Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа

Краткое описание

Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Позднякова.doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

      Обсуждение: легко ли найти сходство и отличие  с другим человеком?

 

      Упражнение  «Школа - это целый мир».

      Ведущий бросает мяч участнику и просит назвать слово, связанное со школой. (школа, учитель, звонок, директор и  т.п.)

      Обсуждение: - какие чувства возникли у вас, когда вы произносили эти слова?

 

      Упражнение  «Дирижер».(15 мин.)

      Упражнение выполняется в круге. Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Один из участников становится дирижером. Дирижер показывает движения, остальные повторяют за ним. Задача водящего определить кто является дирижером. Если водящий определил правильно, он становится дирижером, а дирижер водящим. Если водящий не смог правильно определить, то водящий и дирижер выбираются по желанию.

 

      Упражнение  «Я хочу…» (10 мин.)

      Цель: Отработка рефлексивных навыков,

      Упражнение  проводится в кругу.

      Задача: Надо закончить фразу: «Я хочу…» и пути достижения своих желаний . Например: «Я хочу получить высший балл по английскому языку. Для этого     надо: …»

      Обсуждение: - легко ли вам было продолжить фразу? Что мешало?

 

Упражнение  «Ураган» (15 мин.)

Цель: Активизировать, «разогреть» членов группы, создать определенное эмоциональное настроение, снять напряженность.

Ведущий говорит фразу: «Поменяйтесь местами  все, кто…» (Утром пил кофе, у кого черные ботинки, кто в кроссовках, кто чистил зубы)

Причем  кто называет признак, сам должен им обладать. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-то место.

Оставшийся без  стула участник, становится ведущим. Если участник долго не может сесть  на стул, он может сказать: «Ураган», и тогда все сидящие в кругу  должны поменяться местами.

Упражнение «Подарки»

Материалы: каждому участнику набор листочков на единицу меньше общего количества участников, ручку.

      Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как  если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут название подарка или рисунок. Подарки не подписываются дарящим. Затем ведущий собирает подарки и складывает отдельными наборами не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержания записок.

Обсуждение  итогов может вылиться в свободный  обмен впечатлениями. 

 

Измеритель.

Участники по кругу делятся своими чувствами  от занятия , говорят о своем настроением  в данный момент.

На листочке графически отображают свое эмоциональное состояние на данный момент. Можно сравнить; в какую сторону изменилось настроение и изменилось ли?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 9

 

    Беседа  “Формирование целей  и жизненных планов”.

     
    Цели:

    - раскрыть роль образования как самой главной составляющей жизненных планов человека;

    - развивать представления учащихся о значимости формирования умений ставить цель и планировать продвижение к ней;

    - рефлексировать способы деятельности, выбранные для продвижения к поставленной цели.

Ход беседы

Сообщается тема беседы её цели. Далее в ходе беседы с подростками и выполнения ими специальных заданий происходит постепенное погружение в проблему и поиск ответов на задаваемые классным руководителем вопросы.

    1. Кого можно назвать образованным человеком?

    Это тот, кто развил способности своего ума, кто может воспринять всё, что захочет, всё, что ему покажется нужным, не нарушая при этом права других людей.

    2. Как человек может стать образованным?

    Сообразительный человек получает знания везде, где  бы он ни был, чем бы он ни занимался. Ошибочно полагать, что образование можно получить только в учебном заведении. Если человек любознателен, то он всегда ставит вопросы и стремится найти на них ответы.

    3. Какое значение имеет владение устной и письменной речью для образованного человека?

    Человек, пополняя свои знания, должен уметь  рассказать или написать об этом другим. Записывая свои мысли, ты выражаешься  точнее, чем излагаешь их вслух. Если собираешься делать какое-либо дело, необходимо чётко представить, что  ты должен сделать. Запиши свои соображения и сразу увидишь, не упустил ли что-нибудь, а если хочешь заинтересовать в деле кого-либо ещё, записанный план тем более пригодится.

    Комитет по экономическому развитию в США, занимающийся вопросами предпринимательства  и образования, провёл опрос среди 438 крупных и 6000 мелких предпринимателей с тем, чтобы выяснить, какие качества считаются самыми главными в бизнесе. На первый план был выдвинут «высокий уровень грамотности», т.е. умение читать и понимать смысл, а также выражать свои мысли как в разговоре, так и на бумаге. О своём образовании каждый должен позаботиться сам. Обучаясь в учебном заведении, следует постоянно задавать себе вопросы:

  • Как лучше приобрести знания?
  • Что нужно делать, чтобы достигнуть жизненного успеха, достигнуть исполнения своих главных жизненных целей?
  • Какие качества развить в себе, чтобы быть приятным окружающим?

    Вывод. Знания - это только потенциальная сила. Каждый должен организовать свои знания таким образом, чтобы получился чёткий план действий, направленный к конкретной цели. Не пренебрегай образованием, полученным в результате личного опыта или общения с другими умными людьми. Знания проложат дорогу к успеху и богатству, если только знаешь, какую дорогу выбрать.

    4. Понятна ли вам сегодня ваша жизненная цель? Если возможно, назовите свои отдалённые жизненные цели.

        Желающие  формулируют свой ответ на вопрос.

    5. Выскажите свою точку зрения по поводу портрета среднестатистического молодого россиянина, нарисованного Международным детским фондом 
ООН (ЮНИСЕФ).

    «Сексуально раскрепощённый, курящий, раз или  два в месяц балующийся легкими  наркотиками, регулярно страдающий от головной боли, не желающий учиться, не спешащий жениться и мечтающий о хорошо оплачиваемой работе».

    6. Можно ли достигнуть успеха в жизни без качественного образования?

        Желающие  формулируют свой ответ на вопрос.

    7. Что вы скажете о тех молодых людях, которые добиваются от преподавателей незаслуженных оценок или покупают их?

        Желающие  формулируют свой ответ на вопрос.

    А теперь поработаем в группе. Работайте все вместе, а когда ваш ответ будет готов, кто-то из вас познакомит нас со своей точкой зрения.

    Задание №1. Сформулируйте свои заповеди самоутверждения в жизни

После обсуждения ответа преподаватель  знакомит обучающихся  с заповедями

зарубежного писателя Наполеона  Хилла, которым он следовал в своей  жизни,

чтобы добиться успеха в  бизнесе.

    Шесть заповедей самоутверждения  в жизни

    Шесть заповедей самоутверждения  в жизни

  • Цель моей жизни понятна, и у меня есть все возможности для её достижения. Поэтому я требую от себя - не оставлять усилий, не сходя с этого места и не откладывая на потом, я обещаю сделать для этого всё, что в моих силах.
  • Я отдаю себе отчёт в том, что мысли - хозяева моего сознания - всегда воспроизведут себя во внешнем поступке. Потому по 30 минут в день я буду сосредоточиваться на воспитании в себе такой личности, какую я бы хотел видеть, рисуя в воображении мыслительный образ.
  • Из принципов самовнушения я знаю, что любое желание, которое я с необходимой настойчивостью культивирую в своём сознании, в конечном итоге обрастает практическими средствами его осуществления. Поэтому 10 минут ежедневно я буду посвящать задаче самовнушения.
  • Я чётко сформулировал жизненную цель и никогда не оставлю стараний, пока не добьюсь необходимой для её достижения уверенности в себе.
  • Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть со сделками, которые не принесут выгод всем участникам. Я добьюсь своего, привлекая на помощь силы, которые хотел бы использовать, объединяясь с другими людьми, я постараюсь убедить их помочь мне, продемонстрировав свою готовность помочь им. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, чёрствость, цинизм, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесёт успеха.
  • Я заставлю людей поверить в меня, потому что верю в себя и людей. Я подпишусь под этой формулировкой, заучу её наизусть и стану повторять её вслух раз в день, будучи совершенно убеждён в том, что она повлияет на мои мысли и поступки, и я наконец-то приобрету удачливость и уверенность в себе.

    Задание №2. Назовите причины, почему люди терпят крах в судьбе и карьере?

    Материал  для обсуждения:

  • плохая наследственность;
  • отсутствие ясных целей в жизни;
  • пробелы в образовании;
  • отсутствие силы воли;
  • болезни и невзгоды;

    *   влияние среды, особенно в детском возрасте;

    * откладывание дел в долгий ящик;

    * отсутствие настойчивости в достижении целей;

    * отрицательные качества характера;

    * отсутствие контроля над сексуальными влечениями;

  • бесконтрольная страсть к азарту;
  • неуверенность в принятии решений;

* неудачный выбор профессии; 
* самомнение и тщеславие;

* умышленная бесчестность

    Составляющие  успеха делового человека:

  • здоровье;
  • цель;
  • призвание;

    * способности;

    • трудолюбие;
    • профессионализм;
    • деловой этикет;

    *   внутренняя культура.

    Для того чтобы проверить, какими качествами вы уже обладаете, мы проведём с вами тестирование.

    Инструкция: в течение 15 минут (время засекается) ответьте на вопрос: «Кто я?» Используйте для этой цели 20 слов или предложений. Пишите не раздумывая, сразу то, что приходит в голову.

    А теперь посчитайте, сколько слов или  предложений написали. Чем большее  количество слов или предложений  вы написали за определённое время, тем выше у вас уровень самопрезентации. Проверьте, все ли 15 минут вы использовали или прекратили в середине - подумалось, что всё сказано. Если работа прекращена раньше, это говорит об ограниченных представлениях о себе.

    Если  ответов не более 8 - это означает, что ты или не хочешь представляться даже самому себе, или не думаешь о себе и пользуешься в повседневной жизни простыми и очевидными характеристиками.

    Если  ответов от 9 до 17 - средний, умеренный  уровень самопрезентации. Подумай, что мешало отвечать? Каких умений и знаний не хватает?

    Когда ответов 18 и более - это говорит  о высоком уровне самопрезентации. Ты смотришь на себя с разных сторон.

    Ответов больше 21 - не писал ли ты, что попало, чтобы написать как можно больше своих качеств?

    Проверьте, что вы записали, сделайте вывод, владеете ли вы уже сейчас качествами, которые характеризовали бы вас как образованного и делового человека.

Информация о работе Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних