Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:57, реферат

Краткое описание

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Формы государственного устройства;
Глава 2. Европейский союз;
Глава 3. Уния
3.1 Понятие и отличие от конфедерации;
3.2 Виды уний: (личная и реальная);
3.3 Уния современности;
Глава 4. Империи
4.1 Геополитические формы империй;
4.2 История империй;
4.3 Империи в новое время;
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по правоведению.docx

— 38.39 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Формы  государственного устройства;

Глава 2. Европейский  союз;

Глава 3. Уния

3.1 Понятие и  отличие от конфедерации;

3.2 Виды уний: (личная и реальная);

3.3 Уния современности;

Глава 4. Империи

4.1 Геополитические   формы империй;

4.2 История империй;

4.3 Империи в  новое время; 

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Введение 

     Проблемы  формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся  размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных  органов и учреждений для управления периферией. В период абсолютизма  центральная власть в лице монарха  определяла административно-территориальное  деление страны - систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные  из центра должностные лица или органы власти. [2]

     Деление не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте  линиями. Обычно оно строилось с  учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями. Учитывались при этом и административные задачи - интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов  и т.д. В более крупных государствах административно-территориальное деление  становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные, и чиновники, управлявшие  мелкими единицами, ставились в  подчинение чиновникам, которым вверялось  управление соответствующими крупными единицами.

     По  мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному строю в  низовых территориальных единицах - городских и сельских общинах - начало формироваться местное самоуправление (некоторые города пользовались правами  самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные  единицы. Происходил процесс объединения  государств, а также аннексия, то есть насильственное присоединение  слабых государств к сильным с  сохранением иногда признаков государственности  у присоединенных.

     Административно-территориальное  деление стало превращаться в  политико-территориальное и, соответственно, административно - территориальное устройство стало в преобладающей мере политико-территориальным.

     Самоуправляющиеся территориальные единицы обладают самостоятельностью в рамках конституции. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства  или органами публичной власти более  крупной единицы. 

  1. Форма государственного устройства              

Форма государственного устройства  -  это национальное и административно-

территориальное строение государства, которое раскрывает характер,

взаимоотношений между его составными частями, между  центральными и местными

органами государственного управления, власти.

В отличии от форм правления организация государства рассма-тривается с точки

зрения распределения  государтсвенной власти и государственного суверенитета в

центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает :

-  из каких  частей состоит внутренняя структура  государства;

-  каково правовое  положение этих частей и каковы взаимоот-ношения этих органов;

-   как   строятся отношения между центральными  и местными государственными

органами;

- в какой государственной  форме выражаются интересы каждой  нации, проживающей

на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно  подразделить на

три основные группы :

-   унитарное;

-   федеративное;

-   конфедеративное. 

2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС)

крупнейшее интеграционное объединение, в которое входят 15 стран: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург (с 1958 г.), Великобритания, Дания и Ирландия (с 1973 г.), Греция (с 1981 г.), Испания и Португалия^ 1985 г.), Австрия, Финляндия и Швеция (с 1995 г.). Цель ЕС - содействие устойчивому и гармоничному экономическому и социальному прогрессу, особенно путем создания пространства без внутренних границ, экономического и социального сплочения и создания экономического и валютного союза. Ряду европейских государств предоставлен статус ассоциированного члена ЕС (Чехии, Словакии, Румынии и др.).

 ЕС строится  на основе Европейских сообществ.

 На Маастрихтской встрече на высшем уровне (9-11 декабря 1991 г.) главы государств и (или) правительств 12 государств - членов Европейского сообщества одобрили Договор о ЕС (далее - Договор), который был подписан ими 7 февраля 1992 г. Договор призван содействовать превращению ЕС в политический, а затем - в экономический и валютный союз. Устанавливается гражданство Союза, каждый гражданин государства - члена\'ЕС является гражданином Союза и имеет право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств - членов ЕС в соответствии с положениями Договора. Союз исходит из принципа уважения основных прав личности, как они гарантированы Европейской конвенцией по защите прав человека и основных свобод, подписанной 4 ноября 1950 г. в Риме. Кроме того, Договор содержит положения о сотрудничестве и взаимодействии в области судебной практики и внутренних дел, внешней политики, безопасности, социальной сферы.

 Органами  ЕС являются: Европейский совет,  Совет ЕС, Комиссия Европейских  сообществ (КЕС), Европейский парламент,  Европейский суд и др.

 Европейский  совет обсуждает стратегические  вопросы деятельности ЕС. Проводится  на уровне глав государств  или правительств: заседает не  реже 2 раз в год; представляет  Европейскому парламенту доклад  о каждом своем заседании и  ежегодный письменный доклад  о прогрессе ЕС. Достигнутые на  основе консенсуса договоренности  служат директивами для разработки  и проведения общей политики  государств - членов ЕС.

 Совет ЕС - основной орган, принимающий  решения по практическим аспектам  деятельности ЕС. Эти решения  касаются наиболее важных вопросов экономической политики государств - членов ЕС. Заседания, как правило, проводятся ежемесячно на уровне министров (иностранных дел,торговли,экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). Иногда в заседаниях Совета участвуют два и более министра от каждого государства, что зависит от характера рассматриваемых вопросов. В ряде государств в составе правительств созданы. специальные посты "европейских министров". Совет ЕС обеспечивает предста-. вительство и защиту интересов государств-членов в процессе их согласования и реализации. Осуществление задач, порученных Советом, подготовка его заседаний возлагается на Комитет, состоящий из постоянных представителей государств - членов ЕС. Представители в Комитете имеют ранги послов и назначаются соответствующими правительствами, как правило, на длительный срок. Комитет располагает собственным аппаратом, в необходимых случаях создает рабочие группы для реализации возложенных на него задач. Решения по обсуждаемым вопросам Комитет принимает консенсусом.

