Анализ правовых, административных и финансовых аспектов ежемесячного социального пособия в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:08, научная работа

Краткое описание

Система социального обеспечения является функцией социальной политики государства и призвана стоять на защите жизненно важных интересов и прав нетрудоспособных членов общества.
При разработке механизмов социальной защиты граждан, направленных на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения в случаях инвалидности, старости, потери кормильца и др. и закрепления размеров предоставления социального обеспечения в нормативно-правовых актах, принимается во внимание ограничение бюджетного финансирования. Одной из важных причин недостаточности налоговых сборов, которые влияют на размер пособий является высокая неформальная занятость населения (дать цифры из НСК).

Содержание

Введение 2
Цели, задачи и инструментарий 3
Обзор текущей ситуации 5
Анализ динамики основных показателей программы СП 5
Ситуация в обследованных районах 11
Выявленные проблемы 12
Администрирование 12
Причины роста получателей СП 12
Информация о праве на пособие 14
Организационные проблемы 15
Финансовые проблемы 15
Методические проблемы 17
Работа МСЭК 17
Мнение МСЭК 17
Мнение Минздрава 18
Мнение получателей: 21
Несогласованность пенсионного законодательства и законодательства по соцзащите 23
Направления расходов из средств СП получателями 24
Сравнительный анализ опыта России 25
Выводы 29
Рекомендации (проект) 29

Вложенные файлы: 1 файл

Лук.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

Вряд ли можно согласиться с тем, что кыргызстанцы более здоровые, чем россияне. Скорее многие больные не осознают серьезности своего недуга, не хотят получать категорию «инвалид» или по разным причинам не обращаются в медицинские учреждения и соответственно в МСЭК.

 
 В последние годы заметно увеличение детей с врожденными пороками, что обусловлено несколькими факторами:

    1. С 2003 года в Кыргызстане применяется ВОЗовский критерий живорождения, таким образом выхаживать начали новорожденных с весом 600 граммов (соответствующему 26 неделям беременности) – это уже более высокий риск возникновения патологий6. Поэтому объективно количество детей с отклонениями и проблемами возросло.
    2. Раньше на детей с легкими формами врожденных дефектов инвалидность не оформляли, так как лекарства были доступными и люди жили лучше. Сейчас с ростом бедности населения все стараются получать пусть невысокое, но регулярное денежное пособие.
    3. Рост детей с диагнозом ДЦП растет в связи с тем, что на данную категорию выплачивается относительно более высокое пособие. Часто врачи ребенку с умственной отсталостью стараются натянуть диагноз ДЦП, чтобы помочь людям из сельской местности.

 

Особенность инвалидности детей заключается в том, что при некоторых легких формах и правильном лечении дети перерастают и становятся здоровыми. Выход из инвалидности у взрослых составляет 2 % при общих заболеваниях, 0,5% - при психических заболеваниях. Выход из инвалидности детей достигает 20%.

Признавая обострение проблемы детской инвалидности, сами врачи расходятся во мнении: увеличивается ли объективно количество больных детей или стало больше фактов выявления. Однако для медицинских работников, очевидно, что относительно других категорий  быстрее растет число больных страдающих сахарным диабетом и детей - ДЦП.

 

 

Проблемы:

    • Минздрав совместно с МСЭК должны пересмотреть градацию категорий в соответствии с размерами государственных пособий, так как многие тяжелые дети (эпилептики, сахарный диабет), которым нужно принимать постоянно дорогостоящие препараты7, получают более низкий размер пособия, чем дети ДЦП в гемеопленической  (легкой) форме. Различие в размерах пособия для таких детей несправедливы.
    • Есть предложение создать наряду с территориальными МСЭК,  постоянно и безвыездно работающую в столице Республиканскую МСЭ комиссию для приезжих больных, которые, во-первых, прошли лечение в Бишкеке, чтобы они сразу могли пройти переосвидетельствование. Во-вторых, для больных из отдаленных районов будет выбор – ожидать приезда МСЭК в район и специализированного МСЭК в область или самим приехать в Республиканский МСЭК в Бишкек. Бывают случаи, когда больной по разным причинам не может посетить приехавший на неделю специализированный МСЭК и затем должен ожидать следующего приезда комиссии 3-5 месяцев.  
    • В настоящее время действует норма, что первичное заключение на инвалидность надо получить в Бишкеке. Местная МСЭК не принимает больных без республиканского заключения, где должна быть запись, что можно проходить МСЭК по месту жительства. Это очень осложняет жизнь инвалидам.
    • Проблемой приезда больных детей в Бишкек для бедных семей должна заниматься государственная служба защиты детей, как в развитых странах. (может быть ОПСД) Они могли бы изыскивать ресурсы и помогать нуждающимся семьям. А то зачастую эту социальную проблему начинают решать врачи, чтобы помочь конкретному ребенку.
    • МСЭК не должны требовать от всех инвалидов обязательно лежать в стационаре для переосвидетельствования, а подходить к каждому больному индивидуально. Требование пролечиться должно исходить из добрых побуждений, а не быть бессмысленным.
    • Есть бедные семьи, в которых детские СП полностью проедаются, и родители не могут даже половину суммы пособия направить на лечение больного ребенка. В таких семьях, как правило, мать не работает из-за больного ребенка.
    • Рассмотреть возможность делить больных детей на три группы инвалидности, в таком случае при достижении 18 лет не будет проблем с уменьшением размера СП.
    • Есть расхождение диагнозов. Бывают факты, когда в МСЭК не дают инвалидности, хотя врачи считают, что пациентам положено.

