Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа

Краткое описание

Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Позднякова.doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

Решение проблемы беспризорности и безнадзорности детей как проблемы социальной, в  значительной мере порожденной общественными  условиями, предполагает принятие мер специальной профилактики.

- Необходимо  повысить роль и статус семьи как социального института, укрепить в общественном сознании представление о семье как ценности, для чего необходимо развернуть широкую информационно-просветительскую кампанию; создавать и внедрять системы подготовки молодежи к ответственному родительству;

- усилить  ориентацию  всех социальных систем (здравоохранения, образования, социального обслуживания) на семью как объект профессиональной деятельности;

- эффективность  действий органов власти по  профилактике детской беспризорности  и безнадзорности находится в прямой зависимости от результатов реализации социальной политики государства, заметных изменений в уровне жизнеобеспечения семей, в создании условий для воспитания и развития детей, в укреплении инфраструктуры образования, здравоохранения, культуры, обеспечении их доступности для всех детей и семей.

     В основу действующей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению  безнадзорности положена установка  на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи.

     Несмотря  на некоторые положительные результаты активизации деятельности органов  и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы массовой детской безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким спектром причин и проявлений.

     Уровень организации работы в стране по профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, недостаточно эффективен.

     В целях улучшения координации  и повышения эффективности деятельности органов и учреждений социальной защиты населения и здравоохранения  по вопросам профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации создан Координационный совет по вопросам детской безнадзорности и беспризорности, организован учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении. 

 

      Выводы по 1 главе

       Состояние детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. «Запущенность» детской безнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности. Следует отметить, что в связи с большим ростом детской беспризорности и безнадзорности, обусловленным целым рядом социально – политических и экономических факторов, эта проблема на сегодняшний день является особенно актуальной для России.

    К числу основных причин беспризорности можно отнести следующие:

  • утрата детьми одного или обоих родителей;
  • социальная неустроенность родителей (полная или частичная безработица, полная или частичная нищета, порождающая необходимость поиска дополнительного заработка, длительные командировки или состояние здоровья);
  • неблагоприятная обстановка в семье (конфликты, разводы, аморальный образ жизни родителей и т.п.) и детском ученическом коллективе (отсутствие взаимопонимания со сверстниками, с педагогами вследствие авторитарности последних, неудачи в учебе и т.д.);
  • педагогическая неграмотность, незнание или непонимание родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка;
  • преувеличение родителей представлений о самостоятельности их ребенка;
  • эгоистичность родителей, нежелание уделять внимание воспитанию своих детей.

   Семья как социокультурная среда имеет важное значение в становлении и развитии ребенка.

   Сформировался целый ряд негативных последствий  безнадзорности и беспризорности детей: дети, оказавшиеся на улице, остаются вне поля  зрения семьи, школы, совершают  противоправные действия. Поэтому профилактика безнадзорности и беспризорности является важным направлением в деятельности специалиста по социальной работе.

         Профилактическая  деятельность в отношении безнадзорных и беспризорных детей включает работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, своевременной гармонизации семейных отношений,  поиску форм занятости детей в свободное время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Работа с неблагополучными семьями по профилактике безнадзорности и беспризорности детей на базе  БУ Омской области « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Колосовского района»

       2.1 Специфика работы отделения профилактики безнадзорности БУ Омской области « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Колосовского района»

       Бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Колосовского муниципального образования Омской области создано постановлением Главы Колосовского муниципального образования от 16 июня 2003 года № 112-п, зарегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Омской области (Колосовский район) 26 июня 2003 года.

     В соответствии с распоряжением Правительства  Омской области от 30 января 2006 года № 19-рп «О принятии в собственность Омской области муниципальных учреждений» бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Колосовского муниципального образования Омской области принято в собственность Омской области.

     С принятием настоящей редакции Устава бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Колосовского муниципального образования Омской области переименовано в государственное учреждение Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Колосовского района» (далее - Центр).

      Учредителем Центра является Омская область.

      Функции Учредителя от имени Омской области  осуществляют:

1) Министерство  труда и социального развития  Омской области как отраслевой  орган исполнительной власти  Омской области (далее - Отраслевой орган);

2) Министерство  имущественных отношений Омской  области как орган исполнительной  власти Омской области в сфере  управления собственностью Омской  области (далее - Минимущество).

     Центр является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств областного бюджета.

     Полное  наименование Центра: бюджетное учреждение Омской области  «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних  Колосовского района».

     В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом.

     Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые и иные счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Учреждение имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     В Центре функционируют три отделения, среди которых – отделение  профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

       Клиентами отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних становятся несовершеннолетние, из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, находящиеся в социально опасном положении. Это семьи, которые в силу различных неблагоприятных факторов не могут обеспечить надлежащее содержание и воспитание и обучение детей и нуждаются в социальной поддержке, помощи для успешного выполнения своих функций.

     Основанием  для постановки в отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних является: приговор, определение или постановление суда, постановление КДН и ЗП (комитет по делам несовершеннолетних и защите их прав), ходатайство образовательного учреждения и личное заявление родителей.

   Основными задачами отделения являются:

    1. предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
    2. организация индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;
    3. оказание социальной помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей;
    4. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

    Основные функции отделения:

    1. выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальной поддержке;
    2. выявление истоков, причин социальной дезадаптации и девиантного поведения детей в социальном окружении;
    3. разработка и реализация индивидуальных программ социальной реабилитации детей, направленных на восстановление социального статуса, защиту прав несовершеннолетних;
    4. организация социального патронажа семей с несовершеннолетними, находящихся в социально опасном положении;
    5. формирование в тесном контакте с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реабилитационного пространства для несовершеннолетних, организация досуга;
    6. разработка и реализация планов по выводу семей с несовершеннолетними из трудной жизненной ситуации;
    7. реализация мер по защите несовершеннолетних от жестокого обращения со стороны родителей;
    8. консультативная, информационно-разъяснительная работа с несовершеннолетними и членами их семей по разъяснению их прав и обязанностей, порядка защиты прав и  интересов, установленных законодательством РФ;
    9. участие в создании банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
    10. представление интересов несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, в организациях и учреждениях по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
    11. участие в пределах своей компетенции в решении вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей;
    12. запрос информации у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашение для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и иных лиц.

      В отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних работают следующие специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, юрист. 

    Основными направлениями работы отделения являются:

    • Работа с семьёй (диагностика детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт отделение профилактике безнадзорности несовершеннолетних с семьёй и т.д.);
    • Работа с ребенком (диагностика и изучение личностных особенностей личности, создание “ситуации успеха”,педагогическая помощь и поддержка).
    • Работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения;
    • Профилактика социально-педагогической запущенности детей и повышение педагогической культуры родителей.

         Эффективность профилактики безнадзорности зависит от выполнения следующих условий:

      • Успешность ребенка в учебной деятельности;
      • Эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, родителями, учителями;
      • Психологическая защищённость;
      • Социальная защищенность (знание детей своих прав и обязанностей)

   Специалисты отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних прилагают максимум усилий для того, чтобы не допустить ситуации, когда ребенок   оказывается вне семьи и, если это случилось, предпринимают все возможное, чтобы вернуть ребенка если не в родную, то в замещающую семью.

   Профессиональная позиция специалистов при взаимодействии с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации, заключается в такой организации своевременной и квалификационной помощи семье, при которой создаются условия не только для решения существующей проблемы, но и раскрытия внутренних резервов семьи, запуска механизма социальной активности ее членов.

   Немаловажное значение имеет консультативная педагогическая и психологическая помощь несовершеннолетним и их родителям:

    • Своевременное выявление и постановка на учет в отделение профилактики несовершеннолетних данной категории;
    • Разработка индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних.

Информация о работе Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних