Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 20:56, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Предмет и задачи психологии и педагогики. Методология и методы психологии педагогики.
1. Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).

Вложенные файлы: 1 файл

Психология Дима.doc

— 661.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Предмет и задачи психологии и педагогики. Методология и методы психологии педагогики.

1. Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).

Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. Но эти процессы в педагогической психологии рассматриваются отдельно, ибо они различны по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков. Обучение же (реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности) ориентируется на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка.

Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры. Воспитание же и обучение входят в содержание педагогической деятельности. В том и другом случае обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности конкретного субъекта (ученика, учителя). Но они рассматриваются как совместная деятельность учителя и ученика, в первом случае речь идет об учебной деятельности или учении (ученика). Во втором педагогической деятельности учителя и о выполнении им функций организации, стимулирования и управлении учебной деятельности ученика, в третьем - о процессе воспитания и обучения в целом.

Педагогика схожа с психологией в том, что объект исследования – общий - это человек. Психику человека, его личность и проявление всех личностных качеств  в коллективе исследуют именно эти две науки. Поэтому, во многом, их методы исследования схожи. Вся информация – как сведения о способностях мозга, так и сведения о путях развития личности, которая огромна по своему объему, добывается  путем исследований.

2. Термин методология греческого происхождения и означает “учение о методе” или “теория метода”. В современной науке методология понимается в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова методология – это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя, это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности. Методология в узком смысле слова – это учение о методах научного исследования.

Таким образом, в современной научной литературе под методологией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи.

Методологические проблемы психологии и педагогики всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития психолого-педагогической мысли. Изучение психологических и педагогических явлений с позиций диалектики, т. е. науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, позволяет выявить их качественное своеобразие, связи с другими социальными явлениями и процессами. В соответствии с принципами этой теории обучение, воспитание и развитие будущих специалистов исследуются в тесной связи с конкретными условиями общественной жизни и профессиональной деятельности. Все психолого-педагогические явления изучаются в их постоянном изменении и развитии, выявлении противоречий и путей их разрешения.

Учитывая тот факт, что психология и педагогика все больше впитывают в себя достижения различных отраслей знания, усиливаются качественно и количественно, постоянно обогащая и расширяя свой предмет, встает вопрос о том, чтобы этот рост был осознан, скорректирован, управляем, что непосредственно зависит от методологического осмысления этого явления. Методология, таким образом, играет определяющую роль в психолого-педагогических исследованиях, придает им научную целостность, системность, повышает эффективность, профессиональную направленность.

В настоящее время стал очевиден разрыв между философско-методологическими проблемами и непосредственной методологией психолого-педагогических исследований: с одной стороны – проблемы философии психологии и педагогики, а с другой – специальные методологические вопросы психолого-педагогических исследований. Одним словом, психологи и педагоги все чаще сталкиваются с проблемами, которые выходят за рамки конкретного исследования, т. е. методологическими, еще не решенными современной философией. А потребность в решении данных проблем огромна. В силу этого и требуется заполнить создавшийся вакуум методологическими концепциями, положениями, в целях дальнейшего совершенствования непосредственной методологии психолого-педагогических исследований.

 

3. Методов исследований довольно много, но начальных, базовых, всего три. Они являются основой для проведения всех прочих исследований. Это – лонгитюдный, комплексный и сравнительный методы исследований.

Лонгитюдный – это известный в исторической науке метод продольных срезов. Суть в том, что индивидуум или группа человек исследуется на протяжении какого-то отрезка времени, и фиксируются все изменения, которые происходят в их поведении психике, образе действий, поступках. Такой метод позволяет определить, что именно воздействует на развитие  человека  и насколько сильно.

Сравнительный метод удобен тогда, когда нужно исследовать людей, состоящих  в одной группе, но реагирующих на общие раздражители по-разному. Становится понятным, что именно вызывает эти различие, чему следует отдать больше «голосов» — факторам среды или наследственности, сравнительный метод довольно эффективен там, где нужно изучать близнецов, которые по генотипу схожи, но развиваться могут по-разному.