 

Мнение получателей:

 

Ошибки исключения из программы СП случаются из-за того, что нуждающиеся и правомочные граждане не могут достигнуть услуг МСЭК.

 

В селе Бостери Иссык-Кульской области по улице Манаса 70 в семье получателя социальной пенсии проживает ее психически больная дочь-инвалид 42 лет, которую никто не доставляет в МСЭК, соответственно она не получает пособия, хотя работники АО знают о ней.

В Тюпском районе специалисты ОСЗН также знают две семьи в которых проживают инвалиды, которые не могут доехать до МСЭК.


 

Проблемы:

    • Отсутствие узких  врачей-специалистов на местах, например, детских невропатологов ведет к тому, что детям из регионов для установления точного диагноза и инвалидности приходится приезжать в столицу, так как работа МСЭК в регионах недостаточно объективна.
    • МСЭК должна была дать период переосвидетельствования – два года, а дала только на один год.
    • В некоторых случаях надо разрешить проходить МСЭК по месту жительства, а не по месту регистрации.

 

Талас.

Хотели получить заключение о переосвидетельстовании МСЭК в Бишкек, все документы были на руках (во время очередного приезда в кардиологию), родителям отказали. Сказали ехать в Талас, хотя первоначальное заключение они получали в Бишкек и врачи рекомендовали жить в Чуйской долине, поэтому, несмотря на то, что родители прописаны в Таласе, они стараются ребенка держать поближе к Бишкеку, к врачам. Ездить с больным ребенком-сердечником через перевал – большой риск получения осложнений.


 

    • Пособие уменьшилось при переходе во взрослый возраст.

 

Ребенку с ДЦП при достижении 18-летнего возраста МСЭК дал постоянную 2 группу.


 

    • МСЭК иногда приходится проходить длительное время. То какого-то анализа не хватает, то одного врача нет, то другого. С больным ребенком – это тяжело и дорого.
    • Взятки МСЭК. 

 

Порой бывает, что от людей требуют выражения благодарности за заветную справку.

За повышение группы инвалидности с 3 на 2 или со 2 на 1  в МСЭК берут взятку в размере одного месячного пособия.


 

    • Нет информации, когда МСЭК выезжает в район, поближе к больным и получить ее очень трудно.

 

Звонишь, звонишь в областной МСЭК, а точной информации о выезде – нет.


 

    • МСЭК для переосвидетельствования требует, чтобы все инвалиды полежали в государственной больнице.

В частной лечиться и получать заключение нельзя - МСЭК не признает. Если не полежал в государственной больнице, то со II группы инвалидности могут перевести на III.

 

Григорьевка

Пожилая женщина, сопровождающая мужа-инвалида попали в стационар диабетического центра с третьего раза. Первые два раза приезда в Бишкек – мест не было, и два раза потратив 3,5 тыс. сом, они возвращались назад в село.


 

 

Несогласованность  пенсионного законодательства и законодательства по соцзащите

Социальное обеспечение граждан КР осуществляется из двух источников:

    • из средств СФ в форме пенсий - для граждан, имеющих права на пенсионное обеспечение;
    • из средств бюджета  в форме СП - для граждан, не имеющих права на пенсионное обеспечение.

Когда происходят изменения размеров пенсий, а они меняются ежегодно, у получателей СП возникают ожидания роста пособий. В эти периоды времени активизируется  деятельность граждан, в части получения  информации о возможном росте размеров пособий.

В последние два года СФ с владельцев земельных наделов в обязательном порядке стал удерживать отчисления. СФ стал требовать жестче. Инструменты выбивания денег те же, что и у налоговиков – не давать справки в АО.

Частные предприниматели (ЧП), купившие патент должны также купить страховой полис.  Списки ЧП налоговая служба передает в отдел доходов СФ. С 2010 года отдел доходов СФ переходит в ведение налоговой службы и есть основания полагать, что работа по сбору средств продолжится более успешно.

Участились факты покупки необходимого трудового стажа для начисления пенсии в случае получения инвалидности или утери кормильца, что предусмотрено законодательством.

В тоже время остается  много безземельных и формально неработающих людей. Только в Бакай Атинском районе 2 тыс. заявлений от молодых семей на получение участков под строительство домов.

По ответам респондентов:

  • заплатили  отчисление в СФ только тогда, когда надо было получить кредит на операцию ребенку;
  • платит муж, жена не знает, что-то отчисляется на ее персонифицированный счет, или нет; 
  • заплатили  в СФ, так как не давали справку в АО и следовательно не могли оформить пособие.

 

До повышения пенсий, СП некоторых категорий получателей превосходили размеры пенсий, что снижало уровень мотивации делать социальные отчисления и создавало условия для иждивенческих настроений и служебных злоупотреблений.

Имеются факты в практике назначения пенсии по потере кормильца, когда размер пенсии уступает соответствующему размеру СП.

 

Детям по утере кормильца, который не имел трудового стажа работы, но имел земельный надел.  Размеры пенсий рассчитанных на одного ребенка оказались меньше, чем размер СП.

 

Детям по утере кормильца, который работал и получал невысокую заработную плату,  часто размеры пенсии  меньше, чем размер СП.


 

С 1 января 2010 года с ростом СП  по потере кормильца до 1000 сом данная разница станет еще более существенной.

 

Необходимо добиться, чтобы любые минимальные размеры всех видов пенсий были выше, чем соответствующие этим пенсиям СП. Только при данном условии следует ожидать, что занятое население страны будет рассчитываться с Социальным фондом и не возникнут предпосылки дополнительной нагрузки на бюджет.

 

В настоящее время реальная возможность такого неправомерного дисбаланса сохраняется.

 

 

Направления расходов из средств СП получателями

 

Анализ доли СП в МПБ от 12% до 27% по разным категориям получателей в 2009г. показанный выше подтвердил итоги выборочного опроса получателей.

Несмотря на относительно невысокий размер пособий и разницу в благосостоянии семей, получатели ждут и рассчитывают на СП, точно знают его размер, и дату повышения.

Предположения и гипотезы о строго целевом использовании средств СП в семьях получателей не подтвердились.

В результате опросов были выделены лишь основные направления расходования пособий. Так, СП детей-инвалидов идут в общий бюджет семьи. Однако респонденты ответили, что направляются они в основном на покрытие следующих статей расходов (расположены по мере убывания частоты ответов):

    • питание;
    • лекарства и лечение;
    • оплата за свет, телефон;
    • выплата кредита, который был потрачен на операцию ребенку;
    • инвестиции в скот;
    • памперсы младшему ребенку;
    • контрактное обучение больного в техникуме.

Направления расходов средств СП зависят от материального уровня семей, доходы которых варьировали от 1 до 5 тыс. сом в месяц на человека. У относительно состоятельных семей целевое назначение расходов СП выражено ярче, они больше тратят на нужды больного ребенка.

Бедные семьи средства СП расходуют на питание (на пособие можно купить мешок муки), общие нужды всей семьи, а также на текущие приоритетные расходы. 

 

Источники дополнительной помощи получателям СП

 

Обследование показало, что самым существенным источником помощи получателям СП является семья. Поэтому социальное положение, качество и продолжительность жизни, степень адаптации в общество получателя СП сильно зависит от благосостояния семьи, уровня образования, культуры и человеческих качеств членов семьи.

Ответы на вопрос об источниках дополнительной помощи, получателям СП, по мере сокращения частоты:

      • Льготы по оплате за электричество8;
      • Родственники;
      • Местный бюджет 4 декабря в день инвалидов дарит продуктовые наборы и другие подарки;
      • АО организует детям-сиротам выезд на районную или областную елку (АО выделяет транспорт и оплачивает новогодние подарки);
      • Местный бюджет впервые в Бакай-Атинком районе выдал родителям детей-инвалидов по 75 сом;
      • Местная церковь обеспечивает рис, вермишель к 4 декабря – дню инвалидов;
      • Какие-то лекарства выдаются бесплатно;
      • На почте имеется коммерческий уголок, где получатели СП и пенсионеры могут что-то взять в долг (чай, сахар, макароны и др.).
      • Международные донорские организации (ВИЧ/СПИД)

 

Сравнительный анализ опыта России

 

Для изучения международного опыта в сфере дизайна пособий для лиц, не имеющих права на выплаты по социальному страхованию, была выбрана Россия, где выше аналитический потенциал разработчиков и схожая ментальность населения. Методологический подход, примененный в РФ, имеет много положительных характеристик. Однако надо отметить разницу в возможностях бюджета. 

В РФ регулирование помощи от государства сходным категориям граждан представлена Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»  от 15 декабря 2001,  № 166-Ф3 и Федеральным Законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

 

Диаграмма 9. Динамика роста получателей СП

 

Право на социальную пенсию в соответствии с действующим законодательством имеют постоянно проживающие в Российской Федерации9:

  • инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени10, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию;
  • дети-инвалиды;
  • дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца;
  • граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию;
  • граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию. Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

Информация о работе Анализ правовых, административных и финансовых аспектов ежемесячного социального пособия в Кыргызской Республике