Таможенное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:21, контрольная работа

Краткое описание

Одной из основ экономического и социального развития демократического государства является нормальное функционирование его внешней экономической деятельности. Одним из наиболее опасных видов экономических преступлений - как по размерам наносимого государству ущерба, распространенности, так и по разнообразию входящих в него деликтов - являются преступления в сфере таможенного дела.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение таможка.docx

— 42.59 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Одной из основ экономического и социального развития демократического государства является нормальное функционирование его внешней экономической деятельности. Одним из наиболее опасных видов экономических преступлений - как по размерам наносимого государству ущерба, распространенности, так и по разнообразию входящих в него деликтов - являются преступления в сфере таможенного дела.

Последние кризисные явления  в мировой экономике породили резкий всплеск нарушений в сфере  внешнеэкономической деятельности, связанных с незаконным перемещением товара через границу и имеющих  цель уклонения от уплаты таможенных платежей, в целях минимизации  расходов (а, следовательно, и увеличения прибыли) недобросовестного участника внешнеэкономической деятельности. 

Анализ динамики правонарушений в таможенной сфере в последние годы в сравнении с предыдущими периодами позволяет утверждать, что актуальность института защиты экономической безопасности государства существенно возросла. До 1994 г. преступления в сфере таможенного дела (ст.ст.188, 189, 190, 194 УК РФ) имели устойчивую тенденцию к росту. Показатели же статистики последних лет, фиксирующие снижение уровня указанных преступлений, вряд ли можно признать отражающими реальную действительность. Поскольку объективных причин для резкого снижения преступности в стране в настоящее время нет, а уровень организованности и профессионализма преступной деятельности, в том числе и в сфере таможенного дела, неуклонно растет, есть все основания полагать, что значительное число преступлений сохраняет латентность, а лица их совершившие, остаются за рамками правового воздействия.

Следует отметить, что эффективность  правоприменительной деятельности по данной категории дел остается низкой. Наиболее характерными недостатками последней являются: неправильная квалификация действий правонарушителей, привлечение к административной ответственности при наличии признаков уголовно-наказуемого деяния, невысокое качество дознания, следствия по делам о контрабанде, уклонении от уплаты таможенных платежей, отсутствие координации в следственной и оперативно-розыскной работе, нарушение закона при рассмотрении и разрешении сообщений о совершенных преступлениях и их расследовании. 

Помимо экономического ущерба, преступления в таможенной сфере  зачастую наносят урон здоровью граждан (когда ввозятся товары, не соответствующие требованиям нормативов, технических условий и Гостов, не прошедшие сертификацию соответствия, санитарно-эпидемиологическую и гигиеническую сертификацию), подрывают рынок отечественных производителей путем ввода в оборот более дешевых и некачественных, нежели их российские аналоги, товаров, посягают на экологическую безопасность, нарушают законодательство о товарных знаках.

Таким образом, распространенность преступлений в сфере таможенного  дела, их высокая общественная опасность, латентность и недостаточная эффективность противодействия со стороны правоохранительных органов, свидетельствуют об актуальности данной темы.

 

1. Преступления в сфере  таможенного дела

Борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере  таможенного дела является неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов в сфере правоохранительной деятельности.

Понятие преступления содержится в ст. 14 УК РФ, согласно которой преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. И хотя данная законодательная формулировка не совсем корректна, но она очень важна. Все правонарушения общественно вредны, но только часть из них общественно опасна. Вред, причиненный конкретным противоправным деянием, его степень и характер являются одним из основных критериев разграничения преступлений и административных правонарушений.

Преступление в сфере  таможенного дела — это предусмотренное  уголовным законом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

В разных учебниках по таможенному  праву это понятие трактуется по-своему, однозначного определения  нет. Но вот обязательное наличие  в нем фразы «предусмотренное уголовным законом» является обязательным и принципиально важным.

Понятие и содержание контрабанды  как вида правонарушения в таможенном праве не оставалось неизменным на протяжении времени и постоянно  трансформировалось.

В ТК СССР 1964 г. было предусмотрено  два вида контрабанды — уголовно-наказуемая и административно-наказуемая контрабанда. Позже, с целью более четкого представления гражданами ее сущности и общественной вредности, законодатель исключил контрабанду из административно-наказуемых деяний и в ТК СССР 1991 г. она уже стала квалифицироваться только как уголовное преступление. Разработчики же действующего ныне ТК РФ 1993 г. пошли еще дальше и с учетом существующих реалий провели четкую грань между контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, такими как уклонение от уплаты таможенных платежей и незаконные операции и иные деяния с валютными ценностями (глава 34 ТК РФ).

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие  пять видов таможенных преступлений (содержатся в разделе экономических  преступлений):

1 - контрабанда (ст. 188 УК РФ);

2 - незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

3 - невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

4 - невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);

5 - уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Основной особенностью преступлений в сфере таможенного дела является то, что для уяснения их содержания и правильной квалификации того или иного деяния по признакам конкретного состава таможенного преступления правоприменителю помимо Уголовного кодекса РФ необходимо использовать также целый ряд иных законов, таких как: Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии», Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе», Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и другие.

1.1. Характеристика преступлений в сфере таможенного дела

Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).

Введение уголовной ответственности за невозвращение на территорию РФ культурных ценностей, подлежащих обязательному возвращению, обусловлено спасением национального достояния народов России от расхищения и утраты, которые с переходом нашей страны к рыночным отношениям приобрели невиданный размах.

Несмотря на принимаемые  меры противодействия, вывоз и невозвращение на территорию России не ослабевает, что приводит к весьма тревожному результату. Безусловно, невозвращение культурных ценностей, вывезенных из РФ, нарушает ее право собственности, владения либо распоряжения предметами, являющимися всенародным достоянием России или зарубежных стран. Но это конечный результат совершенного преступления. Однако в таких случаях всегда, в первую очередь, непосредственно нарушается порядок возврата культурных ценностей из страны, в которую они вывезены законно и на определенный срок, оговариваемый в соответствующем договоре или соглашении и с обязательством возвращения их на территорию РФ.

Поскольку слово «достояние»  означает безраздельную принадлежность тех или иных объектов материального мира кому-нибудь, следует полагать, что предметом исследуемого преступления следует считать культурные ценности (вещь, изделие, произведение и т.п.), которые находятся в собственности или владении РФ, а также любого юридического или физического лица, но представляют собой особую общечеловеческую ценность, в связи с чем и являются достоянием народов РФ или зарубежных стран.

В соответствии со ст. 7 этого  закона к культурным ценностям отнесены: уникальные произведения живописи, редкие рукописи и документальные памятники, архивы, включая фото, аудио, кино, видеоматериалы, редкие музыкальные инструменты, почтовые марки, иные филателистические материалы отдельно или в коллекциях, старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, редкие коллекции и образцы флоры и фауны, археологические значимые находки и другие предметы, представляющие интерес для истории, культуры, науки, в том числе их копии, взятые государством на особый учет и охрану. Приведенный перечень далеко не исчерпывающий, так как на основании экспертного исследования культурными ценностями могут быть признаны любые другие движимые предметы, печатные, рукописные документы, археологические находки и т.п.

Если указанные предметы перемещаются в другую страну, то только временно и в строго определенных законом целях: во-первых, для реставрационных работ или научных исследований; во-вторых, в связи с разнообразной артистической деятельностью; в-третьих, в иных необходимых для Российской Федерации случаях и на оговоренный сторонами срок, по истечении которого они должны быть возвращены его собственнику, если установленный срок не будет продлен в соответствующем договоре или ином соглашении (ст. 27 Закона).

Культурные ценности, отнесенные к особо ценным объектам культурного  наследия народов РФ вывозу (даже временному) из России не подлежат, в связи с  чем, предметом анализируемого преступления быть не могут.

Временный вывоз культурных ценностей в рамках международного сотрудничества России с другими государствами осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими и физическими лицами для организации выставок, осуществления реставрации, научных исследований, в связи с театральной и иной артистической деятельностью, и в других необходимых целях.

Порядок временного вывоза культурных ценностей с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок строго регламентирован Законом РФ  «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и другими нормативными актами.

Ходатайства собственников  культурных ценностей или уполномоченных ими лиц о временном вывозе рассматривают и выдают свидетельство  на право их временного вывоза соответствующие отделы и управление Министерства культуры РФ и подведомственные им учреждения. 

Если ходатайство о  временном вывозе касается культурных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, архивных материалов либо оружия, являющегося культурной ценностью, то свидетельство на право временного вывоза выдается  по согласованию соответственно с Комитетом по драгоценным металлам РФ, Государственной архивной службой России и МВД РФ.

Ответственность за данное преступление установлена в целях  сохранения культурного наследия народов  России, а также в целях защиты культурных ценностей от незаконного  вывоза и передачи прав собственности.

Невозвращение из-за границы  средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ)

Основным источником приобретения иностранной валюты различными учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы собственности, зарегистрированными в установленном порядке на территории России, является ВЭД.

В результате ВЭД, обязательному зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках подлежит: экспортная и иная валютная выручка резидентов за границей, а также доходы в инвалюте, связанные с экспортом товаров, в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме.

Под экспортной валютной выручкой понимается сумма валютных поступлений от экспорта товара (в том числе в форме авансовых переводов - предоплаты), т. е. внешнеторговая валютная цена за вычетом расходов в валюте, связанных с поставкой на экспорт (комиссионных, транспортных).

Действующий механизм валютного контроля за поступлением экспортной выручки исходит из того, что экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Зачисление экспортной выручки в инвалюте на иной счет возможно только при наличии у экспортера специального разрешения Центрального Банка Российской Федерации.

Порядок перевода и пересылки  валютных ценностей из Российской Федерации нерезидентами и правила проведения ими валютных операций устанавливаются Центральным Банком РФ совместно с Министерством финансов РФ или самостоятельно.

Невозвращение из-за границы  средств в иностранной валюте, как правило, происходит путем их сокрытия. Практике известны различные  способы сокрытия иностранных валютных средств, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки.

Информация о работе Таможенное дело