская власть и «неза­конная» — олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности челове­ческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристо­кратическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государ­ство может деградировать и соответственно в этом же направ­лении изменять свои формы.

     Аристократия, приводящая к появлению частной собственнос­ти на землю и превращению свободных людей в рабов, может вы­рождаться в так называемую тимократию. Последняя, представля­ющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же, как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, — в демократию. Наконец, де­мократия как власть народа и для народа, в силу опьянения по­следнего свободой сверх меры, может вырождаться в свою проти­воположность — тиранию. Это самая худшая форма государства, считал Платон, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Тиран всегда захватывает власть «от имени народа» или «как ставленник народа»[8].

     Учения и отдельные идеи развивались и в других странах. Значительное внимание исследованию фор­мы государства уделяется юристами и в настоящее время. Также как среди их предшественников, между современными автора­ми нет единого взгляда о видах форм государства. Высказыва­ются самые разные точки зрения, имеют место различные под­ходы к определению понятия и содержания форм государства.

Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60—70 гг. было представление о форме го­сударства, как об институте, складывающемся из формы правле­ния и формы государственного устройства. В более поздний пе­риод, вплоть до настоящего, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государствен­ного режима[9].

Существует два подхода к форме государства:

1. Элементный подход: форма государства - это единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политического режима.

2. Системный подход: форма государства — это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности)[10].

Форма государства индивидуализирует каждое конкретное государство, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы. Внутренняя форма всегда со­держательна и как таковая непосредственно и органически свя­зана с сущностью государства на данном историческом этапе его развития. Внешняя форма государства изменчива, она соот­ветствует изменяющемуся непрерывно содержанию государст­ва. Общепризнанная классификация форм государства отсутст­вует. Однако наиболее распространенной его формой является демократическая федеративная республика. Но это не означает, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в про­цессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности проис­ходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, про­цесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными за­конами развития политической борьбы в обществе и измене­ния содержания государственной власти[11].

 

2. Формы правления.

Форма правления характеризует порядок образования и ор­ганизации высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними, их взаимоотношение друг с другом и населением, т. е. эта катего­рия показывает, кто и как правит в государстве.

Форма правления представляет собой структуру высших ор­ганов государственной власти, порядок их образования и рас­пределение компетенции между ними.

Форма правления — это организа­ция государственной власти и ее устройство, которые отража­ют особенности развития страны, уровень демократии и культу­ры населения в ней', а, во-вторых, форма правления — это ком­плексный конституционно-правовой институт, организация вла­сти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними[12].

Современная юридическая наука различает две формы прав­ления: монархию и республику.

2.1 Монархические формы правления.

При монархической (греческое слово monarchia — единовлас­тие) форме правления главой государства является единолич­ный правитель — монарх; власть монарха, как правило, являет­ся пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

Центральной фигурой для этой формы правления является монарх — единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации.

Одним из основных элементов монархической системы правления является престолонаследие. Другим важным эле­ментом монархической формы правления является регентство (от лат. regere — управлять) временное коллегиальное (регент­ским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства, в случаях вакантности престо­ла, малолетства, болезни или отсутствия монарха.

Монархия как форма правления отличается следующими признаками:

- существование единоличного носителя верховной власти, который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

- наследственным порядком преемственности верховной вла­сти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

- монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчерки­вается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает коро­ну из рук Папы Римского и т.п.);

- отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства, (так, законы Швеции прямо гласят — «дей­ствия монарха не подлежат нареканию»)[13].

Абсолютная монархия представляет собой разновидность мо­нархической формы правления, характеризующуюся юридиче­ским и фактическим сосредоточением всей полноты государст­венной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха.

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный за­конодательный орган — парламент и независимые суды. Впер­вые такая монархия возникла в Великобритании в XVII в. в ре­зультате буржуазной революции[14].

Дуалистическая монархия является переходной формой от аб­солютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (в силу конституционных норм) и фактически (в силу неразвитости демократических институтов) сохраняет большие властные полномочия. В силу этого он находится в центре политической системы данного государства. Прави­тельство несет двойную ответственность перед монархом и пар­ламентом, но реально подчиняется воле монарха. В настоящее время такая форма монархии существует в Марокко, Иорда­нии, Таиланде, Непале, Малайзии.

Парламентарная монархия — более прогрессивный вид кон­ституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх чис­то номинально выполняет свои функции. Даже если конститу­ция наделяет его большими полномочиями (Нидерланды, Да­ния), он, в силу конституционно-правового обычая, не может воспользоваться ими самостоятельно. Все исходящие от монар­ха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ря­де парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет значительных полномо­чий. Правительство же ответственно перед парламентом, кото­рому принадлежит формальное верховенство среди других ор­ганов власти.

Несмотря на то, что республика является более прогрессив­ной формой правления, спор между ней и монархией в совре­менном мире не завершен[15].

2.2 Республиканские формы правления.

Второй формой правления является республика (лат. res — де­ло, publicus — общественный) — форма государственного прав­ления, при которой все высшие органы государственной влас­ти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республика­ми. Республиканская форма правления является такой же древ­ней формой правления, как и монархия. Республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются[16].

Республиканское правление — это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойствен­ными полномочиями и несут ответственность за их неисполне­ние или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти, в большинстве слу­чаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу. Принятие решений осуществ­ляется, как правило, путем голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.

Информация о работе Формы государсв