Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа

Краткое описание

Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Позднякова.doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

- осуществление коррекционной работы с семьей с целью восстановления нормальных взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющих отклонений в семейном воспитании. Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: групповая семейная психотерапия, индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей или отдельными ее членом, совместная групповая психотерапия детей и родителей.

       Таким образом, работа специалистов по социальной работе с семьей с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями в ней, педагогической несостоятельностью родителей должна быть ориентирована на реализацию комплекса мер по раннему выявлению и профилактике семейного неблагополучия, конфликтности и включать в себя деятельность по коррекции сложившейся семейной ситуации, созданию условий социальной реабилитации кризисных семей.

       Фундаментом системы профилактической и реабилитационной работы стала концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно – карательного подхода к детям, социализация которых оказалась нарушенной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание ему социальной и иной помощи.

       В законе РФ № 120-ФЗ «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» сформулированы задачи профилактики, которые совпадают с функциями педагогических технологий в отношении детей в трудной жизненной ситуации:

        1) своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении; 

       2) проведение профессиональной объективной  диагностики особенностей ребёнка и его проблемной ситуации, выявление его потребностей, проблем, интересов;

       3) разработка индивидуальной программы  профилактики, как набора услуг,  видов помощи и отношений, способствующих  разрешению проблем несовершеннолетнего; 

       4) реализация индивидуальной программы по преодолению социально опасного положения и улучшению качества жизни ребёнка.

       Впервые за многие годы в российском законодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемые с ведущими законами педагогической деятельности, предусматривающие функции и задачи социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в качестве приоритета профилактической работы.

       Каждое  учреждение профилактики безнадзорности выполняет по отношению к определённой категории подростков свои функции и на своём уровне решает определённый круг социально-педагогических задач.

       Профилактическая работа рассматривается как средство предотвращения социально-негативных явлений: правонарушений несовершеннолетних, социальной дезадаптации подростков, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребления подростками психоактивных веществ и т.д. Профилактическая работа организуется в отношении определённых групп детей: дети, оставшиеся без попечения родителей, правонарушители, школьники, подростки из неблагополучных семей и т.д. Таким образом, профилактическая работа выстраивается не по отношению к ситуации ребёнка, которую она призвана улучшить, а по отношению к отдельным характеристикам детской группы или негативного явления, характерного для группы лиц, являясь в целом не столько индивидуальной, сколько типизированной.

       Изложенное  диктует необходимость изучения социально-педагогических факторов, порождающих  безнадзорность и беспризорность. Социальная профилактика - своевременное предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Социальная профилактика создаёт предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.

       Социально-педагогическая профилактика понимается как система  мер, направленная на выявление социально-педагогических причин, способствующих проявлению безнадзорности и обеспечению их преодоления. В  основе социально-педагогической профилактики лежит изучение социально-педагогического климата, участие родителей, лиц их замещающих в воспитании подростков, социально-педагогическое влияние школы, улицы и других факторов. С одной стороны профилактика заключается в повышении роли родителей в воспитании своих детей. С другой стороны - изучение причин, побуждающих подростка выйти из под контроля воспитателя и оказаться на улице. Учитывая важность профилактики в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) обращается внимание на необходимость первичной, вторичной, третичной профилактики.

       Первичная профилактика безнадзорности включает комплекс социальных, психологических, образовательных и воспитательных мероприятий, предупреждающих безнадзорность среди детей и подростков, а также расширение беспризорности и приобщение их к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальной деятельности.

       Вторичная профилактика безнадзорности, беспризорности и бродяжничества состоит из комплекса социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предупреждающих рецидивные уходы из дома и образовательных учреждений, формирование бродяжничества и зависимости у лиц, эпизодически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, но не обнаруживающих признаков болезни, а также их криминализацию.

       Под третичной профилактикой беспризорности и бродяжничества понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов беспризорности, бродяжничества и противоправной.

     Одна  из форм работы социального работника  с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

          Социальный патронаж семьи и детей – это форма  индивидуальной адресной социальной поддержки  и необходимых услуг, которые  предоставляются на длительной основе семьям и детям, попавшим в особо  трудную и даже опасную, кризисную  ситуацию, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно ее преодолеть.

     Патронаж  предусматривает готовность  и  желание клиента получать помощь и работать вместе с социальной службой  над своими проблемами.

     Цель  патронажа – создание условий, которые позволяет клиенту со временем самостоятельно справляться со своими жизненными трудностями. Он ориентирован не на пассивное потребление клиентом поддержке и услуг, а на активное освоение и применение тех знаний и навыков, которые в процессе патронажной работы целенаправленно формируются. Именно этим патронаж отличается от всех других видов социальной помощи и поддержки, так как в обычной практике семья сама выбирает тот способ взаимодействия с социальной службой, которой представляется ей наиболее подходящим для эффективного разрешения возникающих проблем.

     Патронаж  использует различные методы социальной помощи и поддержки 

( консультирование, обучение, психотерапия, и т.д.)  Одной из важнейших задач патронажа является систематическое и целенаправленное педагогическое, правовое, психологическое и другое информирование обслуживающих семей.

    Существует  несколько классификаций социального  патронажа семей с детьми. Вид  и содержание патронажа мы определяем по характеру сложившейся в семье  ситуации и требованиями программы ее социальной реабилитации.

В зависимости  от времени включения семей в  программу социальной реабилитации патронаж бывает:

  • Первичный – предполагает первичный прием, ознакомление с запросом, поступающих от семей, изучение ситуации, сложившейся в семье, и выработку первичных рекомендаций по оказанию помощи;
  • Текущий – осуществляется во время реализации программы социальной реабилитации семьи;
  • Последующий – включает посещение семьи по окончании действия программы социальной реабилитации.

         В зависимости от интенсивности посещения семьи:

       - интенсивный - не реже одного раза в неделю- осуществляется в случаях, требующих экстренного вмешательства в ситуацию, а также на начальном этапе знакомства и сбора информации о семье;

       - обычный – один раз в месяц – осуществляется в ходе плановой работы с семьей в соответствии с установками программы ее социальной реабилитации;

       - контрольный – один раз в  квартал – устанавливает при  нормализации обстановки в семье  и необходимости временного контроля  за выполнением предписанных программой рекомендации.

       Патронаж  семьи и детей направлен на создание таких условий, в которых  постепенно приобретаются способности  к самостоятельному решению своих  жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде.

       Задачи социального патронажа: исправление совершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи; социальная реабилитация семьи; профилактика социального неблагополучия, предупреждение возможных кризисов.

       Специфика патронажа как формы работы с  семьей заключается в том, что он осуществляется систематизировано, комплексно и в определенные сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход. Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.).

       Многочисленные  проблемы семьи требуют использования  и сочетания разных видов патронажа:

       • социально-психологический – помощь в решении социально-психологических  проблем (психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, семейное и индивидуальное психологическое консультирование);

       • социально-педагогический – выявление  трудностей в обучении и воспитании детей и помощь в устранении их причин (психолого-педагогическая диагностика, психолого-педагогическая коррекция);

       • социально-правовой – юридические  консультации, оформление документов, представительство интересов семьи  в суде

       Патронаж  дает возможность наблюдать семью  в ее естественных условиях. Что  позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального работника, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей.

       Консультирование  необходимо родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Консультирование – основа стратегии взаимодействия, посредством которого оказывается помощь родителям в решении проблем,  которые возникают в семье при воспитании ребенка. Консультирование позволяет родителям взглянуть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно самим человеком не осознаются и не контролируются.

    Особенно  большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет  злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный работник берет такие семьи под особый контроль. Необходимо регулярно посещать подобные семьи, целенаправленно проводить с родителями индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму. Задача социального работника - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя. Основная задача социального работника - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Работа социальных работников с родителями осуществляется с коллективом родителей и индивидуально.

Информация о работе Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних