Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа

Краткое описание

Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Позднякова.doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

 Рисунок 5

Сравнительный анализ результатов семейного благополучия семей при первичной и итоговой диагностики

      

    На  диаграмме 5 представлены показатели соотношения результатов семейного благополучия семей на первичной и итоговой диагностики : семья М 18/20 б., семья Б 19/22 б., семья К 17/24 б., семья Н 20/23 б., семья И 17 /21б.

      Мы  видим, что показатель благополучия семьи увеличился. В семьях расширился общий и культурный кругозор, повысилась творческая активность взрослых и детей, улучшились взаимоотношения между детьми и родителями, уменьшилось число  детей и подростков с отклоняющимся поведением, произошло установление гражданской позиции у детей и укрепление ее у родителей. Повысился уровень педагогической и правовой компетенции у родителей, усилился тем самым  ее воспитательный потенциал, уменьшились факторы риска, приводящие к семейному неблагополучию.

      Проанализировав результаты итоговой диагностики можно сделать вывод, что задачи программы достигнуты, а это в свою очередь способствует профилактики безнадзорности и беспризорности детей.

      В дальнейшем профилактическая  деятельность с неблагополучными семьями будет  направлена на закрепление достигнутых положительных результатов в работе с семьей. Это может быть семейное консультирование, проведение  позитивного семейного досуга, оказание материальной  помощи, оформление необходимых документов, летнее оздоровление детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:

      Нами  была  проведена исследовательская  работа с неблагополучными семьями  на базе БУ Омской области “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Колосовского района”. По результатам первичной диагностики стало ясно,  что изученные нами семьи нуждаются в улучшении  микроклимата в семье, обучении навыкам конструктивного межличностного взаимодействия детей и родителей, усилении   воспитательного потенциала семьи, что способствует профилактики детской безнадзорности и беспризорности.

  С этой целью нами была разработана программа “Шаг навстречу”. В реализации программы приняли участие семьи,   состоящие на учете в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних, для которых проводились тематические беседы, родительские собрания, часы общения, вечера отдыха. Дети и родители были активными участниками проводимых мероприятий.

      По  завершении времени, отведенного на реализацию программы,  нами бала проведена  итоговая диагностика. Мы видим, что показатель благополучия семьи увеличился. В семьях расширился общий и культурный кругозор, повысилась творческая активность взрослых и детей, улучшились взаимоотношения между детьми и родителями, социокультурная среда семьи гармонизировалась. Повысился уровень педагогической и правовой компетенции у родителей, усилился тем самым  ее воспитательный потенциал, уменьшились факторы риска, приводящие к семейному неблагополучию. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Семья - это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в  целом, поэтому институт социальной работы  с семьей сегодня просто обязан изучать социальные проблемы неблагополучных семей и активно их решать. В то же время, социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

     В настоящее время семья как  социальный институт переживает тяжелый  кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.

     Воздействие неблагоприятных условий жизни  детей в семьях достаточно длительное время вызывают негативные психические, физические и другие изменения в организме и личности ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям, таким как безнадзорность  и беспризорность детей.

     Проведенное нами исследование показало, что своевременная  помощь со стороны  специалистов социально-реабилитационных центров может помочь избежать негативных последствий неправильного воспитания в неблагополучных семьях.

     Подводя итог работы, можно сказать,  что  мы изучили и проанализировали социально-педагогическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, с целью выяснения причин детской беспризорности и безнадзорности и определения эффективности методов профилактической работы, определили содержание профилактической  работы специалиста по социальной работе   с неблагополучной семьей.  Провели первичную диагностику семей, на основе которой разработали и реализовали программу по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних “Шаг навстречу”. По завершению программы,  нами бала проведена итоговая диагностика, которая позволили сделать выводы, что путь решения комплекса проблем детей,  лишенных надзора со стороны родителей, заключается в раннем выявлении семейного неблагополучия и оказание своевременной помощи нуждающимся в ней семьям.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1985.-186 с.
  2. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска» - М., 2005-117с.
  3. Воронова Ю. Социальная работа с уличными детьми. Социальная Педагогика. -2004.(№3)-106 с.
  4. Воспитание без ограничений // Семья и школа - № 12, 1997. – 15с.
  5. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2002.- № 6- с.98

6.Голофаст В.Б. Функции семьи // Семья и личность. – М., 1974.-86 с.

7.Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /Владимир Петрович Галаганов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.

8.Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 320 с.

9.Домашенко  В.В. Сборник методических рекомендаций и нормативно-правовых актов по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений, защите их прав. Часть I. - Омск, 2004. как основной интегрирующий фактор этой социальной группы // Современная семья:– 25 с.

10.Домашенко  В.В. Сборник методических рекомендаций и нормативно-правовых актов по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений, защите их прав. Часть II. - Омск, 2004. – 30 с.

11.Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/д: Феникс, 2005. – 288 с.

12.Донина О.И., Шубович М.М. Семья: педагогические аспекты деятельности социального работника. Уч. пос. – Ульяновск: УлГУ, 2002.-244 с.

13.Емельянова Р. Дети Омской области. Омская правда. – 2005. -№21.-68 с.

14.Журнал “ Семья в России” №1 –2006год, В.А.Горхова, “Комплексная диагностика в реабилитационном центре”. Стр. 74-83

15.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 2000.-186 с.

16.Зайцева Н.М. «Первые шаги» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007 г., с.40 – 42.

17.Зубкова Т.И. Профессиональная социально-педагогическая деятельность в системе социальных служб. Дети в меняющемся мире: Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы-М., 2001.-124 с.

18.Кордонский М. Воспитание беспризорной свободой. Первое сентября. – 2005. – №43- 24 с.

19.Колесник В. Жизнь бродяжки что полоски на тельняшке. СЕМЬЯ. – 2004. – №20. -26 с.

20.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт-М" 2001. - 160 с.

21.Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях/ Л.М.Митина // Вопросы психологии. 1997- . №4 – с.36

22.Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети./ Г.А.Макеев.-  Волгоград.: Просвещение, 2000- 253 с.

23.Михеев Г. Дети Венеры. СЕМЬЯ. -2005.-№19.-58 с.

24.Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. – М.: Академический проект, 2003.-135 с.

25.Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков // Социологические исследования. № 2, 1982. – с. 105-113.

26.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства./ Р.В.Овчарова – М.: Мысль 2003- 268с.

27.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

28.Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с.

29.Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.-156 с.

30.Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей // Семья в России. - № 2. - С.90-102

31.Психологическая помощь родителей детям) / А. И. Захаров. - СПб. : РЕСПЕКС, 1995. - 192 с.

32.Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.

33.Смирнова Е.О. Межличностные отношения подростка: диагностика, проблемы, коррекция -М., 2004-87с.

34.Социальная энциклопедия / Под ред. А.П.Горнина, Г.Н. Кареловой, Е.Д. Катульского и др. М: Большая Российская энциклопедия, 2000 год- 256 с.

35.Саленко Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей // Социальная педагогика. № 1, 2006. – с.76-86.

36.Сидорова Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита // Социальная педагогика, №  2, 2003. с. 98 – 100.

37.Смирнова Е. О.. Структура и динамика родительского отношения/ Е.О. Смирнова Е. О..// Вопросы психологии.-  2000. - № 3- 67 с.

38.Тростанецкая Г.  Социальные сироты в нашем обществе // Социальная педагогика, № 4, 2004. - с. 3 – 8.

39.Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с.

40.Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. – 212 с.

41.Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. – 668 с.

42.Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 340 с.

43.Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи.-Ростов н/д,2004-167 с.

44.Чернышова Т.С. Воспитание трудного ребенка. - М., 2002.-168 с.

45.Шипунова Т. Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье // Социальная педагогика. – 2003, № 4. – С. 65 -74.

46.Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие/Т.И.Шульга. - М.: Дрофа, 2005. – 326с.

47.Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие/Т.И.Шульга. - М.: Дрофа, 2005. – 326с.

48.Шилова Т. Дом, в котором всегда тепло. Омская правда-Намедни. – 2007. – №109 (14 ноября) -24 с.

49.Шустрова Т. Организация профилактики девиантного поведения детей в истории России . Учитель. – 2005. – №3-118 с.

50.Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Взаимодействие специалистов с неблагополучной семьей - М., 2005.-112 с.

51.Юдина А. Нетрадиционные формы семейного жизнеустройства несовершеннолетних // Социальная педагогика. № 1, 2006. – С. 110-113.

52.Яковлев Т.А.  Кто дает беспризорнику путевку в жизнь // Беспризорник. – № 7.2006, -с. 46- 42. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение  № 1

    Опросник  “Анализ семейной тревоги”(АСТ) 

    1. Знаю, что  члены моей семьи часто бывают недовольны мной.
    2. Чувствую, как бы я ни поступил (а), все равно будет не так.
    3. Я многое не успеваю сделать.
    4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват (а) во всем, что случается в моей семье.
    5. Часто чувствую себя беспомощным (ой).
    6. Дома мне часто приходится нервничать.
    7. Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим  (ей) и неловким(ой).
    8. Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым (ой).
    9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.
    10. Часто чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.
    11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.
    12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще много сделать.
    13. Нередко чувствую себя лишним (ей).
    14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
    15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
    16. Мне кажется, что если бы я вдруг исчез (ла), то никто бы  этого не заметил.
    17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, но. Как правило, приходится совсем другое.
    18. Как подумаю о своих семейных делах – начинаю волноваться.
    19. Некоторые члены моей семьи бывают неудобно за меня перед друзьями и знакомыми.
    20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но, оказывается, вышло плохо.
    21. Мне многое у нас не нравится, но я стараюсь этого не показывать.

Информация о работе Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних