Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

47-68.docx

— 101.47 Кб (Скачать файл)

При обработке и интерпретации результатов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

 

65. Основные направления психокоррекционной работы с детьми, имеющими легкие отклонения в психическом развитии.

Формой реализации психокоррекционных целей являются индивидуальные и групповые занятия. С детьми, имеющими выраженные и тяжелые нарушения, занятия проводятся только в индивидуальной форме. Длительность занятий зависит от возраста и выраженности нарушений ребенка. Она варьируется от 15 до 35 минут. Частота занятий — один-два раза в неделю. Индивидуальные и групповые занятия имеют следующую структуру:

      установочный  этап;

      коррекционный  этап;

      релаксационный  этап;

      завершающий  этап.

1. Установочный этап

На этом этапе дети знакомятся с темой занятия, у них формируется положительная установка на проведение занятия, активизируется внимание. Психолог проверяет выполнение детьми домашнего задания, расспрашивает об их эмоциональном состоянии. С помощью специальных упражнений психолог формирует у детей эмоционально-доверительный контакт со сверстниками (упражнения «Здравствуй, я хороший», «Пожмем друг другу ручки» и др.).

2. Коррекционный этап

      Задачи  этого этапа включают преодоление  основных проблем, существующих  в эмоционально-волевой, поведенческой, личностной и коммуникативной  сферах детей. На этом этапе решаются проблемы реконструкции эмоциональных состояний детей (тревожности, отгороженности, агрессии), формирования позитивного эмоционального настроения (как индивидуально у каждого ребенка, так и в группе), расширения сферы социального взаимодействия детей и формирования навыков адекватного межличностного сотрудничества (с родителями, другими взрослыми, сверстниками). Детям предлагаются задания на формирование дружеских контактов в группе, умение взаимодействовать в игре, участие в исполнении ролей в играх, специально подготовленных для этих целей.

3. Релаксационный этап

      На этапе  релаксации у детей формируются  навыки расслабления и саморегуляции. Проводится психомышечная тренировка. У детей и их родителей в процессе частичного использования метода холдинг-терапии формируются навыки тактильно-телесного контакта.

4. Завершающий этап

      На этом  этапе подводятся итоги занятия. Работа всех детей оценивается  положительно. У детей формируется  желание и интерес к продолжению  психокоррекционных занятий.      Занятия не проводятся с детьми, у которых имеются какие-либо противопоказания. Противопоказаниями к проведению психокоррекционных занятий являются тяжелые прогредиентные психические заболевания (острое течение заболевания при эписиндроме, ранней детской шизофрении, глубокая степень умственной отсталости). В некоторых случаях возможна организация занятий с отдельными детьми, страдающими тяжелыми психофизическими недостатками, но только в индивидуальной форме.      Содержание психокоррекционной работы на каждом этапе определяется психофизическими возможностями детей, их возрастом, степенью выраженности эмоционально-личностных нарушений (К. Фопель, 1998; М. И. Чистякова, 1995).

      В качестве  психокоррекционных подходов используются суггестивные, рациональные, психоаналитические, поведенческие, личностно ориентированные, семейные и другие психотехники. Широко применяется опыт как зарубежной, так и отечественной психотерапевтической школы в работе с детьми:

      методы  игровой психокоррекции;

      методы  арттерапии и музыкотерапии;

      методы  библиотерапии;

      методы  гештальттерапии и телесно-ориентированной терапии;

      проективные  методы.

 

66. Количественные и качественные методы семейной диагностики.

Сравнивая функции качественных и количественных методов между собой, отметим, что количественные методы обеспечивают внутреннюю научную строгость психологического знания, в то время как качественные методы ориентированы на обеспечение связи полученного знания с другими научными фактами, с социальной реальностью и различными сферами практической деятельности людей, с массовым сознанием. С.А.Белановский определяет круг функций, которые выполняют качественные методы:

• обеспечение связи с социальными проблемами;

• качественные методы как компенсатор слабости теории;

• формирование целостного образа объекта или проблемы;

• выявление социально значимых фактов;

• обеспечение динамизма исследовательского процесса;

• формирование системы понятий и обслуживание «переднего края» научных исследований;

• заполнение брешей между количественными параметрами;

• преодоление смыслового распада и логических спекуляций;

• изучение объектов, не поддающихся количественному описанию;

• преодоление «мифов»;

• взаимодействие с обыденным сознанием.

 

Иные функции, по мнению С.А.Белановского, выполняют количественные методы:

• выход за пределы индивидуального сознания;

• определение количественных характеристик объектов и явлений;

• выявление классов объектов на основе большого числа параметров;

• выявление динамических тенденций;

• проверка логических гипотез.

Методики:

Изучение структуры семейных ролей, семьи – как системы

1  Семейная социограмма Методика позволяет оценить: положение субъекта  в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье прямой или опосредованный;

возникновения причин неблагополучия; динамику семейных взаимоотношений.

2 Семейная  генограмма Диагностирует коммуникации в семье , взаимоотношения между ее членами и выявляет  причины возникновения сложной жизненной ситуации в семье.

3 Шкала семейной адаптации и сплоченности Позволяет быстро, эффективно и достоверно оценить процессы, происходящие в семейной системе, и наметить мишень психотерапевтического вмешательства.

4 Рисунок семьи Предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений.

Изучение особенностей воспитания родителей, процессов взаимодействия родителей с детьми

1 АСВ Методика  позволяет изучить: нарушения процесса воспитания; выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания; установить причины нарушений в семейной системе.

2 PARI Предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), а также изучение детско-родительских  отношений.

3 Тест –опросник родительских отношений

(А.Л.Варга, В.В.Столин) Психодиагностическая методика, ориентированная на выявление родительского отношения в семье.

 

Изучение супружеских взаимоотношений

1 Тест-опросник удовлетворенности браком Предназначен для экспресс - диагностики степени удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а также степени согласования- рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

2 Тест «Характер взаимодействие супругов в конфликтных ситуациях» Методика дает возможность охарактеризовать обследуемую пару по ряду параметров: наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.

3 Тест супружеских отношений. Тест ориентирован на выявление отношений между супругами в семье.

 

67. Условия применения психодиагностических методик. Критерии подбора психодиагностических методик.

УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Психодиагностика позволяет оценить индивидуальные особенности клиента (особенности идентичности, характер, темперамент, способ эмоционального реагирования, зависимость—доминантность, ригидность—креативность, уровень самооценки), его отношение к другим людям более наглядно и доступно для него самого. Ведь от результатов тестирования труднее отмахнуться, делая вид, что их не существует. Они не только материальны (отражены на бумаге), но и не являются чужими для человека, он принял непосредственное участие в их появлении. Поэтому результаты тестирования могут выступать в качестве материала для совместного обсуждения с клиентом его проблемы, служить дополнительным стимулом для появления нового взгляда на жизненную ситуацию человека. Тестирование бывает особенно полезным, когда сам клиент является немногословным человеком, которому трудно выразить словами свои личностные особенности, отношения и т. д. При консультировании супружеской пары тестирование дает возможность получить дополнительную информацию о совместимости партнеров, делает зримыми и различия, и сходство между ними. Кроме того, тестирование само по себе имеет психотерапевтическое значение (установление контакта, снятие напряжения, чувство значимости). Данные тестов полезны для отслеживания динамики состояния клиента и оценки результатов консультирования. Как правило, необходимость в этом возникает, когда клиент сам не в состоянии адекватно оценить изменения, с ним произошедшие.

КРИТЕРИИ ПОДБОРА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Для того чтобы процесс консультирования был эффективен, тестовый материал, применяемый специалистом, должен соответствовать следующим критериям:

• быть достаточно простым в обработке;

• быть доступным пониманию клиента (то, что непонятно, — отвергается);

• не требовать много времени для своего выполнения;

• быть связанным с основной темой консультирования.

Поясним, что тесты должны быть просты в обработке для того, чтобы консультант основное время консультации потратил именно на клиента и решение его проблемы, а не на обработку тестов и мог оперативно получить необходимую информацию. Клиенту это дает возможность еще в процессе консультирования ознакомиться с результатами теста и, получив достоверные данные о себе, сделать соответствующие выводы. (Румянцева).

 

68. Ключевые темы диагностики и информирования в семейном консультировании.

Основными темами диагностики и информирования клиентов в супружеском консультировании являются следующие:

• Индивидуальные особенности (самооценка, полоролевая идентичность, потребности).

• Мотивы вступления в брак (ценности и функции семьи).

• Выбор партнера (осознанность, стадии).

• Динамика партнерских отношений (стадии).

• Семейные модели (распределение ролей, самооценка).

• Совместимость (уровни).

В литературе по психологическому консультированию рекомендуются к применению множество различных методов диагностики супружеских отношений. В данном пособии описывается комплекс методик, который показал свою практическую надежность и информативность в процессе супружеского и семейного консультирования. Комплекс психодиагностических методик включает

в себя следующие методы:

1. Проективный рисунок  человека.

2. Методика «Кто Я?».

3. Методика «Полоролевые портреты».

4. Опросник Жанет Уойтитц «Правда или заблуждение».

5. Проективная методика  «Круги взаимоотношений».

6. Проективный тест «Семейная социограмма». (Румянцева)


вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"