Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:12, курсовая работа
Объективная, достаточно экспрессная, с высокой точностью оценка качества образцов зерна на всех этапах селекции, зависит от правильного построения системы поэтапного анализа и своевременной оценки качества зерна на начальных этапах его производства. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
усовершенствовать или разработать новые методики оценки качества зерна с включением их в схему поэтапной оценки;
определить комплекс агротехнических приемов, обеспечивающих устойчивое производство высококачественного зерна;
разработать научно-методические предпосылки для объективной оценки качества зерна товарных партий по рациональной системе их выявления, формирования, продажи или эффективной переработки;
ВВЕДЕНИЕ
. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕРНА ПШЕНИЦЫ
.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕРНА ПШЕНИЦЫ
.3 ОСОБЕННОСТИ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ЗЕРНА ПШЕНИЦЫ
.4 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЗЕРНА ПШЕНИЦЫ
.5 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ ЗЕРНА, ПРИНЯТОГО НА ХРАНЕНИЕ
.6 ПОРЯДОК И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗЕРНА ПШЕНИЦЫ
. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КОМАГРОПРОМ»
.2 МЕТОДЫ ПРИЕМКИ И ОТБОР ПРОБ ЗЕРНА ПШЕНИЦЫ
.3 ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ЗЕРНА ПШЕНИЦЫ ПО ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
.4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА И КАЧЕСТВА КЛЕЙКОВИНЫ В ПШЕНИЦЕ
.5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАЖНОСТИ ЗЕРНА ПШЕНИЦЫ
.6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАРАЖЕННОСТИ И ПОВРЕЖДЕННОСТИ ВРЕДИТЕЛЯМИ
.7 МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СОРНОЙ И ЗЕРНОВОЙ ПРИМЕСЕЙ В ЗЕРНЕ ПШЕНИЦЫ
.8 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕКЛОВИДНОСТИ ЗЕРНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Натура связана с
На натуре отражается форма
зерна: зерно округлое укладывается
плотнее, а удлиненное - более рыхлое.
Учитывая влияние многих факторов на
натуру, обычно этот показатель дает полную
оценку качества зерна в комплексе
с другими, как, например, масса 1000 зерен,
влажность, засоренность. На натуру влияет
плотность укладки зерна: чем
она больше, тем выше натура. Для
исключения этого субъективного
фактора при определении натуры
пользуются пуркой, в которой независимая
от исполнителя плотность укладки
достигается при помощи цилиндра-наполнителя,
цилиндра с воронкой и падающего
груза. Техника определения - среднюю
пробу зерна освобождают от крупных
примесей, просеивая ее на сите с
диаметром отверстий 6 мм, и тщательно
перемешивают. При отступлении от
этих условий искажается действительная
величина натуры. Далее ящик, на котором
устанавливают отдельные части
пурки, помещают на горизонтально установленном
столе. К коромыслу весов подвешивают
с правой стороны мерку с опущенным
в нее падающим грузом, с левой
- чашку для гирь и проверяют, уравновешивают
ли они друг друга. При отсутствия
равновесия пурка признается не пригодной
для работы. Падающий груз вынимают
из мерки и устанавливают мерку
в специальном гнезде на крышке ящика.
В щель мерки вставляют нож, на
который кладут падающий груз, затем
на мерку надевают наполнитель. Зерно
насыпают в цилиндр из ковша ровной
струей, без толчков, до черты внутри
цилиндра, указывающей емкость
Мерку с зерном взвешивают
и устанавливают натуру. Расхождения
между двумя параллельными
Существует еще один метод определения натуры зерна, но используют его на малых мукомольных предприятиях реже. Определение натуры на 20 литровой пурке. Для определения натуры на 20 литровой пурке сосуд наполняют зерном и опорожняют в наполнитель, предварительно подкатив под него мерку. Затем поворотом рукоятки открывают затвор наполнителя. При этом зерно высыпается в мерку. Удаление излишка зерна над меркой производят передвижением тяжелой задвижки, приводимой в действие падающим грузом. Мерку с выровненной поверхностью зерна выводят из-под наполнителя, подвешивают на цепях к коромыслу и определяют массу зерна, устанавливая килограммовые гири на нижний ярус чашки, а граммовые гири на верхний. Расхождения при определении натуры на 20 литровой пурке, допускаются не более 20 г.
