Эмпирические исследование мотивации учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего раз вития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧИТЕЛЯ……………………………………………………..8
1.1. Соотношение понятий «мотив» и «мотивация»…………………..8
1.2. Сущность и структура педагогической деятельности
учителя начальных классов………………………………………………9
1.3 Мотивация педагогической деятельности………………………..14

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧИТЕЛЯ………………………………………………………………………16
2.1. Организация и методы исследования ……………………………..16
2.2. Результаты изучения мотивационной сферы учителя
начальных классов………………………………………………………20
2.3. Анализ эффективности мотивации учителя начальных классов...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 268.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

                                                                                                                                                      

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ  
мотивационной среды

 

 Инструкция: Уважаемый педагог! Оцените соответствие предложенных ниже утверждений положению дел в вашем коллективе по 10-балльной шкале, где 0 баллов – полностью не соответствует, 10 баллов – полностью соответствует (обведите соответствующий балл).

1

2

Утверждения

Баллы

Ожидаемые от учителей результаты инновационной деятельности четко определены

0   1   2   3   4   5   6   7   8    9   10

Эти результаты известны каждому учителю

0   1   2   3   4   5   6   7   8    9   10

Существуют вознаграждения за достижение высоких результатов

0   1   2   3   4   5   6   7   8    9   10

Размеры вознаграждения известны каждому учителю

0   1   2   3   4   5   6   7   8    9   10

Вознаграждения имеют ценность

0   1   2   3   4   5   6   7   8    9   10

Отношение к учителю зависит от его активности в инновационной деятельности

0   1   2   3   4   5   6   7   8    9   10

Система контроля и экспертизы обеспечивает объективную оценку результатов работы

0   1   2   3   4   5   6   7   8    9   10

И каждый учитель уверен в объективной оценке результатов его работы

0   1   2   3   4   5   6   7   8    9   10

Положительные результаты работы участников инновационной деятельности будут обязательно известны всему профессиональному сообществу ОУ

0   1   2   3   4   5   6   7   8    9   10

Получаемые вознаграждения соответствуют результатам труда в реализации инновационных проектов

0   1   2   3   4   5   6   7  8    9   10

Учителя не сомневаются в справедливости распределения вознаграждения

0   1   2   3   4   5   6   7   8    9   10

Учителя не сомневаются, что ожидаемые от них результаты соответствуют их возможностям

0   1   2   3   4   5   6   7   8    9   10

Достижение ожидаемых результатов не требует постоянного чрезмерного напряжения

0   1   2   3   4   5   6   7   8    9   10

Учителя не сомневаются, что существуют необходимые для достижения ожидаемых результатовусловия

0   1   2   3   4   5   6   7   8    9   10

В процессе работы учителя испытывают положительные эмоции чаще, чем отрицательные

0   1   2   3   4   5   6   7   8    9   10


 

 

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет. Чем ближе полученная сумма к максимальному количеству баллов, тем благоприятнее созданные в ОУ условия для высокой мотивации педагогов на участие в инновационных проектах. Чем ниже результат, тем мотивационная среда менее благоприятна для работы.

На основе полученных результатов может быть построен графический профиль мотивационной среды ОУ, а также определены демотивирующие факторы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

АНКЕТА 

Определение мотивов  
трудовой деятельности педагогов  

 

Инструкция: Уважаемый педагог! Выберите из списка 5 наиболее важных лично для вас мотивирующих факторов и поставьте напротив "галочку". Затем напротив выбранных факторов в соответствии с их значимостью для вас поставьте цифры от 5 до 1 в порядке убывания (5 – самый значимый для вас фактор, 1 – наименее значимый из пяти выбранных).

1

2

3

Фактор

Выбор

Значимость

Уровень доходов (заработная плата)

   

Близость места работы к дому

   

Возможность продвигаться по карьерной лестнице

   

Возможность профессионального роста

   

Возможность получения кредитов

   

Возможность управления другими людьми

   

Обучение за счет компании

   

Большие полномочия

   

Гибкий график работы

   

Возможность самореализации

   

Комфортные условия труда

   

Нормированный рабочий день

   

Отношения с непосредственным руководителем

   

Признание, ощущение значимости в компании

   

Работа по специальности, в соответствии с образованием

   

Работа ради общения, возможность занять свободное время

   

 

 

Спасибо!

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем анализа ответов, может иметь графическую или табличную форму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение3

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1

  Название методики: Шкала мотивов профессиональной деятельности

Возраст: 31 год

ФИО: Владимирова Надежда Анатольевна

Стаж работы: 11 лет

 

Мотивы профессиональной деятельности

1

2

3

4

5

В очень незначительной мере

В достаточно незначительной мере

В небольшой, но и в немаленькой мере

В достаточно большой мере

В очень большой мере

1. Денежный заработок

         

2. Стремление к продвижению по  работе

         

3. Стремление избежать критики  со стороны руководителя или  коллег

         

4. Стремление избежать возможных  наказаний или неприятностей

         

5. Потребность в достижении социального  престижа и уважения со стороны  других

         

6. Удовлетворение от самого процесса  и результата работы

         

7. Возможность наиболее полной  самореализации именно в данной  деятельности

         

 

 

 

Результат: ВОМ > ВПМ > ВМ

Интерпретация: В педагогической деятельности данной учительницы преобладают внешние отрицательные мотивы.

 

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ № 2

Дата проведения исследования: 16.12.2011 г. Пол: женский

Название методики: Шкала мотивов профессиональной деятельности

Возраст: 42 года

ФИО: Захаренко Вера Васильевна

Стаж работы: 22 года

 

Мотивы профессиональной деятельности

1

2

3

4

5

В очень незначительной мере

В достаточно незначительной мере

В небольшой, но и в немаленькой мере

В достаточно большой мере

В очень большой мере

1. Денежный заработок

         

2. Стремление к продвижению по  работе

         

3. Стремление избежать критики  со стороны руководителя или  коллег

         

4. Стремление избежать возможных  наказаний или неприятностей

         

5. Потребность в достижении социального  престижа и уважения со стороны  других

         

6. Удовлетворение от самого процесса  и результата работы

         

7. Возможность наиболее полной  самореализации именно в данной  деятельности

         

 

 

 

Результат: ВМ > ВОМ > ВПМ

Интерпретация: В профессиональной деятельности данной учительницы преобладают внутренние мотивы, то есть для нее имеет значение сама деятельность.

 

 

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ № 3

Дата проведения исследования: 19.12.2011 г. Пол: женский

Название методики: Шкала мотивов профессиональной деятельности

Возраст: 32 года

ФИО: Глагольева Алла Юрьевна

Стаж работы: 11 лет

 

Мотивы профессиональной деятельности

1

2

3

4

5

В очень незначительной мере

В достаточно незначительной мере

В небольшой, но и в немаленькой мере

В достаточно большой мере

В очень большой мере

1. Денежный заработок

         

2. Стремление к продвижению по  работе

         

3. Стремление избежать критики  со стороны руководителя или  коллег

         

4. Стремление избежать возможных  наказаний или неприятностей

         

5. Потребность в достижении социального  престижа и уважения со стороны  других

         

6. Удовлетворение от самого процесса  и результата работы

         

7. Возможность наиболее полной  самореализации именно в данной  деятельности

         

 

 

 

Результат: ВМ > ВПМ > ВОМ

Интерпретация: Для данной учительницы имеет значение сама деятельность.

 

 

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ № 4

Дата проведения исследования: 19.12.2011 г. Пол: женский

Название методики: Шкала мотивов профессиональной деятельности

Возраст: 36 лет

ФИО: Конивец Екатерина Александровна

Стаж работы: 15 лет

 

Мотивы Профессиональной деятельности

1

2

3

4

5

В очень незначительной мере

В достаточно незначительной мере

В небольшой, но и в немаленькой мере

В достаточно большой мере

В очень большой мере

1. Денежный заработок

         

2. Стремление к продвижению по  работе

         

3. Стремление избежать критики  со стороны руководителя или  коллег

         

4. Стремление избежать возможных  наказаний или неприятностей

         

5. Потребность в достижении социального  престижа и уважения со стороны  других

         

6. Удовлетворение от самого процесса  и результата работы

         

7. Возможность наиболее полной  самореализации именно в данной  деятельности

         

 

 

 

Результат: ВМ > ВПМ > ВОМ

Интерпретация: Для данной учительницы имеет значение сама деятельность.

 

 

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ № 5

Дата проведения исследования: 20.12.2011 г. Пол: женский

Название методики: Шкала мотивов профессиональной деятельности

Возраст: 36 лет

ФИО: Берегова Надежда Георгиевна

Стаж работы: 20 лет

 

Мотивы профессиональной деятельности

1

2

3

4

5

В очень незначительной мере

В достаточно незначительной мере

В небольшой, но и в немаленькой мере

В достаточно большой мере

В очень большой мере

1. Денежный заработок

         

2. Стремление к продвижению по  работе

         

3. Стремление избежать критики  со стороны руководителя или  коллег

         

4. Стремление избежать возможных  наказаний или неприятностей

         

5. Потребность в достижении социального  престижа и уважения со стороны  других

         

6. Удовлетворение от самого процесса  и результата работы

         

7. Возможность наиболее полной  самореализации именно в данной  деятельности

         

 

 

 

Результат: ВМ > ВПМ > ВОМ

Интерпретация: Оптимальный мотивационный комплекс.

 

 

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ № 6

Дата проведения исследования: 21.12.2011 г. Пол: женский

Название методики: Шкала мотивов профессиональной деятельности

Возраст: 42 лет

ФИО: Дубинкина Людмила Ивановна

Стаж работы: 23 года

 

Мотивы профессиональной деятельности

1

2

3

4

5

В очень незначительной мере

В достаточно незначительной мере

В небольшой, но и в немаленькой мере

В достаточно большой мере

В очень большой мере

1. Денежный заработок

         

2. Стремление к продвижению по  работе

         

3. Стремление избежать критики  со стороны руководителя или  коллег

         

4. Стремление избежать возможных  наказаний или неприятностей

         

5. Потребность в достижении социального  престижа и уважения со стороны  других

         

6. Удовлетворение от самого процесса  и результата работы

         

7. Возможность наиболее полной  самореализации именно в данной  деятельности

         

Информация о работе Эмпирические исследование мотивации учителя