Шпаргалка по "Специальной психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Специальная психология и педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты по Спец псих..doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящееся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется возможность бесплатного пользования учебниками, фондом библиотеки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консультативную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ. Школа обеспечивает промежуточную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о соответствующем уровне образования. В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи, привлекаемые дополнительно для ведения коррекционной работы.

Если  ребенок с особыми образовательными потребностями обучается на дому, органы управления образованием компенсируют родителям затраты на обучение в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования обучения ребенка в соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей. Это могут быть центры: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; социальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей и др. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В ряде центров ведется специальная образовательная деятельность. Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального или группового воспитания и обучения. Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку; Реабилитационные центры оказывают также социальную и психологическую помощь бывшим воспитанникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реабилитационные  центры помогают образовательным учреждениям  массового назначения, если там обучаются  и воспитываются дети с особыми  образовательными потребностями: ведут  коррекционно-педагогическую работу и  консультирование.

Для оказания логопедической помощи детям дошкольного и школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, работает логопедическая служба. Это может быть введение в штат образовательного учреждения должности учителя-логопеда, создание в структуре органа управления образованием логопедического кабинета или создание логопедического центра. Наиболее широко распространенной формой стал логопедический пункт при общеобразовательном учреждении. Основными задачами его деятельности являются: коррекция нарушений устной и письменной речи; своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями; распространение основных логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Занятия на логопедическом пункте проводятся как в свободное от уроков время, так и во время уроков (по согласованию с администрацией школы).

Дети  с установленным диагнозом задержка психического развития и обучающиеся  в классах коррекционно-развивающего обучения получают логопедическую помощь учителя-логопеда, прикрепленного к данному классу.

Ответственность за обязательное посещение логопедических занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и администрация школы.

В современных  условиях интенсивного развития системы специальной психолого-педагогической помощи идет поиск моделей специальных образовательных учреждений, наиболее отвечающих современным социокультурным и экономическим условиям жизни страны и особым образовательным потребностям обучающихся, и моделей, которые могли бы эффективно функционировать в отдаленных от центра регионах страны, в условиях дефицита кадров специальных педагогов и психологов, удовлетворяя все существующие образовательные и реабилитационные потребности детей и подростков с отклонениями в развитии.

Развиваются новые модели специальных образовательных  учреждений, построенные на основе указанных выше типовых. Так, востребованной является такая модель специального образовательного учреждения, которая  наряду с функцией образования (дошкольного и школьного) выполняет функции психолого-педагогического консультационного центра, а также центра социальных услуг для малоимущих слоев населения, центра образовательных услуг в получении начального профессионального образования. Такие модели специальных образовательных учреждений функционируют сегодня и на европейской территории России (например, в Москве, Новгороде, Ярославле, С.-Петербурге), и на юге (в Махачкале), и в Сибири, и на Урале (в Магадане, Красноярске, Екатеринбурге). Потребностям детей и подростков в оздоровительной работе отвечают условия специальной (коррекционной) оздоровительной школы-интерната, где воспитанникам предлагается комплексная программа, включающая дифференцированный личностно-ориентированный образовательный процесс, осуществляемый в тесной связи с индивидуализированной медико-реабилитационной поддержкой и социально-педагогической помощью, а также обеспечен благоприятный психологический климат и комфортная социокультурная среда образования в целом (Москва, школа-интернат № 65).

Существует  модель современного образовательного учреждения для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями  в развитии. Десятилетний опыт работы такого образовательного учреждения (Псковский лечебно-педагогический центр) показал возможность и необходимость включения в образовательное пространство детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Существуют  и другие варианты специальных образовательных  учреждений, создаваемых сегодня  энтузиастами специальной педагогики сообразно возможностям местных социокультурных условий, национальных и региональных особенностей.

6.Современные представления о нормальном и отклоняющимся развитии

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НОРМАЛЬНОМ И  ОТКЛОНЯЮЩЕМСЯ РАЗВИТИИ

Определение «степени нормальности» человека – сложная и ответственная междисциплинарная проблема. «Норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.

Статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Как правило, статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т.п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения.

Ориентация  на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека. Это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком независимо от характера имеющихся у него нарушений. Достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития.

Идеальная норма – оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Это высший уровень функциональной нормы.

 

 МЕХАНИЗМЫ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ВЛИЯНИЙ

Начало  любому живому организму дает объединение  материнских и отцовских клеток в новую клетку, которая состоит  из 46 хромосом, при нормальном развитии это 23 пары, из которых впоследствии формируются все клетки нового организма. Сегменты хромосом называются генами. Они содержат информацию как общую для всех людей, обеспечивающую развитие организма, так и определяющую индивидуальные различия, в том числе появление тех или иных отклонений. Динамика индивидуального развития и специфика созревания различных психических функций в постнатальный период онтогенеза, безусловно, зависят от социокультурных влияний, оказывающих разное воздействие на мозговые структуры и их функционирование, так как генетическая программа развития разворачивается последовательно, в соответствии с закономерностями созревания различных уровней нервной системы, в частности различных отделов головного мозга. Отношения «родитель – ребенок» рассматриваются социобиологами как первичный социум, эволюционно-генетическая задача которого – воспроизводство генов.

Наследуемое качество определяется сочетанием генов в паре. Существуют следующие сочетания: DD (родителями переданы доминантные гены); Dd (одним из родителей передан доминантный ген, другим – рецессивный) и dd (оба родителя передали рецессивные гены). В большинстве случаев хромосомная аномалия приводит к гибели плода еще в утробе матери или к преждевременным родам и выкидышам. Однако существует достаточно распространенная аномалия в развитии – синдром Дауна, встречающаяся в соотношении 1 : 600-700 новорожденных, при которой причиной системных нарушений психофизического развития ребенка является появление дополнительной хромосомы в 21-й паре (трисомия).Хромосомные аномалии отмечаются приблизительно в 5% случаев установленных беременностей. В результате внутриутробной гибели плодов их численность уменьшается приблизительно до 0,6% родившихся детей.

С целью  предупреждения появления детей  с наследственной патологией развития проводятся генетические консультации, целью которых является определение схемы наследуемости того или иного патогенного признака и возможности его передачи будущим детям. Данные относительно вероятности рождения нормального ребенка или с патологией развития сообщаются родителям.

 

 СОМАТИЧЕСКИЙ  ФАКТОР

Наиболее  рано возникает состояние нервно-соматической ослабленности – невропатия, создающая  определенные трудности для психофизического и эмоционального развития ребенка. Она рассматривается как полифакторное  нарушение врожденного происхождения, т.е. как нарушение, которое появляется в момент внутриутробного развития или родов.

Основные признаки невропатии

Эмоциональная неустойчивость – повышенная склонность к эмоциональным расстройствам, беспокойству, быстрому возникновению аффектов, раздражительности, слабости.

Вегетативная дистония – расстройство нервной системы, регулирующей работу внутренних органов, которое выражается в различных нарушениях функционирования внутренних органов (кишечного тракта, дыхания и др.).

Нарушения сна – затрудненное засыпание, ночные страхи, отказ спать днем.

Нарушения обмена веществ, склонность к аллергии с различными проявлениями, повышенная чувствительность к инфекциям. Причем аллергия у мальчиков и плохой аппетит могут быть связаны с состояниями эмоциональной неудовлетворенности матери браком во время беременности.

Общая соматическая ослабленность, снижение защитных сил организма – ребенок часто болеет ОРЗ, ОРВИ, нередки желудочно-кишечные заболевания, заболевания дыхательной системы и др.

Минимальная мозговая ослабленность – повышенная чувствительность ребенка к различным внешним воздействиям: шуму, яркому свету, духоте, изменениям погоды, поездкам на транспорте.

Психомоторные нарушения (непроизвольное мочеиспускание во время дневного и ночного сна, тики, заикание). Данные нарушения в отличие от подобных нарушений, имеющих более серьезные органические причины, с возрастом, как правило, проходят и имеют выраженную сезонную зависимость, обостряясь весной и осенью.

При своевременной  организации общеукрепляющих, оздоровительных мероприятий, включая комфортную психологическую атмосферу, признаки невропатии с годами могут уменьшаться.

При неблагоприятных  обстоятельствах невропатия становится почвой для развития хронических  соматических заболеваний, психоорганического синдрома.

Соматические заболевания  являются второй по значимости (после  органических повреждений головного  мозга) причиной, вызывающей нарушения  психофизического здоровья детей, затрудняющей их личностно-социальное развитие и  успешное обучение.

 

 

 б7.Факторы психического развития человека Факторы психического развития человека

Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека.

СОЦИАЛЬНЫЕ  ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  НЕДОСТАТКОВ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ  И ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Механизмы социальных влияний в  пренатальном и натальном периодах развития ребенка. Основным «проводником» социальных влияний в это время развития ребенка является мать. Уже во внутриутробном периоде на ребенка оказывают негативное воздействие не только патогенные биологические факторы, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать. В период внутриутробного развития у ребенка закладываются так называемые базовые перинатальные матрицы эмоционального опыта. В зависимости от биологических и социальных условий протекания беременности они могут стать как полноценной основой для нормального психического развития ребенка, так и его патогенной базой.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной психологии и педагогике"