Комплексный метод исследований подразумевает, что к объекту изучения подходят с  разных сторон и главное, различные специалисты. Допустим, когда рассматривается какой-либо «неформат» — то ли ущербный ребенок, то  ли, напротив, одаренный, целью ученых и педагогов является выяснить причины, по которым его развитие пошло по другому пути, нежели у сверстников. Для этого, в  дело включаются не только педагоги, но и психологи, и социологи, и медики. Ведь причина может быть какой угодно. Данные, полученные в результате, плюсуются и анализируются.

После того, как были использованы эти методы, в дело идут уже непосредственно эмпирические методы исследований, которые применяются педагогами на месте, в процессе обучения. Это – наблюдение, эксперимент, анализ. Вот – три кита, на которых держатся педагогические исследования.

Наблюдение — это пассивный метод. Он не предполагает вмешательство в деятельность учащегося, это целенаправленное восприятие учащегося на протяжении какого-то отрезка времени, с регулярной фиксацией получаемых данных. Метод наблюдения применяется как в группе, так и при индивидуальных исследованиях.

Второй основной метод исследований – эксперимент. В отличие от предыдущего, это уже активный метод. Он представляет собой направленной вмешательство в деятельность и активность учащихся, с целью ее корректировки  и, опять-таки,  фиксацией результатов. Наблюдение выявляет наиболее общие черты развития человека.  Эксперимент применяется тогда, когда нужно проявить определенные способности человека, составить мнение о конкретно черте характера. Чтобы заставить эту черту проявиться, нужно формировать события, создавая искусственные ситуации. Пожалуй,  именно эксперимент является сам действенным  и популярным методом исследования  в школах и ВУЗах.

Анализ деятельности и продуктов деятельности. Таким образом, существует система оценивания, которая позволяет следить аз успеваемость ученика в течение четверти, триместра, полугодия, года. Также, огромным подспорьем в этом деле являются работы учащихся, которые сдаются для отчетности – это не только контрольные. Это и курсовые работы, и  выпускные проекты, и  даже дипломные работы. Анализ результатов труда помогает сопоставить цели и содержание обучения, программы обучения, с реальной успеваемостью человека.  К тому же, этот метод не только выявляется несоответствия по данному пункту (если они имеются), но и помогает обнаружить, в какую сторону происходят отклонения и почему.

Помимо этих методов, есть еще такие методы как экспертные оценки и психодиагностический метод, но они используются значительно реже. Второй нужен, допустим, лишь в том случае, когда педагогика сама по себе не справляется с проблемой,  и объект наблюдений явно нуждается в консультации  профессионала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Особенности психической формы отражения действительности. Сенсорная, перцептивная и интеллектуальная стадии в развитии психики животных.

1. Психическое отражение окружающей действительности в ряде научных теорий рассматривается как базовая и отличительная характеристика психики.

В самом широком смысле понятие «отражение» означает способность системы воспроизводить своими состояниями различные качества, структурные характеристики.и отношения внеположных ей объектов, в ходе взаимодействия с ними.

С материалистической точки зрения, отражение — это всеобщее свойство материи. Характер отражения зависит от уровня организации материи, качественно различается в неорганической и органической природе, в мире животных и мире социальном, в простых и высокоорганизованных системах. Соответственно этому, психика — высшая ступень отражения и специфическое свойство высокоорганизованной материи — мозга.

На уровне организма отражение первично проявляется в раздражимости — способности живой материи отвечать на воздействие внешних и внутренних стимулов избирательной реакцией, соответствующей особенностям конкретного живого существа. Такое «допсихическое» отражение в процессе развития органического мира преобразуется в чувствительность — способность иметь ощущения или первичные психические образы среды, служащие целям ориентации и регуляции адекватных ей и потребностям организма действий. Эти простейшие формы отражения являются предпосылкой развития более сложных форм, включающих сенсорные и умственные образы действительности, которые позволяют воспроизводить ее пространственно-временные и причинно-следственные связи, придавая поведению все более активный и адаптивный характер.

При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются три основные стадии: 1) сенсорная, заключающаяся в отражении отдельных раздражителей и соответствующих им свойств предметов; 2) перцептивная, связанная со способностью отражать комплекс раздражителей в целом, т.е. предполагающая отражение действительности в виде целостных предметов; 3) интеллектуальная, при которой возможно отражение не только целостных предметов, но также функциональных отношений между ними и целостных ситуаций.

В отличие от процессов отражения, наблюдаемых в других системах, психическое отражение активно и избирательно по своей природе; оно осуществляется посредством двигательной активности, которая, по мере развития психики, совершенствуется, становится произвольной и переходит в сложные формы осознанного, целенаправленного поведения и деятельности. Кроме того, в психической системе отражение актуального «здесь и теперь» сопряжено с предвосхищением возможного будущего, что обеспечивает упреждение нежелательных внешних воздействий и организацию поведения во времени, благодаря психическому отражению активность индивида, с одной стороны, осуществляется с учетом свойств внешних объектов и особенностей ситуации, с другой — приобретает надситуативный, поисковый и познавательный характер.

На уровне человеческой психики активность отражения не только возрастает, но и качественно меняется. Здесь избирательный и целенаправленный характер отражения определяется процессами социального взаимодействия и совместной деятельности. В этих процессах психическое отражение выступает как создание не только чувственных образов, но и высших форм логического мышления.

Активное, избирательное и опережающее отражение окружающей действительности является важнейшей, но не исчерпывающей характеристикой психики человека. Отражение, как воспроизведение внешнего (объективного), иногда противопоставляется творчеству, как выражению внутреннего (субъективного). Очевидно, что душевная жизнь человека разворачивается не только в отражающей (воспроизводящей), но и в творческой активности. Иными словами, психика {в особенности, человеческая) не сводится к процессу психического отражения; это не только «живое зеркало мира», но и самоорганизующаяся система, которая характеризуется способностью к целеполаганию, смыслопорождению и осознанной реализации внутреннего потенциала.

Отмечая специфику психического отражения, мы косвенно упомянули о таком системном и сущностном свойстве психики как активность. Психика не является простым «слепком» своего окружения или пассивным объектом внешних воздействий; она активно взаимодействует с миром, преобразует и творит его.

2. Развитие психики в животном мире

Выделяются две функции психики: отражение действительности (ориентировка в ней) и регуляция поведения в соответствии с отражаемым. Ответить на поставленные вопросы нам поможет концепция развития психики А. Н. Леонтьева (1903—1979). На первом плане в этой концепции — стадии психического отражения действительности.

Стадия элементарной сенсорной психики.

Способность отражать отдельные свойства предметов получила название чувствительность, или ощущение. Наличие ощущения позволяет нам представить первую стадию психического отражения действительности — стадию элементарной сенсорной (чувствительной) психики.

На этой стадии развития психики, по А.Н.Леонтьеву, находятся насекомые, черви, ракообразные. Причина появления этой стадии — переход от однородной среды существования к среде дискретных (конечных) предметов.

Когда насекомое попадает в паутину, оно начинает вырываться и этим самым создает вибрацию. Паук, соединенный нитями паутины с сетью, выползает из укрытия, устремляется к насекомому, опутывает, парализует его и питается веществом его тела. Поставим вопрос: «Что "включает" поведение паука?» По описанной нами картине — вибрация. Следующий вопрос: «Будет ли паук сыт от самой вибрации?» Конечно, нет. «Почему же он на нее реагирует?» Тут-то мы и подойдем к самому важному, если скажем, что вибрация — это не непосредственно биологически значимый раздражитель, а сигнал биологически значимого предмета. Реагирование на такой сигнал и означает появление психического отражения действительности. Происходит же это реагирование потому, что вибрация находится в устойчивой связи с веществом тела насекомого, от которого паук будет сыт.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"