Эмпирические методы исследования системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 13:21, реферат

Краткое описание

Эмпирические методы основаны, как правило, на использовании способов и приемов опытного исследования, позволяющих получить фактическую информацию о СУ. Особое место среди них занимают базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Эмпирические методы исследования системы управления.rtf

— 241.84 Кб (Скачать файл)

 


 Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах исследуемых объектов и таким образом служит исходной базой для научного исследования.

    Эмпирические методы основаны, как правило, на использовании способов и приемов опытного исследования, позволяющих получить фактическую информацию о СУ. Особое место среди них занимают базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности.

    К основным в данной группе можно отнести следующие методы исследования:

наблюдение -- способ сбора информации, осуществляемого на основе регистрации и фиксации первичных данных о СУ;

изучение первичной документации -- основан на исследовании документированной информации, непосредственно зафиксированной ранее на предприятии;

сравнение -- позволяет проводить сравнения исследуемого объекта с аналогом;

измерение -- способ определения фактических численных значений показателей свойств исследуемого объекта посредством соответствующих измерительных единиц, например, ваттами, амперами, рублями, нормо-часами и т.п.;

нормативный -- предусматривает использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей СУ позволяет установить соответствие системы, например, принятой концептуальной модели; нормативы могут: определить состав и содержание функций, трудоемкость их выполнения, численность персонала, тип ОСУ и др. выступать в качестве нормативов определяющих норм (например, затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов, управляемости, числа допустимых уровней управления, трудоемкости выполнения функций) и укрупненных величин, определяемых в виде отношения к какому-либо комплексному показателю (например, норматив оборачиваемости оборотных средств; все нормы и нормативы должны охватывать всю систему в целом, быть научно обоснованными, иметь прогрессивный и перспективный характер);

эксперимент -- основан на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях.

    К эмпирическим методам с определенной долей условности можно отнести так называемый традиционный и расчетный методы. Традиционный метод предполагает получение фактических данных с помощью технических источников информации в лабораториях, испытательных станциях, ОТК и т.п.

Методы наблюдения

    Метод наблюдения базируется на пассивной фиксации и регистрации параметров и свойств изучаемого объекта в процессе происходящих событий и возникающих ситуаций, в которых исследователь принимает косвенное участие, минимально воздействуя на них при сборе информации. Данный метод может быть прямого (в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения и прямых коммуникаций исследователя с изучаемым объектом) и косвенного (в специально выбранные отрезки времени и на опосредственных связях и коммуникациях) наблюдения. По существу, наблюдение -- это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте.

    Наблюдение может проводиться во время работы управленцев и т.п. Таким способом получают, как правило, данные, которые не отражены в документах, например: как организуются работы, выполняются процедуры управления, соблюдаются условия труда и техники безопасности, проявляются творческие способности работников, формируются формальные и неформальные отношения между сотрудниками и в коллективе, используются методы и стиль управления, принимаются управленческие решения и т.п.

    Наблюдение как метод познания позволяет получать первичную информацию в виде совокупности эмпирических данных.

ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЙ

    В зависимости от классификационных признаков наблюдения могут быть:

по особенностям взаимодействия исследователя и объекта изучения -- прямые и косвенные;

по продолжительности и периодичности -- постоянные, периодические (проводимые с определенным периодом, например, один раз в год) и внезапно-случайные;

по степени формализации наблюдений -- неконтролируемые (используется только общий план наблюдений) и контролируемые (проводятся по детально разработанному плану и процедуре);

по положению наблюдателя относительно событий -- «включенные» (исследователь адаптируется к СУ и проводит регистрацию «изнутри системы) и сторонние (исследователь регистрирует события «со стороны» системы, не являясь ее участником);

по условиям организации наблюдений -- естественные, т.е. «полевые (в обычных условиях функционирования системы) и лабораторные (у экспериментально созданных ситуациях);

по способу наблюдения и регистрации наблюдения -- аудио, визуальные, видео, автоматические, дистанционные, документированные, комбинированные;

по объемности -- сплошные и частичные.

    Методы прямых наблюдений представляют собой способы непосредственных регистраций событий, происходящих в СУ, используемые, как правило, по запланированной процедуре с заранее установленной исследовательской целью и направленные на решение определенных задач.

Метод изучения документации

    Метод изучения документация основан на изучении документации (в первую очередь первичной) на письменных или машинных носителях, имеющихся непосредственно в исследуемой СУ. Известно, что в рамках управляющей подсистемы социально-экономической системы предприятия все решения должны приниматься на основе соответствующей информации. Объем информации, необходимой для принятия управленческих решений, зависит от количества, сложности объектов управления, выполняемых функций, периодичности решений по каждой функции, степени делегирования полномочий по подготовке решений, частоты и объема отчетности перед вышестоящими инстанциями, числа уровней управления, численности аппарата управления, правильности распределения документов и др. В связи с этим метод изучения первичной документации и других аналогичных информационных источников при исследовании СУ -- один из наиболее доступных и распространенных для исследователей.

    Анализ любой управленческой информации следует начинать с выявления таких ее свойств, как линейность (возможность записывать информацию построчно), дискретность (в основном, алфавитно-цифровая), возможность хранения, однотипность, массовость, общность возникновения, объемность (по количеству). В зависимости от свойств информации выбирают то или иное техническое средство для ее обработки, документирования и документационного обеспечения работников.

Информация, используемая в управлении, должна обладать: достоверностью, т.е. в определенной мере соответствовать фактическому состоянию описываемого объекта; своевременностью, т.е. удовлетворять требованию ко времени выработки решения; достаточностью, т.е. обеспечивать минимально необходимый объем информации для принятия оптимального решения; доступностью для восприятия; понятностью для восприятия; лаконичностью; экономичностью.

ИСТОЧНИКИ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

    Источником сбора, изучения, обобщения и анализа первичной информации, которая при проведении исследований СУ подвергается изучению, обобщению и анализу, служат:

данные внешней бухгалтерской отчетности, не являющиеся коммерческой тайной, публикаций, статистических материалов;

устав, учредительный договор, протоколы учредительного собрания, подписные листы на акции и другие документы, регламентирующие деятельность организации;

состав членов правления и их заместителей, состав ревизионной комиссии;

приказы о назначении генерального директора (президента) и его заместителей;

нормативно-правовые документы по основным направлениям деятельности организации и менеджмента, в том числе законы и другие подзаконные акты;

ОСУ организацией и ее структурных единиц;

экологический паспорт;

показатели активов и пассивов балансовых отчетов, отчетов о финансово-экономических результатах и их использовании, отчетов о прибылях и убытках, других бухгалтерских, учетных и статистических документов;

входящие и исходящие документы;

    Собирать и обрабатывать информацию желательно за последние три -- пять лет.

    Особое место в управленческой деятельности и исследовательской работе занимает система организационно-распорядительной документации. В нее входят документы организационного (положения, уставы, инструкции, правила), распорядительного (приказы, указания, распоряжения, решения, протоколы, постановления), справочно-информационного (письма, телеграммы, телефонограммы, докладные записки, справки, сводки) характера, а также документы о личном составе (штатное расписание, характеристики, личные дела, записки о переводе и т.п.), предложения и заявления граждан.

    Изучение первичных документационных и других информационных источников в подавляющем большинстве случаев позволяет получать более объективные результаты исследования. Однако не следует абсолютизировать документальные источники информацию, так как некоторые документы могут отражать реальность в искаженном виде (например, объем сверхурочных работ, численность работающих и т.д.). Все это требует тщательной проверки, а потому проводить анализ следует и другими методами.

    При исследовании СУ помимо первичной документации могут быть использованы и другие документальные источники, имеющие вторичный характер:

обзоры, статьи и другие информационные сведения, приводимыми органами национальной системы сертификации, правительственными структурами, средствами массовой информации и т.п.;

годовые отчеты организации и ее структурных единиц;

отчеты о маркетинговых и других исследованиях внешней и внутренней среды организации;

    При проведении исследования подвергать анализу следует также специальные отчеты или справки, которые составляют работники бухгалтерии, планового отдела, отдела труда и заработной платы и т.д.

    Помимо перечисленных выше документов, источниками их формации могут быть также сотрудники организации, характеризующие ее деятельность в процессе опросов и т.п.

ОПРОСЫ

    Опросы -- метод сбора информации об изучаемых объектах, основанный на высказываниях и ответах отдельных участников исследуемой су на определенные вопросы (базирующихся на своем личном опыте, объективных первичных данных). Наиболее распространенными способами опросов являются: анкетирование; интервьюирование; опросы-беседы.

    Анкетирование основано на сборе информации с помощью ан кет со списком заранее подготовленных вопросов. В ряде случаев к каждому вопросу в анкете могут быть предложены возможные варианты ответов. Данный способ предназначен для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц, а также в случаях, когда работники организации находятся на значительных рас стояниях друг от друга. Наиболее часто анкеты путем непосредственной передачи их опрашиваемому (например, по месту работы, жительства и т.п.), а также по почте, через прессу, курьера, Интернет, с помощью факсимильной связи.

    К достоинствам данного метода относится:

возможность включения в анкету тщательно продуманных вопросов, так как для этого, как правило, имеется время;

возможность получить от опрашиваемого продуманные ответы на вопросы,

небольшие затраты на использование данного метода сбора информации;

возможность опросить большой контингент людей (специалистов, респондентов и т. п.).

    Недостатками анкетирования являются:

    1) отсутствие возможности контролировать опрос и заполнение анкет (например: при каких обстоятельствах заполнялась анкета, были ли подсказки, ясны ли вопросы и в какой последовательности давались ответы на вопросы, было ли желание давать объективные ответы на вопросы), а также давать при необходимости разъяснения к ответам, что требует четкого формулирования вопросов и их состава;

    2) возможность невозвращения анкет, что обусловливает целесообразность анкетирования в присутствии опрашиваемого.

    Основные требования к анкетам:

целенаправленность;

простота (четкость, понятность, краткость вопросов, по возможности предвидящими ответы «да» или «нет»);

однозначность понимания вопросов, что предполагает однозначные на них ответы;

рациональность числа вопросов и объема (одна -- пять страниц);

психологическая нейтральность вопросов (невозможность практического использования ответов против опрашиваемого);

логическая последовательность вопросов.

    Поскольку формирование вопросов анкеты -- задача весьма важная, разрабатывать не следует, как минимум, двум специалистам, один из которых должен быть профессионалом непосредственно в деле составления анкет. После разработки анкеты ее следует проверить экспериментально.

    По результатам ответов на вопросы анкеты, можно определить положительные (сильные) и отрицательные («узкие») места в СУ, т.е. выявить некоторые основные причины негативных сторон системы, определивших низкий уровень управления в системе. По этим местам можно выявить и наиболее важные проблемы в СУ.

    Помимо анкет можно использовать их разновидности, например карточки проблем.

    Интервьюирование, будучи одним из способов опроса, также предназначено для сбора информации о СУ и основано на опросе участников проведения исследовательских работ. В нем участвуют интервьюер и интервьюируемый. В отличие от анкетирования вопросы здесь менее стандартизованы и подготовлены. Само по себе интервьюирование может быть письменным, устным, телефонным и с использованием других технических средств. В качестве опрашиваемых выступают специалисты, а при социологическом исследовании -- потребители и другие участники рыночных отношений. Данный метод -- один из универсальных способов поиска и сбора информации.

    Свободное интервью менее формализовано. При этом интервьюер не оказывает четкого влияния на направленность опроса, а только иногда задает интервьюируемому направляющие вопросы. При этом достигается более откровенная атмосфера между сторонами, что обеспечивает получение более достоверной информации. Такая атмосфера не может быть создана при формализованном интервью, а тем более ее не нет при анкетировании. Тем не менее свободное интервью требует составления продуманного плана работы с интервьюируемым, особенно в части психологического взаимодействия. При проведении интервью этот план служит памяткой для интервьюера.

Информация о работе Эмпирические методы исследования системы управления