Показатели взятого образца и определении его натуры на литровой пурке дали результаты 1 образец - 750 г; 2 образец - 710 г, различие показателей не большое, но достаточное для того, чтобы заявить о принадлежности этих двух образцов к разным классам. Образец №1 - 1-2 класс в зависимости от значения других определений; образец №2 - 4 класс.
Класс пшеницы определяют по наихудшему значению одного из показателей качества зерна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее полно понятие о качестве зерна было сформулировано в XVIII веке, когда в ряде стран Европы наметился переход от мелких мельниц и пекарен к крупным промышленным предприятиям по переработке зерна, выпечке хлеба и производству макаронных изделий. Вначале требования к качеству зерна сводились к внешним признакам, которые оценивались визуально. В дальнейшем первостепенное значение стали придавать содержанию белка. Позднее выдвигаются требования к силе пшеницы. Общее количество методов оценки качества зерна достигает 14?20. Все методы оценки качества зерна подразделяют на макро, полумикро- и микрометоды. Это деление условное. Оно зависит от необходимого для анализа количества зерна или муки. Считается, что микрометод требует для определения клейковины и хлебопекарных качеств от 1-го до 5-ти граммов зерна. В то же время, общепринятыми являются микрофаринограф с расходом 10 г муки на одно определение, микровыпечка из 15 г муки и т.д.
Показатели качества принято
делить на прямые и косвенные. К прямым
показателям оценки относится пробный
помол, характеризующий мукомольные
свойства зерна, пробная выпечка. Часть
косвенных показателей
Очень важным свойством является
сила муки. Сильной считают такую
пшеницу, которая улучшает слабую и
характеризуется большим
Для оценки хлебопекарной
силы используют значительное количество
признаков, определяемых с помощью
методов и приборов, общепринятых
для оценки качества сортов в государственном
сортоиспытании и в международной
практике работы с зерном. Каждый из
применяемых показателей не универсален
и отдельно не дает полного представления
о хлебопекарных свойствах
Учитывая обилие методов оценки, у каждого из которых может быть несколько методик с разными модификациями, практически невозможно использовать все их в ходе оценки селекционного материала или потребительских качеств. Целесообразно выбрать необходимые.
Многочисленность показателей
и большой расход зерна побуждает
вести поиск сопряженности
Одним из важных для перерабатывающей промышленности и учитываемых при заготовке критериев качества пшеницы является натура зерна При том, что сопряженность натуры зерна с выходом муки колеблется от 0,68 до 0,76, натура все же не может быть надежным показателем выхода муки. Поскольку натура зависит от многих факторов, она не является устойчивым признаком. Натура дает некоторое представление о качестве зерна и является вспомогательным признаком для определения его мукомольных достоинств: при высокой натуре выше выход муки.
Важный показатель качества - стекловидность зерна. У нас в стране определяется общая стекловидность, а в других странах и в практике мировой хлебной торговли - процент полностью стекловидных зерен. Стекловидность связывают с количеством белка, что немаловажно при выработки муки. На выход муки оказывает влияние не только стекловидность, но и ряд других не учитываемых факторов, часто действующих в противоположном направлении.
В нашей стране и ряде других большое значение придается определению количества и качества сырой клейковины, но в отдельных странах из-за трудоемкости и больших ошибок при определении клейковины, этот анализ не применяют. В то же время исследование количества и качества клейковины дает более надежные данные о хлебопекарном качестве, чем оценка на основе содержания общего белка. Кроме того, от количества и качества клейковины зависят физические свойства теста. Клейковина, обладающая высокими упругоэластичными свойствами, способствует образованию теста, сохраняющего нормальную консистенцию в процессе замеса и брожения.
В структуре пшеничного теста белки клейковины имеют вид пространственной упругоэластичной сетки. При замесе теста отдельные их части набухая, слипаются друг с другом и образуют непрерывную фазу гидратированного белка, которая наподобие сетки охватывает крахмальные зерна. При этом масса теста становится упругой. Во время брожения теста диоксид углерода, выделяемый дрожжами, разрыхляет эту массу, увеличивает ее объем и придает ей мелкопористую структуру. В понятие «общий белок» входят все азотсодержащие вещества белковой и небелковой природы. Последние не только не участвуют в создании структуры хлеба, но могут отрицательно повлиять на его качество. В формировании клейковины участвуют азотсодержащие белковой природы.
В практической работе были проведены самые важные анализы зерна пшеницы, которые позволили выявить не только принадлежность зерна к определенному классу, группе, но и подтвердили ее высокие хлебопекарные свойства.
Лаборатория ООО «КОМАГРОПРОМ» определяет качество зерна самостоятельно, что предполагает независимость проводимой экспертизы и точность полученных результатов. Большинство методов основаны на применении знаний и умений лаборантов, проводящих определение качества, и свойств зерна. Нехватка новейших приборов, которые дают более точные результаты, позволяют проводить определение качества за более короткий промежуток времени, является главной проблемой предприятия на сегодняшний день.
Определение количества и качества клейковины в пшеницы. Известно, что это один из необходимых анализов, от результатов этого анализа зависит класс пшеницы, а вместе с этим и его рыночная стоимость. Без определения этого показателя элеватор не может принять зерно, а хозяйство не сможет продать. Выездной лаборант тратит на отмывание одной машины зерна не меньше одного часа, а если машин несколько, то приходится тратить на определение двух показателей много часов.
Существуют приборы для более точного определения этих показателей, но небольшие мукомольные предприятия считают, отмывание «по старинке» совсем не плохим способом, тем самым лишая себя точности, быстроты и достоверности полученных результатов. Мои предложения в том, чтобы усовершенствовать работу лаборатории оснастив ее более новым оборудованием.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 3 июня 2009 г. №121-ФЗ
. Федеральный закон « О техническом регулировании»
. Федеральный закон « О государственном контроле за зерном»
. Инструкция о порядке проведения экспертизы.
. ГОСТ - 13586.1-68
. ГОСТ ?13586.2 - 81
. ГОСТ - 13586.3 - 83
. ГОСТ - 13586.4 - 83
. ГОСТ - 13586.5 - 93
. ГОСТ - 10987 - 76
. ГОСТ? 27676 - 88
. ГОСТ - 10840 - 64
. ГОСТ - 10967 - 90
. ГОСТ 10940 - 64
. ГОСТ Р ? 52554 - 2006
. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров / Г.Г. Азгальдов. - М.: Экономика, 1982.
. Андрест Б.В. Справочник
товароведа продовольственных
. Волкова Л.Д. Товароведение
и экспертиза
. Иванова, Т.Н. Товароведение
и экспертиза зерномучных
. Красовский, П.А. Товар и его экспертиза / П.А. Крассовский, А.И. Ковалев, С.Г. Стрижов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.
. Кругляков, Г.Н. Товароведение
продовольственных товаров / Г.Н.
Кругляков, Г.Н. Кругляков, Г.
. Лифиц, И.М. Формирование
и оценка
. Николаева М.А. Сертификация потребительских товаров / М.А. Николаева. - М.: Экономика, 1995.
. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник для вузов / М.А. Николаева. - М.: Норма 2006.
. Николаева М.А. Товарная экспертиза / М.А. Николаева. - М.: Экономика, 1998.
. Николаева М.А. Товароведение
потребительских товаров.
. Покровский А.А. Химический состав пищевых продуктов / А.А. Покровский. - М.: Пищевая промышленность, 1996.
. Романюк Г.Г. Товароведение
и экспертиза зерномучных и
плодовоовощных товаров:
. Скрипухин И.М. Химический состав пищевых продуктов / И.М. Скрипухин, М.Н. Волгарев. - М.: Агропромиздат, 1987.
. Теплов В.И. Коммерческое товароведение: учебник / В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.С. Боряев, В.А. Панасенко. - М.: Изд. дом. «Дашков и К», 2000.
. Товароведение и экспертиза
потребительских товаров: