Шпаргалка по "Специальной психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Специальная психология и педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты по Спец псих..doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

4) задержку психического  развития церебрально-органического генеза.

18.Особенности  развития познавательной сферы  у детей с ЗПР.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ  С ЗПР

Основным  признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из ее проявлений – неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.

Отмечаются  следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

1) неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет  к снижению продуктивности, обусловливает  трудности выполнения заданий,  требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы;

2) сниженная  концентрация, выражающаяся в трудностях  сосредоточения на объекте деятельности  и программе ее выполнения, быстрой  утомляемости, что указывает на  наличие органических факторов  соматического или церебрально-органического генеза;

3) снижение  объема внимания, т.е. ребенок  удерживает одновременно меньший  объем информации, чем тот, на  основе которого можно эффективно  решать игровые, учебные и жизненные  задачи, затруднено восприятие ситуации  в целом;

4) сниженная избирательность внимания, что проявляется в затруднении выделения цели деятельности и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей;

5) сниженное  распределение внимания, т.е. ребенок  не может одновременно выполнять  несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле при их усвоении;

6) «прилипание  внимания», которое выражается  в трудностях его переключения  с одного вида или способа  деятельности на другие, в отсутствии  гибкого реагирования на изменяющуюся  ситуацию;

7) повышенная  отвлекаемость.

Дети  с ЗПР отличаются своеобразием речевого развития. К признакам своеобразной задержки речевого развития можно отнести  процесс возрастного словообразования при ЗПР. Обычно процесс бурного  словотворчества у нормально  развивающихся детей заканчивается к старшему дошкольному возрасту. У детей с ЗПР этот процесс затягивается вплоть до конца начальной школы.

По степени речевых нарушений, наблюдающихся у детей с ЗПР, можно выделить три группы:

1) изолированный  фонетический дефект (неправильное произношение лишь одной группы звуков);

2) комбинированный  дефект (дефекты произношения сочетаются  с нарушениями фонематического  слуха);

3) системное  недоразвитие речи (нарушения лексико-грамматической  стороны речи на фоне крайне  бедного словарного запаса, примитивной структуры высказываний).

 

19.Особенности развития личности  и эмоционально – волевой сфередетей с ЗПР.

Проблема  специфики эмоционального развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании его личности в целом. 
 
Л.С. Выготский подчеркивал, что эмоциональная сторона личности ребенка имеет не меньше значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля [9]. 
 
Незрелость эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития говорит о специфической потребности детей данной категории в эмоциональном воспитании, которое включает в себя накопление эмоциональных образов для младших дошкольников, а в старшем дошкольном возрасте – развитие эмоционального контроля. Это является важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся у детей с ЗПР отклонений и необходимым условием их успешной социальной адаптации. 
По мнению К.С. Лебединской, нарушения эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития встречаются чаще, чем у психически здоровых. Автор отмечает причины этих расстройств: частые стрессы, разочарования и конфликты, как следствие интеллектуальной недостаточности, дефицит критичности [1]. 
 
О.В. Защиринская, рассматривая эмоциональные особенности детей данной категории соответственно классификации задержки психического развития К.С. Лебединской, выделяет следующие характерные черты эмоциональной сферы, присущие разным группам детей с ЗПР: 
 
1. ЗПР конституционального происхождения – эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая эмоциональную сферу детей младшего возраста. Характерными чертами при такой форме ЗПР являются гипертимия, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. 
 
2. ЗПР соматического происхождения – эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. В связи с этим преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности. 
 
3. Психогенная форма ЗПР – эмоционально-волевая сфера могут развиваться на фоне разных вариантов патологического формирования личности: 
 
– по типу психической неустойчивости – встречается в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений; 
 
– по типу «кумира семьи» – в условиях гиперопеки, в которой не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку; 
 
– по невротическому типу – в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда закономерно формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная. 
 
4. ЗПР церебрально-органического происхождения – эмоции характеризуются отсутствием живости, яркости и тонкости оттенков. В плане эмоционального развития характерны недостаточная дифференцированность эмоций, слабая заинтересованность в оценках окружающих людей, однообразие и ограниченность эмоциональных контактов. В зависимости от преобладающего эмоционального фона у таких детей выделяются два основных клинических варианта типа личности: 
 
– неустойчивый – с эйфорическим оттенком настроения, психомоторной расторможенностью, 
 
– тормозимый – с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, малой активности. 
 
В целом у детей с ЗПР в психическом облике и поведении О.В. Защиринская отмечает черты незрелости. Преобладают эмоциональный мотив поведения, слабость волевого усилия, непосредственность, поверхностность переживаний, лабильность настроения, несамостоятельность и внушаемость, т.е. те качества, которые характеризуют личностную незрелость [13]. 

 

 

20.Особенности деятельности детей  с ЗПР

 
21.Диагностика  и психолого – педагогическая  коррекция приЗПР.

Диагностика – лишь начальный этап в деятельности специального психолога, как, впрочем, и любого другого специалиста, она  обязательно должна завершаться прогнозом и рекомендациями. Неотъемлемым условием, обеспечивающим возможности развития дифференциальной психологической диагностики, является обширный фонд накопленных знаний. В основе построения любых диагностических методик, направленных на выявление задержки психофизического развития разной степени, лежат ориентировка на общие и специфические закономерности отклоняющегося развития и учет закономерностей психического развития в условиях нормального онтогенеза, выраженных в качественно-количественных показателях.

При этом важно комплексное, системное изучение ребенка разными специалистами  и качественно-количественный анализ его результатов.

В зависимости  от характера диагностических задач  используется тот или иной пакет  методов, позволяющих выявить степень своеобразия развития ребенка.

Изучение  нормально развивающихся детей  и детей, с умственной отсталостью  и задержкой психического развития имеет три этапа.

На первом (ориентировочном) этапе самостоятельных проб в овладении каким-либо знанием, умением проявляются отношение ребенка к предложенному заданию, степень его заинтересованности и уровень результативности самостоятельных попыток решения новой задачи.

На втором этапе (восприимчивости к помощи) происходит собственно обучение, начиная от стимулирующих и организующих воздействий вплоть до полного его результата.

На  этом этапе необходимо фиксировать  характер и количество оказываемой  помощи, которая должна фиксироваться  в речевой форме с целью  создания оптимальных предпосылок  для осознанного овладения любым новым знанием.

На третьем этапе <span class="book__Char" style=" font-family: 'Arial', '


Информация о работе Шпаргалка по "Специальной психологии и педагогике"