Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология и педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)


                                                        Психология и Педагогика

1.        Физиологическая основа психики.

Психика человека есть человеческое сознание.

Все психические процессы являются продуктом деятельности нервной системы. Поэтому изучение анатомии и физиологии нервной системы необходимо для объяснения психических явлений.

ЦНС состоит из спинного и головного мозга. Различные части выполняют разные виды  сложной нервной деятельности.

Спинной мозг – регулирует работу отдельных мышечных групп и внутренних органов.

Головной мозг обеспечивает прием и переработку информации, создание программ действий и контроль за их успешным выполнением, всегда работает как единое целое. В головном мозгу выделяют три основных блока, каждый из которых играет свою роль в психической деятельности: первый – обеспечивает тонус коры, который следит за тем чтобы процессы получения, переработки, выполнения протекали успешно; второй – обеспечивает процесс приема, переработки и хранение информации, доходящей до человека из внешнего мира; третий – вырабатывает программы поведения, обеспечивает их деятельность и контролирует их выполнение.

 

2.        Структура психики. Сознание как высший уровень психического отражения. Структура сознания.

В структуре психики выделяют:

Бессознательное – представляет собой форму индивидуального бессознательного(инстинкты самосохранения, размножения и т.д.) и коллективное(идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека).

Подсознание – представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или восприняты психикой как сигналы, не допущенные до сознания.

Предсознание – промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием. Существует в форме «потока сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций.

Сознание – включает психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.

Сверхсознание – психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий.

 

Сознание  - высший уровень отражения человеком действительности, в результате действительности, в результате чего достигается познание окружающего мира, или осознанное бытие.

Психологическая характеристика сознания:

- ощущение себя познающим субъектом;

- способность мысленно представлять и осознавать действительность;

- способность осознавать психические и поведенческие состояния и управлять ими;

- способность воспринимать окружающую среду в форме образов.

Выявлено 2 уровня сознания:

1)       Бытийное сознание – биодинамические свойства движений(предметно-практическая деятельность), чувственные образы (мир представлений культурных символов);

2)       Рефлексивное сознание – значение (содержание общественного сознания, усваиваемое человеком – мир идей, научных знаний), смысл (субъективное понимание человеком ситуации, информации- переживания, эмоции).

Сознание проявляется во всех этих мирах. Оно управляет сложными формами поведения, требующими от человека внимания и контроля.

 

3.        Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии.

   В период становления психологии в качестве самостоятельной науки Н.Н.Страхов указывал на необходимость «крепко держаться за самый предмет изучения» - это, по Страхову, «наша душевная жизнь» - поскольку он открывает «обширную область исследований» Осознание сложности предмета психологии привело М.М.Троицкого к выводу о необходимости использования многих наук - зоологии, антропологии, физиологии и анатомии, этнографии, лингвистики, психиатрии и др. для разработки психологии. В целях осуществления поставленной задачи по инициативе Троицкого было создано Психологическое общество при Московском университете (1885), объединившее «представителей всех нужных для ее разработки специальностей» с разных факультетов университета.

В книге «Методологические введение в науку и философию» Ивановский предложил оригинальную классификацию наук. В отличие от математических он выделил «реальные («естественные» в широком смысле)» науки, имеющие дело естественными предметами, процессами, состояниями. К таким наукам он относил и психологию.

В возникшей в конце ХIХ - нач. ХХ вв. педологии предметом выступил развивающийся ребенок как естественное целое, охватывающее все стороны этого развития - и телесную, и психическую. Исследование было направлено на синтез данных многих наук - антропологии, психологии, медицины, гигиены и др. с целью выяснения природы ребенка как объекта изучения и воспитания. Исторический опыт развития педологии показал ошибочность выделения естественных целых в качестве предмета науки.

Б.М.Кедров предложил классификацию наук, в которой психологии отвел центральное место. Схема Кедрова представляет собой треугольник, вершину которого составляют естественные науки, нижний правый угол - философские, а нижний левый угол - общественные науки. Психология располагается в самом центре треугольника и имеет линии связи, которые соединяют ее с тремя перечисленными группами наук.

Отрасли психологии:

1)       психология труда – изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология.

2)       Педагогическая психология – изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека: психология обучения, воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

3)       Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного: нейропсихология, психофармакология, психопрофилактика, психогигиена.

4)       Юридическая психология – изучает психологические вопросы связанные с реализацией системы права: судебная психология, криминальная психология, исправительно-трудовая психология. 

5)       Военная психология – изучает поведение человека в условиях боевых действий, отношения между начальником и подчиненным и т.д.

6)       Психология спорта, торговли, художественного творчества;

7)       Общая психология – есть фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

 

4.        Соотношение научной и житейской психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.

Психология — наука особого типа.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия, Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. Житейские психологические знания состоят в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

Научные же психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной же психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Научная психология состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

 

5.        Предмет и задачи психологии.

Психика живых существ во всем великом многообразии ее внешних и внутренних проявлений; корреляции между этими проявлениями и процессами в центральной нервной системе; обусловленность психики социальными отношениями субъекта, роль его личностных качеств - все эти и другие психические феномены подчинены определенным закономерностям, открыть которые призвана научная психология. Таков ее предмет, отграничивающий ее от физиологии, социологии и других дисциплин.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности. Психология раскрывает сущность изучаемых явлений. Исследование психических явлений – от элементарных ощущений до психических свойств личности, имеет первостепенное значение  для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучение и воспитания.

 

6.        Становление психологии как науки.

В 19 веке вырабатываются новые подходы к психике, основанные на физиологии, которая превратила организм в объект экспериментального изучения.

Г.Э. Мюллер утверждал, что никакой энергией кроме той, которую может объяснить физика, нервная ткань обладать не может. Это утверждение стало «законом». Однако было неясно как же порождаются психические процессы.

Физиолог Вебер предполагал, что существует зависимость между ощущениями и вызывающими их физическими стимулами. Но в ходе эксперимента обнаружилось, что существует определенное отношение между первоначальным раздражителем и последующим, при котором человек понимает, что ощущение стало другим.

Основы психофизики как научной дисциплины были заложены ученым Фехнером. Психофизика выявляла эмпирические зависимости на основе внедрения эксперимента и количественных методах исследования.

Таким образом на данном этапе была создана почва для отделения психологии от физиологии и от философии в отдельную научную дисциплину.

В конце 19 века сложилось несколько программ построения психологии как самостоятельной науки.

К 60-м годам 19 века происходит выделение психологии в самостоятельную науку.

Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология Вундта. Он явился создателем первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Нем. Философ Дильтей выдвинул теорию 2-х психологий: экспериментальный (схож с естественными науками) и психология, которая занимается интерпретацией проявления человеческого духа. Первую психологию он назвал – объяснительной, вторую – понимающей.

 

7.        Исторический путь развития психологии (Основные этапы).

Развитие психологии в период античности: Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с становлением науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех знаний, которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.

Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), не может быть первоосновой.

В теориях Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима.

Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение и мышление. При этом для психологов не существовало разницы между ощущением и восприятием. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"