Лекции по "Основы таможенного дела"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:04, курс лекций

Краткое описание

Общая характеристика специальности «Таможенное дело».
Специальность 036401 «таможенное дело». Специалисты таможенного дела- квалификация.
Специализация бывает : таможенные платежи и валютное регулирование а также таможенные экспертизы и контроль.
Основные подготовки: 1) гуманитарный соц-экономический цикл, математический и естественно-научный цикл. 2) профессиональный цикл.(физ-ра, )
Область проф.деят-ти :1) там-е регул и там-е дело, 2) борьба с правонарушениями в области таможенного дела.
Объектами являются : отношения в области проф. Деятельности специалистов, т-ры и ТС перемещающиеся через границу РФ, лица участвующие в их перемещении, система таможенных органов.

Вложенные файлы: 1 файл

основы тд.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

Таможенное регулирование в таможенном союзе (ТС) осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (ТС), а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза (ТС), - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (ТС). (Статья 1 ТК ТС)

 

14.Основные функции таможенного регулирования.

РФ  возложены следующие основные функции:

   . защита экономических интересов РФ;

    . обеспечение  в пределах своей  компетенции  экономической  безопасности

      РФ;

    .  принятие  средств  таможенного  регулирования   торгово-экономических

      отношений;

    . взимание таможенных  пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

    . осуществление  контроля над вывозом стратегических  и  других  жизненно

      важных  для интересов России материалов;

    . проведение научно-исследовательских  работ, консультирование в  области

      таможенного  регулирования, осуществление подготовки, переподготовки  и

      повышения  квалификации специалистов в  этой области.

      Предусмотрен  блок функций международного  характера:

    .  участие в  разработке и выполнении международных  договоров РФ;

    .  сотрудничество  с  таможенными  и  другими   компетентными   органами

      иностранных  государств,  международными  организациями,  занимающимися

      вопросами  таможенного регулирования

 

15.Международно-правовые соглашения по таможенным вопросам во внешнеэкономической деятельности России.

Международное таможенное право – отрасль международного права, регулирующая таможенные отношения, возникающие между государствами, а также их объем и качество международно-правового регулирования.

Существуют следующие основные направления международного сотрудничества в области международных таможенных отношений:

  1. определение таможенного режима;
  2. унификация таможенных правил и процедур;
  3. развитие средств тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов;
  4. создание таможенных союзов и организаций.

Всего существует три вида таможенных режимов:

  1. режим наибольшего благоприятствования, который заключается в предоставлении другому государству, его юридическим и физическим лицам особых льгот и преимуществ в области таможенных отношений при условии соблюдения прав и интересов других участников международных таможенных отношений;
  2. национальный режим, который заключается в приравнивании предприятий и граждан одного государства к предприятиям и гражданам другого государства;
  3. режим преференций, который предполагает предоставление другому государству, его физическим и юридическим лицам особых льгот и преимуществ в области таможенных отношений.

По международным таможенным вопросам принимаются сотни соглашений. Можно назвать основные из них:

  1. Конвенция об оценке товаров в таможенных целях 1950 г.;
  2. Конвенция о номенклатуре для классификации таможенных тарифов 1950 г.;
  3. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г.;
  4. основы таможенного законодательства государств – участников СНГ 1995 г. и многие другие соглашения.

Центральное место среди международных таможенных соглашений занимает Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Генеральное соглашение по тарифам и торговле было подписано в 1947 г. и вступило в силу в 1948 г. Основная функция Генерального соглашения по тарифам и торговле заключается в регулировании торговой политики государств, подготовке и принятии соглашений по экономическим вопросам и урегулировании международных споров.

В 1994 г. было подписано соглашение, которое предусматривало создание на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации (ВТО).

Основная цель Всемирной торговой организации заключается в содействии экономическому сотрудничеству государств в интересах повышения жизненного уровня путем повышения жизненного уровня, обеспечивая полную занятость населения, рост производства и торгового обмена товарами и услугами, оптимального использования источников сырья с целью обеспечения долгосрочного развития.

Совет таможенного сотрудничества (СТС) был создан в соответствии с Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества 1950 г.

Основными целями СТС являются:

  1. обмен информацией о таможенных процедурах и таможенном регулировании;
  2. унификация таможенного законодательства стран-участниц;
  3. исследование вопросов взаимодействия таможенных систем;
  4. разработка проектов конвенций по таможенным вопросам.

 

16.Таможенная политика: цели и методы ее осуществления.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли в промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач. 
Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение. 
Целями таможенной политики России, сформулированными в ст. 2 Таможенного кодекса РФ 1993 г., являются: 
- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

- стимулирование развития национальной  экономики; 

-содействие проведению структурной  перестройки и реализации других  задач экономической политики  России;

- иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

А как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана реализовывать внешнеэкономические интересы государства таким образом, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема. 
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности: протекционизм и фритредерство. 
Протекционизм – это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта. 
Фритредерство – это политика свободной торговли. Свободная торговля устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. 
Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах – торговых партнерах. 
Сильное влияние на содержание таможенной политики России оказывают и геополитические тенденции: они определяют необходимость учитывать национальные интересы в таможенной политике, защищать экономические интересы не только государства, но и отдельных его регионов, где просматривается стремление к экономической экспансии под видом учета региональных особенностей и целесообразности создания структур, связанных с иностранными капиталами, без учета возможностей национальных производителей. Защита национальных интересов в таможенной политике, расширение ее влияния на все стороны производственной деятельности хозяйствующих субъектов через четко отлаженный таможенно-тарифный механизм – важное направление обеспечения экономической безопасности страны на современном этапе.

 

17.Таможенная территория России.

Под таможенной территорией понимается государственная территория, т.е. часть земного шара, которая принадлежит государству и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство.

На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это означает, что основу правового режима таможенной территории, как и государственной территории, составляет суверенитет государства.

На таможенной территории в полном объеме действует единое таможенное законодательство, единые таможенные тарифы и другие средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Однако понятие таможенной территории не совпадает с понятием государственной территории. В ряде случаев из таможенной территории могут исключаться участки государственной территории и, наоборот, включаться участки, находящиеся за пределами государственной границы.

Пределы таможенной территории государства определяются таможенной границей: таможенная граница -- граница таможенной территории Российской Федерации.

Таможенная граница практически может, как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны. Однако во всех случаях само понятие таможенной границы не совпадает с понятием государственной границы.

Государственная граница представляет собой реальную линию на мести чети и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной границы.

Под таможенной границей понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.

Теория таможенного права различает понятия внешней и внутренней таможенной границы.

Внешней таможенной границей Российской Федерации являются "пределы таможенной территории"; она разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей (за исключением таможенных анклавов, эксклавов и других ситуаций).

На внешней таможенной границе Российской Федерации действует административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе, и ее охрана осуществляется таможенниками совместно с пограничными войсками.

Иногда на границе создают совместные таможенные пункты, объединяющие потенциалы таможенных служб сопредельных стран: они организуются на наиболее оживленных коммерческих и туристических магистралях.

Первые совместные таможенные пункты появились в СНГ на границах Российской Федерации с Украиной и Беларусью.

Внутренние Таможенные границы Российской Федерации проходят в глубине таможенной территории. Они возникают в связи с использованием отдельных таможенных режимов (свободной таможенной зоны, свободного склада).

По правовому статусу внутренняя таможенная граница Российской Федерации приравнена к внешней:

ѕ территория свободной зоны рассматривается как пограничная,

ѕ въезд на территорию свободной зоны осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты.

Через внутреннюю таможенную границу Российской Федерации багаж и предметы ручной клади пропускаются по таможенным правилам, применяемым на государственной границе. При вывозе товаров сверх установленных норм взимается таможенная пошлина.

Когда иностранный товар поступает на свободную таможенную территорию (если только эта территория не находится в районе государственной границы), он пересекает как внешнюю, так и внутреннюю таможенную границу Российской Федерации.

В этом случае на внешней границе досмотр проводится, как правило, без таможенной очистки и сводится к выявлению товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу за ее пределы.

Таможенная очистка происходит при пересечении внутренней границы.

Таким образом, создается своего рода система двойного таможенного контроля: на внешней границе осуществляется таможенно-полицейский, а на внутренней - таможенно-тарифный контроль.

Охрана внутренней таможенной границы Российской Федерации обеспечивается таможенниками совместно с администрацией таможенной территории

 

18.Таможенная граница РФ.

 Таможенная граница Российской  Федерации - условная линия, ограничивающая  таможенную территорию Российской  Федерации.

Таможенная граница Российской Федерации очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства российского государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран.

Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.

Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в особой экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Информация о работе Лекции по "Основы таможенного дела"