Таможенные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 10:58, контрольная работа

Краткое описание

Исторический анализ уголовного и таможенного законодательства советского государства подтверждает, что на протяжении всего периода его существования это законодательство не выполняло в достаточной степени своей задачи по обеспечению нормального функционирования названной отрасли народного хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенные преступления Microsoft Word (2).docx

— 28.91 Кб (Скачать файл)

Введение

Исторический анализ уголовного и таможенного законодательства советского государства подтверждает, что на протяжении всего периода  его существования это законодательство не выполняло в достаточной степени  своей задачи по обеспечению нормального функционирования названной отрасли народного хозяйства.

В России продолжается формирование таможенного законодательства, отвечающего требованиям рыночной экономики. 29 декабря 2010 года вступил  в силу Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в  Российской Федерации", который регулирует отдельные правоотношения, а также  устанавливает дополнительные условия, требования и особенности нормативного правового регулирования, отнесенные Таможенным кодексом Таможенного союза  к уровню национального законодательства. В соответствии с пунктом 6 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 N 17 Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, в рамках которого принят Таможенный кодекс таможенного союза, вступил в силу с 1 июля 2010 года.

Поскольку многие вопросы об ответственности за таможенные преступления, совершаемые в РФ в  теории уголовного права и в уголовном  законодательстве остаются нерешенными, в данной работе предпринята попытка  с современных позиций юридической  науки осуществить всестороннее исследование сущности преступлений, посягающих на общественные отношения  и экономическую безопасность страны, складывающиеся в процессе осуществления  внешнеэкономических связей с другими  государствами, а также проанализировать концепцию учения о составах исследуемых преступлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие таможенного преступления

Таможенное законодательство и судебная практика свидетельствуют, что таможенное преступление осуществляется путем ввоза товаров в страну или их вывоза из страны в нарушение  действующего законодательства или  через использование плательщиком налога мошеннических приемов с  целью избавления от уплаты всего  налога или его части. Из этого  факта вытекает неосуществление  государством своего права по взиманию налога. Это наносит ущерб государственной  казне, поскольку она лишается положенного  ей источника в виде этих налогов, которые считаются важнейшими поступлениями  в казну. Таким образом, любое  лицо, перемещающее запрещенные товары или товары, облагаемые таможенными  пошлинами, без их уплаты или не соблюдающее  нормы запрета, является нарушителем  сущности таможенного законодательства. Нарушение запретов влечет уголовную  ответственность.

Таможенные преступления — это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу  экономической деятельности, связанную  с порядком перемещения и возврата на территорию России товаров и ценностей  через таможенную границу вопреки  правовому запрету.

Под перемещением через таможенную границу понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию России либо вывозу с данной территории товаров, ценностей или  транспортных средств любым способом.

Перемещение включает в себя пересылку с использованием международной почтовой связи, трубопроводного  транспорта и линий электропередачи.

Под перемещением помимо таможенного контроля понимается перемещение вне определенных таможенными  органами мест или вне установленного ими времени производства таможенного  оформления.

Под таможенной границей понимаются пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры  свободных таможенных зон и свободных  складов.

В таможенную территорию включаются: сухопутная территория РФ, территориальные воды, воздушное  пространство над ними, а также  искусственные острова, установки  и сооружения в экономической  зоне РФ, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного  дела.

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика таможенных преступлений

К таможенным преступлениям  относится группа преступлений, предусмотренных  УК РФ, проведение по которым дознания и неотложных следственных действий отнесено УПК РФ к компетенции  ФТС России.

К числу таможенных преступлений относятся:

 1) Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (189 УК РФ);

2) Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст.190 УК РФ);

3) Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ);

4) Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

Статьей 189 действующего УК РФ предусмотрена ответственность  за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и  услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении  которых установлен специальный  экспортный контроль.

Согласно уголовному закону РФ, незаконный экспорт – экспорт, осуществляемый с нарушением законов и иных нормативных актов РФ. Незаконным будет, например, экспорт, осуществляемый с нарушением требований, содержащихся в перечне отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, а также, в Положении о порядке контроля за экспортом из РФ такого рода сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые утверждены распоряжением Президента РФ от 11 февраля 1994 г. №74-рп.

Регулируется экспорт  технологий двойного назначения за рубеж  Федеральными Законами РФ «О военно-техническом  сотрудничестве РФ с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г., «Об экспортном контроле»  от 19 июля 1999 г., «Об основах регулирования  внешнеэкономической деятельности»  от 08 декабря 2003 г., и другими нормативными актами.

Объектом преступления является установленный порядок  осуществления ВЭД, включающий в  себя государственную монополию  на экспорт отдельных видов товаров  и порядок перемещения их через  таможенную границу России.

Предметом преступления являются технологии, научно-техническая  информация и услуги, которые могут  быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его  доставки, вооружения и военной техники.

Следовательно, способы  совершения преступления находятся  в прямой зависимости как от характера  предмета посягательства (его материального  носителя), так и от особенностей нарушения специального экспортного  контроля.

Преступление признается оконченным с момента фактического вывоза с нарушением специального экспортного  контроля (включающего и таможенное оформление) хотя бы одного из названных  предметов за пределы таможенной территории России, либо с момента  предоставления услуги за пределами  России.

Признаки возможности  использования технологий, научно-технической  информации и услуг при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и наличия  в отношении указанных технологий, научно-технической информации и  услуг специального экспортного  контроля являются взаимодополняющими, что означает – отсутствие одного из них – значит отсутствие состава  рассматриваемого преступления в целом.

Состав преступления – формальный.

Субъектами незаконного  экспорта признаются физические, вменяемые  лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. С учетом особенностей данного преступления ими могут быть должностные лица либо представители предприятий-изготовителей, экспортных организаций, уполномоченные на совершение таких операций. За оказание услуг такого характера, поскольку  преступление совершается за пределами  России, уголовной ответственности  по статье 189 УК РФ подлежат только граждане РФ либо лица без гражданства, постоянно  проживающие в России.

Наказание за незаконный экспорт альтернативное: либо в виде штрафа, либо в виде лишения свободы, а именно:

- наказываются  штрафом в размере от ста  тысяч до пятисот тысяч рублей  или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период от одного года  до трех лет, либо лишением  права занимать определенные  должности или заниматься определенной  деятельностью на срок до пяти  лет, либо лишением свободы  на срок до трех лет;

- те же деяния, совершенные группой лиц по  предварительному сговору - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

Деяния, предусмотренные  ч. 1 ст.189 УК РФ, совершенные организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую  деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении  которых установлен экспортный контроль, - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран

Введение в российское законодательство уголовной ответственности  за невозвращение на территорию РФ культурных ценностей, подлежащих обязательному  возвращению, обусловлено спасением  национального достояния народов  России от расхищения и утраты, которые  с переходом нашей страны к  рыночным отношениям приобрели невиданный размах.

Несмотря на принимаемые  меры противодействия, небывалый вывоз  и невозвращение на территорию России не ослабевает, что приводит к весьма тревожному результату.

Безусловно, невозвращение  культурных ценностей, вывезенных из РФ, нарушает ее право собственности, владения либо распоряжения предметами, являющимися  всенародным достоянием России или  зарубежных стран. Но это конечный результат  совершенного преступления. Однако в  таких случаях всегда, в первую очередь, непосредственно нарушается порядок возврата культурных ценностей  из страны, в которую они вывезены законно и на определенный срок, оговариваемый в соответствующем  договоре или соглашении и с обязательством возвращения их на территорию РФ.

Предметом преступления могут быть не всякие культурные ценности, а лишь те движимые предметы, которые  подпадают под действие ст. 6, 7 и 9 ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г., принадлежат  к особо ценным объектам культурного  наследия РФ или зарубежных стран  и взяты под особую охрану нашим  государством как национальное достояние.

В соответствии со ст. 7 этого закона к культурным ценностям  отнесены: уникальные произведения живописи, редкие рукописи и документальные памятники, архивы, включая фото, аудио, кино, видеоматериалы, редкие музыкальные инструменты, почтовые марки, иные филателистические материалы  отдельно или в коллекциях, старинные  монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, редкие коллекции и образцы флоры  и фауны, археологические значимые находки и другие предметы, представляющие интерес для истории, культуры, науки, в том числе их копии, взятые государством на особый учет и охрану.

Приведенный перечень далеко не исчерпывающий, так как  на основании экспертного исследования культурными ценностями могут быть признаны любые другие движимые предметы, печатные, рукописные документы, археологические  находки и т.п.

Если указанные  предметы перемещаются в другую страну, то только временно и в строго определенных законом целях: во-первых, для реставрационных  работ или научных исследований; во-вторых, в связи с разнообразной  артистической деятельностью; и  в-третьих, в иных необходимых для  Российской Федерации случаях и  на оговоренный сторонами срок, по истечении которого они должны быть возвращены его собственнику, если установленный срок не будет продлен  в соответствующем договоре или  ином соглашении (ст. 27 Закона).

Культурные ценности, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ вывозу (даже временному) из России не подлежат, в связи с чем, предметом  анализируемого преступления быть не могут.

Временный вывоз  культурных ценностей в рамках международного сотрудничества России с другими  государствами осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими и физическими лицами для организации  выставок, осуществления реставрации, научных исследований, в связи  с театральной и иной артистичной деятельностью, и в других необходимых целях.

Порядок временного вывоза культурных ценностей с обязательством их обратного ввоза в оговоренный  срок строго регламентирован Законом  РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и другими нормативными актами.

Ответственность за данное преступление установлена в  целях сохранения культурного наследия народов России, а также в целях  защиты культурных ценностей от незаконного  вывоза и передачи прав собственности.

Объектом преступления является монополия государства  на перемещение предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, а не монополия государства  на владение и распоряжения ими, как  считают некоторые авторы[2]. Права  физических и юридических лиц  – собственников культурных ценностей, в таких случаях ограничены действующим  законодательством не в полной мере, а лишь в части права перемещения  культурных ценностей за пределы  территории РФ. Право владения и  пользования ими государством не монополизировано.

Информация о работе Таможенные преступления