Шпаргалка по "Основам педагогики и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Основа педагогики и психологии ".

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ 1.1 (шпоры).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

1. Психология как наука. Предмет психологии.

Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика — это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека — это его  чувства, мысли, переживания, намерения, т. е. все то, что составляет его  субъективный внутренний мир, который  проявляется в действиях и  поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание  человека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение. Бессознательное — это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями. Личность — это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями. Поведение — внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека. Деятельность — это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Основной задачей  психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов как результата отражения воздействий объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач.

1. Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

2. Анализировать  становление и развитие психических  явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.

3. Исследовать  физиологические механизмы, лежащие  в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития.

4. Содействовать  планомерному внедрению научных психологических знаний в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных сферах деятельности).

 

2. Рефлекторный характер  психики.

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность в виде идеальных образов. Естественнонаучным подтверждением философской теории отражения является рефлекторная деятельность мозга – деятельность чрезвычайно многообразная: от элементарных защитных рефлексов типа мигания до сложнейших рефлекторных систем речевого общения.

Рефлекторная  деятельность — это сложная анализирующая и синтезирующая работа коры головного мозга, суть которой состоит в дифференциации многочисленных раздражителей и установлении между ними самых различных связей.

Анализ раздражителей  выполняется сложными нервными органами-анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического воспринимающего органа (рецептора); 2) проводящего афферентного, т.е. центростремительного пути, по которому нервное возбуждение передается от периферии к центру; 3) корковой части анализатора (центрального звена). Передача нервного возбуждения от рецепторов сначала к центральным отделам нервной системы, а затем от них по эфферентным, т. е. центробежным, путям обратно к рецепторам для ответной реакции, имеющая место в ходе рефлекса, осуществляется по рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга (рефлекторное кольцо) состоит из рецептора, афферентного нерва, центрального звена, эфферентного нерва и эффектора (мышцы или железы). Первоначальный анализ раздражителей совершается в рецепторах и в низших отделах мозга. Он имеет элементарный характер и обусловлен степенью совершенства того или другого рецептора. Высший и наиболее тонкий анализ раздражителей осуществляется корой больших полушарий головного мозга, представляющей собой совокупность мозговых окончаний всех анализаторов. В ходе рефлекторной деятельности осуществляется также процесс диф-ференцировочного торможения, в ходе которого возбуждения, вызываемые неподкрепляемыми условными раздражителями, постепенно угасают, остаются же возбуждения, строго соответствующие основному, подкрепляемому условному раздражителю. Благодаря дифференцировочному торможению достигается очень тонкая дифференцировка раздражителей. В силу этого оказывается возможным образование условных рефлексов на комплексные раздражители. При этом условный рефлекс вызывается воздействием только комплекса раздражителей в целом и не вызывается действием какого-нибудь одного из входящих в комплекс раздражителей.

Условный  рефлекс — врожденная или приобретенная (выученная) реакция, автоматически (непроизвольно) следующая в ответ на биологически нейтральный раздражитель, который превратился в сигнал, предупреждающий организм о предстоящем биологически важном воздействии. Безусловный рефлекс — врожденная, наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма.

 

3. Понятие о психике.

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность в виде идеальных образов. Естественнонаучным подтверждением философской теории отражения является рефлекторная деятельность мозга – деятельность чрезвычайно многообразная: от элементарных защитных рефлексов типа мигания до сложнейших рефлекторных систем речевого общения.

Основные функции  психики человека: отражение мира в идеальных образах; регуляция поведения и деятельности человека.

Психика человека – это не просто сумма познавательных, эмоциональных и волевых процессов и функций. Психика представляет собой некоторое единство сознательных, подсознательных или бессознательных свойств личности, наследованных от рождения и формирующихся под влиянием социальной практики, т.е. обучения, воспитания, труда и жизненного опыта.

Уровни психического отражения: сознательный (сознание – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку (личности), идеальная сторона его деятельности), подсознательный, бессознательный.

Итак, психика – особое свойство высокоорганизованной материи (мозга) субъективно отражать объективную реальность в трёх основных формах: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Психические процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.

Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния — это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр.

Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические  явления и процессы — это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.

 

4. Методы психологии.

Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, имеет случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном наблюдении этого не требуется.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим — когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим — в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Анализ  результатов деятельности — метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Опрос бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивида (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик), тестирование психокорреционное (обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).

 

5. Понятие о деятельности.

Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, длительность.

Психология различает  три вида деятельности: игру, учение, труд. Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленный на усвоение общественного опыта. Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности. Труд — это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Деятельность имеет свои особенности. Общественный характер человеческой деятельности. Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения — продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь конкретным видом деятельности, человек выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда. Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия. Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных определенной целью, к которой стремится человек в данной деятельности, и направленных на достижение результатов, соответствующих этой цели. Плановость деятельности. Деятельность — это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом виде деятельности действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану. Систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду еще и ее длительность и систематичность. Именно этими особенностями отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже действия еще не составляют деятельности.

 

6. Соотношение внутренней и внешней деятельности (процессы интериоризации-экстериоризации).

Исследования  советских психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные, и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Рассмотрим это  на примере. Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, абстрагированное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью  приводит к тому, что, прежде чем  приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в  этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.

Итак, интериоризация – процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию; экстериоризация – процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

 

7. Понятие о потребностях. Виды потребностей. Предметный характер  потребностей.

Потребность – состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Из множества побудителей  поведения в работах X. Мюррея (1938) были выделены четыре основные потребности: в достижении, в доминировании, в самостоятельности, в аффилиации. 

Эти потребности, рассмотренные в более широком  контексте, М. Аргайл включил в общую структуру мотивации (потребностей): 1) несоциальные потребности, которые могут вызвать социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, еде, деньгах); 2) потребность в зависимости как принятие помощи, защиты, принятие руководства, особенно от тех, кто авторитетен и имеет власть; 3) потребность в аффилиации, т.е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятии группой, сверстниками; 4) потребность в доминировании, т.е. принятии себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения; 5) сексуальная потребность — физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителем другого; 6) потребность в агрессии, т.е. в нанесении вреда, физически или вербально; 7) потребность в чувстве собственного достоинства, самоидентификации, т.е. в принятии самого себя как значимого.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам педагогики и психологии"