Эмпирическое исследование имиджа руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты формирования имиджа;
2. Определить функции, которые он выполняет.
3. Рассмотреть факторы, которые влияют на формирование имиджа .
4. Описать процедуру и методику исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3

ГЛАВА І.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ……………………………………………………………….9
1.1.Понятия и сущность имиджа…………………………………………….…..9
1.2. Имидж, его функции и механизм формирования.. ……………..…….….12
1.3.Психологические особенности имиджа руководителя и его проявления в деятельности…………………………………………….…………………….....18

ГЛАВА ІІ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ ……………………………………………………………..25
2.1.Программа исследования……………………………………………………25
2.2.Анализ результатов эмпирического исследования ………………….……26
2.3.Практические рекомендации по формированию имиджа руководителя…………………………………………………………………..…47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...55

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ супер.docx

— 172.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3

 

ГЛАВА І.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ……………………………………………………………….9

1.1.Понятия и сущность имиджа…………………………………………….…..9

1.2. Имидж, его функции  и механизм формирования.. ……………..…….….12

1.3.Психологические особенности  имиджа руководителя и его  проявления в деятельности…………………………………………….…………………….....18

 

ГЛАВА ІІ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ ……………………………………………………………..25

2.1.Программа исследования……………………………………………………25

2.2.Анализ результатов  эмпирического исследования ………………….……26

2.3.Практические рекомендации  по формированию имиджа руководителя…………………………………………………………………..…47

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…52

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...55    

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. Развитие психологического ресурса руководителя становиться требованием и неотъемлемым условием, позволяющим эффективно управлять трудовым коллективом. Одной из составляющих этого ресурса является имидж, который может стать опорой для осуществления планируемых им решений. Работая над совершенствованием своего имиджа, руководитель повышает культуру делового общения, оптимизирует взаимодействие со своими подчиненными. Имидж руководителя свидетельствует об умениях, знаниях, компетентности, а так же ценностях, которыми он руководствуется в профессиональной деятельности. Кроме этого, имидж руководителя тесно связан с культурой организации.

В процессе деятельности у руководителя существует необходимость формировать о себе позитивное мнение в окружающем его социуме. Причины для этого могут быть разные. Это стремление к карьерному росту, принятие новой должности, желание занять более высокий социальный статус в коллективе, а иногда, изменить сложившееся негативное представление.

Вместе с этим, руководитель, желает он того или нет, является примером, образцом поведения, отношения к деятельности для своих подчиненных. Во многом, благодаря ему, работники усваивают существующие в организации и обществе нормы, ценности и традиции, а иногда подражают поведению руководителя.

Проблеме создания имиджа посвящены исследования многочисленных авторов занимающихся ею в различных  отраслях психологии. Политическая психология, психология рекламы, маркетинга, искусства – это далеко не полный перечень направлений психологической науки, активно занимающихся проблемой формирования эффективного имиджа. Начало этих исследований относится к работам зарубежных авторов (Дж. Бергер,  
П. Берд, С. Блэк, Дж. Браун, Б. Брюс, А. Либина, Р. Хофф, Э. Фромм,  
Б. Швабе и др.), которые посвятили их рассмотрению имиджа политика, бизнесмена. Другие авторы (Б. Джи, А. Дейян, Б. Карлоф, Ф. Котлер,  
М. Мескон, Х. Маккей, Ли Якокка) исследовали имидж банка, фирмы, компании, организации.

В отечественной литературе до середины 80-х годов проблеме формирования имиджа уделялось недостаточное внимание. Связано это было, прежде всего, с отсутствием рынка в экономике страны и политическими мотивами, по которым, имидж рассматривался как разновидность буржуазной пропаганды западного образа жизни. Поэтому, объективно сложилось некоторое отставание в отечественной психологии в исследовании этого психологического феномена.

Вместе с тем, отечественные исследования последнего времени значительно расширили научное представление, о принципах, механизмах формирования имиджа политика (И.Н. Гомеров, Е.В. Егорова-Гантман,  
В.Г. Зазыкин, Г.Г. Почепцов, О.Н. Феофанов, Р.Ф. Фурс и др.), бизнесмена (Е.А. Блажнов, В.А. Иванченко, Р.Л. Кричевсий, Ф.А. Кузин, В.М. Шепель и др.), госслужащего (В.В. Дашевский, Е.И. Орлова и др.), учителя  
(А.А. Деркач, И. В. Кузьмина, Т.Н. Пискунова и др.).

Проблема определяется необходимостью преодоления руководителем трудностей адекватного восприятия подчинёнными управленческой деятельности, расширения его психологического ресурса, повышающего эффективность руководства. Вместе с тем, работ имеющих своим предметом исследования имиджа руководителя очень мало. Отсутствуют конкретные рекомендации по управлению процессом совершенствования имиджа в условиях организационной культуры.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется:

-  недостаточной освещенностью  этой проблемы в психологической  литературе;

- необходимостью выявления  психологической сущности имиджа  руководителя, на основе анализа  подходов отечественных и зарубежных  психологов;

- необходимостью выявления психологических условий и факторов, способствующих созданию имиджа руководителя;

  • потребностью психологической службы в научно-обоснованных рекомендациях по изучению, оценке и целенаправленному совершенствованию имиджа руководителя.

           Цель исследования: является изучение психологически аспектов формирования имиджа руководителя: его составных частей и механизма формирования, факторов, влияющих на формирование имиджа, выявление характерных черт имиджа конкретного руководителя, разработка практических рекомендаций по работе над имиджем руководителя.

         Объект исследования: имидж руководителя организации.

Предмет исследования: психологические аспекты формирования имиджа руководителя.

         Гипотеза исследования Имидж руководителя представляет собой эмоционально окрашенный, социально-значимый образ руководителя, имеющий характер стереотипа, сложившийся в сознании его социального окружения, оказывающий психологическое влияние на поведение подчиненных и самого руководителя.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические  аспекты формирования имиджа;

2. Определить функции, которые  он выполняет.

3. Рассмотреть факторы, которые влияют на формирование имиджа .

4. Описать процедуру и методику исследования.

5. Изучить типологию имиджа руководителей.

6. Разработать практические  рекомендации по улучшению имиджа руководителе на основе проведенного анализа.

Теоретико-методологической основой  являются: психологическая теория образной сферы личности, психология восприятия, концепции психологии личности, социальной психологии, психологии социального восприятия и общения, методологические принципы: познания, детерминизма, отражения, системности, комплексности, субъектности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.Н. Андреева, Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Д.А. Ошанин, С.Д. Смирнов, Д.Н. Узнадзе и др.). Общенаучные и отдельные теории и концепции, касающиеся проблем познания человека человеком, межличностного и межгруппового восприятия (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев), отношений (В.Н. Мясищев), развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский), ценностных ориентаций (С.А. Анисимов, И.С. Кон).

        Методы исследования. Включала изучение литературных источников по проблеме имиджа, предусматривала включенное и не включенное наблюдение и системно-ситуативный анализ руководства подчиненными в организации, беседы, анкетирование и экспертные опросы; тестирование, констатирующий эксперимент. Использовались следующие стандартизированные и валидизированные методики: изучения структуры ценностных ориентаций (М. Рокича), методика Т. Лири,  изучения социально психологических установок, методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела, модульная методика А.Я. Анцупова, экспертной оценки личностных качеств руководителя А.Л. Журавлева, личностного дифференциала. Материалы исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики, с использованием программы Statistika – 5 и применением ЭВМ.

           В ходе проведения исследования были использованы следующие методики:

1. Тест-опросник «8-ФАКТОРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

КЭТТЕЛА-ФЛО (8 PF)» для диагностики индивидуально-психологических свойств личности

2. Методика Т. Лири для исследования представления, имеющихся у подчиненных о своих непосредственных руководителях.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с сентября 2012 года по апрель 2013 года. В качестве экспериментальной базы выступали 30 руководителей различных трудовых коллективов, 150 сотрудников (подчиненных) и 10 руководителей-экспертов.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования позволят выявить наиболее слабые стороны имиджа руководителя «первого лица» и предпринять меры для их корректировки. Результаты исследования могут быть использованы в управленческой деятельности руководителями различных предприятий.

Структура исследования. Курсовой проект состоит из оглавления, введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении описаны актуальность исследования, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методологическая основа исследования, методы и методики, эмпирическая база исследования и практическая значимость исследования.

В первой главе «Теоретические основы формирования имиджа руководителя» было рассмотрено понятие «имидж» , а так же функции и механизмы формирования имиджа.

Во второй главе «Эмпирическое исследование имиджа руководителя» были описаны методики, используемые в проекте. Благодаря которым были даны практические рекомендации по созданию имиджа руководителя организации.

В заключении были сделаны выводы по курсовому проекту.

 

 

 

І.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА.

 

 

1.1.ПОНЯТИЕ И  СУЩНОСТЬ ИМИДЖА.

      Имидж (от  английского слова image) целенаправленно формируемый образ (лица, организации, явления), призванный оказать определенное эмоционально-психологическое воздействие на определенную группу лиц.

Если десять лет назад термин «имидж» практически отсутствовал в отечественных научных публикациях и встречался лишь в узкоспециальных изданиях, то в последние годы он стал все чаще не только предъявляться, но и исследоваться. В литературе, как показал библиографический поиск, по-прежнему нет единого мнения по данному вопросу [1].

Иногда высказываются крайние точки зрения - от признания того, что имидж можно и нужно формировать, учитывая специфику воспринимающего объекта, до утверждений о неэтичности целенаправленного формирования имиджа как средства манипулирования сознанием и поведением людей. Некоторые ученые считают, что имидж не приспособляем к каким-либо ситуациям, он статичен, так как определен генезисом и социумом.

Многие исследователи полагают, что происхождение понятия «имидж» очень точно характеризует его значение: имидж - это не то, чем человек является на самом деле, не совокупность его личностных характеристик, а образ, который создается в отношении этого человека у окружающих его людей, либо людей, создающих впечатление о нем с помощью средств массовой информации. Зачастую имидж человека очень сильно отличается от самой личности.

Особо следует остановиться на определении имиджа проф. Д.В. Березина, В.М. Шепеля Психологические условия формирования имиджа руководителя. Пожалуй, он единственный, кто разводит понятия «имидж» и «образ», утверждая, что имидж является внешним отражением образа. «...имидж является внешним отражением... человеческого образа в глазах окружающих, наглядно-выразительным «срезом» его личностных характеристик» [1].

Таким образом, имидж не тождественен образу. Он - его фасадная часть, в которой манера поведения, экспрессия, внешняя привлекательность выступают в качестве видимых элементов. Образ же - это обобщенная характеристика личности, обусловленная историческим периодом времени, принадлежностью к определенной социальной группе, типичными условиями жизни. Имидж - собирательное понятие. Это облик, то есть та форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются лучшие личностно-деловые характеристики.

В ряде определений имиджа подчеркивается то обстоятельство, что понятие «имидж» включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные, сформированные. Еще одна важная характеристика имиджа - это его функциональность. Иными словами, имидж не является самоцелью и создание или коррекция его предполагает, что он нужен для чего-то. При помощи имиджа можно добиться определенных целей, сделать более успешной деятельность, которой человек занимается.

Анализ современной отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать заключение о том, что понятие «имидж» по своему объёму и содержанию является весьма сложным, требующим «осторожного» обращения. Оно формировалось в поле зрения разных наук и стало практически междисциплинарным понятием. В его последовательном развитии условно можно выделить несколько этапов - от самого простого, этимологического, до научно структурированного понятия [2]:

- имидж как простая  совокупность внешних характеристик, которые часто вызывают ассоциации  с тем или иным стилем в  одежде («деловой имидж», «спортивный  имидж», «романтический имидж»);

- имидж как совокупность  внешних характеристик и поведенческих  навыков;

- имидж не только как  совокупность всех вышеназванных  компонентов, но и объект; все  компоненты при этом играют  роль имиджформирующей информации;

- наконец, имидж как устойчивое  мнение, которое складывается у  реципиента на основе воспринятой  имидж формирующей информации, как  репутация объекта или явления.

Исходя из вышеизложенного, понятие «имидж» как и большинство научных категорий, может трактоваться в широком и узком смысле [2].

Информация о работе Эмпирическое исследование имиджа руководителя