Формирование инновационной среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 17:39, реферат

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является анализ инновационного потенциала предприятия оценка его способности к инновациям. Задачи работы:
• дать общую характеристику предприятия;
• оценить инновационный потенциал;
• оценить инновационный макро и микро климат;

Содержание

Введение
1.1 Инновация как экономическая сущность рыночной экономики
1.2 Управление, планирование и организация инновационной деятельности
1.3 Оценка эффективности инновационного проекта
1.4 Методы оценки эффективности проекта
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

123.docx

— 83.04 Кб (Скачать файл)

Реферат

Тема:

            формирование инновационной среды организация реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1.1 Инновация как экономическая сущность рыночной экономики

1.2 Управление, планирование и организация инновационной деятельности

1.3 Оценка эффективности инновационного проекта

1.4 Методы оценки эффективности проекта

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Целью настоящей  курсовой работы является анализ инновационного потенциала предприятия оценка его  способности к инновациям. Задачи работы:

  • дать общую характеристику предприятия;
  • оценить инновационный потенциал;
  • оценить инновационный макро и микро климат;
  • провести анализ сильных и слабых сторон предприятия для осуществления инновационной деятельности, оценить угрозы и возможности;
  • провести финансовый анализ на возможность осуществления инновационной деятельности.

Объект  анализа – ООО «Джапанавто»

Предмет анализа – способность к инновационным  процессам.

Работа  состоит из 2-х частей. Теоретической  и практической. В практической части  дается общая характеристика предприятия, оценивается инновационный потенциал  и климат, проводится SWOT-анализ, проводится анализ финансового состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Инновация  как экономическая сущность рыночной  экономики

 

Весьма  распространенным является определение  инновации как «процесса внедрения новых продуктов, услуг и производственных процессов» [10, С. 21].

В современной  литературе весьма распространенным является двоякое толкование сущности инновации. Нововведение, с одной стороны, «есть процесс доведения технического изобретения до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект», а с другой стороны, - «конечный результат этого процесса, т.е. изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования продукта или товара, появившегося в результате процесса нововведения в первом значении этого понятия» [13, С. 5].

Двойственность  в трактовании термина «инновация» приводит к смещению понятий, что затрудняет процесс целеполагания. Это, в свою очередь, влечет за собой разные подходы к пониманию эффективности инновационной деятельности. Поэтому, необходимо четкое разграничение понятий.

В то же время многие исследователи полагают, что инновации следует рассматривать как изменение состояния того или иного объекта (системы). Впервые такой подход к определению инновации предложил И. Шумпетер, который ввел в научный оборот понятие «осуществление 11 новых комбинаций». Согласно И. Шумпетеру, новые комбинации представляют собой изменение производства и рынка и осуществляются в следующих случаях:

  • производство нового, т.е. еще не известного потребителям блага, или создание нового качества того или иного блага;
  • использование нового, т.е. в данной отрасли промышленности практически неизвестного…, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в новом способе коммерческого использования существующего товара;
  • освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
  • приобретение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще просто только предстояло создать;
  • выполнение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия» [11, С. 169].

Ряд экономистов  под инновацией понимают «прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера» [8, С. 160].

Отражая главный признак нововведения –  перевод научно-технических знаний в русло практического использования, сторонники формулировки определения инновации подобным образом, не учитывают должным образом другую составляющую нововведения – удовлетворение определенной общественной потребности. Так, исходя из этой формулировки, инновацией можно считать любые действия, приносящие прибыль.

Определяя содержание инновации, следует исходить из того, что, с одной стороны, ее целью является удовлетворение общественной потребности, а с другой стороны, она является средством, использование которого дает возможность получить определенный экономический эффект.

В этой связи  можно утверждать, что инновация - это новшество (продукт, услуги, технология), внедренное в деятельность промышленного предприятия с целью получения определенного экономического эффекта на основе удовлетворения определенной общественной потребности.

Именно  успешное сочетание лучшего решения  потребительской проблемы с возможностью получения определенного эффекта инициатором использования идеи, изобретения, решения позволяет говорить о появлении нововведения.

Для определения  роли инноваций в деятельности предприятия  необходимо рассмотреть объективную  необходимость их внедрения:

  • во-первых, создание и использование инноваций, с одной стороны, обусловлено конкурентной борьбой товаропроизводителей, а, с другой стороны, является решающим фактором повышения конкурентоспособности;
  • во-вторых, пионеры освоения инноваций имеют возможность получения дополнительной прибыли в результате временной монополии на рынке;
  • в-третьих, радикальные инновации являются практически единственным средством, опираясь на которое небольшое промышленное предприятие может превратиться в ведущую корпорацию.

Целесообразно отметить разную значимость воздействия  выше обозначенных причин на инновационную деятельность промышленного предприятия. Конкуренция является необходимой и обязательной причиной инновационной деятельности в силу того, что неконкурентоспособный производитель просто не выживет в рыночной среде, тогда как причины, связанные с прибылью и увеличением масштабов производства, стимулируют промышленное предприятие к достижению определенного положения на рынке.

Инновация является результатом инновационного процесса, под которым следует понимать совокупность трудовых процессов по разработке, внедрению и практическому использованию изобретений (замыслов, идей) в деятельности промышленного предприятия.

Одновременно, целесообразно рассматривать инновационную  деятельность как организацию работ на стадиях инновационного процесса в ходе реализации различных инноваций в рамках определенного промышленного предприятия.

Многообразие  инноваций обуславливает необходимость  их обобщения и систематизации, т.е. определенной классификационной работы.

Классификация позволяет проводить целенаправленную работу по реализации инноваций, выявлять их сильные и слабые стороны, вскрывать имеющие место резервы, отбирать наиболее эффективные варианты возможных решений, внедрять необходимые в данный отрезок времени нововведения и т. д. Классификация необходима при постановке разработчикам нововведений соответствующих целей, что является немаловажным условием выбора приоритетных направлений их деятельности и получения эффективных результатов.

В современной  литературе классификации инноваций  уделяется большое внимание, и  можно утверждать, что эта проблема исследуется в большинстве научных  публикаций, посвященных вопросам инноваций  и инновационной деятельности. Вместе с тем следует признать, что до настоящего времени нет единого подхода к классификации инноваций.

Все предлагаемые варианты классификации инноваций  различаются, прежде всего, по числу  положенных в их основание классификационных  признаков.

В качестве классификационных оснований словацкие  экономисты Л. Водачек и О. Водачкова [10, С. 28] предлагают такие признаки, как структурная характеристика инновационного изменения и интенсивность этого изменения.

Во многих исследованиях систематизация инноваций  осуществляется только по одному признаку. Например, Б. Санто [12, С. 83-84] таким признаком  считает характер общественных целей и различает по нему следующие разновидности инноваций:

  • экономические, ориентированные на прибыль;
  • экономические, неориентированные на прибыль;
  • специальные.

Спорным является деление инноваций по степени  завершенности, поскольку идея, не получившая законченное воплощение в принципиально  новых способах удовлетворения общественных потребностей, вряд ли может считаться инновацией. Это же обстоятельство подтверждает дискуссионность разделения инноваций на результативные и нерезультативные.

Чтобы классификация  инноваций носила прикладной характер и использовалась в управлении инновационной  деятельностью, в ее основу, следует  положить такие признаки, как форма реализации содержания, степень новизны, характер удовлетворяемой общественной потребности, способность к распространению, приоритет появления, время реализации инновации (рис. 1.1).

Инновации как принципиально новые способы (средства, приемы) удовлетворения общественных потребностей принимают две основные формы: продукты (предметы, товары) и процессы.

К инновациям в форме продуктов (предметы, товары) можно отнести нововведения, воплощенные в средствах труда, предметах труда и предметах потребления.

Инновации в форме процессов составляют прогрессивные изменения в технологических, организационных, управленческих, социальных и экономических процессах.

Инновации в форме процессов ориентированы, с одной стороны, на улучшение технико-экономических характеристик выпускаемых изделий, а с другой – на создание условий для освоения и производства новой продукции. Следовательно, в составе инноваций в форме процессов могут быть выделены:

  • инновации, ориентированные на улучшение технико-экономических характеристик выпускаемых изделий;
  • инновации, создающие условия для освоения и производства новой продукции.

Одновременно  инновации в форме процессов  по совершенствованию выпускаемой продукции и созданию условий для освоения и производства новых изделий находят свое отражение в повышении технического, организационного, экономического и социального уровней предприятия

 

Рисунок 1.1 - Классификация инноваций

 

В связи  с этим инновации в форме процессов  могут быть расчленены на инновации по повышению технического, организационного, экономического и социального уровней предприятия. Технический, организационный, экономический и социальный уровни имеют довольно сложную структуру, что предполагает дальнейшее деление инноваций в форме продукта и процесса. Так, инновации по повышению технического уровня производства можно подразделить на инновации совершенствующие орудия труда, предметы труда, технологические процессы и т.д. В составе инноваций по повышению организационного уровня предприятия позволительно выделить инновации по повышению уровня организации основного производства, производственной структуры, труда и управления.

Инновации в форме продукта (предмета, товара) и в форме процесса взаимосвязаны  и взаимозависимы. Известно, что  инновации в форме продукта весьма часто требуют инноваций в форме процессов для того, чтобы к ним адаптировалась существующая производственная база и составляющие ее техническая, технологическая, организационная и социальная системы. В то же время инновации в форме процессов могут открывать новые возможности для инноваций в форме продуктов (предметов, товаров).

По степени  новизны инновации можно подразделить на радикальные (базисные) и ординарные (улучшающие). Радикальные (базисные) инновации коренным образом преобразуют возможности удовлетворения общественных потребностей, поскольку их основу составляют принципиально новые научные знания. В отличии от радикальных, ординарные инновации не затрагивают научной первоосновы традиционных способов, приемов и методов удовлетворения общественных потребностей, а совершенствуют их посредством определенных количественных и качественных изменений.

Одним из оснований для классификации  инноваций является их способность  к распространению. По этому признаку выделяются единичные (разовые) инновации, которые в силу своей специфики могут использоваться только в пределах одной системы, и диффузные инновации, природа и назначение которых позволяют тиражировать их в другие системы. В свою очередь, диффузные инновации могут быть подразделены на внутриорганизационные, реализуемые в рамках одной организации, и межорганизационные, применимые в нескольких организациях.

Информация о работе Формирование инновационной среды организации