Анализ правовых, административных и финансовых аспектов ежемесячного социального пособия в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:08, научная работа

Краткое описание

Система социального обеспечения является функцией социальной политики государства и призвана стоять на защите жизненно важных интересов и прав нетрудоспособных членов общества.
При разработке механизмов социальной защиты граждан, направленных на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения в случаях инвалидности, старости, потери кормильца и др. и закрепления размеров предоставления социального обеспечения в нормативно-правовых актах, принимается во внимание ограничение бюджетного финансирования. Одной из важных причин недостаточности налоговых сборов, которые влияют на размер пособий является высокая неформальная занятость населения (дать цифры из НСК).

Содержание

Введение 2
Цели, задачи и инструментарий 3
Обзор текущей ситуации 5
Анализ динамики основных показателей программы СП 5
Ситуация в обследованных районах 11
Выявленные проблемы 12
Администрирование 12
Причины роста получателей СП 12
Информация о праве на пособие 14
Организационные проблемы 15
Финансовые проблемы 15
Методические проблемы 17
Работа МСЭК 17
Мнение МСЭК 17
Мнение Минздрава 18
Мнение получателей: 21
Несогласованность пенсионного законодательства и законодательства по соцзащите 23
Направления расходов из средств СП получателями 24
Сравнительный анализ опыта России 25
Выводы 29
Рекомендации (проект) 29

Вложенные файлы: 1 файл

Лук.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 5. Сравнительный анализ перечня категорий, получателей социальной помощи в КР и РФ

 

Социальные пособия в КР

Социальные пенсии в РФ

Дети-инвалиды, страдающие ДЦП

 

нет

Дети-инвалиды

есть

 

Дети ВИЧ-инфиц.или больные СПИДом

 

нет

Дети. родж.от матерей с ВИЧ-СПИДом

 

нет

Инвалиды  с детства  I группы (III степени )

есть

 

Инвалиды  с детства  II группы (II степени)

есть

 

Инвалиды  с детства  III группы (I степени)

есть

 

Инвалиды       I группы (III степени)

есть

 

Инвалиды       II группы (II степени)

есть

 

Инвалиды       III группы (I степени )

есть

 

Престарелые граждане

есть

 

Престарелые жители высокогорья

 

нет

Матери-героини

 

нет

Дети, в случае потери кормильца

есть

 

Круглые сироты

есть

 

 

Таким образом, в РФ на федеральном уровне:

 

  • нет таких категорий – получателей СП, как дети, страдающие ДЦП, рожденные от матерей с ВИЧ-СПИДом, престарелые жители высокогорья, матери–героини. Однако, на региональном уровне возможны доплаты из бюджетов субъектов федерации.

 

  • дети-инвалиды, страдающие ДЦП, дети ВИЧ инфицированные или больные СПИДом приравниваются к детям–инвалидам.

Кроме того, в РФ различают 2 вида базовых пенсий:

  1. по старости;
  2. по инвалидности.

Причем базовая пенсия по инвалидности в два раза превышает базовую пенсию по старости.

 

Таблица 6. Размеры социальных пенсий имеющимся категориям получателей в РФ

 

Социальные пенсии

Привязка

Дети-инвалиды

100% от базовой трудовой пенсии по инвалидности III степени

Инвалиды  с детства III степени (I группы)

100% от базовой трудовой пенсии по инвалидности III степени

Инвалиды  с детства  II степени (II группы)

100% от базовой трудовой пенсии по инвалидности III степени

Инвалиды       III степени (I группы)

100% от базовой трудовой пенсии по инвалидности III степени

Инвалиды       II степени (II группы)

100% от базовой трудовой пенсии  по старости

Инвалиды       I степени (III группы), в том числе инвалиды с детства I степени

85% от базовой трудовой пенсии  по старости

Престарелые граждане

100% от базовой трудовой пенсии по старости

Престарелые граждане народов Севера

100% от базовой трудовой пенсии  по старости

Дети, в случае потери кормильца

100% от базовой трудовой пенсии  по старости

Круглые сироты

100% от базовой трудовой пенсии по инвалидности III степени


 

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним  районов с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат устанавливается повышающий  районный коэффициент  и определяется время более раннего выхода на пенсию.

 

 

Таблица 7. Доля СП в ПМ в РФ, отсортированных по убыванию, %

 

Категории

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Дети-инвалиды

11

52

51

52

45

57

56

71

71

Инвалиды  с детства  III степени

22

52

51

52

45

57

56

71

71

Инвалиды  с детства  II степени

11

52

51

52

45

57

56

71

71

Инвалиды III степени

11

52

51

52

45

57

56

71

71

Круглые сироты

11

52

51

52

45

57

56

71

71

Инвалиды II степени

7

26

26

26

23

28

28

35

35

Престарелые граждане

7

26

26

26

23

28

28

35

35

Дети. в случае потери кормильца

7

26

26

26

23

28

28

35

35

Инвалиды I степени, в том числе инвалиды  с детства I степени

6

22

22

22

19

24

24

30

30


 

 

Диаграмма 10. Динамика изменения доли СП в ПМ

 

 

Начиная с 2002г. доля пенсий в прожиточном минимуме растет, достигая в 2008 и 2009 годах 71%  для самых уязвимых категорий получателей социальных пенсий. 

Выводы

По результатам встреч и анализа статистических данных были получены следующие предварительные выводы:

 

  1. Имеет  место  объективно обусловленный рост получателей СП, связанный с потерей кормильца.
  2. Доля инвалидов получателей СП в общем числе инвалидов практически не меняется.
  3. Рост выявленного числа инвалидов и соответственно получателей СП можно связывать  с ростом размеров пособия, так как в ряды получателей СП стали вливаться те граждане, которые действительно являются правомочными, но низкий размер пособий не привлекал их заниматься оформлением документов, проходить МСЭК и т.д.
  4. Целевое использования средств СП в семьях зависит от уровня материального благополучия, чем выше уровень семьи, тем больше средств тратится на лечение и реабилитацию, в крайних случаях бедности  СП идет только на продукты питания для всей семьи.
  5. Действующие нормы  системы социального страхования могут в некоторой степени оказывать влияние на рост таких категорий получателей СП, как инвалиды и дети по потере кормильца.
  6. Практика невыдачи справок из АО  и домоуправлений, обусловленная невыплатой обязательных платежей приводит к  ошибкам исключения, а случаи  коррупционной деятельности МСЭК и невозможностью получения пенсии в СФ в силу утраченных архивов – к ошибкам включения.
  7. Размеры СП повысились, однако насколько они покроют потребности получателей, в условиях роста тарифов - пока неизвестно

 

 

Рекомендации (проект)

На рассмотрение специалистов рекомендуется новый дизайн программы СП, которые предполагает:

 

  1. Сократить число категорий получателей с 15 до 9.
  2. Размеры СП привязать к базовой части пенсии, посредством повышающих коэффициентов.

 

По результатам изучения дизайна системы предоставления СП в КР,  с учетом анализа последних изменений, внесенных в связи с ожидаемым ростом тарифов, а также по итогам встреч с экспертами и различными категориями получателей СП, используя опыт предоставления социальных пенсий в  РФ, были выработаны следующие рекомендации для широкого обсуждения.

 

Сократить число категорий получателей СП с 15 до 9. Для этого:

  1. Объединить категории «дети ДЦП», «дети-инвалиды», дети вич-инфиц.или больным СПИДом и дети, рожденные от матерей с ВИЧ/СПИДОМ в одну группу «дети-инвалиды».
  2. Выделить из группы «дети-инвалиды» тяжелых детей, соответствующих I группе инвалидности.

Таким образом, все дети будут иметь только две категории, «дети-инвалиды» и «дети-инвалиды, соответствующие I группе инвалидности».

  1. Убрать категорию «инвалид с детства».
  2. «Дети-инвалиды» и «дети-инвалиды, соответствующие I группе инвалидности» при достижении 18 летнего возраста переходят в категории инвалидов I, II и III групп.
  3. Убрать отдельную категорию престарелые граждане высокогорья и объединить их в общую категорию престарелых граждан.
  4. Остальные категории оставить без изменения – «матери героини», «дети, потерявшие кормильца» и «круглые сироты».

 

Размеры СП привязать к базовой части пенсии, посредством повышающих коэффициентов.

 

При этом в переходный период к страховому накопительному принципу пенсионного обеспечения во избежание социальной несправедливости предусмотреть следующие положения:

  1. В случае если размер пенсии по потере кормильца (круглые сироты) из средств СФ окажется меньше, чем установленный государством размер СП по потере кормильца (круглые сироты), то по заявлению в ОСЗН следует доплачивать детям-пенсионерам до соответствующего размера СП.
  2. Аналогичное положение касается пенсии по инвалидности. Если размер пенсии по инвалидности из средств СФ окажется меньше, чем установленный государством размер СП по инвалидности, то по заявлению в ОСЗН следует доплачивать инвалидам-пенсионерам до соответствующего размера СП.
  3. Престарелым гражданам, у которых отсутствует право на трудовую пенсию, правомочный возраст на получение социальной пенсии определить на 5 лет позже, чем при трудовой пенсии по достижению пенсионного возраста.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

                                         г. Каракол

 

 

2006

2007

2008

2009

Дети ДЦП

41

44

53

54

дети-инвалиды

223

233

227

230

инвалиды с детства I группы

57

56

63

63

инвалиды с детства II группы

101

110

119

136

инвалиды с детства III группы

41

45

50

52

инвалиды I группы

3

4

7

6

инвалиды II группы

34

40

44

39

инвалиды III группы

10

11

11

16

престарелые граждане

21

16

21

22

дети, в случае потери кормильца

222

183

240

263

круглые сироты

9

8

9

4


 

   

Тюпский район

 

2006

2007

2008

2009

Дети ДЦП

44

36

37

 

дети-инвалиды

260

274

294

 

инвалиды с детства I группы

82

87

85

 

инвалиды с детства II группы

191

182

201

 

инвалиды с детства III группы

53

49

53

 

инвалиды I группы

4

3

4

 

инвалиды II группы

21

23

22

 

инвалиды III группы

17

11

12

 

престарелые граждане

32

27

29

 

дети, в случае потери кормильца

321

344

387

 

круглые сироты

   

7

 

 

 

г. Талас

   
 

2006

2007

2008

2009

Дети ДЦП

15

16

19

26

дети-инвалиды

121

129

131

119

инвалиды с детства I группы

19

29

24

25

инвалиды с детства II группы

58

61

73

81

инвалиды с детства III группы

27

29

28

35

инвалиды I группы

3

3

3

 

инвалиды II группы

24

21

17

17

инвалиды III группы

4

5

5

3

престарелые граждане

9

10

8

8

дети, в случае потери кормильца

117

171

80

108

круглые сироты

4

     

Информация о работе Анализ правовых, административных и финансовых аспектов ежемесячного социального пособия в Кыргызской Республике