Эмпирические исследование мотивации учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего раз вития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧИТЕЛЯ……………………………………………………..8
1.1. Соотношение понятий «мотив» и «мотивация»…………………..8
1.2. Сущность и структура педагогической деятельности
учителя начальных классов………………………………………………9
1.3 Мотивация педагогической деятельности………………………..14

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧИТЕЛЯ………………………………………………………………………16
2.1. Организация и методы исследования ……………………………..16
2.2. Результаты изучения мотивационной сферы учителя
начальных классов………………………………………………………20
2.3. Анализ эффективности мотивации учителя начальных классов...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 268.65 Кб (Скачать файл)

  Для обработки результатов исследования была использована форма, приведенная в (Приложении 2). Получены следующие данные.

Таблица 1.

Мотивация  по видам мотивов

 

Распределение ответов

28-35лет

35-39лет

39-43года

число ответов

% к итогу

число ответов

% к итогу

число ответов

% к итогу

внутренние мотивы

21

38,9

32

44,4

48

64,0

внешние положительные мотивы

12

22,2

24

33,3

19

25,3

внешние отрицательные мотивы

21

38,9

16

22,3

8

10,7

Итого

54

100,0

72

100,0

75

100,0


На основании проведенной нами методики получили, что педагогическая деятельность учителей начальных классов мотивирована внутренними мотивами не в полной мере.

   Преобладают внешние мотивы  над внутренними (61,1% против 38,9%). При  этом среди внешних мотивов  доля отрицательных больше (38,9% против 22,2%). 

 В средней возрастной группе  картина меняется: растет доля  внутренних мотивов, уменьшается  доля внешних. В старшем возрасте  на долю внутренних мотивов  приходится уже 64%, а доля внешних  отрицательных мотивов снижается  до 10,7%.

Проанализируем, какие мотивы являются доминирующими.  Для этого используем форму, приведенную в (Приложении 3).

Таблица 2.

Анализ доминирования мотивов

Преобладающие мотивы

Число ответов

28-35лет

35-39лет

39-43года

число учащихся

% к итогу

число учащихся

% к итогу

число учащихся

% к итогу

внутренние

5

27,8

10

41,7

20

80,0

внешние положительные

4

22,2

4

16,7

2

8,0

внешние отрицательные

2

11,1

2

8,3

1

4,0

не доминирует

7

38,9

8

33,3

2

8,0

Итого

18

100,0

24

100,0

25

100,0


 

 Для 2/3 учителей важными в  профессиональной деятельности  являются внутренние мотивы; для 1/3 учителей являются внешние  положительные мотивы; у 4 учителей преобладают внешние отрицательные мотивы; у 4 сочетание внешних положительных и внешних отрицательных мотивов и преобладание их над внутренними мотивами.

Мы предполагали, что в педагогической деятельности учителей начальных классов будут преобладать внутренние мотивы работы.

В результате исследования было выявлено, что у 15 учителей преобладают внутренние мотивы работы, у 7 – внешние положительные мотивы, у 4 – внешние отрицательные мотивы оказались наравне с внешними положительными мотивами, у 4преобладают внешние отрицательные мотивы.

 Результаты анкетирования показали, что осознанием недостаточности достигнутых результатов и желанием их улучшить руководствуются в своей инновационной деятельности 20 % педагогов; высоким уровнем профессиональных притязаний, сильной потребностью в достижении высоких результатов – 20 %; потребностью в контактах с интересными, творческими людьми – 53, 3 %; желанием создать хорошую, эффективную школу для детей – 20 %; потребностью в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины – 26,6 %; потребностью в лидерстве – 6, 6%; потребностью в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей – 20%; потребность в самовыражении, самосовершенствовании – 20%; ощущением собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенностью в себе 20 %; желанием проверить на практике полученные знания о новшествах – 6,6%; потребность в риске – 0%; материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т.д. – 46,6 %; стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным – 40 %.

