Шпаргалка по "Специальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 00:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Специальной психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 40-48.docx

— 36.14 Кб (Скачать файл)

40.ИСКАЖЕННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, СТРУКТУРА  ДЕФЕКТА, 4 ГРУППЫ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ.

 

Искаженное психическое развитие(РДА) – неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального, межличностного восприятия и коммуникации.

Причины:1.наследственная отягощенность. 2.как реакция на подавление ребенка со стороны матери, ее эмоциональную холодность (Б.Беттельхейм);3.как следствие органического поражения мозга, преимущественно левого полушария, в том числе речевых зон.

Четыре группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности поражения аффективной сферы:

1-ая  группа РДА – полная отрешенность от происходящего. Наиболее тяжелая степень поражения, для которой характерно:

1.ребенок бесцельно перемещается в пространстве комнаты, иногда передвигаясь по мебели (прыгая, перелезая по верху); 2.эмоциональный контакт со взрослым отсутствует; 3.лицо сохраняет выражение отстраненности; 4.речь отсутствует, хотя понимание речи может быть не нарушено; 5.ребенок избегает резких стимулов: шума, яркого света, громкой речи, прикосновений – все это может вызвать приступы страха;

6.выражены явления пресыщаемости: утомляемость, плаксивость, раздражительность.

2-ая  группа РДА – активное отвержение, отличается большей активностью.

1.ребенок реагирует на физические ощущения (голод, холод, боль); 2.активно требует сохранения постоянства в окружающей среде. 3.наблюдаются стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств, надавливание на глазные яблоки, вращение предметов перед глазами, шуршание бумагой, прослушивание одних и тех же пластинок;4.вестибулярный аппарат стимулируется прыжками, раскачиванием вниз головой и т.п. 5.речь в основном состоит из однотипных речевых штампов – команд.

3-ая  группа РДА – захваченность аутистическими интересами, характеризуется следующими показателями: 1.наличие речи в виде эмоционального окрашенного монолога, выражающего потребности ребенка; 2.стремление к достижению цели при быстрой пресыщаемости; 3. пугливость, тревожность и потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений; 4.часто встречаются агрессивные действия, устрашающие сюжеты рисунков.

4-ая  группа РДА – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми, является наименее тяжелой: 1.ребенок способен к общению;2.сохранны интеллектуальные функции; 3.речь аграмматична, нарушено употребление местоимений; 4.выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке со стороны матери; 5.не хватает гибкости и разнообразия поведения, часто возникают ритуальные формы поведения как защита от страхов; 6.круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми.

 

 

 

 

 

41.ОПРЕДЕЛЕНИЕ  РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА. ХАРАКТЕРНЫЕ  ПРИЗНАКИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ. ОТЛИЧИЯ  СИНДРОМА КАННЕРА ОТ СИНДРОМА  АСПЕРГЕРА.

 

РДА – неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального, межличностного восприятия и коммуникации.

Характерные признаки РДА являются:

Аутизм как таковой, т.е. предельное «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности. Наблюдается поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки; пристрастие к разнообразному манипулированию одним и тем же предметом: трясение, постукивание, верчение.

Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативной функции. Ребенок с РДА может иметь и формально хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой «взрослой» фразой. Но речь носит характер штампованности,  попугайности. Ребенок не задает вопросов и может не отвечать на обращенную к нему речь. Обращает на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика речи ребенка.

Отличия синдрома Каннера от синдрома Аспергера (по В.В.Ковалеву)

Наиболее существенные различия:

СИНДРОМ АСПЕНГЕРА

-нормальный или выше среднего уровень интеллекта;

-опережающее развитие речи (ребенок начинает говорить до появления самостоятельной ходьбы)

- встречается почти исключительно только у мальчиков;

- отношения к близким - нередко относится к ним, как к помехе;

-благоприятный прогноз.

СИНДРОМ КАННЕРА

-невысокий интеллектуальный уровень или интеллектуальную недостаточность .

-часто отставание в развитии речи

- может наблюдаться (хотя и реже) и у девочек.

-отношение к близким- ребенок их вообще не замечать.

- чаще наблюдается переход в пограничную интеллектуальную недостаточность или атипичную форму умственной отсталости.

 

 

 

 

 

 

 

 

42.ОСОБЕННОСТИ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ  И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ  ИСКАЖЕННОМ РАЗВИТИИ. ОСОБЕННОСТИ  СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ  ПРИ ИСКАЖЕННОМ РАЗВИТИИ.

 

1.внимание - трудностях сосредоточения внимания, внимание приковывается к отдельным аспектам воспринимаемого поля.

2.в сенсорно-перцептивной сфере – проблемы развития сенсорной сферы у детей с аутизмом разделяются на две группы:

Гиперчувствительность – это повышенная чувствительность вплоть до непереносимости определенных сенсорных стимулов.

Гипочувствительность– недостаточно развитая способность воспринимать стимулы разной модальности.

Характерна болезненная гиперстезия к обычным сенсорным раздражителям.

3.в психомоторной сфере – плохая моторика, несформированность произвольных движений, большие трудности в овладении навыками самообслуживания. Переход от непроизвольных движений к произвольным часто оказывается непреодолимым. Однообразные действия повторяются много раз.

4.в мыслительной сфере – нарушение целенаправленности и пресыщаемость интеллектуальной деятельности, вычурность мышления.

5.в речевом развитии – качественное нарушение в сфере вербальной и невербальной коммуникации: отсутствие желания общаться с другими, эхолалия, общение только в случае возникновения потребностей, отсутствие реакции на речь других людей, замена местоимений, использование обычных слов в необычном значении.

6.в эмоционально-волевой сфере – у младенцев и у более старших детей возникают трудности с подражанием другому человеку, а также трудности эмоционального заражения, затруднено также опознание эмоционального состояния другого человека. При налаживании контакта выясняется, что многие обычные окружающие предметы и явления, некоторые люди вызывают у них постоянное чувство страха. Чувство страха вызывает все новое.

7.межличностные отношения – неспособность устанавливать полноценные отношения с другими людьми.

8.особенности социализации и социальной адаптации:  качественное нарушение социального взаимодействия. отчужденность, пассивность, странная активность. Дети не могут уже в младенчестве отслеживать направление внимания взрослого человека, Не овладевают навыками социального взаимодействия.

Нарушение воображения и социальной практики. У детей с аутизмом можно заметить полное отсутствие «символической» игры, которая заменяется стереотипными навязчивыми действиями. Нормально развивающиеся дети дошкольного возраста берут на себя и выполняют игровые роли,  используют в игре предметы-заместители, однако этого не наблюдается в игре детей с аутизмом. У взрослых людей с аутизмом отсутствие воображения проявляется по-другому: они проявляют мало интереса к вымышленным сюжетам, в частности, к фильмам, романам, телесериалам.

 

 

 

 

43.ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ  ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, СТРУКТУРА ДЕФЕКТА, ВИДЫ  ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ. ГРУППЫ ПСИХОПАТИЙ  ПО ВЕДУЩИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ, ОСНОВАННЫМ  НА ТИПАХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

 

Психопатия  - это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, характеризующихся по трем критериям: тотальность патологических черт характера; относительная стабильность их проявлений в течение жизни; социальная дезадаптация.

Этиология:

-генетические (наследственные факторы);

-воздейстиве внешних повреждающих факторов в раннем детстве;

-как реакция на длительные неблагобриятные воздействия со стороны родителей.

Психопатии подразделяют на конституциональные (ядерные), органические, краевые.

-Конституционные психопатии зависят в большей степени от наследственной предрасположенности, чем от особенностей воспитания детей.

К ним относят шизоидную, эпилептоидную, циклоидную, психастеническую, неустойчивую и истероидную психопатии.

- Органические  психопатии связаны с ранним органическим поражением центральной нервной системы, и среди них чаще встречается возбудимый (эксплозивный) тип.

- Краевая, или нажитая (приобретенная) психопатия является результатом патологического формирования личности.

Группы психопатий по ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы (О.В.Кербиков).

Возбудимые – характерна высокая возбудимость, сочетающаяся с подозрительностью, гневом, упрямством и педантичностью. В поведении склонны к жестокости, мстительности, крайне требовательны к окружающим. Поведенческий ролевой репертуар скуден.

Неустойчивые – свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности. Чувства, достигая большой интенсивности, быстро угасают. Повышенная внушаемость, склонны к фантазированию.

Тормозимые - характеризуются повышенной утомляемостью, истощаемостью, общей вялостью. Впечатлительны, ранимы,   нерешительны, мнительны, обидчивы. Особенно большой дискомфорт испытывают при общении с малознакомыми людьми, плохо привыкают к коллективу.

Психастенические - характерно сочетание черт астенической личности сповышенной склонностью к самоанализу и самобичеванию. Постоянно испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятия решения. Склонны к ритуалам в поведении, боятся любых изменений.

Шизоидные – свойственна патологическая замкнутость, слабость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости, выраженные трудности в налаживании неформального общения.

Мозаичные – представляют собой сочетание нескольких.

 

 

44.ОСОБЕННОСТИ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ ПРИ ДИСГАРМОНИЧЕСКОМ  РАЗВИТИИ. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ  И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРИ  ДИСГАРМОНИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.

 

Познавательная деятельность может быть без особенностей, в пределах возрастной нормы, иногда чуть выше или чуть ниже.

Личность. Ряд психопатических свойств имеет тенденцию закрепляться по механизму «порочного круга». Так, аутизм шизоидного ребенка нередко вызывает настороженное отношение к нему со стороны сверстников.Аффективная возбудимость эпилептоидного ребенка, способствуя конфликтам, создает для него сложное положение в среде сверстников, ситуацию враждебности, подозрительности.

В патогенезе патологических формирований личности основная роль принадлежит двум факторам:

1) закреплению патологических  реакций (имитация, протест, пассивный  и активный отказ и др.), представляющих  собой форму ответа на психотравмирующую  ситуацию; фиксируясь, они становятся  устойчивыми свойствами личности  особенно в детском возрасте;

2) непосредственному «воспитанию»  таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность в результате прямой  стимуляции отрицательным примером.

Межличностные отношения неадекватны. От нарушений контактов со сверстниками, восприятие их как потенциальной опасности (при шизоидной психопатии), поддержания контактов только с теми, кто одобряет, не трепят критики (при эпилептоидной психопатии), трудностей вступления в контакт, осторожностью и постепенностью (при психастенической психопатии) до охотного вступления в контакт, восприятия общения как способа проявления своего «Я» (при истерической психопатии), коллекции новых контактов (при неустойчивой психопатии), срывов и вспышек гнева (при возбудимой психопатии).

Особенности социализации. Общей закономерностью развития психики при психопатии и раннем детском аутизме является явление асинхронии, когда при нормальном становлении познавательной предметной деятельности нарушается общение, социальное поведение человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. ПОНЯТИЕ «МНОЖЕСТВЕННЫЕ  ФИЗИЧЕСКИЕ И (ИЛИ) ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ», «ТЯЖЕЛЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ И (ИЛИ) ПСИХИЧЕСКИЕ  НАРУШЕНИЯ»

 

   Множественные физические и (или) психические нарушения- два и более физических и (или) психических нарушения.

   Тяжелые физические и (или) психические нарушения- физические и (или) психические нарушения, выраженные в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательными стандартами является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков и элемент.проф.подготовки.

   Преобладают врожденные  формы патологии, имеющие генетическое  происхождение. (умственная отсталость и сенсорные нарушения.

   Нарушения развития  проявляются различными сочетаниями. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений. Например, сочетания нарушений зрения и  слуха, зрения и умственной отсталости, зрение и ДЦП 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной психологии"