Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа

Краткое описание

Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Позднякова.doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

7. ранг  социализации.

     Основным  этапом в работе является беседа, обсуждение полученных результатов.

     Этой  методикой мы ещё раз подтвердили  авторитарный тип воспитания семей, равнодушное отношение к своим детям, центральной фигурой выступает отец или мать. Некоторые подростки не включали одного из родителей в сеть, так как наблюдаются рассогласованные отношения с ними. Дистанция с отцами была выражена ярче, так как они не включали в свою сеть своих детей. Количество социальных контекстов не большое, наблюдается наличие конфликтных связей.

Матрицу определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания

(Шакурова М. В).

Цель: отразить семейную ситуацию каждой семьи, а также варианты возможного поведения детей и подростков, формируемые  приведенными в таблице ситуациями.

      Данная методика направлена на диагностическое исследование  семьи на степень благополучия.

Выполнив  инструкцию по определению обобщенного  показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания (общая сумма баллов - 105), мы получили характеристику каждой конкретной семьи. При анализе конкретной семьи сумма баллов (чем меньше баллов, тем выше риск):

    Сумма баллов ниже 21 - это индикатор семьи  группы повышенного риска; От 22 до 30 баллов - индикатор семьи в пределах допустимой нормы;

    Более 31 балла - показатель благополучной семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).  
     
     

Рисунок 2 

Степень благополучия семьи  до экспериментального исследования 
 

 
 

        На рисунок 2 мы видим, что степень благополучия семьи очень низкая, семьи находятся в группе риска. Сумма баллов семей: семья М 18 б., семья Б 19 б., семья К 17 б., семья Н 20 б., семья И 17 б. Мы выявили степень семейного неблагополучия.

    В результате проведения  методик, мы пришли к выводу, что в семьях наблюдаются нарушение детско-родительских отношений, присутствует , авторитарный и либерально – попустительский тип семейного воспитания. В семьях происходят конфликты, родители не уделяют должного внимания по отношению к детям.  У родителей наблюдается низкая педагогическая и правовая компетенция, круг социокультурных и духовных запросов семьи узкий. Родители не работают, злоупотребляют алкоголем, доход семьи  ниже прожиточного минимума т.к семьи живут на детские пособия и случайные заработки. В данных семьях наблюдается явное семейное неблагополучие.

    Итогом  диагностики стала разработка программы  по профилактики безнадзорности и беспризорности детей “Шаг навстречу”.

2.3. Разработка и реализация программы  «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.

       В последнее время значительно возросло количество семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями в них. Это усугубляет социальное неблагополучие детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно сказывается на физическом, психологическом и нравственном здоровье.

     Семья – важнейший институт социализации ребенка, который по-прежнему сохраняет свое исключительное значение. По данным социологических исследований, влияние на ребенка школы - 20%, средств массовой информации - 20 %, улицы и друзей - 20 %, семьи - 40%. Окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера.

     Семья создает для ребенка определенные модели, оценивая то, что происходит в обществе. Ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками.

      Однако,  отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка, высокий уровень подавления в воспитании, низкий уровень социокультурной среды и нарушение детско-родительских отношений способствуют отклоняющемуся поведению детей и подростков, безнадзорности и беспризорности  детей.

     Таким образом, роль семейного общения  очень велика в определении направленности поведения детей и подростков. Именно в процессе взаимодействия родителей и детей закладываются основы норм поведения, жизненные планы и идеалы.

    Поэтому создание программы по формированию эффективности родительства и профилактики детской безнадзорности и беспризорности на сегодняшний день очень актуально.

Цель  программы: профилактика безнадзорности и беспризорности  детей.

Задачи  программы:

- улучшение микроклимата в семье;

- обучение навыкам конструктивного межличностного взаимодействия детей и родителей;

- усиление  воспитательного потенциала семьи;

- организация  семейного досуга.

 Ожидаемые результаты:

- гармонизация  детско – родительских отношений;

- развитие  навыков межличностного взаимодействия родителей и детей; 

- усиление  воспитательного потенциала семьи;

- организация  полезного семейного досуга.

Объект (участники программы):

Объектом  программы являются семьи (дети и родители), состоящие на учете в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних БУ Омской области “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Колосовского района”. В реализации программы принимают участие пять семей.  

Принципам работы:

  • принцип единства работы с родителями в сочетании с результатами диагностики семей;
  • принцип учета индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство родителей и детей, опору на положительное в их личностях;
  • принцип учета возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей и взрослых.

Основные  направления деятельности.

     Программой  предусматривается непрерывная, системная  и комплексная теоретико-практическая деятельность с семьей по трем  направлениям:

  1. Образовательное. Включает в себя помощь семье в формировании педагогической культуры родителей и их просвещением.
  2. Воспитательное. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывают ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи.
  3. Посредническое. Предполагает организацию различного  рода мероприятий,  семейных праздников; установление связей семьи с ведомствами, социальными службами, центрами по решению социальных проблем; информирование по вопросам социальной защиты семьи и детей.

 
Содержание  деятельности по программе

Наименование  мероприятия Цели  мероприятия
1 Родительское собрание «ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ» - повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросам воспитания ребёнка в семье и школе;

- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

- профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.

2 РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ с элементами творческой деятельности

«СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СЧАСТЛИВ ДОМА»

- сплочение  родителей и детей; 

- активизация  положительных эмоций;

- организация  семейного досуга.

3 Вечер отдыха «Вместе  весело шагать» - формирование атмосферы доверия;

- формирование атмосферы добра и безопасности;

-  развитие положительной динамики в отношениях.

-

4 Беседа для  родителей «Семейная гостиная» 
- показать родителям  значение умения слушать.

- предоставить  возможность применить приемы  умения слушать на практике;

- показать родителям  важность я-высказываний;

- дать возможность  тренироваться в использовании  я-высказываний. 

5 Беседа 

“Родители как пример социальных связей”.

- побудить родителей  быть положительными ролевыми  моделями;

- дать  определение положительным ролевым  моделям.

- показать, как положительные ролевые модели  влияют на детей.

6 Час общения “Какие мы все разные”. - создать дружескую атмосферу в группе.

-  раскрепостить  группу.

- узнать  лучше друг друга.

7
    Беседа 

     “Формирование целей и жизненных планов”.

- раскрыть роль  образования как самой главной  составляющей жизненных планов  человека;

- развивать представления  учащихся о значимости формирования  умений ставить цель и планировать  продвижение к ней; 

- рефлексировать  способы деятельности, выбранные для продвижения к поставленной цели.

8
    Беседа

    “Как справиться со своими недостатками”.

-повышение самооценки;

-сплочение детского  коллектива;

-закрепление  полученных знаний.


 

Формы работы:

- беседы  для родителей;

- родительские  собрания;

- часы  общения;

- тематические  беседы для детей;

- вечера  отдыха.

Этапы и сроки реализации программы.

    1. Организационный. Подготовка помещения, подбор методической литературы.
    2. Основной. Реализация программы по профилактики безнадзорности и беспризорности детей.
    3. Заключительный. Подведение итогов работы.

Программа реализуется в течение 10 месяцев. Периодичность занятий – один раз в месяц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Итоговая диагностика   и анализ результатов деятельности.

    Для того чтобы определить эффективность  разработанной нами программы, была проведена итоговая диагностика  теми же методиками что и проводились  при первичном исследовании.

    Опросник  “ Анализ семейной тревоги”

    Осуществив  опрос мы получили следующие результаты.

    Таблица 3

№ п/п Ф.И.О. Тревога Нервно-психическое напряжение В- чувство вины Семейная тревога
1. Б. Кристина 4 5 1 10
2. К.Надя 3 4 3 10
3. М.Эльвира 4 3 2 9
4. Н.Зоя 4 3 3 10
5. И.Алексей 3 1 4 8

 
 

    Рисунок 3

Сравнительный анализ уровня  семейной тревоги при первичной и итоговой диагностики 

      

    
 

      Сравнительный анализ показывает, что при первичной диагностики дети (100%) имели высокие показатели по шкале «тревога», 20% -  «чувство вины», также были высокими показатели – 60% по шкале «нервно-психическое напряжение в семье».  При проведении итоговой диагностики мы видим, что снизился процент по шкале «тревога»  - 85%, незначительно снизились показатели по шкале «чувство вины» - 15%,  произошло снижение по шкале «нервно-психическое напряжение в семье» - 45%.  Можно констатировать, что после проведенных мероприятий уровень семейной тревоги не диагностируется, который просматривается из анализа всех трех шкал.

      Также мы провели методику «Рисунок социальной сети»

     Нами  была проведена беседа, из которой стало ясно,  что родители стали более терпимо относиться к своим детям, улучшились  взаимоотношения между членами семьи, увеличилось количество значимых людей. Подростки стали  включать родителей в сеть, так как стали наблюдаться согласованные отношения с ними. Дистанция с отцами сократилась. Количество социальных контекстов увеличилось, исчезли конфликтные связи.

Тест «Пытаетесь ли вы понять своего ребенка?».

     Методика показала, что авторитарный тип воспитания семьи, равнодушное отношение к своим детям, сменились демократическим.

     Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания.

      Нами  были получены следующие результаты: 
 
 

Рисунок 4

Результаты  исследования неблагополучных  семей на конец эксперимента 

      

    На  представленной диаграмме 4 мы видим  результаты исследования неблагополучных  семей на конец эксперимента, показатель семейного благополучия улучшился, но  кардинально изменить ситуацию в семье невозможно, так как остался стереотип семейного уклада, материальное положение незначительно изменилось в лучшую сторону.

Сумма баллов семей: семья М .20 б, семья  Б. 22 б, семья К. 24 б, семья Н. 23б, семья  И.21 б.

Показатели  соотношения результатов семейного  благополучия семей на   начальном этапе экспериментального исследования и на заключительном 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних