Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология"

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по социологии2013!!!.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

2.Предмет, методы  и функции социологии. Социология – наука о соц. системах, их функциях, законах (закономерностях, тенденциях) функцио- нирования и развития (деят-ти и взаимодействия) соц. систем и общностей (мир, общество, институт, группа, организация, семья, лич-ть). Социология имеет много общего с естествен. и технич. науками. Причиной данного взаимодействия является то, что объектом социолог. познания явл-ся общество. Под объектом социологии понимается общество как целостная соц. реальность, в кот. можно выделить объектив. соц. явления (соц. отношения, соц. организацию, соц. общности, соц. процессы, соц. институты, соц. субъекты). Предметом социологии выступают законы и закономерности функционирования и развития лич-ти, соц. групп, общности и общества в целом, а также соц. жизнь общества (взаимодействия соц. субъектов по проблемам, связанным с соц. статусом, ролью, социализацией).

Первопричинами предмета социологии явл-ся два понятия – «статус» и «роль». Первое дает статистич.ю, а второе динамич. картину общества. Статусом назыв. позиция, положение чел-ка в группе или обществе. Соц. статусы связаны соц. отношениями, личные статусы связаны межлич-ми отношениями. Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундамент. – соц. отношения. Реализация теоретико-познават. функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его стр-ре, закономерностях, основ. направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Практически-политич. функция социологии вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, кот. направлены на совершенствование соц. жизни, повышение эффективности управления соц. процессами. Идейно-воспит. функция социологии находит свое выражение в той роли, кот. играют социолог. исследования и их рез-ты в воспит. работе. Методы: наблюдение, изучение документов, опрос. Связь с предметами: философия, политология, экономика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Стр-ра социологии как науки. Социолог. знание неоднородно и имеет свою сложную, многоуровневую стр-ру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения соц. явлений и процессов. Социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких соц. общностей и их взаимо- действий, и на уровне лич-ти и межлич-х взаимодействий. Социолог. наука делится на след. составные части: 1.общетеорет. социология как макросоциолог. исследование, направленное на выяснение общих закономер- ностей функцион-ния и развития социума как целого; 2.социология сред. уровня как исследования меньшей степени общностей, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдел. структур. частей соц. системы (социология соц. групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономич. социология, социология образования, социология политики, права, социология семьи, культуры, социология труда); 3.микросоциология, изучающая соц. явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой стр-ре социолог. знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного. Стр-ра социологии иногда анализ-ся через призму актуал. проблем, имеющих отношение к различ. сферам обществ. жизни. В стр-ре социологии особо следует отличать фундамент. и приклад. социологию. Основанием для такого деления служат различия в целях и задачах, кот. ставятся перед социологич. исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социолог. науки, а другие – на изучение практич. вопросов преобразований соц. жизни, на выработку практич. рекомендаций. Прикладная социология ищет пути и средства практич. использования познанных фундамент. социологией механизмов и тенденций обществ. жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.Программа  социолог. исследования. Программа социолог. исследования представляет собой изложение общей концепции методолог. подходов в соответствии с целью предпринимае- мого исследования, гипотез, правил процедуры и логически последоват. действий для проверки высказанных предложений. Первоначально социолог составляет общий эскиз программы, где фиксируются тема, цель и основ. задачи предполагаемого исследования в соответствии с выдвинутой проблемной ситуацией. Далее решается организац. вопрос: тема научно-исследов. работы социолога вкл-ся в план учреждения, в кот. он работает, или с ним заключает договор организация-заказчик, кот. заинтересована в его исследовании. 1. Методолог. раздел программы, или стратегич. документ исследования, имеет след. части: 1) формулировка и обоснование программы; 2) указание цели; 3) определение объекта и предмета исследования; 4) логич. анализ основ. используемых понятий; 5) гипотезы и основ. задачи исследования. 2. Методич. раздел программы, или документ, отражающий тактику исследования, вкл-т: 1)изложение методов сбора первич. социолог. инф-ции; 2)определение поля изучения обследуемой соц. совокупности; 3)логич. стр-ру инструментария для работы над первич. мат-лами и их обработку на ЭВМ. Все социолог. исследования имеют прикладное значение, они содержат инф-цию, выводы, рекомендации для практич. деят-ти, для подготовки и принятия управленч. решений. В целом социолог. исследования направлены на выявление резервов соц. развития, имеющихся во всех обществ. явлениях. Любое социолог. исследование прикладной ориентации начинается с выявления науч. проблемы. Соц. проблема, на решение кот. направлено исследование, имеет своих носителей. К ним относятся те или иные соц. группы и соц. институты. Они выступают объектом исследования. Объект – часть действит-ти, кот. нуждается в социолог. познании. Это может быть жизнедеят-ть людей, организуемая опред. соц. институтами. Предмет исследования –опред. аспект объекта, его некот. стороны и свойства, кот. в более полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. После составления программы социолог. исследования на основе его методолог. раздела (стратегии) и в соответствии с метод. разделом (тактикой) начинается организация полевого исследования, т. е. сбор первичной инф-ции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.История социологии. Понятие «социология» было введено в науч. оборот франц. философом О.Контом. Определил специфику и задачи социолог. исследования обществ. жизни, дал первонач. разработку социолог. категорий и законов, за что стал именоваться «отцом социологии». Рассматривал человеч. общество как организм, кот. существует по законам, аналогич. тем, кот. управляют природой и др. организмами. Считал, что социология должна изучать соц. статику и соц. динамику. Вебер – основоположник «понимаю-щей» социологии и теории соц. действия, применивший ее принципы к эконом. истории, исследованию полит. власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии явл-ся обоснование возможности максимально рацион. поведения, проявляющегося во всех сферах человеч. взаимоотношений. Ставит в качестве необход. предпосылки социологии не общество, а отдельного осмысленно действующего индивида. Э.Дюркгейм – оказавший огромное влияние на становление социологии как автоном. науки. Сформулировал три основ. правила социологии: 1 состоит в том, чтобы рассматривать соц. факты как вещи; 2 состоит в том, чтобы систематически отмежевываться от всех врожденных идей;  3 состоит в признании первенства целого над составляющими его частностями. Маркс придал социолог. смысл понятию «отчуждение», под кот. он понимал отчужденность труда и его продукта от чел-ка, кот. выполняет свою работу по внеш. принуждению. Разработал концепцию соц. изме- нения, по кот. двигателем истории явл-ся классовая борьба. Гарфинкель – амер. социолог, представитель этнометодологии. Критикует методы традиц. социологии как искусств. наложение готовых схем и норм на реальное человеч. поведение. Козер – амер. социолог, один из основ. теоретиков социологии конфликта. Дарендорф - автор так называемой «конфликтной модели общества». Парсонс социолог-теоретик, один из глав. представителей структурно-функц. направления в бурж. социологии. Гидденс - автор многочисленных работ по соц. теории, историч. социологии. Известен как создатель соц. теории структуризиции. Бурдьё – франц. социолог и философ, представитель постструктуралистского направления соц. теории, создатель теории соц. поля, теории габитуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Статусно-рол.  концепция лич-ти. Понятия соц.  статус, соц. роли и рол. конфликта. Каждая лич-ть в обществе имеет опред. отношения, выполняет опред. обязанности и имеет какие-то права. Это все и явл-ся показателем положения в обществе, кот. занимает лич-ть, и его соц. статуса, кот. она обладает. Соц. статус опред-т положение группы и ее членов в опред. сферах жизнедеят-ти чел-ка. Один чел-к обладает множеством статусов, т.к. участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, чел-к сред. лет, член редколлегии, православный и т. д. Один чел-к может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Соц. статус бывает: 1.предписанный (приписываемый), т.е. тот, кот. чел-к получает вне зависимости от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, воз-т); 2.достигнутый (досягае- мый), т.е. тот, кот. чел-к сам достигает в течение своей жизни, прилагая опред. усилия (профессия, материал. достаток, политич. влияние и т.д.). Соц. статус – опред. позиция в соц. стр-ре группы или общества, связанная с др. позициями через систему прав и обязанностей. Соц. роли определены в обществе формально (законы, правовые акты) и неформально (нормы поведения, кот. приняты в обществе). В повседневной жизни чел-к выполняет множество ролей (в автобусе – пассажир, в автомагазине – покупатель, дома – отец). Значение ролевого поведения в жизни чел-ка очень велико. Соц. роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Рол. конфликт - отношения между субъектами соц. взаимодействия, кот. характер-ся противоборством при наличии проти- воположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мыслей, взглядов, оценок и т.п.). Для выяснения сути конфликта важно выделить его основ. признаки, сформул-ть условия его возникновения. Возникает на основе противоположно направ- ленных мотивов и суждений, кот. можно считать необход. условием возникновения конфликта. Характерно противоборство субъектов соц. взаимодействия, кот. выражается через нанесение взаимного ущерба  (морал., материал., физич., психолог. и т.п.). Основ. структур. элементами конфликта явл-ся стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликт. ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Соц. институты как элементы соц. стр-ры, их типологиия. Соц. институт – устойч. комплекс формал. и неформал. правил, принципов, норм, установок, регулирующих различ. сферы человеч. деят-ти и организующих их в систему ролей и статусов. У соц. института можно выделить содержат. и формал. стороны. С содержат. стороны соц. институт явл-ся системой стандартов поведения носителей тех или иных соц. статусов. С формал. стороны соц. институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материал. средствами для осу- ществления конкрет. соц. функции. Соц. институт характер-ся след. чертами: 1.он сущ-т как набор соц. норм и предписаний, кот. опред-т правильные типы поведения; 2.он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества; 3.институцион. типы действий контрол-ся со стороны общества, а сам институт контрол-т поведение индивидов; 4.соц. институт обладает необход. материал. средствами и ресурсами, благодаря кот. нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются. Каждый соц. институт имеет: 1. цели своей деят-ти; 2.набор соц. статусов и ролей, кот. предписываются индивидам; 3.систему санкций, при помощи кот. контрол-ся поведение индивидов. Социология интерес-ся в первую очередь деят-тью главных соц- институтов: 1.связанных с реализацией основополагающих потребностей общества (институты семьи и образования); 2.обеспечением материал. жизнедеят-ти (институты экономики); 3. интеграцией соц. групп и коллективов (политич. и госуд-правовые институты); 4.поддержанием и сохранением духов. ценностей (институты кул-ры) и др. Типы институтов: 1.институт семьи и брака- потребность чел-ка в семье, без удовлетворения кот. чел-к не становится полноценным членом общества, не выполняет функцию воспроизводства и продолжения рода. Институт семьи постоянно изменяется, приобретая новые формы: полигамия (многоженство), моногамия (единобрачие), парное сожительство, неполная семья и т. д.; 2.институт государства и права - обеспечение безопасности, соц. порядка, предотвращение соц. конфликтов; 3.институт образования - с помощью института образования формир. процесс приобретения знаний, приобщения к кул-ре и ценностям. В образовании заинтересовано само общество, поскольку именно путем образоват. процесса у чел-ка формир. нрав. качества, проф. навыки, обеспечивающие развитие всего общества; 4.религ. институт – решение духов. проблем; 5.институт здравоохранения – совершенствование системы мед. обслуживания.

 

 

 

 

12.Соц. группы  как элементы соц. стр-ры, типология. Соц. группы – объединения людей, кот. способ-т удовлетворению потребностей людей в рез-те совместных действий. Люди осознанно объединяются, реально понимая, что совместными усилиями они добьются больших рез-ов, нежели каждый в отдельности. В любом обществе есть много групп и общностей. Есть три основ. признака, определяющих суть этих объединений: 1.группы – это органически целостный механизм; 2.устойчивость и определенность границ объеди- нений – стабильность существования; 3.в группах и общностях сущ-т опред. соц. отношения, кот. опред-т соц. ценности опред. масс людей. Соц. группы более стабильны и устойчивы, сплоченны и однородны. Разные социологи рассматривали соц. группы, Мертон выделял три важных признака соц. группы: 1.взаимодействие людей в этом объединении; 2.понимание людьми своей принадлежности к опред. группе; 3.признание принадлежности других людей к этой группе. Соц. группы по численности бывают: малые (2-15 чел-к) и большие. Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют процент совпадения норм и ценностей. Большие соц. группы носят и непосредственный, и опосредованный хар-р (территор., нац.). Также сущ-т первичные (семья, друзья) и вторичные (политич., эконом.) соц. группы. Первичные характеризуются межлич-м взаимодействием, а вторичные – безличностным, кот. направлено на достижение конкретных целей этой группы людей. И хотя в современном мире все больше возрастает господство вторичных групп, первичные все равно играют очень важную роль. По соц. положению различают след. соц. группы: 1.социально-классовые; 2.социально-демограф. (мужчины, женщины, дети, родители и т. д.); 3.этносоц. (нации, племена); 4.социально-территор. (город, деревня); 5.социально-проф. и др. В некот. обществах большую роль играют религиоз. группы. Сущ-т великое множество соц. групп и общностей, и их особые свойства проявляются при взаимодействии с др. элементами обществ. стр-ры – соц. институтами и организациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Соц. организации  как элементы соц. стр-ры, понятие  формал. и неформал. организации. Соц. организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения опред. цели. Понятие «организация» употребляют в экономике, биологии, кибернетике, мн. др. науках и сферах деят-ти, т.е. везде, где действуют соц. группы и упорядочивается их деят-ть. Сущ-т два механизма образования организаций как форм соц. общности: 1.возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивид. целей, 2.когда достижение индивид. целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. Определяющим признаком соц. организации выступает целевая общность. Соц. организации имеют ряд основ. черт: 1.обладают целевой природой, т.к. создаются для реализации опред. целей, стремятся как можно быстрее и эффек-тивнее достичь этой цели. 2.члены организации распред-ся по иерархич. лестнице соответственно ролям и статусам. 3.характерная черта организации возникает на основе разделения труда, его специализации по функцион. признаку. 4.характерная черта организации: управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деят-тью различ. элементов организации. В ходе экспери- ментов было обнаружено, что в любой компании или на заводе помимо офиц. служеб. отношений (формал. организация) у людей обязательно возникают неофиц., друж. отношения (неформал. организация). В формал. организации есть: 1.единая цель (производство продукции или оказание услуг); 2.система власти, или управле-ние, кот. требует подчинения нижестоящих вышестоящим; 3.распределение функций между группами работников, постоянно между собой взаимодействующих. Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и взаимоотношений между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Основ. социологич. концепции развития лич-ти. Лич-ть – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт обществ. развития (социализации) и включения людей в систему соц. отношений посредством деят-ти и общения. 1.Ролевая концепция лич-ти -  зачастую в обществе от мужчины и от женщины ждут проявления опред. ролей. Соц. роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей, в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межлич-х отношений. Развитая лич-ть может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к опред. соц. ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Ролевая концепция лич-ти возникла в амер. соц. псих. в 30-е гг. 20в. и получила распространение в различ. социолог. течениях. 2.поведенческая концепция – в соответ-ствии с этой концепцией поведение каждого чел-ка обусловливается и контрол-ся соц. средой через язык, обычаи, соц. институты, средства массовой инф-ции и т. д. Деятельностный подход: в рамках культурно-историч. школы Выготского сложилось понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе лич-ти лежит богатство связей чел-ка с миром, проявляющееся в предмет. деят-ти, общении, познании.

 

 

25.Виды социолог. исследований. Социолог. исследование – система логически последоват., методолог., метод. и организационно-технич. процедур, подчиненных единой цели: получить точные объектив. данные об изучаемом соц. явлении. Вид социолог. исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа соц. процесса и т. д. Различают три основ. вида социолог. исследо- вания: 1.разведывательное (пилотажное) – самый простой вид социолог. анализа, позволяющий решать ограниченные задачи; 2.описательное – более сложный вид социолог. анализа, с помощью кот. получают эмпирич. инф-цию, дающую относительно целостное представление об изучаемом соц. явлении; 3.аналитич. исследование – наиболее серьезный вид социолог. анализа, кот. не только описывает элементы явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.Понятие семьи  и брака. Форма семейно-брач. отношений. Семья является предметом изучения многих обществ. наук. Каждая из этих наук стремится дать определение семьи и определить ее функции. Семья есть соц. группа, в кот. мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные потребности и обеспеч. воспроизводство общества путем рождения потомства. В любом обществе семья имеет двойственный хар-р. С одной стороны, это соц. институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функц-ния и развития. Отсюда ее зависимость от обществ. строя, существующих эконом., полит., религиоз. отношений и одновременно относит. независи- мость. С институтом семьи тесно связан другой обществ. институт – институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойч. форму половых отношений. Семья – малая группа, основанная на родств. связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличит. признаком семьи явл-ся совместное ведение дом. хозяйства. Основу семьи составляет брачная пара. Однако есть семьи, характери- зующиеся совместным проживанием, но юриди-чески не оформленные. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родит. поколение по каким-либо причинам не присутствует вовсе. Семьи в зависимости от представленных в них различ. поколений бывают нуклеральными (родители и дети) и расширенными (супруж. пара, дети, др. родственники и т.п.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном обществе, привели к преобладанию нуклеральной семьи. Семья выполняет целый ряд функций, среди кот. важнейшими явл-ся репродуктивная, воспит., хозяйственно-эконом. и рекреационная.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"