Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что институт местного самоуправления в РФ является неотъемлемой частью общественно-политической и экономической жизни страны, являясь одновременно основой конституционного строя и формой народовластия в РФ. Между тем, современный этап становления местного самоуправления составляет не многим более пятнадцати лет. Это обусловило отсутствие в теории и практике единых воззрений на местное самоуправление, его место в системе властеотношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления в РФ 5
1.1. Понятие и сущность местного самоуправления 5
1.2. Общие черты и различия государственной и муниципальной власти 9
Глава 2. Основы взаимоотношения государственной власти и органов местного самоуправления 13
2.1. Понятие и принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления 13
2.2. Модели взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления 15
2.3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 19
Глава 3. Проблемы реализации самостоятельности местного самоуправления в современных условиях 25
Заключение 42
Приложение………………………………………………………………………45
Список нормативно-правовых актов и литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по конституции.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)


Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Центросоюза Российской Федерации

 

СИБИРСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ  КООПЕРАЦИИ

Кафедра  теории и истории  права и государства

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Конституционное право»

на тему: Взаимоотношения  органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Студента (ки) 1 курса

Соколовой Алины Васильевны

Группы ЮБ-23У

 

Руководитель старший преподаватель

Козлова Наталья Васильевна

 

Оценка после защиты

______________________________

           Подпись                                    ФИО     

                                                      Дата защиты___________________

 

 

 

 

                       Новосибирск  

                              2013

 

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что институт местного самоуправления в РФ является неотъемлемой частью общественно-политической и экономической жизни страны, являясь одновременно основой конституционного строя и формой народовластия в РФ. Между тем, современный этап становления местного самоуправления составляет не многим более пятнадцати лет. Это обусловило отсутствие в теории и практике единых воззрений на местное самоуправление, его место в системе властеотношений. В последнее время нет единых точек зрения относительно правовой природы местного самоуправления, а также соотношения государственной власти и местного самоуправления. Последнее обстоятельство послужило основанием для выработки общих подходов государственной политики в области местного самоуправления в России.

Особенно актуальное значение и звучание приобретает  сегодня проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с позиций научного анализа, соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.

Российская Федерация  после длительного перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающего государственное управление и местное самоуправление. Становление местного самоуправления в Российской Федерации находится на самом начальном этапе современного переходного состояния нашего общества. Необходимо заметить, что на сегодняшний день до конца не отработаны концепции и правовые основы местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его организации и функционирования, не выработаны теоретические научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обществе и государстве, проблеме взаимоотношений государства и местного самоуправления.

Кроме того, в современных кризисных условиях крайне остро стоят проблемы обеспечения самостоятельности местного самоуправления, прежде всего, в экономической и финансовой сферах. Несмотря на законодательное закрепление принципа самостоятельности местного самоуправления, в практике муниципального управления зачастую данный принцип не реализуется.

Цель курсовой работы заключается в выявлении природы и проблем взаимоотношения местного самоуправления и органов государственной власти.

В соответствии с целью  определены следующие задачи:

- рассмотреть конституционные  принципы организации местного  самоуправления в РФ;

- выявить понятие и  сущность местного самоуправления;

- определить основы  взаимоотношений государственной  и муниципальной властей;

- выявить проблемы  реализации самостоятельности местного самоуправления в современных условиях.

Предмет данной работы – взаимоотношение органов Государственной власти и органов местного самоуправления.

Объект данной работы является орган государственной власти РФ и орган местного самоуправления РФ.

Методы исследования – формально-логический, анализа и синтеза, сравнительно-правовой, историко-правовой.

В процессе выполнения данной работы использованы нормативные правовые акты, в частности, Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», а также работы и труды следующих авторов: Н.С.Бондаря, Л.А.Велихова, М.Ю.Каверзина, Е.М.Ковешникова, Марченко О.В., Н.Л.Пешина, А.А.Сергеева, В.И.Фадеева, В.Б.Чиркина, Е.С.Шугриной и др.

Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления в РФ

1.1. Понятие и  сущность местного самоуправления

 

В научной и учебной  литературе нет единства мнений относительно правовой природы и сущности местного самоуправления.

Словарь С.И.Ожегова дает следующее определение термину «местное самоуправление»: «внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-либо организации, коллективе»1. Здесь необходимо отметить, что данное определение было дано в то время, когда местного самоуправления в нашей стране не существовало.

В соответствии со ст. 3 Европейской  Хартии местного самоуправления под  местным самоуправлением понимается «право и реальная способность органов  местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел  и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»2.

Основным документом, устанавливающим правовой статус местного самоуправления в РФ является Конституция  РФ. Согласно ст. 12 Конституции РФ в РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Статья 12 также подчеркивает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Законодательное определение  местного самоуправления дается в ч. 2 ст. 1 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3 (ред. от 05.04.2013 с изменениями, вступившими в силу 19.04.2013), в соответствии с которой местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

На основе данного  определения Чаннова С.Е. выделяет следующие аспекты местного самоуправления4:

1) местное самоуправление  – одна из основ конституционного  строя, основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства;

2) местное самоуправление  – это право граждан, населения  данной территории на самостоятельное заведование местными делами;

3) местное самоуправление  – это сама деятельность граждан  по самостоятельному разрешению вопросов местного значения;

4) местное самоуправление  – одна из предусмотренных  Конституцией РФ форм народовластия;

5) так как местное самоуправление направлено на управление обществом, оно является одним из видов социального управления;

6) местное самоуправление  – основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему демократического правового государства.

Судья Конституционного Суда Н.С.Бондарь отмечает, что «сущность  местного самоуправления обуславливает  его трехаспектное конституционное  значение. Во-первых, оно является важнейшим  институтом гражданского общества в РФ и в этом качестве – одной из основ конституционного строя; во-вторых, это форма (сегмент) народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы; в-третьих, местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности»5.

Е.С.Шугрина выделяет особенности местного самоуправления (см. таблицу 1)6.

Таким образом, местное  самоуправление существенно отличается от других форм самоуправления (постоянных и временных объединений граждан, принципа самоуправления в деятельности всех властных органов), тем не менее, имеет много общих с ним черт. В этой связи можно говорить о местном самоуправлении как о части демократической организации цивилизованного общества, организации власти и управления в стране.

Рассмотрим далее отличительные и общие черты местного самоуправления и государственного управления, как разновидностей публичной власти в государстве.

1.2. Общие черты  и различия государственной и  муниципальной власти

 

Говоря о соотношении  государственной и муниципальной власти РФ, следует отметить, что эти две разновидности власти выражают одно общее явление в обществе – публичную власть.

Как отмечает М. Ю. Каверзин, «местное самоуправление – важнейший элемент организации публичной власти. Его специфика заключается в двойственной природе: политической и общественной. С одной стороны, органы самоуправления интегрированы в единую систему управления страной. Местное самоуправление имеет действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, оно может самостоятельно формировать бюджет, устанавливать и собирать налоги. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ. Рассматривая институт местного самоуправление не только как властный, но и как общественный, следует иметь в виду, что в этом случае объект и субъект управления совпадают. Самоуправление основывается на принципах свободы, равенства и непосредственного участия в управлении. Самоуправление традиционно рассматривается альтернативой государственному управлению»7.

Автор в данной статье разводит понятие государственного управления и местного самоуправления, государственной и муниципальной  власти. Различие им видится в разной степени участия населения в решение общественных дел. Вместе с тем, государственная и муниципальная власть имеет общие черты, которые обусловлены самой природой публичной власти. В частности, к таким признакам следует относить следующие:

- возможность принимать  общеобязательные решения и обеспечивать их исполнение;

- возможность принимать  нормативные акты в пределах  предоставленных полномочий. Так, органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, обладают правом и способностью принимать нормативные правовые акты, действующие в рамках муниципального образования;

- общеобязательность  принимаемых решений;

- верховенство власти  в пределах определенной территории (в рамках муниципальной власти  – в пределах территории муниципального  образования);

- наличие специального  управленческого аппарата, выполняющего распорядительные, охранительные и иные общественные функции.

Как подчеркивает Е.С.Шугрина, «и государственная и муниципальная  власть характеризуются наличием специфического обособленного аппарата, осуществляющего  эту власть, - органы государственной власти и органы местного самоуправления соответственно. И государственная и муниципальная власть обладают непрерывностью во времени, универсальностью, всеобщностью. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления основана на Конституции РФ, законах и иных нормативных актах…Только органы государственной власти и органы местного самоуправления обладают правом введения и сбора налогов, самостоятельного формирования бюджета. Иными словами, у органов местного самоуправления, как и органов государственной власти, есть соответствующий комплекс полномочий государственно-властного характера, без которого невозможно управление»8.

Вместе с тем, имеются  и признаки, отличающие муниципальную  власть от государственной власти.

Так, Л. А. Велихов отмечал следующие признаки, отличающие местное самоуправление от центральной правительственной власти9:

1. Различия в характере  власти. Государственная власть  – есть власть суверенная, верховная,  органы местного самоуправления  – власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью;

2. Разграничение в  сфере компетенции властей центральных  и местных, то есть ограниченность круга дел, предоставленных местному самоуправлению;

3. Самостоятельные источники  средств (государственная и муниципальная собственность, государственный и местный бюджеты);

4. Территориально-ограниченный  выборный принцип.

Говоря о понимании  местного самоуправления, необходимо отметить, что местное самоуправление является объективным явлением жизни общества, одной из форм его самоорганизации. Государство, так же как и местное самоуправление, является по своей природе социальным институтом и представляет собой одну из форм социальной жизни, одну из форм самоорганизации общества.

Исторический анализ исследуемого вопроса непосредственным образом связан с выявлением основных параметров соотношения государственных и самоуправленческих структур, их взаимодействия в процессе становления и развития государства, его выделения из общества и функционирования как относительно самостоятельного многопланового социального явления. На протяжении всей истории государственности прослеживается тесная органическая взаимосвязь между развитием государства и самоуправлением. В различных типах государства на разных этапах исторического развития существовали различные модели местного самоуправления, которые, в конечном счете, всегда следуют за государственным развитием, подчиняясь предписаниям, которые устанавливает государство, будь то в форме правовых норм либо в форме директивных указаний, и тем самым практически всегда зависят от типа государства, его устройства, формы правления и политического режима10.

Информация о работе Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления