Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа

Краткое описание

Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Позднякова.doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

    Приложение  №2

    тест "Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка? " (Р.В. Овчарова).

Цель: Определить тип семейного воспитания.

1. Ребенок  капризничает. Не ест суп, хотя  всегда ел, Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите  выйти ему из-за стола;

в) не выпустите  его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш  ребенок во дворе «крупно»  поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете  во двор и «разбираетесь» с детьми;

б) советуете  ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете  остаться дома.

3. Ваш  ребенок смотрит фильм, вместо  того, чтобы делать уроки. Вы:

а) начинаете  его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без  слов выключите телевизор.

4. Ваш  ребенок скрыл от Вас полученные  двойки. Вы:

а) в  гневе и за двойки и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь  помочь исправить положение;

в) физически  или как-нибудь иначе наказываете  подростка.

5. Ваш  сын (дочь) гораздо позже назначенного  времени вернулся домой. Вы:

а) не выяснив  причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

в) накажите.

БЛАНК ответов к тесту "Пытаетесь  ли Вы понять своего ребенка" (Р.В. Овчарова)

Таблица 2

№ вопр.                 СЕМЬЯ
М Б К Н И
1 в а в в в
2 б б б в а
3 в а а в а
4 б б а б а
5 в а а в а

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, Каких ответов  больше всего - А, Б, В.

А - это  тип авторитарного родителя, который  мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б - это  тип демократического родителя, понимающего, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В - тип  либерально - попустительского родителя, не пытающегося понять ребенка,  
 

Приложение  № 3

    Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи  как института воспитания.

п/п

Показатели  семьи Баллы  
1. Состав  семьи    
  мать, отец, дедушка, бабушка 5  
  только мать и отец 4  
  мать и отчим, отец и мачеха 3  
  одна мать, один отец 2  
  нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники 1  
2. Санитарно-жилищные условия семьи    
  благоустроенная отдельная квартира 5  
  квартира с  родителями супруга(и) 4  
  более одной  комнаты в коммунальной квартире. с удобствами 3  
  комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами 2  
  комната в общежитии, в бараке без удобств 1  
3. Доход семьи    
  могут практически  ни в чем себе не отказывать 5  
  денег в основном хватает, но для покупки товаров  длительного пользования берут  в кредит или в долг 4  
  на повседневные расходы денег хватает, но покупка  одежды вызывает трудности 3  
  живут от зарплаты до зарплаты 2  
  денег до зарплаты не хватает 1  
4. Педагогический  стиль семьи    
  постоянная  поддержка, разумная требовательность, к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия 5  
  слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость 4  
  первичная ориентация родителей на собственную жизнь  при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям 3  
  равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни 2  
  напряженно-конфликтные  отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые  к детям 1  
5. Уровень социального здоровья семьи    
  атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви 5  
  здоровый образ  жизни без особой эмоциональной  окраски: без ссор и без большой  привязанности, живут «по привычке»  4  
  в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен  к выпивке  3  
  судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов 2  
  стоят на учете  с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение  1  
6 Ценность  детей в семье     
  дети - главная  ценность в семье  5  
  дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством 4  
  дети дополняют  супружеские отношения  3  
  дети - элемент  социального статуса: «как у всех»  2  
  дети - обуза, доставляют много дополнительных забот беспокойства 1  
7 Отношения семьи со школой    
  высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность  о школьных делах ребенка  5  
  обращение к  педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях  4  
  интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери 3  
  критика педагогических методов школы, уклонение от посещения  родительских собраний 2  
  отсутствие  интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений  ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам) 1  

 
 
 
 
 
 

    Приложение № 4

Родительское  собрание

«ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ»

 
Цели:

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросам воспитания ребёнка в семье и школе;
  • выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;
  • профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.

Ход собрания

    Специалист  по социальной работе. Воспитывая своего ребёнка, мы желаем получить определённый результат: доброго, ласкового, послушного, понимающего и всегда прислушивающегося к нашим, конечно же, полезным советам. Мечтая воспитать в ребёнке личность, мы едва не падаем в обморок, лишь только он начинает себя проявлять. Тогда с тревогой мы замечаем, что наше дитя не всегда доброе, ласковое, послушное...

    Тема  нашего разговора - «Переходный возраст». Сегодня мы должны разобрать содержание этого понятия, рассмотреть особенности этого возраста, поговорить о том, как вести себя по отношению к своему ребёнку в этот период, чтобы не вызвать конфликтную ситуацию. 

    Итак, ребёнок вступает в то специфическое  состояние, которое принято называть «подростковым возрастом». Пожалуй, каждый современный родитель не раз слышал о «кризисе подросткового возраста». Память многих взрослых хранит массу впечатлений о том, какой была их собственная жизнь в этом возрасте. И далеко не все воспоминания о том времени можно назвать лёгкими и приятными. Вспомните, пожалуйста.

    Вопросы родителям.

    • Были ли у вас в данном возрасте конфликтные ситуации с родителями?
    • Считали ли вы себя правыми, а требования родителей - необоснованными, ненужными?

Родители  принимают участие  в беседе.

    Специалист  по социальной работе. Таким образом, в той или иной мере вы знакомы с проблемой переходного возраста.

    Вопрос  родителям.

    • Что же такое переходный возраст? Сформулируйте определение.

Родители  принимают участие  в беседе.

    Специалист  по социальной работе . Послушайте мнение специалистов по данному вопросу.

    Специалист  по социальной работе. Многочисленные статьи и телепередачи живописуют особенности, зачастую весьма специфические, подростковой субкультуры, рассказывают об ужасах подростковой преступности, сексуальных извращениях, наркомании. Все это заставляет большинство молодых мам и некоторых пап с внутренним содроганием ожидать момента, когда ребёнок достигнет «сложного возраста». И хотя «лёгких» возрастов не бывает, кризис отрочества, пожалуй, действительно самый острый и болезненный для всей семьи.

    Вопросы родителям.

    • Изменился ли характер вашего ребёнка в последнее время?
    • Каким образом?

Родители  принимают участие  в беседе.

    Специалист  по социальной работе. Подросток подвергается воздействию могучих сил, как бы распирающих его изнутри, в каком-то смысле, разрывающих его на части. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего, вступают в дело физиологические процессы, связанные с интенсивным созреванием организма.

    Специалист  по социальной работе. Все названное происходит на фоне того, насколько внешний мир и в первую очередь родители готовы понимать и принимать происходящее. В реальной семейной жизни и в отношениях с родителями этот процесс часто проявляется в психологическом «шараханье» ребёнка из одной крайности в другую. То он рассуждает и ведёт себя как совершенно взрослый, умудрённый опытом человек, то вдруг безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного пятилетку. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьёзным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным во вроде бы уже давно оговорённых и привычных делах, связанных с уборкой собственной комнаты и походом за хлебом. Происходят заметные, иногда кардинальные изменения привычек, сложившихся стереотипов поведения, способов проведения досуга и круга общения. Понятно, что такие моменты нагнетают напряжение в семье, задают неровный, «рваный» ритм жизни для всех её членов. Более того, поскольку большинство подростков ведут себя таким образом не только дома, но и «по жизни», это создаёт объективно сложные, иногда критические ситуации, расхлёбывать которые нередко приходится мамам и папам.

    В основе поведения подростка лежит  острая потребность в обретении  власти и контроля над собственной  жизнью. Стремление к автономии проявляется в первую очередь в отрицании традиций и поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в мире «этих странных взрослых». Вместе с тем, на более глубоких уровнях не только психологического, но житейского бытия потребность в более опытном внешнем авторитете сохраняется. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов... «Если ты уже такой самостоятельный, не обращайся ко мне за деньгами на покупку своих компакт-дисков, зарабатывай сам!», «Если ты такая взрослая, не лезь ко мне со своими обидами. Ты ведь не желала меня слушать, когда выбирала себе приятеля!» Знакомые фразы? Может быть, вам приходилось слышать нечто подобное в семьях ваших знакомых или от своих собственных родителей, когда вы были подростком? А может быть, что-то похожее вы говорили своему четырнадцатилетнему сыну или пятнадцатилетней дочери?

    Если  это так, то, пожалуйста, не обижайтесь. Внимательно посмотрите на то, как  звучат эти фразы не тогда, когда вы произносите их в запале, переживая гнев, досаду или обиду, а на бумаге - в чистом, так сказать, виде. Не случайно я упомянула обиду и досаду. Вряд ли руководствуясь подобными чувствами можно добиться хорошего результата.

    Подобное поведение родителей вызывает ответную реакцию, далёкую от того, что на самом деле изначально хотел подросток. Возникает порочный круг. Положение усугубляется тем, что обе стороны находят подкрепление безупречности собственной позиции в реально существующих обстоятельствах. Для родителей - это, например, забота о здоровье, безопасности и благополучии своих детей. Для подростка - убеждённость в том, что он не собирается делать ничего плохого и предосудительного, но его не слышат, не понимают и не желают с ним считаться. Всё это во многих семьях выливается в примерно следующий диалог.

    Ситуация.

    ДОЧЬ, (вслух) Мама! Я сегодня  пойду на дискотеку  и задержусь до десяти, (про себя) Я хочу, чтобы ты не беспокоилась. Со мной все будет  в порядке!

    МАМА, (вслух) А не рановато тебе до десяти торчать на дискотеках? Чтобы в восемь была дома! И вообще, лучше заняться уроками! (про себя) Хм, до десяти... С кем это она собралась? И куда? На какие деньги? Она уже не считает нужным даже спросить разрешения! Просто ставит меня в известность! Если так пойдёт дальше, скоро она вообще заявит, что не придёт домой ночевать!

    ДОЧЬ, (вслух) Ну мама! Я  уже обещала! (про  себя) Как ты можешь со мной так поступать! Что скажут друзья! Я уже не маленькая девочка!

    МАМА, (вслух) Напрасно ты даёшь такие обещания, не спросив взрослых! Мы еще поговорим об этом, когда придёт с работы отец!

    ДОЧЬ, (про себя) Зря  я вообще ей сказала! Права Ирка! Предкам  лучше ничего не говорить и всё делать по-своему. Поорут и успокоятся!

    Через пару недель... На часах — пол-одиннадцатого вечера. Мать мечется от телефона к окну: «Господи! Наверняка, случилось что-то ужасное! Она всегда предупреждает, Когда задерживается!» Папа на кухне судорожно накапывает валерьянки для супруги и коньяку для себя. Раздаётся звонок... На пороге стоит долгожданная дочь...

    Специалист  по социальной работе.  Уважаемые родители, какую фразу вы бы произнесли в подобной ситуации?

Мнение  родителей.

Информация о работе Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних