Противодействия таможенным преступлениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:41, реферат

Краткое описание

Таможенные преступления – это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, совершаемые в сфере экономической деятельности, при вывозе и возврате на территорию России товаров и транспортных средств через таможенную границу вопреки правовому запрету. Они выделяются в особую группу, поскольку реализуются в сфере таможенной деятельности или таможенного дела.
К ним относятся: Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Содержание

Таможенные преступления : Сущность и проблемы выявления таможенных преступлений…………………………………………3-6.
Международное сотрудничество таможенных служб в борьбе с преступностью………………………………………………………..7-11.
Проблемы борьбы с таможенными преступлениями. Перспективы развития уголовного законодательства о таможенных преступлениях……………………………………………………….12-15.
Заключение…………………………………………………………..16-17.
Список использованной литературы……………………………...18.

Вложенные файлы: 1 файл

криминалогия.docx

— 37.19 Кб (Скачать файл)

 

 

                                              РЕФЕРАТ

                                                   по Криминологии

 

                                Тема: «Противодействия таможенным преступлениям»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ПЛАН 

  1. Таможенные преступления : Сущность и проблемы выявления таможенных преступлений…………………………………………3-6.
  2. Международное сотрудничество таможенных служб в борьбе с преступностью………………………………………………………..7-11.
  3. Проблемы борьбы с таможенными преступлениями. Перспективы развития уголовного законодательства о таможенных преступлениях……………………………………………………….12-15.
  4. Заключение…………………………………………………………..16-17.
  5. Список использованной литературы……………………………...18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Таможенные преступления : Сущность и проблемы выявления

Таможенные преступления – это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, совершаемые в  сфере экономической деятельности, при вывозе и возврате на территорию России товаров и транспортных средств  через таможенную границу вопреки  правовому запрету. Они выделяются в особую группу, поскольку реализуются  в сфере таможенной деятельности или таможенного дела.

К ним относятся: Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Они посягают на экономическую  безопасность Российской Федерации, которая  определяется как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень  социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических  интересов по отношению к возможным  внешним и внутренним угрозам  и воздействиям (Федеральный закон  от 13.10.95 г. № 157-ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»)

Применительно к повышенной общественной опасности можно отметить, что таможенные преступления посягают не только на экономическую и социальную безопасность России в целом и  каждого ее гражданина, но и на безопасность всего мирового сообщества, поскольку подрывают экономические и социальные устои всего мирового сообщества. Следует отметить, что в последнее время произошло заметное «перемещение центра» утечки валютных средств за рубеж под фиктивные контракты. Широких масштабов достиг вывоз за рубеж валютных средств, в том числе в виде платины, золота, драгоценных камней и зарубежной валюты, который наносит крупный ущерб экономическим интересам России.

Важнейшая роль в деле обеспечения  экономических интересов государства  принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового  оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно  пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению  экономических проблем. 
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала "открытой", а государственные границы "прозрачными" или во многих местах "размытыми", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. 
В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Таможенные органы все  чаще имеют дело со структурами, действующими в рамках хорошо организованного  «теневого» бизнеса. Одной из наиболее привлекательных сфер деятельности криминальных структур становится нелегальный  оборот объектов интеллектуальной собственности (ежемесячно, например, на внутренний рынок  России незаконно поступает около  миллиона компакт-дисков). Увеличивается  влияние организованной преступности в сфере контрабанды алкоголя. По-прежнему на высоком уровне остается незаконный ввоз в страну автомобилей, получение неконтролируемых государством доходов за счет массового уклонения  от уплаты таможенных платежей, использования реимпортных поставок автомобилей, изготовляемых на отечественных заводах. В орбиту интересов преступных групп попали сферы, приносящие наибольший доход: экспорт нефти, металлов, древесины, импорт продовольственных и иных товаров.

Изложенное обуславливает  необходимость анализа причин невыявления  таможенных преступлений. Проведенным исследованием установлено, что к основным из них относятся:

1.   Неприкрытость, прозрачность государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами.

2.   Проблемы организации и состояния таможенного контроля на таможенной границе.

3.   Пробелы в области юридических и иных знаний у сотрудников таможенных органов, в первую очередь, у сотрудников, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

4.   Противодействие выявлению таможенных преступлений со стороны должностных лиц таможенных органов.

5. Недостаточное материально-техническое  обеспечение подразделений и  служб, осуществляющих таможенный  контроль.

К факторам, оказывающим  негативное влияние на процесс раскрытия  и расследования таможенных преступлений, относятся:

– несовершенство конструкции  уголовно-правовых норм, предусматривающих  уголовную ответственность за таможенные преступления;

– несовершенство норм уголовно-процессуального  законодательства Российской Федерации, регламентирующего процесс предварительного расследования вообще и таможенных преступлений в частности;

– недостатки в организации  расследования;

–  недостаточное технико-криминалистическое обеспечение органов дознания Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международное сотрудничество таможенных служб в борьбе с преступностью.

Защита экономической безопасности государства, борьба с контрабандой, незаконным перемещением наркотиков,  оружия, культурных ценностей - важнейшие задачи таможенной службы, поэтому правоохранительная составляющая является неотъемлемой частью таможенной системы любого государства.

Самым важным событием для таможенной службы России в прошлом году, безусловно, стало принятие нового Таможенного кодекса. Либерализация таможенного законодательства, предусмотренная кодексом, и связанное с этим существенное сокращение сроков таможенного контроля и оформления, отказ от сплошных таможенных досмотров товаров повысили значимость правоохранительной деятельности таможенных органов. Сегодня на  первый план выходят подходы, связанные с оперативно-аналитическими методами работы, направленные на получение достоверной упреждающей информации о попытках противоправных действий во внешнеторговом обороте. В настоящее время  до 70 % преступлений во внешнеэкономической сфере выявляется в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности (в 2012г. - 54%).

В 2012 году в результате оперативно-розыскных мероприятий, проведенных самостоятельно, а также при взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами пресечена контрабанда более 7 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Из незаконного оборота изъято 66,8 кг драгоценных металлов и 194 карата драгоценных камней, 90,3 кг полудрагоценных камней, более 255 кг янтаря. Предотвращен незаконный вывоз из страны более 1400 предметов, имеющих культурную или историческую ценность,  задержано свыше 30 тысяч  объектов интеллектуальной собственности, незаконно перемещаемых через таможенную границу России.

Сегодня российская таможня на деле подтверждают свою готовность поддержать законопослушных и «открытых» участников внешнеэкономической деятельности, помочь бизнес-сообществу в формирующихся новых условиях внешней торговли, учитывая предстоящее вступление России в ВТО. Для многих представителей бизнеса работа в рамках закона стала принципом деятельности.  Те же, которым удобнее находиться в «теневой зоне» российского и международного экономического пространства, по-своему трактовали либерализацию законодательства, поняв ее как дополнительную возможность для получения криминальных доходов. Предотвратить преступление, привлечь виновных к ответственности и  возместить причиненный ущерб государству -  задача  правоохранительного блока таможенных органов. В 2012 году было возбужденно около 2,5 тысяч уголовных дел по фактам нарушений таможенного законодательства. Кроме того, оперативными подразделениями таможенных органов разыскано 191 лицо, находящееся розыске за совершение преступлений в таможенной сфере. В ходе расследования данных уголовных дел пресечены попытки нелегального ввоза и вывоза товаров и ценностей стоимостью 8 млрд. 156 млн. рублей и уклонения от уплаты таможенных платежей на сумму более 1 млрд. 769 млн. рублей. Задержано имущества и материальных ценностей, незаконно перемещаемых через таможенную границу  на сумму 988 млн. рублей, иностранной валюты на сумму 763,8 тыс. долларов США.

С другой стороны, в новых условиях, когда организация таможенного дела максимально приближена к мировым стандартам,  выявление и пресечение контрабанды, нарушений таможенного законодательства должно быть  выверенным и точным, не ущемляющим  прав, честно работающих на рынке участников ВЭД. Важность решения этой проблемы с точки зрения формирования цивилизованного рынка и жесткого противостояния международной преступности и наркобизнесу, сложно переоценить.

Не секрет, что криминальные структуры, действующие в сфере  внешней торговли, все более приобретают  международный характер. Как показывает практика, значительная часть криминальных схем, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей и контрабанду, проходит свои подготовительные этапы  за пределами нашей страны.Поэтому  так важно взаимодействие таможенных служб мира в противодействии  международной преступности. Сегодня  акцент международных контактов  переносится на получение своевременной  оперативной информации, проведение многосторонних специальных международных  операций, целью которых является выявление  всей схемы криминального бизнеса, в том числе и  источников финансирования экстремистских организаций различной направленности.  

В 2011 году в  соответствии с «Федеральной целевой программой по усилению борьбы с преступностью» и  Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» в рамках межведомственных специальных операций: «Арсенал», «Вихрь-Антитеррор» «Антикриминал», «Наемник», целью которых является выявление источников финансирования незаконных вооруженных формирований и противодействие трансграничной преступности, изъято 16 единиц огнестрельного оружия, 28 кг взрывчатых веществ, 5340 боеприпасов, 214 единиц предметов, относящихся к военной технике и вооружению.

Стоит отметить, что Главное  управление по борьбе с контрабандой (ГУБК) ФТС  России в минувшем году активно участвовало и в работе, проводимой МИД России по линии подготовки и подписания международных договоров и соглашений, направленных на координацию деятельности в сфере борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью. В общей сложности принято участие в согласовании и подготовке предложений более чем по 20 документам международно-правового характера антитеррористической направленности.

В настоящее время существующие современные информационные технологии контроля за перемещением грузов позволяют  анализировать товарные потоки и  на ранней стадии выявлять рисковые поставки. По каналам международной правоохранительной сети «CEN» «RILO-Москва» осуществляется оперативный обмен информацией  с таможенными службами стран  СНГ и Всемирной таможенной организацией  о новых маршрутах  перемещения контрабанды и малоизвестных способах ее сокрытия, в том числе наркотиков, оружия, товаров военного и двойного назначения и т.д.  Это позволяет на практике реализовать принцип выборочного таможенного контроля в отношении поставок товаров группы «риска» и своевременно принимать меры по выявлению и предупреждению нарушений таможенного законодательства. Именно такая информация становится в дальнейшем основой для проведения выборочных  досмотров,  оперативно – розыскных мероприятий и специальных операций. Примером могут служить проведенные в 2004 году межрегиональные и международные операции «Эдельвейс», «Восток», Трезубец», «Локомотив» «Одер-2», «Порт», «Карелия» «Луч», «Парфюм», «Акциз», «Металл-3», «Лес-III» и другие, направленные на декриминализацию отдельных сегментов внешнеторговой деятельности. Международные операции проводились совместно с таможенными службами Швеции, Германии, Финляндии, Чехии, Польши и Дании. В последнее время активно развивается сотрудничество с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ), которое приобретает конкретные формы в виде совместных расследований и проведении ряда специальных таможенных операций.

Информация о работе Противодействия таможенным преступлениям