 КЕС - наднациональный  исполнительный орган, своего  рода правительство (неофициально  ее именуют Европейской комиссией,  или Еврокомисси-ей). Комиссия занимается повседневной работой по осуществлению единой политики ЕС, предпринимает шаги, необходимые для формирования и совершенствования внутреннего права ЕС. Следит за соблюдением как государствами, так и частными компаниями общих правил поведения и стандартов, установленных учредительными договорами и актами ЕС. Готовит проекты документов и решений для утверждения Советом ЕС. По широкому спектру вопросов, отнесенных к ведению ЕС, уполномочена принимать самостоятельные решения. Еврокомиссия призвана функцио-. нировать исключительно в интересах ЕС в целом и обладает значительной независимостью от национальных правительств. Состоит из 17 членов, которые выбираются с учетом их компетентности и независимость которых не вызывает сомнений. Правительства государств-членов. с общего согласия и после консультаций с Европейским парламентом, определяют кандидатуру. которую они намерены назначить на пост председателя Еврокомиссии. Правительства государств-членов в процессе консультаций с кандидатом в председатели Комиссии называют и других лиц, кого они намереваются назначить членами Комиссии. Председатель и члены Комиссии утверждаются голосованием в Европейском парламенте в качестве единого органа. Комиссия принимает решения большинством голосов, устанавливает процедурные правила своей работы.

 Назначение  Европейского суда состоит в  том. чтобы обеспечить единообразное толкование права ЕС и его примат над национальным законодательством в соответствии с положениями основополагающих договоров ЕС. Состоит из 15 судей, избираемых из числа лиц, независимость которых не подлежит сомнению и которые способны работать на должности судьи. Судьи назначаются по общему согласию правительств государств-членов сроком на 6 лет.

 Построение  экономического и валютного союза  требует наличия финансового  центра, обеспечивающего управление  денежной массой общеевропейской  валюты. Таким центром призван  стать Европейский центральный  банк (ЕЦБ).

 Европейская  палата аудиторов призвана осуществлять  контроль за правильностью распоряжения бюджетом. В рамках ЕС действуют также другие специализированные учреждения, в частности Экономический и социальный комитет, Комитет регионов.

 Среди основных  документов, образующих так называемое "право ЕС": Парижский договор  об учреждении Европейского объединения  угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Римские  договоры об учреждении Европейского  экономического сообщества (ЕЭС)  и Европейского сообщества по  атомной энергии (Евратома) 1957 г., Брюссельский договор 1965 г. о  слиянии исполнительных органов  трех Сообществ, договоры о  присоединении к ЕЭС новых  членов и ряд других документов. Учредительными договорами также  предусматривается пять видов  правовых актов, которые могут  принимать Совет и Еврокомиссия: регламенты, директивы,постановления,рекомендации и заключения, хотя данный перечень не является исчерпывающим.

 Важную роль  в развитии внешних связей  ЕС играют его представительства  при ООН и ее специализированных  учреждениях, а также в 140 странах.  В соответствии с учредительными  документами правовой основой  сотрудничества в данном случае, как правило, являются соглашения  между Еврокомисси-ей и правительством третьей страны, союзом государств или. международной организацией.

 Отношения  с РФ строятся на уровне  взаимного представительства ЕС  в РФ и постоянного представительства  РФ при ЕС, с Европейским парламентом  - на уровне межпарламентских  делегаций. Основы взаимоотношений  РФ и ЕС определены в Соглашении  о партнерстве и сотрудничестве, учредившем партнерство между  РФ, с одной стороны, и Европейскими  сообществами и их государствами-членами  - с другой. Указанное Соглашение  подписано 24 июня 1994 г. на о.  Корфу. В соответствии с его  положениями намечено проведение  встреч на высшем уровне по  формуле "1+2": Президент РФ. председатель Европейского совета и председатель КЕС.

 На уровне  министров политический\' диалог  осуществляется в рамках учреждаемого  Соглашением Совета сотрудничества. Содействие Совету в выполнении  его обязанностей оказывается  Комитетом сотрудничества, состоящим  из представителей Правительства  РФ, с одной стороны, и представителей  членов Совета ЕС и представителей  КЕС - с другой.

 Межпарламентское  взаимодействие планируется осуществлять  в рамках Комитета парламентского  сотрудничества, состоящего из представителей  ФС РФ и членов Европейского  парламента. 

 Некоторые  из ключевых положений Соглашения  касаются основ экономических  связей. В торговле товарами решено  опираться на нормы и правила  ГАТТ/ ВТО, применяя режим наибольшего  благоприятствования. Определены  правовые рамки и приоритетные  направления межотраслевого сотрудничества, в том числе в таких областях, как промышленная политика, инвестиции, унификация стандартов, защита прав  потребителей и т.д. Предусматривается  расширение программы по оказанию  безвозмездного технического содействия  ЕС в осуществлении экономических  преобразований РФ.

 Соглашение  заключено на первоначальный  период в 10 лет с возможностью  продления. Российской стороной  оно ратифицировано (ФЗ РФ от 25 ноября 1996 г. № 135-ФЗ "О ратификации  соглашения о партнерстве и  сотрудничестве, учреждающего партнерство  между Российской Федерацией, с  одной стороны, и Европейскими  сообществами и их государствами-членами,  с другой стороны"). В ЕС документ  ратифицируется парламентами государств, его подписавших, и Европейским  парламентом. Рядом европейских  государств (Испания, Великобритания, Греция и др.) Соглашение уже  ратифицировано. 

Информация о работе Формы государственного устройства