Теоретические и методологические аспекты оценки эффективности производства продукции животноводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:19, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является поиск путей повышения эффективности реализации продукции животноводства.
С учетом указанной цели в работе определены задачи, решение которых позволяет:
- изучить актуальность проблем операций по выпуску и реализации продукции животноводства;
- исследовать теоретические и методологические основы процесса реализации продукции животноводства;
- проанализировать организационно - экономическое состояние предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по практике Красная звезда.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

Для определения экономической эффективности  сельскохозяйственного производства и продажи продукции целесообразно использовать систему показателей, что обусловлено как различным характером измерения эффекта, так и разными видами производственных ресурсов, которые отличаются по экономической природе и не всегда сопоставимы.     

Экономическую оценку эффективности продажи продукции животноводства, на наш взгляд, целесообразно начинать с расчета объема продаж и уровня товарности. Размер выручки от реализации продукции напрямую зависит от объема продажи продукции.      

Рассмотрим  количество проданной продукции  животноводства в ОПХ «Красная звезда» за период с 2007 по 2009 год в таблице 3.1      

Таблица 3.1 – Объем продажи продукции  в ОПХ «Красная звезда», ц

Вид продукции

2007 год

2008 год

2009 год

2009 год в % к 2007 году

КРС в  живой массе

1977

1854

1199

61

Свиньи

65

140

17

26

Молоко

23991

28896

29370

122


 

       

По  данным таблицы 3.1 видно, что в хозяйстве по ряду видов продукции происходит уменьшение объема продажи мясного животноводства. Что касается объема продажи продукции крупного рогатого скота и свиней, следует отметить некоторое снижение количества проданной продукции в 2009 году по сравнению с 2007 годом.      

Объем продаж молока за анализируемый период увеличился на 22,42%.       

В силу того, что изучаемое предприятие  в отрасли животноводства специализируется на производстве и продаже молока, однако снижение объема продажи мяса оказывает существенное влияние на размер выручки и конечный финансовый результат.      

Очень актуальным показателем для сельского  хозяйства, оказывающим огромное влияние  на сумму выручки, является уровень  товарности.  

Оценим  уровень товарности основных видов продукции животноводства в ОПХ «Красная звезда» в таблице 3.2.      

Таблица 3.2 – Уровень товарности основных видов продукции в ОПХ «Красная звезда» в 2007 – 2009 годах.

Виды  продукции

2007 год

2008 год

2009 год

Произведено, ц

Продано, ц

Уровень товарности, %

Произведено, ц

Продано, ц

Уровень товарности, %

Произведено, ц

Продано, ц

Уровень товарности, %

Скот  т птица в живой массе

863

1977

229,08

1896

1854

97,78

1526

1216

79,69

Молоко

35559

23991

67,47

34755

28896

83,14

33358

29370

88,04


 

       

Из  таблицы 3.2 видно, что уровень товарности разных видов продукции ОПХ «Красная звезда» за период с 2007 по 2009 год заметно колебался.       

Товарность  скота в живой массе в 2007 и 2009 годах заметно снижалась. Можно заметить, что в 2007 году уровень товарности скота и птицы в живой массе составил 230%. Это объясняется тем, что в 2007 году ОПХ «Красная звезда» продало значительную часть поголовья свиней, а с 2009 года вообще перестало заниматься свиноводством. Это говорит о том, что хозяйство резко снижает поголовье стада и судя по всему собирается углубить свою специализацию в сторону растениеводства. Это естественно отразилось на объеме прироста живой массы в 2008 и 2009 годах.      

В тоже время следует отметить, что  количество продаваемого молока в анализируемом периоде из года в год увеличивалось несмотря на снижение объемов производства. Это естественно отразилось на динамике уровня товарности молока. Уровень товарности молока увеличился с 67,47% в 2007 году до 88,04% в 2009 году.       

3.2. Оценка эффективности  производства продукции животноводства  на предприятии       

Повышение качества реализуемой продукции  является резервом увеличения выручки  от продажи за счет роста отпускных цен и объема продаваемой продукции. Так как рост средней цены единицы продукции напрямую может оказать влияние на объем выручки необходимо искать пути для более эффективной продажи товара. На современном рынке сельскохозяйственной продукции предприятия не могут самостоятельно повышать уровень отпускных цен без последствий. При необоснованном увеличении цен на продукцию будет наблюдаться резкое снижение спроса. Спрос на продукцию большинства видов продукции сельского хозяйства очень эластичен. В связи с этим необходимо устанавливать цены в зависимости от ряда факторов.     

На  изменение уровня цены влияние оказывают следующие факторы:     

- качество реализованной продукции;     

- рынки ее сбыта;     

- конъюнктура рынка;     

- сроки реализации;     

- инфляционные процессы.      

Чем выше качество товара, тем он дороже, т.е. тем больше на него цена.     

Анализируя влияние качества товара на цену необходимо учитывать существующие надбавки и скидки к цене.     

Например, снижение цены на реализованное  зерно может быть из-за пониженного  качества, т.е. (большой процент влажности, засоренность, низкая клейковина и  т.п.).      

Огромное  влияние на выручку от продажи  продукции оказывает уровень  отпускных цен.      

Средняя реализационная цена определяется путем деления выручки от реализации соответствующего вида товара на объем  его продаж.     

 

 

      Рассчитаем  цены на продаваемую продукцию животноводства ОПХ «Красная звезда» в 2007 – 2009 годах в таблице 3.3.       