Анкетирование показало низкий уровень восприимчивости педагогов к новому; оптимальный уровень информационной готовности педагогического коллектива к инновациям; преобладание таких антиинновационных барьеров, как большая учебная нагрузка, личные причины, плохое здоровье. Большинство педагогов воспринимают новшества умеренно. Не стремятся быть среди первых, но и не хотят быть среди последних.

В своей инновационной деятельности педагоги в первую очередь руководствуются мотивами, связанными с потребностью в контактах с интересными и творческими людьми, с материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т. д., со стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным. Мотивы, связанные с самоусовершенствованием не играют у педагогов значительной роли.

Таблица 3.

Шкала мотивации профессиональной деятельности

ВМ

ВПМ

ВОМ

Результат

1

2,5

3 1/3

3,5

ВОМ > ВПМ > ВМ

2

4,5

1 2/3

2,5

ВМ > ВОМ > ВПМ

3

4

3 2/3

2

ВМ > ВОМ > ВПМ

4

3,5

3 1/3

2 1/2

ВМ > ВПМ > ВОМ

5

4,5

4 2/3

3

ВМ > ВПМ > ВОМ

6

5

3

1

ВМ > ВПМ > ВОМ

7

3,5

3

5

ВОМ > ВМ > ВПМ

8

5

4 2/3

2

ВМ > ВПМ > ВОМ

9

3

4

4

ВПМ = ВОМ > ВМ

10

4,5

4 1/3

4

ВМ > ВПМ > ВОМ

11

4

1 1/3

1

ВМ > ВПМ > ВОМ

12

3

2

1

ВМ > ВПМ > ВОМ

13

4

2 2/3

4 1/2

ВОМ > ВМ > ВПМ

14

4

2 2/3

1

ВМ > ВПМ > ВОМ

15

4

3

3

ВМ > ВПМ > ВОМ

16

4 1/2

3

4

ВМ > ВОМ > ВПМ

17

4

3

3 1/2

ВМ > ВОМ > ВПМ

18

5

4

3,5

ВМ > ВПМ > ВОМ

19

5

4 2/3

4

ВМ > ВПМ > ВОМ

20

3,5

4 1/3

3,5

ВМ = ВОМ < ВПМ

21

4,5

4 2/3

4

ВМ > ВПМ > ВОМ

22

5

4 1/3

3 1/2

ВМ > ВПМ > ВОМ

23

5

4 1/3

4

ВМ > ВПМ > ВОМ

24

5

4

2

ВМ > ВПМ > ВОМ


 

Таким образом,   педагоги в первую очередь руководствуются мотивами, связанными с потребностью в контактах с интересными и творческими людьми, с материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т. д., со стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным. Мотивы, связанные с самоусовершенствованием не играют у педагогов значительной роли.

2.3. Анализ эффективности мотивации учителя

начальных классов

 

Исследование направленности учебной мотивации представлено в виде графика   Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что у учителей   средней возрастной категории- 58%, у младшей - 52%.    Большинство учителей (67%) имеют внутреннею направленность мотивации, а у подавляющего большинства (75%) доминирует внешняя направленность мотивации.

 

Рис. 1. Соотношение уровня внешней и внутренней мотивации.

 

Как показывают психологические исследования (Л.И. Божович, Л.С. Славина, А.Д. Андреева и др.), мотивация характеризуется устойчивым доминированием мотива самоутверждения.

 В структуре учебной мотивации  явно преобладают широкие социальные мотивы, в частности мотивы самоопределения и самосовершенствования Как свидетельствует анализ данных таблицы 3, иерархии групп учебных мотивов различаются. В частности, мотив избегания неприятностей, обусловленный страхом наказания. Причем в большей степени ориентированы на получение одобрения (т.е. формальных атрибутов успешности (таблица 3).

Таблица 3.

Среднегрупповые ранги по группам учебных мотивов

Среднегрупповые ранги по группам учебных мотивов

  Мотивы

 

 

 

28-34

34-38

38-43

1. Долга и ответственности

7

6

5

2. Самоопределения и самосовершенствования

6

7

1

3. Благополучия

1

1

7

4. Престижа

5

5

4

5. Избегания неприятностей

2

4

6

6. Содержания (учебно-познавательный)

4

2

2

7. Процесса (учебно-познавательный)

3

3

3


 

  Повышения уровня  мотивации является важным условием для любой организации или учреждения в плодотворном решении стоящих задач. Эффективный работник – это работник высоко квалифицированный, мотивированный специалист. Мотивация сотрудников одно из важнейших вопросов для любого руководителя. Какие цели – личные и профессиональные – они ставят и решают? Чем они заинтересованы?  Каковы мотивы у человека выбравшего профессию педагог?

    Для того что бы учителя не меняли место работы, свою профессию в школе нужна мотивационная среда. Как правило в этом направлении выделяют три состовляющих:

Преобладание системы стимулирующих воздействий на персонал организации. В этом случае организация делает упор на использование различных стимулов (как правило, материальных) для повышения заинтересованности сотрудников организации в производительном труде.

Преобладание системы мотивационного управления персоналом организации. Здесь предполагается, что целенаправленная воспитательная деятельность руководства внутри организации, сочетается с актуализацией энтузиазма работников при персональной их ответственности за порученный участок работы.

Гармоничное сочетание комплекса стимулирующих воздействий и мотивационного управления персоналом, при охватывающем (базовом) характере мотивационной политики. Этот подход можно считать наиболее оптимальным, снимающим крайности первых двух подходов (7).  

 При разработке системы мотивации  и стимулирования персонала организации  крайне важно учитывать два аспекта: качественную стадию жизни организации и типологию сотрудников. Человек индивидуален, очень сложно понять, что ему нужно в данный момент. Существуют разновидности мотивационных установок которые помогут в создании мотивационной среды: мечта, цель, интерес (стать лучшим учителем); стремление работать с детьми (наклонность); склонность к преподавательской деятельности. А вот при профессиональном выгорании, деперсонализации, монотонности жизни, депрессии, психическом пресыщении исчезает желание выполнять работу, к которой вначале имелся положительный мотив.

    Таким образом мотивационная среда создается благодаря мотивации работы каждого учителя, что позволяет повышать его профессиональные качества нацеленные на положительные конечные результаты учебно-воспитательного процесса нашей новой школы. А внедрение системы мотивационного управления позволяет освоить новые научные методические и психологические технологии, обеспечивать возможность участия всех членов коллектива в управлении учреждением.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное нами исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

1. В теоретической части данной  работы был представлен обзор  научно-психологических представлений.     Мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности.  Также мотивацию рассматривают как сложную многоуровневую, неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности.  

2) Наиболее полная структура  педагогической деятельности у  А.К. Марковой. Она включает в себя 10 групп умений учителя.  Существуют  два типа учителей – это  учителя, ориентированные на результат, и учителя, ориентированные на  развитие.

3) Есть два вида притяжения  к педагогической деятельности: целенаправленное притяжение и  вынужденное притяжение. Целенаправленное  притяжение обусловлено внутренними  мотивами, вынужденное – внешними  мотивами. Однако есть учителя, которых  держат в школе эгоистические  мотивы.

4)      Педагоги в первую  очередь руководствуются мотивами, связанными с потребностью в  контактах с интересными и  творческими людьми, с материальными  причинами: повышением заработной  платы, возможностью пройти аттестацию  и т. д., со стремлением быть  замеченным и по достоинству  оцененным. Мотивы, связанные с самоусовершенствованием  не играют у педагогов значительной  роли.

В результате исследования было выявлено, что у 15 учителей преобладают внутренние мотивы работы, у 7 – внешние положительные мотивы, у  4 – внешние отрицательные мотивы оказались наравне с внешними положительными мотивами, у 4  преобладают внешние отрицательные мотивы.

 

 

СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алябьева, А.Е. Развитие воображения и речи детей (игровые технологии) [Текст]/ А. Е. Алябьева// М.: Просвещение,  2005.-3-5с.  
  2. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология [Текст] /Л.А. Венгер, В.С.   Мухина. // - М.: Просвещение,  2004.- 148с.
  3. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. [Текст] /Б.С.Волков.   //Учебное пособие – М.: А.П.О.,  2004. – 102с.
  4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] /Л.С. Выготский. //Учебное пособие - М. : Просвещение, 2007 .- 234с.
  5. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. [Текст] /Л.С. Выготский. //Учебное пособие - М.: Просвещение, 2006.-267с.  
  6. Дьяченко, О.М. Об активизации воображения дошкольников [Текст] /О.М.Дьяченко //Вопросы психологии. – 2007. – № 1.C.12-14
  7. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников [Текст] /О.М.Дьяченко // Вопросы психологии. – 2008. – № 6.C.4-5
  8. Заика, Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников. [Текст] / Заика, Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А //Вопросы психологии. – 1995 – № 1. .14с.
  9. Залысина, И.А. Особенности игрового поведения дошкольников со взрослыми и сверстниками [Текст]  И.А.Залысина.  - М.: 2007.-12-13с.
  10. Залысина, И.А. Особенности общения со взрослым и сверстниками у дошкольников с разным опытом жизни и воспитания[Текст] / И.А.Залысина//  Вопросы психологии,  2002.-13с.
  11. Кравцова Е.И. Возрастная психология» [Текст]. Просвещение, 2002.-  с.
  12. Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по психологии [Текст] А.Н. Леонтьев.- М.: Просвещение, 2002.- 502 с.
  13. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] /А.Н. Леонтьев.// - М.: Педагогика, 2002. -340с.
  14. Немов, Р.С. Общие основы психологии [Электронный ресурс] В.С.Немов Кн.1.-М.:Просвещение,1994.-Режимдоступа:http: ychologi.net.ru›book2
  15. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] /Ж. Пиаже//  - М.: Просвещение,  2004.-56с.
  16. Петровский, А.В. и др. Фантазии и реальность. [Текст]/А.В.Петровский // - М., 2008.245с.
  17. Практикум по возрастной и педагогической психологии[Текст] /сост. Е.Е. Данилова, под ред. И.В. Дубровской  - М., 2008.145с.
  18. Пройслер О. Игровые площадки фантазии [Текст]/О.Пройслер// Дошкольное воспитание. –2009. - № 9.С.23.
  19. Психология дошкольника. [Текст] Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева// – М.: 2007.245с.
  20. Рубиншетйн, С.Л.  Основы общей психологии[Текст]/С.Л. Рубиншетйн//     - М.:2004.-134с.
  21. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Электронный ресурс] / -  Режим доступа: http://www/vocabulary.ru/ Сапогова, Е.Е. Психология  развития человека.- М.: Аспект пресс, 2003 -460с.
  22. Синельников,В.Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии[Текст] /В. Синельников// Дошкольное воспитание. – 2009. – № 10.С.12-14.
  23. Мухина, В.С. Психология дошкольника[Текст] /В.С. Мухина// - М.:2006.-34с.
  24. Немов, В.С. Психология. [Текст] /В.С.Немов//.  Т.2. - М.: 2004.156с.
  25. .Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока. [Текст] /Н.Н.Палагина – М., изд. Московский психолого-социальный институт, 2007.236с.
  26. Соловей, Л.Б. Развитие творческого воображения у детей. [Текст]/Л.Б.Соловей // – Чебоксары, 2009.134с.
  27. Столяренко, Л.Д., Столяренко В.Е. Психология [Текст]/Л.Д. Столяренко, В.Е.Столяренко // – Ростов-на-Дону, 2005.345с.
  28. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] /Л.Ю. Субботина//– Ярославль, 2006.234с.
  29. Трифонова, Е. О детском рисунке как форме игры [Текст]/ Е.О.Трифонова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2.С.34.
  30. Урунтаева, Г.Е., Афонькина, Ю.А. Методика «Изучение воображения  дошкольников» [Электронный ресурс] /Г.Е. Урунтаева, Ю.А. Афонькина// Методика по изучению воображения .- Режим доступа:  http://www psixologiya.org›…metodika…obraznoj-pamyatir.html
  31. Эльконин, Д.Б. Психология игры. [Текст] /Д.Б. Эльконин// 2-е издание. М.,  2009.С.134-156.

Информация о работе Эмпирические исследование мотивации учителя