Анализ правовых, административных и финансовых аспектов ежемесячного социального пособия в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:08, научная работа

Краткое описание

Система социального обеспечения является функцией социальной политики государства и призвана стоять на защите жизненно важных интересов и прав нетрудоспособных членов общества.
При разработке механизмов социальной защиты граждан, направленных на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения в случаях инвалидности, старости, потери кормильца и др. и закрепления размеров предоставления социального обеспечения в нормативно-правовых актах, принимается во внимание ограничение бюджетного финансирования. Одной из важных причин недостаточности налоговых сборов, которые влияют на размер пособий является высокая неформальная занятость населения (дать цифры из НСК).

Содержание

Введение 2
Цели, задачи и инструментарий 3
Обзор текущей ситуации 5
Анализ динамики основных показателей программы СП 5
Ситуация в обследованных районах 11
Выявленные проблемы 12
Администрирование 12
Причины роста получателей СП 12
Информация о праве на пособие 14
Организационные проблемы 15
Финансовые проблемы 15
Методические проблемы 17
Работа МСЭК 17
Мнение МСЭК 17
Мнение Минздрава 18
Мнение получателей: 21
Несогласованность пенсионного законодательства и законодательства по соцзащите 23
Направления расходов из средств СП получателями 24
Сравнительный анализ опыта России 25
Выводы 29
Рекомендации (проект) 29

Вложенные файлы: 1 файл

Лук.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

 Как показал опрос, люди не задумываются о возможной смерти и инвалидности, а также не прогнозируют  вероятных размеров пенсии по старости. Сегодня в условиях отсутствия стабильной работы, люди думают только о том, как выжить и покрыть текущее потребление. Поэтому, отсутствие обязательного срока страхового трудового стажа делает заявителя правомочным получателем СП.

Причинами инвалидности взрослых и роста числа получателей СП по утере кормильца являются:

    • рост количества инфарктов, инсультов и сахарного диабета среди молодых людей;
    • факты осложнений и летальных исходов от других болезней;
    • травматизм на работе при несоблюдении условий охраны труда;
    • рост количества автодорожных аварий и других несчастных случаев на фоне алкоголизма;

 

Численность получателей социальных пособий по старости относительно снижается, в первую очередь потому, что по закону владельцы земельных наделов должны делать социальные отчисления и могут рассчитывать на пенсионное обеспечение из средств Социального фонда. Как показали интервью с получателями социальных пособий по старости, большая часть из них являются многодетными и очень пожилыми бабушками. Другая часть получателей - это люди пенсионного возраста, которые в силу разных обстоятельств не смогли доказать наличие трудового стажа. Обстоятельствами отказа СФ в назначении пенсии по достижению пенсионного возраста являются:

    • отсутствие трудовой книжки;
    • плохое состояние архивов и невозможность подтверждения трудового стажа.

Получатели социальной пенсии.

Бабушка 32 года проработала в системе общепита Иссык-Кульской области, архив сгорел.

 

Бабушка работала в колхозе 12 лет без трудовой книжки, в архиве документов на нее нет.


 

Получатели СП - матери-героини – это самая незначительная категория, представленная очень старыми женщинами, также снижается во времени.

 

Информация о праве на пособие

На вопрос - от кого узнали о праве на пособие - в случае инвалидности детей был получен однозначный ответ – от врача. При этом, в каком возрасте ребенка врач советует обратиться за пособием, тогда родители больного ребенка и обращаются (в два года, пять лет и т.д.).

 

Обращение за пособием

Мама девочки 4,5 года из г.Талас получает СП на девочку менее двух лет, однако с рождения ребенок перенес несколько операций в больницах Бишкека, и семья не знала о праве на СП.

 

В Таласе мама мальчика с ДЦП обратилась за пособием, когда ребенку было 14 лет, так как в этом возрасте возила ребенка в Джамбул на консультацию к невропатологу, и он подсказал.


 

Фактически на детского врача ложится большая ответственность за своевременное информирование родителей о правомочности обращения за пособием, так как лечение больного ребенка связано с дополнительными расходами. По итогам встреч не обнаружено ни одного случая обращения за пособием в течение первого года жизни больного ребенка.  Имеет место плохая ранняя диагностика на местах, даже, несмотря на своевременное профилактическое посещение врачей.

В случае инвалидности взрослых, социальных пособий по старости, СП по утере кормильца содействие в получении СП исходит от близких родственников (муж, жена, сын, дочь и др.) Часто сам получатель даже не собирает справки, все за него делают родственники. 

 

Организационные проблемы

Эксперты и получатели СП указывали на следующие серьезные проблемы, которые ведут к снижению реабилитации и адаптации инвалидов в обществе, в особенности детей:

  • Отсутствие узких  врачей-специалистов на местах, например, детских невропатологов.
  • Неудовлетворенная потребность в обучении больных детей. Не во всех населенных пунктах есть Центры дневного содержания детей, созданные и поддерживаемые на средства доноров. (В городе Каракол функционирует Центр дневного содержания детей страдающих ДЦП, 6 подобных пилотных классов работают в Таласской области.)

 

Однако наряду с серьезными проблемами, которые требуют решения на государственном уровне, имеют место недоработки организационного характера, исправление которых не требует специального дополнительного финансирования. Их решение (или не решение) зависит от конкретных исполнителей. 

Так, население жалуется по поводу следующего:

      • неудобные коляски китайского производства;
      • нет содействия со стороны государства для обмена на другую подходящую коляску, когда дети вырастают из коляски;
      • нет специальных детских ходунков;
      • несвоевременная (с большим опозданием) поставка детской ортопедической обуви, делает данный вид социальной услуги бессмысленным, так как дети растут;
      • почта при получении СП навязывает газеты;
      • маршрутки не хотят возить инвалидов по льготному тарифу;
      • получатели СП очень чувствительны к материальной помощи, и вообще к вниманию.

Приглашение на собрание в г. Талас по случаю Дня инвалидов только 50 человек, когда в городе проживают более 400 инвалидов, приводит к обидам и жалобам со стороны неприглашенных, так как они слышат про подарки, бесплатные обеды и продовольственные пакеты.


      • граждан с 3-ей группой инвалидности призывают в военкомат и склоняют к прохождению так называемой альтернативной службы, когда призывник платит в кассу 12 тысяч сом. Со слов респондентов,  представительства Министерства обороны имеют план по сбору денег за прохождение альтернативной службы.
      • отказ работников АО в выдаче справок для оформления СП при наличии задолженности по налогам и отчислениям в СФ. 

 

Финансовые проблемы

Финансовые проблемы можно разделить на два уровня:

    • первый касается функционирования всей системы;
    • второй касается получателей СП.

Что касается финансовых проблем на государственном уровне, то имеет место отсроченная проблема, если СФ не сможет собирать причитающие отчисления с населения, то будет расти нагрузка на бюджет. Поэтому обоснование оптимального размера СП для отдельных категорий получателей и система индексации пособий должны быть строго увязаны с пенсионной политикой государства.

Текущая проблема функционирования системы социального обеспечения - наличие выявленных Счетной Палатой фактов переплаты бюджетных средств в форме СП взамен маленьких пенсий из средств СФ в нарушение действующего Закона.

Перевод некоторых реабилитационных учреждений на местные бюджеты

Ак-Суйский реабилитационный центр для детей ДЦП находится не на Республиканском бюджете, а на бюджете Иссык-Кульской области, что ухудшает не только его финансирование, но и существенно уменьшает возможность его использования для больных детей из других областей страны, тем самым не позволяя детям выходить из инвалидности.


 

На уровне получателей финансовые проблемы связаны с дополнительными расходами по пребыванию в программе СП. Это:

      • средства для регулярного посещения врачей в Бишкеке  (чаще упоминалась детская больница в микрорайоне Джал) Если для первичного обследования, установки диагноза и получения заключения надо ехать в Бишкек, то для многих семей такие расходы являются барьером на вход в программу СП;

 

Так родитель больного ребенка из Таласа озвучил, что приезд в Бишкек на несколько дней с ребенком обходится  минимум в 6 тыс. сом.

 

Несмотря на то, что 18 дневное лечение в Аксуйском Детском реабилитационном отделении при Каракольской территориальной больнице для детей - бесплатное, расходы на дополнительное питание больного ребенка, а также сооплата за пребывание и питание  родителя, сопровождающего больного, плюс транспортные расходы составляют от 6 до 15 тыс. сом даже для граждан, проживающих в Иссык-Кульской области.

 


      • несмотря на формальное освобождение от сооплаты, фактически нужны средства на лекарства, лечение и операции.

 

Например, для оперирования мальчика с заячьей губой требуется заплатить15 тыс. сом.

 

В роддоме Бакай-Атинского района Таласской области с рожениц требуют 200 сом, 2 куска мыла, 2 лампочки и 10 метров марли.


 

Получатели СП проживают в семьях с различным уровнем достатка. Если денег не хватает, инвалиды и родители больных детей не покупают лекарств, не приезжают на контроль и не проходят лечения.

 

С остеомиелитом ребенку рекомендовано наблюдаться у врача каждые три месяца, мама из бедной семьи мечтает попасть из Таласа в Бишкек к врачу хотя бы раз в год.


 

Не все получатели СП из разных категорий пользовались полагающими им льготами.

 

Методические проблемы

В практике работы ОСЗН бывают частные сложности в определении статуса получателя СП, которые решаются в индивидуальном порядке совместно с вышестоящим ОСЗН.

 

Например, если умирает мать, которая проживала с гражданским мужем, то дети потеряли одного кормильца или они круглые сироты?


 

 

В контексте данного отчета важнее указать проблемы не частного, а системного характера, хотя частные проблемы так же важны с точки зрения пробелов методик.

 

 

Работа МСЭК

Обслуживание населения страны службой медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (МСЭК) проводится по территориальному принципу. Для этого работают 28 МСЭК (по 14 комиссий на юге и севере республики). Чтобы максимально приблизить экспертизу к населению, 40-60% заседаний проводится с выездом в отдаленные районы. Это проводится ради значительного облегчения прохождения комиссии больными и инвалидами, нуждающимися в сопровождении, которым трудно прибыть в областной центр. Такая услуга направлена на тяжелых больных с психическими расстройствами, туберкулезом, нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и другими заболеваниями.

Нетранспортабельные больные и инвалиды обслуживаются врачами-экспертами на дому. В некоторых исключительных случаях, связанных с отдаленностью места и климатическими условиями, комиссии могут проводиться заочно, т.е. освидетельствование и экспертное решение выносится на основании представленных документов.

 

Уже сейчас в МСЭК есть графики выездов с конкретными датами на 2010 год.

 

Если у врачей-экспертов есть сомнение относительно вопроса, какую группу инвалидности дать больному, то решение, как правило, принимается в пользу пациента.

 

Мнение специалистов МСЭК

      • По положению МСЭК не обслуживает больных без документов, удостоверяющих личность и без прописки. На практике часто предъявляют просроченные паспорта, есть еще советские паспорта или вообще нет никаких паспортов. Однако редко в особо сложных случаях приходится оформлять инвалидность взрослому по свидетельству о рождении.
      • Чаще всего люди недовольны, когда МСЭК не обслуживает их в силу отсутствия прописки по месту жительства.
      • Некоторые получатели имеют право на 2 вида соцобеспечения, ребенок-инвалид  и пенсия по случаю потери кормильца, но редко об этом знают.
      • С одной стороны,  среди детей с ДЦП есть очень легкие случаи, когда дети ходят в обычную школу, хорошо успевают и внешне ничем не отличаются от здоровых сверстников, с другой стороны есть дети – инвалиды с глубоким умственным расстройством, которых ни на минуту нельзя оставить одного. Вторые получают меньший размер пособий, чем первые. Нарушен принцип социальной справедливости.
      • В некоторых МСЭК нет компьютеров4.
      • Единой электронной базы данных нет, в тоже время собирается много информации по больным в бумажном виде: медицинский акт, статистический талон, журнал протоколов и перфокарта. Однако статистическая отчетность идет за каждый год отдельно. Поэтому, несмотря на то, что информация имеется, трудно уследить, кто получил инвалидность первично, кто бессрочно, кто уехал, кто умер.
      • Старые автомобили и ограничение по бензину.
      • ГСВ и ЦСМ не информируют в должной мере население о приезде МСЭК.
      • На местах допускаются случаи гипердиагнозов.
      • Многие больные не хотят получать лечение в стационаре, несмотря на то, что им показано.
      • Кроме того, согласно статистическим данным Центра МСЭКиРИ за 2006-2008 годы нет относительного роста первичной инвалидности в категориях «ребенок - инвалид» и «инвалид с детства».
      • Первичные назначения СП для тех же категорий граждан меньше числа, получивших справки МСЭК об инвалидности.
      • Рост числа получателей СП происходит за счет накопления числа получателей СП, т.е. отсутствия эффективной реабилитации  инвалидов.

Мнение специалистов системы здравоохранения

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 10% населения мира – инвалиды ( среди детей этот показатель достигает 2,5%). В Российской Федерации этот показатель находится на отметке 7–8%. На 1 января 2009 года общее число инвалидов в Кыргызской Республике составило около 120 тыс. человек, что соответствует 2,3% от всего населения или 3% от взрослого населения. Из общего числа детей – 1,1%5.

Информация о работе Анализ правовых, административных и финансовых аспектов ежемесячного социального пособия в Кыргызской Республике