Таблица 3.3. – Расчет среднего уровня цен на продукцию ОПХ «Красная звезда»

Виды  продукции

2007 год

2008 год

2009 год

Продано, ц

Выручка от продажи, тыс. руб

Средняя цена, руб

Продано, ц

Выручка от продажи, тыс. руб

Средняя цена, руб

Продано, ц

Выручка от продажи, тыс. руб

Средняя цена, руб

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Скот  в живой массе

1977

3709

1876

1854

3596

1940

1216

2709

2228

Молоко

23991

13148

548

28896

15226

527

29370

17215

586


 

       

Данные  расчетов в таблице 3.3 показывают колебание отпускных цен. Так цена на скот в живой массе в 2009 году по сравнению с предыдущими периодами заметно выросла. Цена на молоко также выросла, что естественно оказало влияние на выручку от продажи молока. Колебание цен оказало большое влияние на сумму выручки от продажи продукции. Рост цен на продукцию животноводства, в данном случае, в основном обусловлен инфляционными процессами в стране.      

Рассмотрим  эффективность продажи продукции  животноводства ОПХ «Красная звезда»  в таблице 3.4.      

 При анализе данных таблицы  3.4 можно сделать вывод, что  в 2009 году животноводство убыточно, и убыток составляет 1924 тыс. рублей. В целом, прибыль по предприятию  составляет 6565 тыс. рублей. Нужно  отметить, что общая рентабельность производства в 2009 году составила 20,03 %, что на 8,05% выше, чем в 2008 году. Так же можно заметить, что в анализируемом периоде выращивание животных на мясо было нерентабельным производством, что естественным образом оказало влияние на общую эффективность продажи продукции животноводства. Так убыток от продажи крупного рогатого скота в 2009 году составил 3485 тысяч рублей, а от продажи свиней – 98 тысяч рублей.     

В тоже время необходимо заметить, что  производство молока в ОПХ «Красная звезда» в анализируемом периоде было рентабельно и приносило стабильную прибыль от продажи. Так в 2008 году прибыль от продажи молока составила3187 тысяч рублей, что дало рентабельность равную 26,5%, а в 2009 году прибыль от продажи молока была 2267 тысяч рублей, а рентабельность составила 15,17%. 

 

 

      

Таблица 3.4 - Рентабельность реализации основных видов товарной продукции животноводства 

Виды  продукции,

отрасли

2008 г

2009 г

Объем

реализации, ц

Выручка от реализации

тыс. руб.

Полная 

себестоимость

реализованной

продукции

Прибыль(+)

убыток(-) от

реализации

тыс. руб.

Уровень

рентабельности %

Объем

реализации, ц

Выручка от реализации

тыс. руб.

Полная 

себестоимость

реализованной

продукции

Прибыль(+)

убыток(-) от

реализации

тыс. руб.

Уровень

рентабельности %

КРС

1710

3299

6314

-3015

Х

1199

2665

6150

-3485

х

Свиньи

140

294

828

-534

Х

17

44

142

-98

х

Молоко

28896

15226

12039

3187

26,47

29370

17215

14948

2267

15,17

Итого по животноводству

Х

19811

22349

-2538

Х

Х

20278

22202

-1924

х

В целом  по предприятию

Х

34057

30429

3628

11,92

Х

39181

32616

6565

20,13


 

      

 

 

     3.3. Пути повышения эффективности  производства продукции животноводства       

Резервы увеличения эффективности продаж и  как следствие увеличение суммы  прибыли определяются по каждому  виду продукции животноводства. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (см. рис. 3.1)

Резервы увеличения суммы прибыли

         

Увеличение  объема реализации продукции

 

Повышение цен

 

Снижение  себестоимости товарной продукции

       
   

Повышение качества товарной продукции

 

Поиск более  выгодных рынков сбыта

 

Реализация  в более оптимальные сроки


 

        

Рис. 3.1 Источники увеличения прибыли от реализации продукции      

Рост  объема производства продукции животноводства, а, следовательно, и реализации, может быть обеспечен как за счет увеличения среднегодового поголовья животных, так и за счет роста продуктивности животных. Это может быть достигнуто за счет рационального обслуживания животных, совершенствования форм и методов организации производства, управления и т.д. Одним из эффективных, но мало используемых в сельском хозяйстве путей повышения эффективности деятельности предприятия является совершенствование продвижения товара на рынок.     

Экономическая целесообразность применения концепции  маркетинга в аграрных структурах направлена на эффективное использование ресурсов, производство конкурентоспособной  продукции, выгодное товародвижение, получение максимальной коммерческой отдачи. Применение маркетинговой деятельности в агробизнесе определяется развитием связей между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, где важное значение приобретает взаимная заинтересованность всех партнеров агробизнеса в получении конечного результата. Важное внимание при этом отводится не только правильной формулировке цели и задач в рыночном управлении.     

Совершенствование маркетинговых отношений в сельскохозяйственных организациях будет способствовать стабилизации и развитию хозяйственных связей и экономики в условиях конкурентной среды.      

Необходимыми  условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.      

Каждому предприятию перед тем, как планировать  объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия.       

Развитие  производства молока, как наиболее экономически рентабельного вида продукции даст возможность анализируемому хозяйству более полно использовать резервы, позволит увеличить рентабельность, прибыль и окупаемость затрат. Выгодное положение анализируемого предприятия перед конкурентами может позволить хозяйству расширить свое производство, осваивать новые пути реализации и переработки продукции.       

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты оценки эффективности производства продукции животноводства