Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что институт местного самоуправления в РФ является неотъемлемой частью общественно-политической и экономической жизни страны, являясь одновременно основой конституционного строя и формой народовластия в РФ. Между тем, современный этап становления местного самоуправления составляет не многим более пятнадцати лет. Это обусловило отсутствие в теории и практике единых воззрений на местное самоуправление, его место в системе властеотношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления в РФ 5
1.1. Понятие и сущность местного самоуправления 5
1.2. Общие черты и различия государственной и муниципальной власти 9
Глава 2. Основы взаимоотношения государственной власти и органов местного самоуправления 13
2.1. Понятие и принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления 13
2.2. Модели взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления 15
2.3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 19
Глава 3. Проблемы реализации самостоятельности местного самоуправления в современных условиях 25
Заключение 42
Приложение………………………………………………………………………45
Список нормативно-правовых актов и литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по конституции.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Говоря о взаимоотношении  местного самоуправления с институтами  государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

 

Приложение.

 

Таблица 1

Особенности местного самоуправления

Особенность

Пояснения

1

Правовая оформленность

Система местного самоуправления, компетенция, границы осуществления и гарантии определяются законом.

2

Осуществление управления в интересах населения

Любое правительство  декларирует, что оно осуществляет управление для народа и в его интересах. В данном случае речь идет о совпадении источника власти и носителя власти

3

Разрешение местных  дел для удовлетворения потребностей населения

Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно  занимается, или предметы ведения местного самоуправления

4

Собственные предметы ведения  и собственные ресурсы

Гарантией самостоятельности  местного самоуправления является наличие собственных предметов ведения и ресурсов в виде самостоятельного местного бюджета и муниципальной собственности

5

Реальная возможность  принимать участие в управление делами общества

Граждане должны обладать реальной и обеспеченной законом возможностью участвовать в решении вопросов местного значения

6

Баланс государственных  и местных интересов

Наиболее действенным  рычагом обеспечения этого равновесия является закрепление нормативной и ненормативной компетенции местного самоуправления, разумное сочетание форм непосредственной и представительной демократии, а также наличие особого порядка назначения и смещения главы исполнительной власти

7

Развитие у граждан  чувства принадлежности к одному сообществу

Здесь необходимо, прежде всего, учитывать национальную, региональную, историческую и иную специфики организации  местного самоуправления

8

Сознательное участие  граждан в управлении

Под «сознательностью»  понимается готовность лично действовать в соответствии с интересами местного сообщества, подчинять при необходимости свои интересы групповым интересам

9

Необходимый уровень  правосознания граждан

Это предполагает наличие  системы негосударственных институтов, принимающих участие в управлении делами общества, а также создание механизмов взаимодействия негосударственных институтов и органов местного самоуправления

10

Наличие способности  к активной корректирующей деятельности

Каждый отдельный гражданин  и все местное сообщество в  целом должны не только понимать, что такое ответственность, но и быть готовыми и способными взять ее на себя в случае неадекватного использования власти теми, кому она доверена. Это, в частности, реализуется посредством действия института отзыва выборных лиц местного самоуправления

11

Совпадения объекта  и субъекта управления

Субъектом управления являются не государственные органы или должностные лица, назначаемые сверху, а выборные представители местных сообществ

12

Превращение местного самоуправления из участников управления в его первичных субъектов

Если речь идет о местном  самоуправлении, налицо воздействие  управляющей системы самой на себя. Таким образом, существуют не две системы – управляющая и управляемая, а одна - самоуправляемая


Список нормативно-правовых актов и литературы

 

Нормативно-правовые акты

  1. Европейская хартия местного самоуправления. Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. №55-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - №36. - Ст.4466.
  2. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. – М.: Юридическая литература, 2012.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) // СЗ РФ. – 2003. – №40. – Ст.3822.

 

Научная литература

  1. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. – Обнинск, 1995. - .С-114.
  2. Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 –С.13-19.
  3. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М.: Норма, 2012. –С.-57.
  4. Ковешников Е.М. Муниципальное право. Норма. – М.: Норма, 2007.
  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Юристъ, 2008.
  6. Конституционное право России. Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Проспект, 2009.
  7. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2007.
  8. Марченко О.В. Метод муниципально-правового регулирования общественных отношений. Автореферат дисс. канд. наук. - Екатеринбург, 2004. –С.8.
  9. Мокрый В.С. Комментарий к концепции разграничения полномочий в системе публичной власти в России // Управа. - 2002. - №7. –С.11.
  10. Муниципальное право / Под ред. Н.С.Бондаря. – М.: Норма, 2012. –С.138.
  11. Муниципальное право. Учебное пособие / Под ред. С.Е.Чаннова. – М.: Омега-Л, 2008,-25
  12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Спарк, 2004.
  13. Пешин Н.Л. Проблемы реализации принципа самостоятельности местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – №4.-С.32.
  14. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. – М.: Проспект, 1995.
  15. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: правовая теория и социальная практика // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. - М., 2004.
  16. Фадеев В.И. Муниципальное право России. - М.: Юристъ, 2011. –С.47-53.
  17. Черепанов В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и её субъектами // Журнал российского права. - №9. - 2003.
  18. Чиркин В.Б. Политическая и государственная власть // Советское государство и право. – 1988. - №1.
  19. Чиркин В.Е. Государствоведение: учебник. 2-е издание, испр. и доп. - М.,  Юристъ, 2000.
  20. Шугрина Е.С. Муниципальное право. – М.: Проспект, 2011. –С.7-12.

 

 

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Спарк, 2004. – С.694.

2 См.: Европейская хартия местного самоуправления. Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. №55-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - №36. - Ст.4466.

3 Собрание законодательства РФ. – 2003. – №40. – Ст.3822.

4 Муниципальное право. Учебное пособие / Под ред. С.Е.Чаннова. – М.: Омега-Л, 2008. – С.25.

5 Муниципальное право / Под ред. Н.С.Бондаря. – М.: Норма, 2012. – С.138.

6 Шугрина Е.С. Муниципальное право. – М.: Проспект, 2011. – С.7-9.

7 Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 13-19.

8 Шугрина Е.С. Муниципальное право. – М.: Проспект, 2011. – С.11-12.

9 Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. – Обнинск, 1995. – С.114.

10 Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М.: Норма, 2012. – С.57.

11 Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. – 2003. – №4 – С.13-19.

12 Чихладзе Л.Т. Муниципальное право России. – М.: Юридическая литература, 2007. – С.92.

13 Чихладзе Л.Т. Муниципальное право России. – М.: Юридическая литература, 2007. – С.92.

14 Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

15 Бабун Р. Современные проблемы местного самоуправления // Муниципальная власть. - 2008. - №4. –С.18.

16 Пешин Н.Л. Проблемы реализации принципа самостоятельности местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – №4. – С.32.

17 Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: правовая теория и социальная практика // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. - М., 2004. - С.47.

18 Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: правовая теория и социальная практика // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. - М., 2004. - С.53.

19 Марченко О.В. Метод муниципально-правового регулирования общественных отношений. Автореферат дисс. канд. наук. - Екатеринбург, 2004. - С.8.

20 Мокрый В.С. Комментарий к концепции разграничения полномочий в системе публичной власти в России // Управа. - 2002. - №7. – С.11.


Информация о работе Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления