Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа

Краткое описание

Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Позднякова.doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

Дать участникам две-три минуты, а затем попросить  несколько человек поделиться своими воспоминаниями с аудиторией.

Задайте вопросы:

  1. Как следует назвать способ общения, использованный в приведенных примерах?
  2. Как дети реагируют на такой стиль общения?

Сообщить группе, что подобное общение может поставить  ребенка в тупик и, фактически, вредно потому что он:

    • Может не знать, что он сделал неправильно.
    • Может начать сомневаться в том, любите ли вы его.
    • Может не понимать, почему его поведение злит вас.
    • Может упрямиться и вести себя по-прежнему, потому что тоже злится и чувствует, что он не в состоянии угодить вам.
    • Ребенок может замкнуться, избегать общения, потерять уверенность в себе.

 

Записать на доске три условия, которые необходимо выполнить, чтобы не понижать уверенности  ребенка в себе и одновременно улучшить его поведение. 

  1. Описание  поступка или поведения.
  2. Сообщение вашего отношения к этому поведению.
  3. Объяснение, почему это вас беспокоит.
 
 

Когда… (опишите поведение), я чувствую… (назовите чувство), потому что (объясните, почему поведение вас беспокоит). 

 

Примеры Я-высказываний:

  • Когда ты не делаешь домашние задания по математике, я нервничаю, потому что знаю, что у тебя будут плохие оценки.

(Когда  ты не выполняешь  домашние задания  по математике, я  волнуюсь, потому  что знаю, что у  тебя будут плохие  оценки.)

  • Когда тебя допоздна нет дома, я сержусь, потому что беспокоюсь, что с тобой что-то случилось.

(Когда тебя допоздна нет дома, я беспокоюсь, что с тобой что-то случилось, и сержусь.)

Задание 4.

Попросить участников сформировать небольшие группы, желательно из незнакомых между собой людей. Дать каждой группе лист бумаги и маркер.

Сообщить инструкцию:

  • Придумайте ситуации, в которых кто-то из родителей беспокоится, нервничает, расстраивается из-за поведения ребенка.
  • Сформулируйте Я-высказывания соответствующие каждой ситуации.
  • Запишите высказывания на бумаге.

      По  окончании выполнения задания попросить  кого-то одного из каждой группы поделиться ситуацией и соответствующим Я-высказыванием со всеми.

Подведение итогов.

Задать вопросы.

  1. Легче ли общаться с использованием Я-высказываний? Почему?
  2. Является ли общение с использованием Я-высказываний более эффективным, чем угрозы или наказания?
  3. Как родители могут приобщить ребенка к использованию Я-высказываний?
  4. Какое влияние окажет эффективное общение на обстановку в доме?

Закрепление материала: «Правила эффективного общения».

Домашнее задание: Попросить каждого участника  пользоваться Я-высказыванием в семье в течение последующего времени.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №7

Беседа  “Родители как  пример социальных связей”.

Цель:

- побудить родителей быть положительными ролевыми моделями;

- дать определение положительным ролевым моделям.

- показать, как положительные ролевые модели влияют на детей.

 

Материалы:

Доска, листы бумаги, открытки, карандаши.

Ход занятия.

      Сообщить  о целях и задачах занятия.

    Эпиграфом к нашему заданию  мы выбрали слова  А.С.Макаренко,  который  был  уверен,  что  «родительские требования  к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом вот первый и самый главный  метод воспитания, и если с ребенком неблагополучно, нужно прежде всего самого себя положить под микроскоп. И нужно не ребенка перевоспитывать, а менять свое отношение к нему, так как его отношение к себе зависит только от вас». Скажите, какие мысли, чувства вызывают у вас эти слова Антона Семеновича, о чем он хотел нам сказать?   У меня в руках волшебная палочка, как только она попадает кому-то в руки, тот человек начинает говорить. Итак, волшебная палочка  попала к моему соседу слева  по кругу. Родители по очереди высказываются… «Спасибо».

 

Задание 1.

      Сообщить, что в жизни каждого из нас  есть люди, которым мы подражаем, или, говоря на языке детей, те, с кого мы «берем пример». Это могут быть известные личности, знаменитые люди, но чаще всего – это наши знакомые или члены семьи. Известные личности, будучи ролевыми моделями большого количества людей, оказывают влияние на общество.

      Спросить, кто становится знаменитой личностью  в нашей стране.

Попросить родителей назвать имена таких  людей и записать их на доске.

      Сказать, что дети, подростки и молодежь склонны к подражанию знаменитым людям больше, чем взрослые. При  этом знаменитые люди, как ролевые модели, оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на детей.

      Предложить  подумать и назвать людей, которым  дети подражают.

Запишите  их имена на доске.

      Предложить  участникам  вспомнить свою юность и человека, который был для них образцом для подражания, оказал сильное влияние, благодаря помощи и поддержке которого они стали тем, кем являются сейчас.

Дать  участникам время на размышление, поделиться с соседом слева, кто это был.

      Предложить  вспомнить, какими качествами обладал этот человек и почему он стал столь значимым в вашей жизни.

      Попросить участников назвать эти качества и записать их на доске, озаглавив  список «Черты позитивной ролевой модели».

      Подчеркнуть, что именно этими чертами обладают люди, которые влияют на нашу жизнь и жизнь наших детей. Всем нам нравится находиться рядом с ними. Им мы обязаны в себе всем самым лучшим. Каждый из нас обладает несколькими из перечисленных черт, поэтому мы можем стать примером для детей.

      Раздать листы бумаги или открытки и ручки и попросить участников написать письмо человеку, который сыграл важную роль в их жизни. Пусть они выскажут ему свою признательность (предупредить, что нужно будет читать перед всей группой).

      Дать  определение ролевой модели.

      Ролевая модель – это не человек. Ролевая модель – это поведение, которое демонстрирует данный человек, поведение, которое не может быть отделено от самого человека.

      Поведение человека должно пройти два уровня «фильтрации», чтобы стать ролевой  моделью. «Фильтрами» являются вопросы, на которые мы должны ответить самим себе:

  1. Нравится ли мне это поведение?
  2. Могу ли я вести себя также?

          Если  кто-то из знаменитых людей в вашем  сознании не может пройти оба эти  фильтра, он не станет для вас ролевой  моделью.

      Обратная связь.

    Что вы узнали о людях, которыми восхищаетесь?

    Как знание черт положительных ролевых  моделей мотивирует вас стать  примером для подражания?

          Попросить участников не забывать о своих положительных  чертах в общении с детьми.

    Совет: Живите так, чтобы ваши дети, думая о том, какими они хотят стать, думали о вас.

    Домашнее  задание

    Цель  задания – рассмотреть знакомых людей в качестве положительных  ролевых моделей, оценить имеющиеся  ролевые модели.

    Пусть ваш ребенок напишет список людей, всего около 20 имен.

    «Профильтруйте» вместе с ребенком каждое имя через оба «фильтра»: желаемое поведение и достижимое поведение.

    Добавьте  к списку, составленному ребенком несколько имен знакомых людей: членов семьи, друзей, соседей, учителей.

    Попросите, чтобы ребенок «профильтровал»  эти имена.

    Спросите  ребенка, что он понял.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 8

 

Час общения “Какие мы все разные”.

Цели:

-  создать дружескую атмосферу в группе.

-  раскрепостить группу.

- узнать лучше друг друга.

 
  1. Знакомство  в группе.

      В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга, литературного героя. Предоставляется полная свобода выбора. Имя должно быть написано разборчиво и крупно. Визитки крепятся на груди, чтобы каждый мог видеть и прочитать. Каждый вслух называет свое игровое имя и прилагательное, которое начинается с той же буквы, что и имя.

  1. Установление правил игры.

      В этой части работы определяются: регламент  встреч (время начала и конца занятий), групповые нормы.

Правила проведения игры:

    1 Правило «Активность» 

Каждый  частник  принимает активное участие во всех упражнениях, отсидеться  не дастся никому.

    2 Правило Принцип  «Я»

      Каждый  говорит только за себя, от своего имени. Не стоит уходить от обсуждения и  допускать рассуждения типа «все так думают», «большинство так думает». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: « Я думаю», «Я чувствую», «Мне кажется»…

    3 Правило «Конфиденциальность»

        Нельзя выносить обсуждаемые  проблемы за пределы группы. Все,  что говорится здесь, должно остаться между нами. Это одно из этических оснований групповой работы. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими (в группе) в тренинге.

      4. Правило «Искренность»

      В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – это то место, где вы можете искренне рассказать о том, что действительно волнует, интересует. Если не готовы быть искренними - лучше промолчать.

     5. Правило «Стоп»

      Право каждого члена группы сказать  «стоп»- прекратить обсуждение его  проблем.

 

    Упражнение  «Измеритель».

      Участникам предлагается на листе бумаги отмерить два одинаковых отрезка. На одном отрезке звездочкой, галочкой отметить свое эмоциональное состояние, настроение в данный момент.

 

Приветствие. Измеритель.

Упражнение  «Меня зовут… Я  люблю себя за то, что…» (15 мин.)

Цель: Восстановить в памяти имена участников группы и создать рабочую атмосферу.

Упражнение  проводится с мячом. Поймавший мяч  поочередно говорит две фразы  «Меня зовут … Я люблю себя за то, что…»

Осуждение: - сложно ли определить, за что я себя люблю? 

      Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что …» 20 мин.

      Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний. Количество участников должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам  фразу: «Мы с тобой похожи тем, что… (например, мы с тобой похожи тем, что живем в одном городе, учимся в одной школе и т.п.)». Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что … (например, мы с тобой отличаемся ростом, цветом глаз, длиной волос и т.д.)» Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Информация о работе Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних